Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 9: Психология общения



2016-09-16 1967 Обсуждений (0)
Тема 9: Психология общения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Основные вопросы:

1. Общение как основа межличностных отношений. Цели общения.

2. Структура общения.

3. Общение как обмен информации.

4. Общение как взаимодействие. Типы взаимодействия.

5. Общение как восприятие людьми друг друга. Специфика межличностного восприятия в медицинской практике.

6. Межличностное восприятие и понимание. Основные задачи межличностного взаимодействия. Субъект и объект межличностного познания. Процесс познания человека.

7. Межличностные отношения. Динамика межличностных отношений. Механизм регулирования межперсональных отношений и условия их развития.

Основные понятия темы:

Барьер психологический – внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т. д.), мешающее человеку выполнить некоторое действие; часто возникает в деловых и личных взаимоотношениях людей, препятствует установлению открытых и доверительных отношений.

Заражение – бессознательная передача от человека человеку каких-либо эмоций, состояний, побуждений.

Идентификация личностная – уподобление, отождествление себя с кем-либо.

Имплицитная теория личности – устойчивое, прижизненно сформировавшееся у человека представление о взаимосвязи внешнего облика, поведения и черт личности людей, на основе которого он судит о людях в условиях недостаточной информации о них.

Интеракция – взаимодействие между общающимися, воздействие друг на друга: восприятие межличностное(социальная перцепция) - восприятие, понимание и оценка человека человеком.

Интеракционизм – учение, утверждающее, что все прижизненно приобретенные человеком психические свойства, качества и виды поведения являются результатом взаимодействия его внутреннего мира и внешней среды.

Интроспекция – метод познания психических явлений путем самонаблюдения человека.

Коммуникация – обмен информацией («символами») между общающимися индивидами.

Конфликт межличностный – трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей.

Конформность – некритическое принятие человеком чужого мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается.

Негативизм – демонстративное противодействие человека другим людям, неприятие даже разумных советов с их стороны.

Общение – процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание друг друга.

Подражание – сознательное или бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведение поступков и действий других людей.

Полоролевая типизация – усвоение человеком форм социального поведения, типичных для людей одного с ним пола.

Полоролевое поведение – поведение, свойственное человеку определенного пола в той социальной роли, которая соответствует этому полу.

Предубеждение – установка, препятствующая адекватному восприятию сообщения или действия.

Проекция – один из защитных механизмов, посредством которого человек избавляется от переживаний по поводу собственных недостатков за счет приписывания их другим людям.

Просоциальное поведение – поведение человека, бескорыстно направленное на благо других людей.

Роль – понятие, обозначающее поведение человека в определенной жизненной ситуации, соответствующее занимаемому им положению.

Симпатия – чувство эмоциональной предрасположенности к человеку, повышенный интерес и влечение к нему.

Социальные ожидания – ожидаемые от человека суждения, действия и поступки, соответствующие его социальной роли.

Стереотип – упрощенное, зачастую искаженное, представление о каком-либо социальном объекте (группе, человеке и др.).

Эмпатия– способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутреннего состояния.

Основная литература:

1. Андреева Г.Н. Социальная психология. М, 2004.

Дополнительная литература:

1. Горянина В.А. Психология общения. М, 2005.

2. Леонтьев А.А. Психология общения.- М, 2005.

3. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И. Рогов. - М., 1998.

4. Психология /Под ред. В.Н. Дружининой. - СПб., 2003.

5. Творогова Н.Д. Психология.- М., 2002.- С. 231.

 

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте роль общения в жизни общества и отдельного человека.

2. Приведите примеры, раскрывающие смысл каждой из функций общения.

3. Назовите цель и специфические черты каждого вида общения.

4. От чего зависит статус личности в группе? Можно ли его целенаправленно изменить?

5. Возможно ли бесконфликтное общение?

6. Какова роль общения в психологическом развитии человека?

7. Что такое социальная перцепция?

 

Альтернативно - тестовые задания для самоконтроля:

1. Склонность объяснять все поведением человека на основе тех качеств, которые на наш взгляд, являются у него главными, называются эффектом:

а) первичности;

б) новизны;

в) плацебо;

г) пигмалиона;

д) стереотипа;

е) бумеранга;

ж) все ответы верны;

з) все ответы неверны.

2. Выберите утверждения, характеризующие стереотипы:

а) представляют собой обобщение каждого личностного опыта;

б) укрепляются при тесном общении с группой людей, относительно которой они выработаны;

в) всегда являются предубеждением;

г) являются результатом родительского внушения;

д) с трудом меняются после подросткового возраста;

е) все ответы верны;

ж) все ответы неверны.

3. Что вы можете сказать о потребности в общении у животных и человека, прочитав следующие отрывки?

а) В начале 1967 г. в один из зоопарков отправили леопарда и пустили к нему в клетку живую курицу, чтобы он подкрепился в дороге; вместо потребности в пище леопард почувствовал большую потребность в общении с птицей в незнакомой обстановке. И впоследствии не трогал курицу, поселившуюся у него в клетке.

б) Попав в плен в Германии, Кристофер Берн в течение 18 месяцев находился в одиночном заключении, и его лишь изредка выводили из камеры. Как-то раз ему удалось пронести в камеру улитку. Она не только составила ему компанию на какое-то время, но и стала для него своего рода эмиссаром реального мира.

4. Правильны ли ниже перечисленные утверждения?

а) величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций;

б) в большинстве случаев человек выбирает свою социальную роль добровольно;

в) эффект ореола состоит в том, что, усмотрев в человеке какое-то главное качество (по нашему мнению), мы склонны видеть у него и другие качества, гармонирующие с ним;

г) авторитетная личность менее подвержена предрассудкам, чем прочие люди.

5. Выберите правильный ответ из ниже перечисленных вариантов.

I. Процесс уподобления себя другому, отождествления себя с другим называется?

а) идентификация;

б) стереотипизация;

в) конформизм.

6. Процесс приписывания причин, объясняющих поведение другого человека, – это:

а) каузальная атрибуция;

б)социальная перцепция;

в)групповая идентификация.

7. Эмоциональное проникновение во внутренний мир другого человека, сопереживание ему – это:

а) каузальная атрибуция;

б) рефлексия;

в) фрустрация;

г )эмпатия.

 

Темы рефератов:

1. Общение как основа межличностных отношений. Цели общения. Структура общения.

2. Общение как обмен информации.

3. Общение как взаимодействие. Типы взаимодействия.

4. Общение как восприятие людьми друг друга. Специфика межличностного восприятия в медицинской практике.

5. Управление конфликтами в общении.

6. Спор и полемика в ходе общения.

7. Невербальные формы общения.

 

Б. Ф. Ломов[16]. Проблема общения в психологии

Подобно отражению и деятельности, общение принадлежит к базовым категориям психологической науки. Общение, так же как деятельность, сознание, личность и ряд других категорий, не является предметом исключительно психологического исследования. Оно изучается многими общественными науками, поэтому возникает задача выявления того аспекта этой категории (точнее, отражаемой в ней реальности), который является специфически психологическим. В процессе общения - этой специфической формы взаимодействия человека с другими людьми (еще раз подчеркнем, что речь идет об индивидуальном уровне бытия) - осуществляется взаимный обмен деятельностями, их способами и результатами, представлениями, идеями, установками, интересами, чувствами и т. д. Общение выступает как самостоятельная и специфическая форма активности субъекта. Ее результат — это не преобразованный предмет (материальный или идеальный), а отношения с другим человеком, с другими людьми.

Общение выступает как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов. Подчеркнем, что речь идет не просто о действии, не просто о воздействии одного субъекта на другого (хотя этот момент и не исключается), а именно о взаимодействии. Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект.

Таким образом, категория общения охватывает особый класс отношений, а именно отношения «субъект — объект(ы)». В анализе этих отношений раскрываются не просто действия того или иного субъекта или воздействия одного субъекта на другого, но процесс их взаимодействия, в котором обнаруживается содействие (или противодействие), согласие (или противоречие), сопереживание и т. п.

Важнейшим понятием, используемым при описании индивидуальной деятельности, является мотив (или вектор «мотив — цель»). Когда мы рассматриваем даже самый простейший, но конкретный, реальный вариант общения, например, между двумя индивидами, неизбежно обнаруживается, что каждый из них, вступая в общение, имеет свой мотив. Как правило, мотивы общающихся людей не совпадают, точно так же могут не совпадать и их цели. Мотивационная сфера общения вряд ли может быть понята без исследования взаимного влияния участников общения друг на друга. По-видимому, в анализе мотивации общения нужен несколько иной подход, чем тот, который принят в изучении индивидуальной деятельности.

Подчеркивая качественные различия между общением и деятельностью, нужно вместе с тем отметить, что эти категории неразрывно связаны...

Общение — это одна из сторон образа жизни человека, не менее существенная, чем деятельность. Когда говорится об образе жизни определенного человека, то имеется в виду не только то, что и как он делает (т. е. его деятельность, например, профессиональная и любая другая), но и то, с кем и как он общается, к кому и как он относится.

В общении раскрывается субъективный мир одного человека для другого. Специфика общения, в отличие от любых других видов взаимодействия, как раз и состоит в том, что в нем прежде всего проявляются психические качества людей. О психических явлениях мы судим на основании анализа не только деятельности и их продуктов, но и общения.

Вместе с тем и общение детерминируется не только этой, но и иными потребностями. Человек вступает в общение с другими людьми часто, а может быть, и в большинстве случаев, не только для того чтобы удовлетворить возникшую коммуникативную, но и многие другие потребности. Более того, удовлетворение любой человеческой потребности так или иначе включает момент общения.

Соотношение вербальных и невербальных средств общения может складываться по-разному. В одних случаях они совпадают и усиливают друг друга; в других они могут не совпадать или даже противоречить друг другу. То, как именно складываются соотношения разных средств общения, определяется правилами и нормами, характерными для данного общества (или общности людей) на данном этапе его развития.

Вся система непосредственных и опосредствованных форм общения, в которые прямо или косвенно включается индивид, оказывает воздействие на его психическое развитие. По существу, трудно найти такие психические явления, свойственные человеку, которые так или иначе не были включены в процесс общения. Именно в общении, неразрывно связанном с деятельностью, индивид овладевает опытом, выработанным человечеством. В процессе общения, прямого или косвенного, непосредственного или опосредствованного, индивид «присваивает» те духовные богатства, которые созданы другими людьми (или, точнее было бы сказать, приобщается к ним), и вместе с тем привносит в них то, что накопил в своем индивидуальном опыте.

В процессе общения людей могут изменяться как модальность, так и интенсивность их эмоциональных состояний: происходит либо сближение этих состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление, поскольку общение является многомерным процессом. Его функции можно классифицировать и по другой системе оснований, Можно, например, выделить такие функции, как организация совместной деятельности; познание людьми друг друга; формирование и развитие межличностных отношений.

Источник: Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984, с. 242—271.

 

Вопросы:

1. Общение как основная категория психологической науки.

2. Как соотносятся вербальные и невербальные средства общения?

А. А. Бодалев[17]. Восприятие человека человеком

Среди проблем, в глубокой и всесторонней разработке которых одинаково заинтересованы как теоретические науки о человеке, так и практика, важное место занимает проблема непосредственного, наглядно-образного отражения людьми друг друга в процессе различных видов деятельности.

В процессе общения достигаются взаимопонимание, слаженность при выполнении работы, растет способность прогнозировать поведение друг друга в тех или иных обстоятельствах или, наоборот, возникают конфликты и моральные противоречия, разлад в работе; проявляется неспособность предугадать поведение партнера по общению. Достижение положительного результата в общении, как правило, связано с адекватным чувственным отражением друг друга общающимися субъектами, накоплением и правильным обобщением ими информации друг о друге. Отрицательный результат в общении часто оказывается следствием неадекватного отражения общающимися друг друга, недостаточности и неправильного истолкования информации, которой каждый из них располагает.

Место человека в обществе, его классовая принадлежность, роль в процессе создания материальных ценностей и усваиваемые им в связи с этим морально-эстетические нормы всегда сказываются на объективности восприятия и понимания этим человеком других людей, на том отношении, которое у него к каждому из этих людей складывается.

Информация, поступающая в процессе взаимодействия люден к каждому из его участников, слагается, во-первых, из тех сигналов, которые человек в ходе совместной деятельности получает непосредственно о других участниках, во-вторых, в нее обязательно входит информация, которую он также прямо черпает о себе через посредство своих экстеро-, проприо- и интерецепторов, сигнализирующих ему о ходе его собственного участия в деятельности, достигнутых результатах, его состоянии и пр. В-третьих, он постоянно получает информацию о внешних для всех участников деятельности условиях, в которых, а может быть, и благодаря которым эта совместная деятельность людей развертывается. В-четвертых, он информируется об общих итогах деятельности.

Особенности, образующие внешний облик и поведение человека, многообразны, и все они для других людей могут выступать носителями определенной информации и играть роль сигналов. По одним признакам, входящим во внешний облик человека, люди судят о его расовой и национальной принадлежности, по другим — о поле и возрасте, по третьим — о социальной принадлежности и уровне культурного развития. Во внешнем облике и поведении каждого человека имеются признаки, наблюдая которые Люди выводят заключение о характерологических особенностях Другого человека, его способностях, испытываемом им состоянии. Наконец, по определенным признакам мы судим, чем занят человек и как он делает свое дело сейчас и т. д.

Положение людей по отношению друг к другу в процессе совместной деятельности, их права и обязанности могут быть и одинаковыми, и различными. Это обстоятельство сказывается на содержании той информации друг о друге, которая имеет для каждого из них первостепенное значение. При сходстве задач деятельности и совпадении в главном путей решения этих задач характер признаков, которые в каждом из участников имеют сигнальное значение, для обоих участников одинаков. При несходстве задач, осуществляемых в деятельности каждым участником, и несовпадении способов, с помощью которых эти задачи каждый из них решает, характер регулятивных признаков в партнере по деятельности для каждого свой.

Иная картина, когда взаимодействующие в деятельности люди различаются занимаемым в ней положением. Неодинаковость объективных условий деятельности и нетождественность требований, предъявляемых к каждому из участвующих в ней людей, вынуждают их фиксировать друг в друге не совпадающие в содержании особенности.

Широта охвата сигналов информации, поступающих от другого человека, и преимущественный отклик на один из них и полное или частичное игнорирование других зависят не только от объективного значения этих сигналов для результатов совместной деятельности, но и от их субъективного значения, которое может не совпадать с объективным.

Значимость сигнала, т.е. субъективное отношение человека к поступающей информации, влияет также и на скорость переработки получаемой индивидом информации в ходе взаимодействия с другим человеком.

Исходя из своего прошлого опыта общения с разными категориями людей в разных обстоятельствах, индивид ожидает от другого человека в каждой из ситуаций одни формы действий чаще, а другие реже. Это ожидание является субъективным выражением объективного факта вероятности сигнала.

Характер сигналов, поступающих от одного человека к другому, может оказаться слишком неожиданным для последнего, и тогда выбор целесообразного ответа на эти сигналы потребует от него дополнительного времени. В этих случаях регуляционная переработка информации (отыскание адекватного способа реагирования) заключается часто в анализе истории появления нового сигнала. Когда субъект взаимодействия после появления соответствующего сигнального комплекса в облике или поведении партнера по общению начинает прагматически перерабатывать полученную информацию, он, опираясь на свой опыт, достраивает это отражаемое событие, «конструируя» в воображении его предыдущую часть, которая кажется ему причиной события. Одновременно он проецирует развитие этого события, тоже в воображении, в будущее, если им будет дан тот или иной ответ на полученный сигнал.

Изменения в поведении индивида, которые диктуются появлением нового в действиях другого человека и определенно истолкованной информацией, в конечном итоге опять-таки связаны с проявлением очень общего вида обратной связи.

Хорошо функционирующая обратная связь выступает одним из необходимых условий успешной работы руководителя, воспитателя, учителя. Неналаженность ее или пренебрежительное к ней отношение приводят субъекта деятельности к действиям вслепую, потому что отсутствие обратной связи фактически означает отрыв от действительности. Когда по какой-либо причине механизм обратной связи начинает «работать» с перебоями, человек, взаимодействующий с другими людьми, не фиксирует всех их действий, отражает их выборочно, случайно, вне связи друг с другом, неправильно их интерпретирует и соответственно неадекватно на них отвечает. Контакт между людьми разлаживается, взаимодействие нарушается.

Источник: Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. Л., 1965, с. 3—15.

 

Вопросы:

1. Из чего скаладывается информация поступающая к каждому из его участников в процессе взаимодействия людей?

2. Как зависит качество поступающей информации от положения людей в совместной деятельности?

 



2016-09-16 1967 Обсуждений (0)
Тема 9: Психология общения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 9: Психология общения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1967)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)