Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4: Личность и ее структура



2016-09-16 1177 Обсуждений (0)
Тема 4: Личность и ее структура 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные вопросы:

1. Определение и понятие личности.

2. Структура личности.

3. Психологические признаки личности: сознание, самосознание, саморегуляция, активность, индивидуальность.

4. Психоаналитические и гуманистические теории личности.

5. Теория черт личности.

6. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности.

7. Понятие о способностях. Определение способностей по Б.М.Теплову.

8. Понятие «Я-концепции».

9. Этапы и психологические закономерности развития личности.

 

Основные понятия:

Возрастные особенности- комплекс физических, познавательных, интеллектуальных свойств, характерных для большинства людей одного возраста.

Гениальность — высший уровень развития способностей: общих, интеллектуальных, специальных.

Задатки- анатомо-физиологические особенности организма, главным образом, центральной нервной системы, являющиеся предпосылками развития способностей.

Индивид- единичный представитель рода, (homo sapiens) носитель предпосылок (задатков) человеческого развития.

Индивидуальность - единичный вариант реализованных личностных возможностей, неповторимость свойств и качеств личности.

Личность - человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию, саморазвитию; устойчивая система социально значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующая человека как члена общества.

Наследственность - свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

Одаренность — своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения ка­кой-либо деятельности

Развитие личности— процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловлены влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

Социализация личности- усвоение человеком системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время обществу, социальной общности, позволяющее ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Способности — то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффек­тивное использование на практике.

Среда социальная- окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности.

Талант— высокий уровень развития способностей, прежде всего, способностей специальных (музыкальных, литературных и т. д.).

Человек - личность как социальное существо, представляющее собой высшую ценность, ради которой осуществляется развитие общества, в гуманистической педагогике определяется как носитель и выразитель ценностей, опыта, норм, установок, культуры и ролей; субъект совместной деятельности и общения, цель, объект и субъект воспитания и самовоспитания.

 

Основная литература:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. М., 2006.

Дополнительная литература:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М., 2000.

2. Гуревич П.С. Психология. М., 2005.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982.

4. Психология /Под ред. В.Н. Дружинина СПб., 2003.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2002

6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2006.

 

Контрольные вопросы:

1. Каковы главные приметы личности?

2. В чем проявляется общественная сущность личности?

3. Что в личности обусловлено ее биологической природой?

4. Как проявляется биологическое в жизнедеятельности личности?

5. Как соотносятся между собой понятия «личность» и «индивидуальность»?

6. Из чего состоит структура личности?

7. В чем суть теории активности З.Фрейда?

8. Что является фундаментальным двигателем человеческой активности?

9. Что такое направленность личности?

10. Каковы основные группы мотивов личности?

11. Как подразделяются цели личности?

12. Как связаны между собой самооценка и уровень притязаний?

13. Что является источником и движущей силой развития личности?

14. Какие факторы обуславливают психическое развитие личности?

 

Альтернативно-тестовые задания для самоконтроля:

1. Согласны ли вы с мнением, что каждого человека можно назвать личностью?

2. Согласны ли вы с утверждением, что между понятиями «личность» и «индивидуальность» принципиальной разницы нет?

3. Достаточно ли, характеризуя личность, указать на такие приметы: «сознательный индивид», «включенный в общественно-полезную деятельность»?

4. Всегда ли в психической жизни человека биологическое проявляется как социальное?

5. Можно ли понимать направленность человека как проявление всех свойственных ему стремлений?

6. Достаточно ли, характеризуя интерес, указать, что это «стойкое», выборочное отношение человека к явлениям и объектам действительности?

7. Можно ли считать достаточным утверждение, что «убеждение-это знание, истинность которого для человека является неопровержимой и оно- руководство к действию?

8. Можно ли утверждать, что большая и отдаленная жизненная цель полнее всего характеризует суть человека?

9. Может ли у человека с адекватной самооценкой возникнуть состояние фрустрации?

10. Верно ли утверждение, что источником и движущей силой развития личности являются разнообразные противоречия, порождаемые ее деятельностью и условиями жизни?

11. Можно ли ускорить психическое развитие личности?

 

Задания и проблемные ситуации:

1. По каким внешним проявлениям личности можно судить об уровне ее развития и общественного сознания?

2. Раскройте, в чем проявляется существенное отличие во взглядах на источники активности личности в различных психологических теориях?

3. Как можно психологически обосновать утверждение, что интерес возникает одновременно и как важный мотив обучения, и как способ повышения его эффективности?

4. Как, анализируя потребности личности, можно сделать вывод об уровне ее индивидуального и общественного сознания?

5. Является ли состояние фрустрации закономерным следствием завышенных притязаний личности?

6. В чем может проявляться негативная и положительная роль установок в жизни человека? Можно ли формировать их целенаправленно и каким образом?

 

Темы рефератов:

1. Личность. Индивид. Индивидуальность.

2. Вклад А.Ф. Лазурского, Г. Айзенка, Г. Оллпорда, Р. Кеттела в разработку проблем личности.

3. Современные теории личности: психодинамические, социодинамические, интеракционистские.

4. Теория черт личности.

5. Теория личности Фрейда.

6. Гуманистические теории личности.

7. Концепция личности А.Н. Леонтьева.

8. Концепция развития личности Э. Эриксона. Основания и принципы, на которых она строится.

9. Стадии развития и его возрастные этапы.

10. Теория социального научения и вопрос об устойчивости личности.

В.М. Бехтерев[5]. Психологическое определение личности

Должно иметь в виду, что в отношении психологического определения личности мы встречаемся еще с большими противоречиями в науке. Действительно, по поводу понятия личности высказывались различные взгляды и мнения в зависимости от того направления в своих основных воззрениях, которого держались различные психологические школы.

Мы полагаем, что кроме объединяющего начала под личностью следует понимать и направляющее начало, которое руководит мыслями, действиями и поступками человека.

Таким образом, кроме внутреннего объединения и координации личность, как понятие, содержит в себе и активное отношение к окружающему миру, основанное на индивидуальной переработке внешних воздействий.

В этом определении наряду с субъективной стороной выдвигается, как легко видеть, и объективная сторона личности. Мы думаем, что в вопросах психологических мы не должны ныне пользоваться одними субъективными определениями. Психическая жизнь есть не только ряд субъективных переживаний, но она вместе с тем выражается всегда и определенным рядом объективных явлений.

В этих объективных явлениях собственно и содержится то обогащение, которое вносит личность в окружающий ее внешний мир. Мы скажем более! Только объективные проявления личности доступны внешнему наблюдению, и только они одни составляют объективную ценность.

Мы не погрешим против истины, если скажем короче: личность с объективной точки зрения есть психический индивид, представляющийся самодеятельным существом по отношению к окружающим внешним условиям.

Должно иметь в виду, что ни оригинальность ума, ни творческие способности, ни то, что известно под названием воли, в отдельности ничто не составляет личности, но общая совокупность психических явлений со всеми их особенностями, выделяющая данное лицо от других и обусловливающая ее самодеятельность, характеризует личность с объективной ее стороны.

Умственный кругозор представляется неодинаковым между лицами различно образованными, но ни один из них не теряет права на признание в нем личности, если только он проявляет в той или другой мере свое индивидуальное отношение к окружающим условиям, представляясь самодеятельным существом. Только утрата этой самодеятельности делает человека вполне безличным; при слабом же проявлении самодеятельности мы можем говорить о слабо развитой или пассивной личности.

Итак, личность с объективной точки зрения есть не что иное, как самодеятельная особь со своим психическим укладом и с индивидуальным отношением к окружающему миру.

Источник: Аверьянов. Хрестоматия по психологии. 2000, с. 128-130.

 

Вопросы:

1. В чем суть понятия «личность»?

2. Почему только общая совокупность психических явлений со всеми особенностями характеризует личность с объективной стороны?

 

А.Н. Леонтьев[6]. Индивид и личность

В психологии понятие индивида употребляется в чрезмерно широком значении, приводящем к неразличению особенностей человека как индивида и его особенностей как личности. Но как раз их четкое различение, а соответственно и лежащее в его основе различение понятий «индивид» и «личность» составляет необходимую предпосылку психологического анализа личности.

Наш язык хорошо отражает несовпадение этих понятий: слово «личность» употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного» или «личность новорожденного». Никто, однако, не затрудняется говорить о животном и о новорожденном как об индивидах, об их индивидуальных особенностях (возбудимое, спокойное, агрессивное животное и т.д.; то же, конечно, и о новорожденном). Мы всерьез не говорим о личности даже и двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои генотипические особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения; кстати сказать, это обстоятельство лишний раз свидетельствует против понимания личности как продукта перекрещивания биологического и социального факторов. Любопытно, наконец, что в психопатологии описываются случаи раздвоения личности, и это отнюдь не фигуральное только выражение; но никакой патологический процесс не может привести к раздвоению индивида: раздвоенный, «разделенный» индивид есть бессмыслица, противоречие в терминах.

Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни. Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.

Личность есть специальное человеческое образование, которое также не может быть выведено из его приспособительной деятельности, как не могут быть выведены из нее его сознание или его человеческие потребности. Как и сознание человека, как и его потребности, личность человека тоже «производится» - создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом трансформируются, меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности.

Особенности высшей нервной деятельности индивида не становятся особенностями его личности и не определяют ее. Хотя функционирование нервной системы составляет, конечно, необходимую предпосылку развития личности, но ее тип вовсе не является тем «скелетом», на котором она «надстраивается». Сила или слабость нервных процессов, уравновешенность их и т.д. проявляют себя лишь на уровне механизмов, посредством которых реализуется система отношений индивида с миром. Это и определяет неоднозначность их роли в формировании личности.

Личность, как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. Существует, однако, фундаментальное отличие того особого образования, которое мы называем личностью. Оно определяется природой самих порождающих его отношений: это специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности. Как мы уже видели, при всем многообразии ее видов и форм, все они характеризуются общностью своего внутреннего строения и предполагают сознательное их регулирование, т.е. наличие сознания, а на известных этапах развития также и самосознания субъекта.

Деятельность как основание личности

Реальным базисом личности человека является совокупность его общественных по своей природе отношений к миру, но отношений, которые реализуются, а они реализуются его деятельностью, точнее, совокупностью его многообразных деятельностей.

Имеются в виду именно деятельности субъекта, которые и являются исходными «единицами» психологического анализа личности, а не действия, не операции, не психофизиологические функции или блоки этих функций; последние характеризуют деятельность, а не непосредственно личность. На первый взгляд это положение кажется противоречащим эмпирическим представлениям о личности и, более того, объединяющим их. Тем не менее, оно единственно открывает путь к пониманию личности в ее действительной психологической конкретности.

Прежде всего, на этом пути устраняется главная трудность: определение того, какие процессы и особенности человека относятся к числу психологически характеризующих его личность, а какие являются в этом – смысле нейтральными. Дело в том, что, взятые сами по себе, в абстракции от системы деятельности, они вообще ничего не говорят о своем отношении к личности.

Иногда дело обстоит иначе. В том, что с внешней стороны кажется действиями, имеющими для человека самоценное значение, психологический анализ открывает иное, а именно, что они являются лишь средством достижения целей, действительный мотив которых лежит как бы в совершенно иной плоскости жизни. В этом случае за видимостью одной деятельности скрывается другая. Именно она-то непосредственно и входит в психологический облик личности, какой бы ни была осуществляющая ее совокупность конкретных действий. Последняя составляет как бы только оболочку этой другой деятельности, реализующей то или иное действительное отношение человека к миру, - оболочку, которая зависит от условий, иногда случайных. Вот почему, например, тот факт, что данный человек работает техником, сам по себе еще ничего не говорит о его личности; ее особенности обнаруживают себя не в этом, а в тех отношениях, в которые он неизбежно вступает, может быть, в процессе своего труда, а может быть, и вне этого процесса.

Общий вывод из сказанного состоит в том, что в исследовании личности нельзя ограничиваться выяснением предпосылок, а нужно исходить из развития деятельности, ее конкретных видов и форм и тех связей, в которые они вступают друг с другом, так как их развитие радикально меняет значение самих этих предпосылок. Таким образом, направление исследования обращается – не от приобретенных навыков, умений и знаний к характеризуемым ими деятельностям, а от содержания и связей деятельностей к тому, как и какие процессы их реализуют, делают их возможными.

Источник: А.Н. Леонтьев«Деятельность. Сознание. Личность». М., 1975. С. 175-188.

 

Вопросы:

1. В чем различие понятий «личность» и «индивид»?

2. Что такое личность?

3. Что такое индивид?

 

С. Л. Рубинштейн[7]. Направленность личности

Человек не изолированное, в себе замкнутое существо, которое жило бы и развивалось из самого себя. Он связан с окружающим его миром и нуждается в нем. Самое существование его как организма предполагает обмен веществ между ним и природой. Для поддержания своего существования человек нуждается в находящихся вне его веществах и продуктах; для его продолжения в других, себе подобных, человек нуждается в другом человеке. В процессе исторического развития круг того, в чем человек нуждается, все расширяется. Эта объективная нужда, отражаясь в психике человека, испытывается им как потребность. Потребность — это, таким образом, испытываемая чело­веком нужда в чем-то, лежащем вне его; в ней проявляется связь человека с окружающим миром и его зависимость от него.

Помимо предметов, необходимых для существования человека, в которых он испытывает потребность, без которых его существование или вообще, или на данном уровне невозможно, существуют еще другие, наличие которых, не будучи объективно в строгом смысле необходимыми и не испытываясь субъективно как потребность, представляет для человека интерес. Над потребностями и интересами возвышаются идеалы.

Испытываемая или осознаваемая человеком зависимость его от того, в чем он нуждается или в чем он заинтересован, что является для него потребностью, интересом, порождает направленность на соответствующий предмет. В отсутствие того, в чем у человека имеется потребность или заинтересованность, человек испытывает более или менее мучительное напряжение, тяготящее его беспокойство, от которого он, естественно, стремится освободиться. Отсюда зарождается сначала более или менее неоп­ределенная, динамическая тенденция, которая выступает как стремление, когда уже сколько-нибудь отчетливо вырисовывается та точка, на которую она направлена. По мере того как тенденции опредмечиваются, т. е. определяется предмет, на который они направляются, они осознаются и становятся все более сознательными мотивами деятельности, более или менее адекватно отражающими объективные движущие силы деятельности человека. Поскольку тенденция обычно вызывает деятельность, на­правленную на удовлетворение вызвавшей ее потребности или интереса, с ней обычно связываются намечающиеся, но заторможенные двигательные моменты, которые усиливают динамический, направленный характер тенденций.

Проблема направленности — это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами. Направленность включает в себя два тесно между собой связанных момента: а) предметного содержания, поскольку направленность — это всегда направленность на что-то, на какой-то более или менее определенный предмет, и б) напряжения, которое при этом возникает.

Динамические тенденции в конкретной форме выступили в современной психологии впервые — у Фрейда — в виде влечений. В бессознательном влечении не осознан объект, на который оно направлено. Поэтому объект представляется несущественным во влечении, а самая направленность, выражающаяся во влечении, выступает как нечто, будто бы заложенное в индивиде самом по себе, в его организме и идущее изнутри, из его глубин. Так изображается природа динамических тенденций в учении о влечениях у Фрейда, и эта их трактовка сказалась на учении о динамических тенденциях в современном учении о мотивации. Между тем уже направленность, выражающаяся во влечениях, фактически порождается потребностью в чем-то, находящемся вне индивида. И всякая динамическая тенденция, выражая направленность человека, всегда заключает в себе более или менее осознанную связь индивида с чем-то, находящимся вне го, взаимо­отношение внутреннего и внешнего. Но в одних случаях, как это имеет место во влечениях, связанных с закрепленным в организме раздражителем, на передний план выступает все же линия, идущая изнутри, от внутреннего к внешнему; в других случаях, наоборот, эта двусторонняя в конечном счете зависимость или соотношение устанавливается, направляясь сначала извне во внутрь. Так это происходит, когда общественно значимые цели и задачи, которые ставятся обществом перед индивидом и нм принимаются, становятся личностно значимыми для него. Общественно значимое, должное, закрепляясь в регулирующих общественную жизнь нормах права и нравственности, становясь и личностно значимыми для человека, порождает в нем динамические тенденции иногда большой действенной силы, тенденции долженствования, отличные от первоначальных тенденций вле­чения по своему источнику и содержанию, но аналогичные с ними по их динамическому эффекту. Должное в известном смысле противостоит тому, что непосредственно влечет, поскольку в качестве должного нечто приемлется не в силу того, что оно меня влечет, что мне этого непосредственно хочется. Но это не означает, что между ними непременно образуется антагонизм, что должному я подчиняюсь лишь как некоей внешней, идущей извне силе, принуждающей меня поступать вопреки моим влечени­ям и желаниям. Все дело в том, что должное не потому становится значимой для меня целью, что мне этого непосредственно хочется, а я потому этого хочу — иногда всем своим существом, до самых сокровенных глубин его, — что я осознал общественную значимость этой цели и ее осуществление стало моим кровным, личным делом, к которому меня влечет иногда с силой, превосходящей силу элементарных, только личностных влечений. В возможности такой обратимости этой зависимости между зна­чимостью цели и влечением, стремлением, волей заключается самая специфическая и своеобразная черта направленности человека и тенденций, которые ее образуют.

В отличие от интеллектуалистической психологии, все выводившей из идей, из представлений, мы выдвигаем, отводя ей определенное, отграниченное место, проблему тенденций, установок, потребностей и интересов, как многообразных проявлений направленности личности. Однако мы при этом расходимся в ее разрешении с течениями современной зарубежной психологии, которые ищут источник мотивации лишь в недоступных сознанию темных «глубинах» тенденции, не меньше, если не больше, чем с интеллектуалистической психологией, которая эту проблему игнорировала.

Мотивы человеческой деятельности являются отражением более или менее адекватно преломленных в сознании объективных движущих сил человеческого поведения. Самые потребности и интересы личности возникают и развиваются из изменяющихся и развивающихся взаимоотношений человека с окружающим его миром. Потребности и интересы человека поэтому историчны; они развиваются, изменяются, перестраиваются; развитие и перестройка уже имеющихся потребностей и интересов сочетаются с появлением, зарождением и развитием новых. Таким образом, направленность личности выражается в многообразных, все расширяющихся и обогащающихся тенденциях, которые служат источником многообразной и разносторонней деятельности. В процессе этой деятельности мотивы, из которых она исходит, изменяются, перестраиваются и обогащаются все новым содержанием.

Источник: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946, с. 623—626.

 

Вопросы:

1. Что является источником направленности личности?

2. Природа динамических тенденций в учении о влечениях З.Фрейда

3. Что такое мотив?

 



2016-09-16 1177 Обсуждений (0)
Тема 4: Личность и ее структура 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4: Личность и ее структура

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1177)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)