Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 11: Возрастные периоды развития человека



2016-09-16 703 Обсуждений (0)
Тема 11: Возрастные периоды развития человека 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные вопросы:

1. Генетическая и средовая обусловленность развития ребенка.

2. Основные категории теории детского развития.

3. Периодизация возрастного развития (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, Л.С. Выготский).

4. Характеристика особенностей развития в период новорожденности, младенчества, детства, младшего школьного возраста, дошкольного возраста, ранней юности.

 

Основные понятия:

Ведущая для данного возраста деятельность (активность) – это деятельность ребенка, выполнение которой в наибольшей степени определяет его психическое развитие и возникновение основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Возрастобозначает временные характеристики индивидуального развития. Различают возраст, показывающий длительность существования человека с момента его рождения, биологический возраст (на какой стадии полового созревания находится ребенок) и психологический возраст, показывающий, на какой стадии психического созревания находится человек.

Возрастная психология - отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека – от рождения до смерти.

Деятельность – целенаправленное взаимодействие человека с окружающей средой, осуществляемое на основе ее познания и направленное на ее преобразование для удовлетворения потребностей человека.

Зона ближайшего развития – логическое следствие закона становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта.

Кризис возрастного развития – это цепь существенных изменений в личности ребенка, обусловливающих переход с одного возрастного этапа развития на другой.

Онтогенез – процесс индивидуального развития организма или личности.

Психологическое новообразование – это психические и социальные изменения, возникающие у ребенка и определяющие его сознание.

Сензитивный период – период в жизни человека, обеспечивающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.

Социальная ситуация развития (Л.С. Выготский) – это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое являются типичным для каждого возрастного этапа, обусловливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образования («новообразования»), возникающие к его концу.

Развитие - необратимое, направленное, закономерное изменение, которое происходит по определенным законам.

Эгоцентризм – сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на самом себе, сопровождающаяся игнорирование того, что происходит вокруг.

Я-концепция – согласованное и зафиксированное в словесных определениях представление человека о самом себе; итог познания и оценка самого себя через отдельные образы себя в условиях различных ситуаций, а также через изменения других людей и сопоставление себя с ними.

Социализация – процесс и результат усвоения ребенком социального опыта. В результате социализации ребенком становится культурным, образованным и воспитанным человеком

 

Основная литература:

1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. В 2 ч. М., 2005.

2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2005.

Дополнительная литература:

1. Поляков А.М. Психология развития. Минск, 2006.

2. Берк Л.Е. Развитие ребенка. СПб., 2006.

3. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 2005.

4. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М., 2005.

5. Кулагин И.Ю., В.Н. Колюцкий. Возрастная психология. Полный цикл развития человека. М., 2005.

6. Трофимова А.М., Т.Ф. Пушкина, А.В.Козин. Возрастная психология. СПб., 2005.

 

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается разница во взглядах на роль в наследственности и среды у представителей биологического и социологического направлений?

2. Назовите и охарактеризуйте критические периоды в развитии ребенка.

3. Какой механизм формирования психики был открыт Л.С. Выготским?

4. Какие изменения внес Э. Эриксон в периодизацию развития личности?

5. Какие этапы развития мышления были описаны в теории Ж. Пиаже?

6. Возможно ли бескризисное развитие человеческой индивидуальности, когда ребенок спокойно переходит с одной возрастной ступени на другую? Обоснуйте свой ответ.

7. Охарактеризуйте особенности развития в разные возрастные периоды.

8. В чем состоит основная роль взрослого человека в ряду факторов, определяющих психическое развитие ребенка?

 

Альтернативно-тестовые задания для самоконтроля:

1. Замечено, что в закрытых детских учреждениях, несмотря на довольно хороший уход, дети первых лет жизни плохо прибавляют в массе, поздно начинают ходить, много болеют и резко отстают в общем психическом развитии. Как называется это явление? Укажите причины его возникновения. Возможно ли оно в условиях семейного воспитания?

2. Витю мама определила учиться в престижную школу с более сложной программой, считая, что если получать образование, то хорошее. Но ожидания мамы не оправдались, Витя стал приносить из школы низкие оценки. Мама стала обвинять Витю в нежелании хорошо учиться. Права ли мама в своих убеждениях? Какие могут быть причины слабой успеваемости?

3. В чем суть психологической готовности ребенка к школьному обучению?

4. Петя (2г. 7мес.) много болел, подолгу находился в больнице, практически не разговаривал. В дальнейшем маме и логопеду пришлось потратить много сил для того, чтобы Петя нормально говорил. Назовите основную причину трудного усвоения речи Петей.

5. Как изменяется социально-психологическая ситуация развития в подростковом возрасте?

6. Раскройте особенности подросткового возраста, влияющие на формирование отклонений от принятых норм.

 

Темы рефератов:

1. Генетическая и средовая обусловленность развития ребенка.

2. Периодизация возрастного развития Д.Б. Эльконина.

3. Периодизация возрастного развития Ж. Пиаже.

4. Периодизация возрастного развития Э. Эриксона.

5. Характеристика особенностей развития в период новорожденности, младенчества, детства, младшего школьного возраста, дошкольного возраста, ранней юности.

6. Психоаналитическая теория развития.

7. Способности и одаренность в детские годы.

8. Типичные девиации психосоциального развития подростков.

9. Зарубежные исследования молодежных субкультур.

Л. С Выготский[18]. Кризис трех лет

Мы имеем три точки зрения, с помощью которых следует анализировать кризис трех лет.

Во-первых, мы должны предположить, что все перемены, все события, совершающиеся в период этого кризиса, группируются вокруг какого-либо новообразования переходного типа. Следовательно, когда мы будем анализировать симптомы кризиса, мы должны хотя бы предположительно ответить на вопрос, что нового возникает в указанное время и какова судьба новообразования, которое исчезает после него. Затем мы должны рассмотреть, какая смена центральных и побочных линий развития здесь происходит. И, наконец, оценить критический возраст с точки зрения зоны его ближайшего развития, т.е. отношения к следующему возрасту.

При рассмотрении кризиса трех лет нельзя исходить только из теоретической схемы. У нас нет другого пути, как только пути анализа фактических материалов, с тем, чтобы в процессе анализа осознать основные теории, которые были выдвинуты для объяснения этого материала. Для того чтобы осмыслить, что происходит в период 3-летнего возраста, надо раньше всего рассмотреть ситуацию развития - внутреннюю и внешнюю, в которой протекает кризис. Рассмотрение надо начинать с симптомов возраста. Те симптомы кризиса, которые выдвигаются на первый план, в литературе принято называть первым поясом симптомов или семизвездием кризиса трех лет. Все они описаны как общежитейские понятия и нуждаются в анализе для того, чтобы приобрести точное научное значение.

Первый симптом, которым характеризуется наступление кризиса,- возникновение негативизма. Когда говорят о детском негативизме, то его надо отличать от обычного непослушания. При негативизме все поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают ему взрослые.

Негативизмом мы будем называть такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых. Негативизм включает в себя в качестве отличительного признака от обычного непослушания то, что ребенок не делает потому, что его об этом попросили. При реакции негативизма ребенок не делает чего-нибудь именно потому, что его об этом просят. Тут происходит своеобразный сдвиг мотивировок.

Негативная реакция отличается от обычного непослушания двумя существенными моментами. Во-первых, здесь на первый план выступает социальное отношение, отношение к другому человеку. В данном случае реакция при определенном действии ребенка мотивировалась не содержанием самой ситуации: хочется или нет сделать ребенку то, о чем его просят. Негативизм есть акт социального характера: он раньше всего адресован к человеку, а не к содержанию того, о чем ребенка просят. И второй существенный момент-новое отношение ребенка к собственному аффекту. Ребенок не действует непосредственно под влиянием аффекта, а поступает наперекор своей тенденции. По поводу отношения к аффекту напомню о раннем детстве до кризиса трех лет. Наиболее характерно для раннего детства, с точки зрения всех исследований, полное единство аффекта и деятельности. Ребенок весь находится во власти аффекта, весь внутри ситуации.

Второй симптом кризиса трех лет - упрямство. Если негативизм надо уметь отличать от обычного упрямства, то упрямство надо уметь отличать от настойчивости. Например, ребенок хочет чего-нибудь и настойчиво добивается, чтобы это было выполнено. Это не упрямство, это встречается и до кризиса трех лет. Например, ребенок хочет иметь вещь, но не может сразу получить ее. Он настойчиво добивается, чтобы эта вещь была дана ему. Это не упрямство. Упрямство - такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Он настаивает на своем требовании. Скажем, ребенка зовут со двора в дом; он отказывается, ему приводят доводы, которые его убеждают, но потому, что он уже отказался, он и не идет. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением. Только это и будет упрямством.

Два момента отличают упрямство об обычной настойчивости. Первый момент - общий с негативизмом, имеет отношение к мотивировке. Если ребенок настаивает на том, что ему сейчас желательно, это не будет упрямством. Например, он любит кататься на санках, и поэтому будет стремиться целый день находиться на дворе.

И второй момент. Если для негативизма характерна социальная тенденция, т.е. ребенок делает что-то наоборот по сравнению с тем, что говорят ему взрослые, то здесь, при упрямстве, характерна тенденция по отношению к самому себе. Нельзя сказать, что ребенок от одного аффекта свободно переходит к другому, нет, он делает так только потому, что он так сказал, он этого и держится. Мы имеем другое отношение мотивировок к собственной личности ребенка, чем до наступления кризиса.

Третий момент принято называть немецким словом "тротц" (Trotz). Симптом считается настолько центральным для возраста, что и весь критический возраст получил название trotz alter, по-русски - возраст строптивости.

От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Негативизм всегда направлен против взрослого, который сейчас побуждает ребенка к тому или иному действию. А строптивость, скорее, направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против образа жизни; она выражается в своеобразном детском недовольстве, вызывающем "да ну!", которым ребенок отвечает на все, что ему предлагают и что делают. Здесь сказывается строптивая установка не по отношению к человеку, а по отношению ко всему образу жизни, который сложился до 3 лет, по отношению к нормам, которые предлагаются, к интересовавшим прежде игрушкам. Строптивость от упрямства отличается тем, что она направлена вовне, по отношению к внешнему и вызвана стремлением настоять на собственном желании.

Остается еще четвертый симптом, который немцы называют Eigensinn, или своеволие, своенравие. Оно заключается в тенденции ребенка к самостоятельности. Этого раньше не было. Теперь ребенок хочет все делать сам.

Из симптомов анализируемого кризиса указывают еще на три, но они имеют второстепенное значение. Первый - протест-бунт. Все в поведении ребенка начинает носить в ряде отдельных проявлений протестующий характер, чего раньше не могло быть. Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Частые детские ссоры с родителями являются обычным делом. С этим связан симптом обесценивания. Ребенок старается обесценить игрушку, отказывается от нее, в его лексиконе появляются слова и термины, которые означают все плохое, отрицательное, и все это относится к вещам, которые сами по себе никакой неприятности не приносят. И наконец, указывают еще на двойственный симптом, обнаруживающийся в различных семьях по-разному. В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. У ребенка появляется желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим. Мать не должна уходить из дому, она должна сидеть в комнате, как он этого требует. Ему должны достать все, что он требует; есть он этого не станет, а будет есть то, что он хочет. Ребенок изыскивает тысячи способов, чтобы проявить власть над окружающими. Ребенок сейчас старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все его желания, и стать господином положения. В семье же с несколькими детьми этот симптом называется симптомом ревности: по отношению к младшим или старшим, если в семье есть еще дети. Здесь та же тенденция к господству, деспотизму, к власти выступает как источник ревнивого отношения к другим детям.

Вот основные симптомы, которыми пестрят описания кризиса трех лет. Нетрудно видеть, рассмотрев эти симптомы, что кризис выступает главным образом такими чертами, которые позволяют распознавать в нем как бы бунт против авторитарного воспитания, это как бы протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Кризис в его типических симптомах настолько очевидно носит характер бунта против воспитателя, что это бросается в глаза всем исследователям.

В указанных симптомах ребенок выступает как трудновоспитуемый. Ребенок, раньше не доставлявший забот и трудностей, теперь выступает как существо, которое становится трудным для взрослых. Благодаря этому создается впечатление, что ребенок резко изменился на протяжении короткого времени. Из "беби", которого носили на руках, он превратился в существо строптивое, упрямое, негативное, отрицающее, ревнующее или деспотическое, так что сразу весь его облик в семье изменяется.

При рассмотрении симптомов кризиса трех лет мы уже отмечали, что внутренняя перестройка происходит по оси социальных отношений. Мы указывали, что негативную реакцию, которая проявляется у ребенка 3 лет, надо отличать от простого непослушания; упрямство, которое появляется здесь как черта кризиса, также должно быть резко отличаемо от настойчивости ребенка.

Негативная реакция появляется с той минуты, когда ребенку безразлична ваша просьба или даже ему хочется сделать то, о чем его просят, а он все-таки отказывается. Мотив отказа, мотив поступка заложен не в содержании самой деятельности, к которой вы его приглашаете, а в отношениях к вам. Негативная реакция проявляется не в отказе ребенка от поступка, который вы просите сделать, а в том, что вы его просите. Поэтому истинная сущность негативной установки ребенка заключается в том, чтобы сделать наоборот, т.е. проявить акт независимого поведения по отношению к тому, о чем его просят.

Точно так же и с упрямством. Матери, жалуясь на трудных детей, часто говорят, что они упрямы, настойчивы. Но настойчивость и упрямство - разные вещи. Если ребенку очень хочется чего-нибудь достигнуть и он настойчиво этого добивается, здесь нет ничего общего с упрямством. При упрямстве ребенок настаивает на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно перестало хотеться, чтобы это соответствовало силе требования. Ребенок настаивает не по содержанию желания, а потому что он это сказал, т.е. здесь выступает социальная мотивировка.

Так называемое семизвездие симптомов кризиса обнаруживает: новые черты всегда связаны с тем, что ребенок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми.

Если обобщить фактическую картину симптомов кризиса трех лет, то мы не сможем не согласиться с исследователями, которые утверждают, что кризис протекает, прежде всего как кризис социальных отношений ребенка.

Что существенно перестраивается во время кризиса? Социальная позиция ребенка по отношению к окружающим людям, к авторитету матери, отца. Происходит также кризис личности-"я", т.е. возникает ряд поступков, мотив которых связан с проявлением личности ребенка, а не с данным мгновенным желанием, мотив дифференцирован от ситуации. Проще говоря, кризис протекает по оси перестройки социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей.

Источник: Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. М.: Педагогика, 1984, Т. 4. С. 368-376

Вопросы:

1. Назовите отличительные признаки кризиса трех лет.

2. Чем отличается детский негативизм от обычного непослушания?

3. Чем отличается упрямство от настойчивости?

4. Что такое «возраст строптивости»?



2016-09-16 703 Обсуждений (0)
Тема 11: Возрастные периоды развития человека 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 11: Возрастные периоды развития человека

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (703)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)