Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 12: Психологическая защита



2016-09-16 2404 Обсуждений (0)
Тема 12: Психологическая защита 4.67 из 5.00 3 оценки




 

Основные вопросы:

1. Взгляды З. Фрейда на строение и природу психического.

2. Основные признаки механизмов психологической защиты.

3. Значение механизмов психологической защиты для сохранения психической целостности человека. Критерии адекватности «использования» механизмов психологической защиты.

4. Характеристика основных форм психологической защиты.

5. Значение знания особенностей защитных механизмов для медицинского работника.

 

Основные понятия:

Аскетизм (изоляция) – страдание, отказ себе в удовольствии (пища, сон, физические упражнения, сексуальное удовлетворение).

Бессознательное – совокупность психических образований, процессов и механизмов в функционировании и влиянии которых субъект не отдает себе отсчета.

Вытеснение – один из видов психологической защиты, представляющий собой процесс, в результате которого неприемлемые для индивида мысли, воспоминания, переживания «изгоняются» из сознания и переводятся в сферу бессознательного, продолжая, однако, оказывать влияние на поведение индивида и переживания им в форме тревоги, страха.

Замещение – (сублимация) в системе психоанализа один из защитных механизмов, состоящий в подсознательном замещении недоступных целей более доступным.

Защитный механизм - прочный поведенческий защитный паттерн (схему, стереотип, модель), образованный с целью обеспечить защиту «Я» от осознавания явления, порождающих тревогу.

Либидо– сексуальное влечение.

Отрицание – игнорирование болезненной реальности. Этот механизм отвлекает субъекта от болезненных идей и делает их абсолютно недоступными для сознания.

Перемещение – смена объекта чувств, перенос с реального объекта на другой более безопасный.

Подавление – ограничение действий или мыслей, чтобы избегать тех, которые могут вызывать тревогу (например некоторые люди не летают на самолетах, не обращаются к врачам).

Психологическая защита – любые реакции, которые человек использует неосознанно, для того чтобы защищать свои внутренние психические структуры.

Проекция – приписывание другому человеку собственных качеств, мыслей, чувств и желаний.

Регрессия– это психологическая защита, которая также относится к группе примитивных защит, но не имеет типологически обусловленных признаков. Это – сохранение в памяти целиком фрагментов детского поведения с высокой готовностью к его воспроизведению, вероятно, в силу неудачных или не совсем удачных разрешений детских кризисов 3-х и 7-ми лет. У некоторых людей фиксируются черты детского поведения, которые, в случае их спонтанного использования в более старшем возрасте, оказались не эффективными для снятия чувства неловкости или недоумения, возникающих в ситуациях общения ребенка со старшими. В дальнейшем регрессия может сопровождать все действия и, в том числе, общение со сверстниками, когда требуется проявление инициативы и своих возможностей в играх и общении.

Рационализация – построение приемлемых моральных, логичных обоснований, аргументов для объяснения о оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей, поступков, желаний

Соматизация – уход в болезнь. В данном случае имеет значение ситуация, в которой оказался больной, если в семье есть неудовлетворенные желания, потребности. Болезнь может попасть на «благоприятную почву», она приобретает неосознаваемый психологический смысл, является «условно выгодной» для того члена семьи, который до болезни был обделен вниманием и заботой.

Фрустрация – одна из форм психоэмоционального стресса, возникающего в ситуации невозможности, по независящим от человека обстоятельствам или в силу субъективных причин, достижения поставленных перед собой целей и решения практических субъективно-значимых задач.

Основная литература:

1. Психология / Под ред. А.А. Крылова.- М., 2000.- С. 399-417.

Дополнительная литература:

1. Андриянова Е.А. Психологическая защита.- Саратов, 2001.

2. Фрейд З. Психология и защитные механизмы.- М., 1993.

3. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологическая защита. Владивосток: Изд-во ВлГУ,1993

4. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты, генезис, функционирование, диагностика. М.: АСТ,1996.

Контрольные вопросы и проблемные задания

1. Что является первопричиной деятельности человека, его поведения в теории психоанализа?

2. В каких формах проявляется бессознательное?

3. Верно ли, что с помощью защитных механизмов неприемлемая бессознательная идея трансформируется в приемлемую? Почему?

4. Осознаются ли механизмы психологической защиты?

5. Являются ли механизмы психологической защиты врожденными формами поведения?

6. Как можно использовать знание психологической защиты в медицинской практике?

7. Определите, верны или нет следующие утверждения:

А. Механизмы психологической защиты не зависят от воли человека.

Б. Ведущей функцией механизма поведения является регуляция остро возникающего чувства страха

В. Прообразом примитивной формы механизма отрицания является сон.

Г. Механизмы психологической защиты способствуют поддержанию психического здоровья человека.

Альтернативно-тестовые задания для самоконтроля:

1.Определите, верны или неверны следующие утверждения:

1. Первопричиной всей деятельности человека, его поведения в теории психоанализа являются бессознательные влечения, коренящиеся в глубинах психики.

2. Инстинкты, по мнению Фрейда, испытывают влияния извне и под воздействием различных факторов окружающей среды могут модифицироваться.

3. Бессознательное находит выход в сновидениях.

4. Путем защитных механизмов неприемлемая бессознательная идея трансформируется в приемлемую.

5. Механизмы психологической защиты, как правило, осознаются.

6. Механизмы психологической защиты – это способы, которыми «Я» («Эго)» воздействует на «Оно»(«Ид)».

7. Ведущей функцией механизма подавления является регуляция остро возникающего чувства страха.

8. Механизмы психологической защиты являются врожденными формами поведения.

9. Механизмы психологической защиты не зависят от воли человека.

10. Проекция – это приписывание другому человеку собственных мыслей и желаний.

11. Вытеснение – вид психологической защиты, являющийся основным у невротической личности.

12. Вытеснение – это зрелый, эффективный способ психологической защиты.

13. Действие защитных механизмов неизбежно приводит к формированию неврозов и других заболеваний.

14. Одной из функций защитных механизмов является регуляция межличностных отношений.

15. Прообразом примитивной формы механизма отрицания является сон.

16. Механизмы психологической защиты способствуют поддержанию психического здоровья человека.

2.Предлагаем Вам привести в соответствие следующие определения:

1. Комплементарная проекция А. Наивное суждение о том, что все такие же, как и мы.
2. Атрибутивная проекция Б. Приписывание собственных Панглосс-Касандра другим людям
3. Проекция неосознаваемых качеств В. Приписывание другому человеку состояния, которое отсутствует у самого субъекта, но дополнительно его состоянию.
4. Симилятивная Г. Другому человеку приписывается противоположное тому, что чувствует субъект

3.В следующих пунктах выберите один или несколько правильных ответов:

1. Вытеснение – это:

а) игнорирование неприятных мыслей и чувств;

б) подавление действий, могущих вызвать неприятные переживания;

в) устранение из сознания неприятных мыслей и переживаний.

2. Перемещение это:

а) преувеличение одного эмоционального аспекта ситуации, чтобы с его помощью подавить противоположную эмоцию;

б) смена объекта чувств, перенос с реального объекта на другой более безопасный;

в) умственный способ переживания конфликтов.

3. Аскетизм, как правило, свойственен:

а) маленьким детям,

б) старикам,

в) взрослым людям,

г) подросткам,

д) женщинам,

е) мужчинам.

4. Студент, не сдавший зачет строгому преподавателю, приходит домой и ссорится с родителями, обвиняя в излишней требовательности по отношению к нему. Какой механизм защиты здесь задействован?

а) отрицание,

б) перемещение,

в) сублимация,

г) проекция,

д) идентификация с агрессором,

е) регрессия.

Ситуационные задачи:

1. В психологии известен такой эксперимент. Он состоит из двух серий. 1-я серия (предварительная). Испытуемых сажают на искусственный электрический стул, они получают удары тока. 2-я серия. Испытуемым предъявляют фотографии неизвестных им людей. После первой серии испытуемые (это были добровольцы мужчины) начинают испытывать страх. Во второй серии начинают воспринимать людей на фотографиях, как агрессивных. Почему? Какой вид проекции здесь задействован?

2. Врач в течение длительного периода времени лечит больного (диагноз: атопический дерматит). Улучшения не наступает. Врач начинает обвинять больного в том, что тот не выполняет медицинских рекомендаций. На самом деле это не так. Почему врач обвиняет больного? Какой вид проекции здесь задействован, какую функцию она выполняет?

3. Девочка, у которой очень властная, строгая мать, часто подвергающая девочку наказаниям, в детском саду любит играть в агрессивные игры. Она часто берет на себя роль строгой учительницы или полицейского, который всех наказывает. Девочка часто разговаривает повышенным тоном, любит распоряжаться другими детьми, давать указания. Почему?

4. В семье, где находится неизлечимый больной избегают разговоров о болезни, о смерти; разговор о болезни - запретная тема.

5. Люди часто забывают отдавать свои денежные долги. Почему?

6. Девочка Света родилась от нежелательной беременности. После рождения мать Светы испытывает чувство постоянной тревоги. Девочка часто болеет. Мать проявляет по отношению к ребенку повышенную заботу, водит девочку по врачам. Все время боится, что с ребенком что-нибудь случится. Не отпускает девочку ни на шаг. Эталон ответа: вытеснение – вытесняются чувство вины по отношению к нежеланному ребенку. Дайте объяснение эталону ответа.

7. Молодой человек забывает прийти на свидание. Почему?

8. Человек, которого отчитал начальник на работе, приходит домой и вымещает гнев на своих родных. Почему?

9. Молодой человек, который испытывает к матери противоречивые чувства (любовь и агрессию одновременно) начинает проявлять повышенную заботу о своей матери: он очень внимателен к матери, старается выполнить любое ее желание. Эталон ответа – формирование реакции: боязнь потерять любовь матери из-за своей агрессии; повышенная заботливость выполняет функцию защиты матери от своих агрессивных импульсов, для того чтобы сохранить ее любовь. Дайте объяснение эталону ответа.

10. В одной из романов О.Хаксли главный герой страдает бронхиальной астмой. Он женат на молодой, красивой женщине. Как только жена уезжает куда-нибудь, у мужа возникают приступы удушья и жене приходится возвращаться. В оной из поездок женщина попадает в автомобильную катастрофу и погибает. У мужа не возникает обычного приступа к удивлению всех домочадцев. Через некоторое время он женится, и ситуация повторяется. Объясните, что происходит с мужем.



2016-09-16 2404 Обсуждений (0)
Тема 12: Психологическая защита 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Тема 12: Психологическая защита

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2404)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.037 сек.)