Методология мягких систем ( Soft system methodology) П. Чекленд
Чекленд привлек внимание к двум альтернативным парадигмам (жесткой и мягкой), которые объясняют природу и значение системного мышления. Традиционное, жесткое системное мышление невольно заставляет наблюдателя искать систему в изучаемой социальной ситуации, навязывает рассмотрение социального объекта в четких системных терминах (структура — функции, цели — средства). Во многих случаях системные "шоры" могут существенно исказить реальную ситуацию. Чекленд разрабатывает ММС как системно-ориентированное руководство, помогающее справиться со сложностью окружающего человека реального мира, при этом подчеркивается, что проблемы, с которыми сталкивается человек, не могут быть решены раз и навсегда. Чекленд трактует ММС как процесс обучения, состоящий из семи этапов. Методология "мягких" систем предназначена для выявления различных точек зрения и постепенного достижения взаимопонимания. Именно в этом состоит ее принципиальное отличие от традиционного жесткого подхода, позволяющее говорить о становлении новой системной парадигмы. Плотинский Ю.М. (2001) Модели социальных процессов: Учеб-ное пособие для высших учебных заведений. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - M.: Логос.-296 с. Относительно целевой ситуации коммуникации, если цели определены четко, например, коммуникации призвана решить конкретную задачу по согласованию документов по проекту или необходимо сформировать итоговый отчет, то нет необходимости прибегать к проблемному подходу. Но в случае, когда перед вами стоит задача проработать возможность партнерства при выполнении интеграционных проектов и от этого зависит принятие решения об участии в конкурсе на выполнении контракта или, например, вам необходимо выступить на отраслевом семинаре, результатом которого может стать привлечение потенциальных заказчиков, информации о позициях конкурентов или возможные партнерские контакты, то такие ситуации требуют более глубокого анализа и их целесообразно рассматривать как проблемные. Рассматривая проблемную ситуацию, необходимо: - определить круг лиц – участников ситуации, влияющих на достижение целей через реализацию своих интересов; - установить горизонт (временной) разрешения проблемной ситуации; - выработать спектр стратегий (задач) по разрешению проблемной ситуации; - оценить требуемые ресурсы для решения проблемы в ходе коммуникации (трудовые, материальные, финансовые); - выявить внутренние элементы проблемы, установить степень их влияния на решение проблемы.
Рис. 1.3. Концептуальная схема проблемной ситуации по А.В. Шевыреву Для глубокого изучения и выяснения особенностей проблемной ситуации полезно придерживаться определенных способов ее продумывания и последовательности рассуждений. Способы продумывания проблемы включают: разделение проблемы на части, выделение основных и второстепенных характеристик проблемы, установление причинно-следственных связей по всем возможным вариантам решения проблемы, прогнозирование и анализ требуемых действий, разработка рекомендаций к действиям.
Рис. 2.4. Этапы последовательности рассуждений при структуризации знаний о ситуации В процессе подготовки коммуникации необходимо учитывать две стороны: формализованную и поведенческую. Первая - нормативная, обусловлена формализацией знаний о ситуации, вторая - особенностями поведения лиц, участвующих в коммуникации. Для повышения адекватности структуризации знаний о ситуации в теории и практике организационных наук развиваются методы структуризации знаний о ситуации для последующей визуализации и анализа, согласования представлений различных субъектов, среди них наиболее известными методы «картирования» (mapping), такие как картирование мнений, концептуальное картирование, когнитивное картирование. Построение интеллектуальных карт имеет принципиальное значение по целому ряду причин: 1) когнитивные карты помогают сформировать системную картину происходящего, объединяя разрозненную информацию, помогают выявить и наглядно представить общую картину, тем самым способствуя преодолению ограниченной рациональности, свойственной человеческому восприятию; 2) карты позволяют существенно расширить и изменить сложившиеся ментальные модели у менеджеров и ЛПР, в частности, через обучение; 3) карты способствуют выработке общего видения стратегии развития организации. Разработка когнитивных карт обычно происходит в форме групповых семинаров высшего и среднего менеджмента организации, где происходит актив-ный обмен мнениями, дебаты и прения, по итогам которых вырабатывается консолидированная позиция.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (909)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |