Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методология мягких систем ( Soft system methodology) П. Чекленд



2016-09-17 909 Обсуждений (0)
Методология мягких систем ( Soft system methodology) П. Чекленд 0.00 из 5.00 0 оценок




Чекленд привлек внимание к двум альтернативным парадиг­мам (жесткой и мягкой), которые объясняют природу и значение системного мышле­ния. Традиционное, жесткое системное мышление невольно застав­ляет наблюдателя искать систему в изучаемой социальной ситуа­ции, навязывает рассмотрение социального объекта в четких сис­темных терминах (структура — функции, цели — средства). Во многих случаях системные "шоры" могут существенно исказить реальную ситуацию.

Чекленд разрабатывает ММС как системно-ориентированное руководство, помогающее справиться со сложностью окружающе­го человека реального мира, при этом подчеркивается, что пробле­мы, с которыми сталкивается человек, не могут быть решены раз и навсегда. Чекленд трактует ММС как процесс обучения, состоящий из семи этапов.

Методология "мягких" систем предназначена для выявления различных точек зрения и постепенного достижения взаимопони­мания. Именно в этом состоит ее принципиальное отличие от тра­диционного жесткого подхода, позволяющее говорить о становле­нии новой системной парадигмы.

Плотинский Ю.М. (2001) Модели социальных процессов: Учеб-ное пособие для высших учебных заведений. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - M.: Логос.-296 с.

Относительно целевой ситуации коммуникации, если цели определены четко, например, коммуникации призвана решить конкретную задачу по согласованию документов по проекту или необходимо сформировать итоговый отчет, то нет необходимости прибегать к проблемному подходу. Но в случае, когда перед вами стоит задача проработать возможность партнерства при выполнении интеграционных проектов и от этого зависит принятие решения об участии в конкурсе на выполнении контракта или, например, вам необходимо выступить на отраслевом семинаре, результатом которого может стать привлечение потенциальных заказчиков, информации о позициях конкурентов или возможные партнерские контакты, то такие ситуации требуют более глубокого анализа и их целесообразно рассматривать как проблемные.

Рассматривая проблемную ситуацию, необходимо:

- определить круг лиц – участников ситуации, влияющих на достижение целей через реализацию своих интересов;

- установить горизонт (временной) разрешения проблемной ситуации;

- выработать спектр стратегий (задач) по разрешению проблемной ситуации;

- оценить требуемые ресурсы для решения проблемы в ходе коммуникации (трудовые, материальные, финансовые);

- выявить внутренние элементы проблемы, установить степень их влияния на решение проблемы.

 

Рис. 1.3. Концептуальная схема проблемной ситуации по А.В. Шевыреву

Для глубокого изучения и выяснения особенностей проблемной ситуации полезно придерживаться определенных способов ее продумывания и последовательности рассуждений. Способы продумывания проблемы включают: разделение проблемы на части, выделение основных и второстепенных характеристик проблемы, установление причинно-следственных связей по всем возможным вариантам решения проблемы, прогнозирование и анализ требуемых действий, разработка рекомендаций к действиям.

 

Рис. 2.4. Этапы последовательности рассуждений при структуризации знаний о ситуации

В процессе подготовки коммуникации необходимо учитывать две стороны: формализованную и поведенческую. Первая - нормативная, обусловлена формализацией знаний о ситуации, вторая - особенностями поведения лиц, участвующих в коммуникации.

Для повышения адекватности структуризации знаний о ситуации в теории и практике организационных наук развиваются методы структуризации знаний о ситуации для последующей визуализации и анализа, согласования представлений различных субъектов, среди них наиболее известными методы «картирования» (mapping), такие как картирование мнений, концептуальное картирование, когнитивное картирование.

Построение интеллектуальных карт имеет принципиальное значение по целому ряду причин:

1) когнитивные карты помогают сформировать системную картину происходящего, объединяя разрозненную информацию, помогают выявить и наглядно представить общую картину, тем самым способствуя преодолению ограниченной рациональности, свойственной человеческому восприятию;

2) карты позволяют существенно расширить и изменить сложившиеся ментальные модели у менеджеров и ЛПР, в частности, через обучение;

3) карты способствуют выработке общего видения стратегии развития организации. Разработка когнитивных карт обычно происходит в форме групповых семинаров высшего и среднего менеджмента организации, где происходит актив-ный обмен мнениями, дебаты и прения, по итогам которых вырабатывается консолидированная позиция.



2016-09-17 909 Обсуждений (0)
Методология мягких систем ( Soft system methodology) П. Чекленд 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методология мягких систем ( Soft system methodology) П. Чекленд

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (909)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)