Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структуризация посредством концептуальных карт



2016-09-17 699 Обсуждений (0)
Структуризация посредством концептуальных карт 0.00 из 5.00 0 оценок




Концептуальные карты – это графические инструменты для организации и репрезентации знаний. Обычно концептуальная карта включает концепты(понятия), обычно изображаемых в фигурах некоторого типа (круги, прямоугольники) , и взаимосвязи между ними в виде линий, соединяющих два понятия. Концепты (понятия) – это короткие формулировки (часто одно слово), связанные с понятиями предметной области, описывающие исследуемую ситуацию, или закономерностями в событиях, объектах и ситуациях. На линиях указывают связывающие слова или фразы, разъясняющие тип связи межу понятиями, иногда используются символы +, -, % и другие.

Рис. Пример концептуальной карты http://cmap.ihmc.us/Publications/ResearchPapers/TheoryCmaps/TheoryUnderlyingConceptMaps.htm

 

Соединяя концепты с помощью фраз, раскрывающих смысл связи между ними, получаются утверждения, например построим такие утверждения «читая» концептуальную карту, приведенную на рис.: <концепты> это <выявленные закономерности>; <концепты>- это <метки>; <концепты> соединены <соединяющими фразами> и т.д. Часто их называют семантическими единицами или единицами смысла. На рисунке показан пример концепции карте, которая описывает структуру концептуальных карт и иллюстрирует вышеуказанные характеристики.

Техники, известная как концептуальное картирование, разработана в 1972 г. профессором Дж. Д. Новаком (1993) на основе идей психологии обучения и познания у детей Д. Аусубеля (1978), заключающиеся в ассимиляции новых понятий и предложений в существующие концепции и пропозициональные структуры учащегося (так называемая когнитивная структура личности). Концепт-карты возникли как средство визуализации представления знаний у детей , а потом как инструмент для научных исследований и решения практических задач. Несмотря на сходство интеллект-карт и концепт-карт, эти два метода различаются многими аспектами, однако компьютерные программы, в частности CMap, которые служат для создания концептуальных карты, позволяют строить и интеллект-карты. В случае концептуальных карт, графическая техника используется, чтобы представлять знание через структурирование сети связанных концептов.

В отношении знаний о ситуациях концептуальные карты характеризуют ясные отношения между описываемыми идеями и более структурированы, чем интеллект-карты как формальное приближенное описание, которое помещает идеи в последовательности и организовывает их иерархически уровнями важности. Концептуальная картография позволяет видеть более сложные отношения между идеями: где их концепты представлены, не только иерархическими связями, но и частью системы, связанной к другим концепциям, через связи, входящие и исходящие.

Для построения хорошей концептуальной карты нужно:

1) Определить контекст ситуации с помощью Фокус-вопросов, которые уточняют проблемы и цели ситуации.

2) Идентифицировать ключевые понятия (концепты), определяющие ситуацию – 15-25 концептов. Сформировать ранжированный список в порядке от более общих понятий ситуации к более конкретным. Концепты в списке группируются по предметным областям.

3) Построить первичную карту, используя программные инструменты, предпочтительно использую специализированные программные средства, например CmapTools ( http://cmap.ihmc.com), которые позволяю строить карты как индивидуально, так и группой. В первичной карте устанавливают связи между концептами, принадлежащих одной предметной области

4) Строятся связи между концептами, характеризующие разные предметные области. Это связи между понятиями в различных сегментах или областей знания на карте, которые помогают проиллюстрировать, как эти домены связаны друг с другом.

5) Далее карта проверяется, проводится перерисовка карты во «входо– выходное» представление или иерархическое.

Техника концептуального картирования инструмент для захвата, представления и архивирования знаний, но и мощный инструмент для создания новых знаний за счет уточнения.

Рис. Пример концептуальной карты типов коммуникационных каналов


Рис. Пример концептуальной карты компетенций участников команды

Сочетания интеллект-карт и концертуальных карт также являются удачным примером демонстрации преимуществ структуризации знаний о ситуации, из которой следует возможность планировать коммуникацию с учетом зоны ответственности каждого участника. Инструментарий реализован в продукте ConceptDraw MINDMAP 7 (http://www.conceptdraw.com/products/mind-map/)

Рис. Пример концептуальной карты планирования конференции. Источник: http://www.conceptdraw.com/products/mind-map/.

Рис. Пример концептуально карты планирования дня субъектом.


 



2016-09-17 699 Обсуждений (0)
Структуризация посредством концептуальных карт 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структуризация посредством концептуальных карт

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (699)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)