Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы целеполагания по Дернеру Д



2016-09-17 640 Обсуждений (0)
Проблемы целеполагания по Дернеру Д 0.00 из 5.00 0 оценок




Ограниченная направленность мышления только лишь на актуальные цели: А, как правило, «сетевидность” параметров ситуации, как правило, влечет “сетевидность” целей, что довольно часто не учитывается человеком. Игнорирование побочных и отдаленных влияний достижения явных целей– одна из основных причин неверного представления о ситуации. Людей волнуют насущные, сегодняшние проблемы, а не те, которые у них (пока) не возникли. Следовательно, они склонны не думать о том, что решение вопроса в области А может породить проблемы в области Б.

Не учет взаимосвязанности целей: достижение одних целей может отрицательно сказываться на достижении других целей (противоречивость целей). “В сложной ситуации почти всегда необходимо заботиться не только об одной ее характеристике, преследуя лишь одну цель, а стремиться одновременно ко многим целям. Однако при взаимодействии человека со сложной сетевой системой едва ли частные цели будут совершенно независимы друг от друга. Чаще они противоречат друг другу…Неосознаваемые противоречия между частными целями ведут к действиям, неминуемо заменяющим одну проблему на другую.”

Основным принципом целеполагания являются осознаваемые проблемы и те проблемы, которые можно решить, а не те которые нужно решать: Располагая методами, человек считает, что с их помощью можно успешно справиться со всеми встречающимися проблемами. Более того, если эти методы действительно оправдывали себя на протяжении долгого времени, можно прийти к переоценке их эффективности.

Неясность целей, обусловленная использованием сложных, многозначных понятий, которые могут означать множество самых разных содержаний и процессов. Обозначая целый пакет проблем одним понятийным ярлыком, люди облегчают себе обращение с имеющейся проблемой.

По логике концепций "принятия решений" в момент выбора человек отсекает, исключает все возможные линии своей жизни, от которых он отказался. Он живет по одной ветви "дерева целей", все остальные практически не существуют для него. Совершая выбор, человеку приходится "разрушать ранее заложенные основания" – "личность непрерывно и неудержимо стремится вперед, закладывая по пути основания то тому, то другому" .

Возможность альтернативного построения внутренних предпосылок деятельности давно отмечена исследователями. Общефилософский смысл этой проблемы был сформулирован Кантом, который утверждал, что человек принадлежит двум мирам – миру эмпирического бытия, пространства, времени, внешней необходимости и миру практического разума, нравственности, и поэтому подчиняется одновременно двум логикам – "законам природы" и "законам свободы". В психологии этот феномен связывался и с когнитивными процессами (Дж. Келли) (Келли, 1984), и с мотивационными (Г. Олпорт) (Наумова, 1988), или с такими специфическим состоянием, как когнитивный диссонанс(Силов, 1995).

 

Для процесса целеполагания может быть сформулирован принцип неопределенности следующим образом: чем объективно или субъективно определённее для индивида выступают два элемента целеполагания, тем больше он стремится сохранить неопределенным третий.

Сохранение неопределенным элемента целеполагания несет важную функцию, оно создает возможность конструировать новые альтернативы выбора (как единство цели, критерия и возможности). Чтобы ситуация перехода к новым целям, на новый их уровень стимулировала не только количественное, но и качественное увеличение внутреннего ресурса, она должна быть результатом случайного, т. е. необоснованного в рамках известных критериев, выбора. Речь идет, таким образом, о выборе альтернативы, все параметры которой неизвестны, непредсказуемы, за исключением одного, входного, гарантирующего индивиду переход, "прорыв" на новый уровень существования, новое поле возможностей.

Вышло немало публикаций, в которых затрагиваются отдельные стороны управления человеком различными аспектами своей жизни, но мало внимания уделяется аспектам стратегического жизненного целеполагания и целедостижения, и неполно представлены механизмы экзогенного персонального управления как важного инструмента менеджмента жизни.

Персональный стратегический менеджмент представляет совокупность средств, форм и методов достижения человеком своих жизненных целей(Коробейников, 2001).Используя данный инструментарий, человек может попытаться оптимально сформировать и эффективно реализовать личную жизненную стратегию.

1. Коробейников Д. Жизнь и карьера: стратегическое управление // Проблемы теории и практики управления. № 6, 2001.

В целом ПСМ необходимо разделить на экзогенный (экзо-ПСМ), когда разработать и воплотить жизненную стратегию человеку помогают сторонние лица (на ранней стадии – обычно родители, позже к ним подключаются друзья, педагоги, руководители и уважаемые люди), и эндогенный (эндо-ПСМ), когда человек относительно самостоятельно занимается этой работой.

Ключевыми в достижении личных жизненных целей являются следующие факторы:

- наличие стратегии жизни;

- владение технологиями ее реализации;

- умение работать с инструментами управления формированием персонального человеческого капитала.

Стратегия жизни ( Резник, 2000). Наличие стратегии важно потому, что для осуществления некоторых жизненных целей обязательно нужно совершить ряд последовательных шагов, а иногда – пожертвовать текущим потреблением отдельных благ, чтобы получить большее количество и разнообразие благ в будущем.

Социологи определяют понятие “стратегия жизни” в качестве символически опосредованного и выходящего по своему воздействию за пределы сознания идеального образования, реализующего в поведении человека его ориентиры и приоритеты. В повседневной жизни наиболее распространены три типа таких стратегий:

Благополучия. В ее основе лежит рецептивная (приобретательская) активность личности, направленная на обеспечение полной необходимых благ, спокойной, комфортной, размеренной и стабильной жизни;

Успеха. Данная стратегия рассчитана на общественное признание деятельности ее носителя и предполагает активную, насыщенную событиями, преуспевающую жизнь;

Самореализации. Она характеризуется творческой активностью, направленной на создание новых форм жизни безотносительно к их внешнему признанию (непризнанию), и предполагает красивую, гармоничную, близкую по своему содержанию к искусству, свободную жизнь.

Обобщенная модель механизма по разработке и реализации стратегических целей человеческой жизни представлена на рис. 1.1. В ней отражена взаимосвязь основных этапов цикла персонального стратегического управления.

Рис. 1.1. Основные этапы цикла персонального стратегического
целеполагания и управления

Этапы построения и реализации жизненной стратегии. Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как обеспечивает базу для определения миссии и целей, а также позволяет выработать стратегию поведения, дающую возможность осуществить свою миссию и достичь поставленных целей.

В ходе такого анализа предполагается изучение двух составляющих:макроокружения;

внутренних возможностей личности.

Изучая аспекты своего внешнего окружения, человеку нужно убедиться в том, какие возможности открывает перед ним жизнь, какие сферы общественного и экономического функционирования его привлекают, какие препятствия он может встретить на жизненном пути и какие последствия могут иметь те или иные шаги, которые он сделает в жизни.

Путем анализа своих внутренних возможностей человеку необходимо выяснить, на какие стратегические конкурентные преимущества он может рассчитывать в перспективе, развивая потенциал, которым обладает в данный момент.

Миссией человека можно назвать основную цель его жизни, которая, по словам А. Томпсона и А. Стрикленда, должна формулироваться “прежде всего с точки зрения повышения социальной роли”данного индивида.

2. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. – М. – 1998. – С. 562.

Видение – это идеальный образ будущего состояния жизни, которого человек может достичь при самых благоприятных условиях.

В концепции ПСМ ключевым фактором, способным кардинально повлиять на формирование всей стратегии жизни, наравне с анализом среды является наличие у человека сформировавшейся персональной идеологии. Под этим термином обычно понимается “система идей и взглядов: политических, правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности”

На этапе определения стратегических целей осуществляется первичная декомпозиция (секторизация) миссии на две логически обособленные группы в зависимости от сферы жизни – профессиональную и социальную. Дальнейшая декомпозиция и операционализация жизненной миссии идут в рамках названных сфер. Стратегические цели в концепции ПСМ имеют долгосрочный характер и формируются исходя из состояния жизни человека в пределах максимально возможного временного горизонта.

В целом процесс определения стратегических жизненных целей человека согласно концепции ПСМ описывается схемой, разработанной на основе алгоритма поэтапной реконструкции жизненной стратегии личности, в виде “постепенного обновления стратегии жизни путем последовательной ”разработки" и “сборки” ее исходных компонентов – образов, смыслов жизни, жизненных ценностей, норм и целей” (рис. 1.2).

Стадии формирования целей представлены в виде ряда структурно сопряженных процедур, аналогичных последовательности элементов системы стратегического ориентирования:

преображение – соединяет в себе эмоционально-чувствительное восприятие настоящей жизни и поиск новых образов; на этом этапе стратегический выбор личности характеризуется кардинальным изменением способа восприятия жизни и соответствующих ему образных представлений;

переосмысление – сопровождается отказом (частичным или полным) личности от прежних смысложизненных ориентаций и формированием нового представления о смысле жизни;

переоценивание – происходит изменение ценностных ориентаций, принятых на долговременную перспективу, в результате чего осуществляется смена ценностной парадигмы личности, ее высших диспозиций;

нормативная переориентация (“перенормирование”) – характеризуется пересмотром жизненных норм, а также соответствующих им принципов и правил;

целевая переориентация (“перенацеливание”) – означает выбор и разработку стратегических жизненных целей, т.е. формирование новых целевых ориентаций (Резник,1996) .

 

На этапе разработки идет формирование общих и частных инструментов реализации жизненной стратегии. В первую очередь создается концепция достижения стратегических целей (она представляет собой обобщенное изложение основных подходов, принципов и методов). Затем вырабатывается общая стратегия жизни. После этого осуществляется ее декомпозиция на ряд взаимосвязанных компонентных стратегий, которые преследуют свои цели. Таким образом, происходит последовательная операционализация этапов всех компонентных стратегий с единой временной и качественной взаимоувязкой.

Реализация стратегии, выработанной на предыдущем этапе, происходит путем выполнения компонентных подпрограмм в установленные сроки с одновременным достижением параметров, предусмотренных стратегическими целями.

На этапе корректировки жизненной стратегии осуществляется ее адаптация к новым стратегическим ориентирам, современным требованиям и вызовам внешней среды, а также к тем качествам, которые человек обнаружил в себе.

Рис. 1.2. Механизм формирования стратегических жизненных целей личности

 

 


 



2016-09-17 640 Обсуждений (0)
Проблемы целеполагания по Дернеру Д 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы целеполагания по Дернеру Д

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (640)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)