III. Разъяснение трудных случаев выражения дополнений
1) Случаи, когда дополнение выражается инфинитивом (объяснение учителя и задания ученикам). Вспомним, что инфинитив может выступать и как часть сказуемого. Как же различить роли инфинитива? Задания и вопросы: — Распространите глаголы, записанные на доске, инфинитивами, т. е. образуйте словосочетания, в которых инфинитивы будут зависимыми словами: советовать, рекомендовать, просить, умолять, приказать, уговорить, предложить. (Советовал заниматься, рекомендовали напечатать, просит уйти, умоляла оставить, приказал встать, уговоришь рассказать, предложил прочитать.) — А теперь составьте предложения с этими словосочетаниями. — Чье действие обозначают глаголы в личной форме? (Действие подлежащих.) — Чье действие обозначают глаголы в неопределенной форме? (Действие лица, независимого от подлежащего.) — В какой роли выступают в этих предложениях инфинитивы? (В роли дополнений.) — Определите роль глагола-инфинитива в следующих предложениях: Я начал заниматься по-настоящему только сейчас. Наша команда продолжает упорно тренироваться. (В роли части составного глагольного сказуемого.) — Чье действие обозначают глаголы в личной форме и в форме инфинитива? (Действие одного и того же лица — подлежащего.) Вывод. Инфинитив-дополнение и глагол в личной форме обозначают действия разных лиц, а инфинитив-сказуемое и глагол в личной форме обозначают действие одного лица. Кроме того, инфинитив-дополнение зависит от сказуемых со значением волеизъявления. Для закрепления выполним упр. 164. 2) Прямое и косвенное дополнения. Прямое дополнение выражается формой винительного падежа без предлога и зависит от переходного глагола-сказуемого: делаю (что?) уроки, смотрю (что?) фильм, читаю (что?) письмо. Форма винительного падежа в некоторых случаях может заменяться формой родительного падежа для выражения части от некого целого. Например: съел (что?) картошку (всю), съел (чего?) картошки (часть); выпил (что?) молоко (всё), выпил (чего?) молока (часть) и т. п. Выполним упр. 167 (устно). Форма родительного падежа появляется у прямого дополнения и в тех случаях, когда переходный глагол употребляется с отрицанием не: не видел фильма, не нашел тетради, не закрывай окна. Выполним упр. 168 (устно).
IV. Словарная работа Выписать слова в рамках: пейзаж, троллейбус, решение, постановление, резолюция, пьеса, артист, актер.
Домашнее задание § 16; составить предложения, в которых слова (см п. IV) выступают как дополнения.
Урок 27. Определение Цель урока: расширить представления учеников об определении; дать понятие о несогласованном определении, о синонимии определений разного вида. Методические приемы: повторение пройденного, объяснение учителя, тренировочные упражнения, составление плана. Ход урока I. Лингвистическая разминка Сделать фонетический разбор слов пейзаж, пьеса (по вариантам).
II. Проверка домашнего задания 1. Теоретические вопросы: — Как отличить инфинитив-дополнение от инфинитива-сказуемого? — Что называется прямым дополнением? — Чем различаются прямые и косвенные дополнения? — Расскажите о случаях замены формы винительного падежа прямых дополнений формой родительного падежа. 2. Проверка предложений, составленных учениками — «по цепочке».
III. Изучение темы «Определение» 1. Повторение изученного об определении. — Что называется определением? — Какими частями речи выражается определение? — Какой способ связи характерен для словосочетаний с определениями? Выполним устно упр. 171, 172; письменно — 175 (повторим правописание приставок и сложных прилагательных) и 176 (повторим правописание не с причастиями и случаи обособления причастных оборотов). 2. Объяснение учителя. Нового в формулировке значения определения ничего нет: это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? который? чей? Новое касается способов выражения определения и способов связи в словосочетаниях с ним. Речь идет, прежде всего, о несогласованных определениях. Сравним словосочетания: Сорок первая квартира, балконная дверь, в крутую гору; Квартира сорок один, дверь на балкон, яйцо вкрутую. Каждое словосочетание содержит определение. Возьмем вторую пару примеров. Какие вопросы можно задать от главных слов к зависимым? (Дверь какая? балконная; дверь какая? на балкон, дверь куда? на балкон.) Последний вопрос возможен, но он не выражает грамматического значения определения: главное слово не обозначает ни действия, ни признака, а значит, не обладает признаками обстоятельства. Мы рассматриваем подобные случаи как несогласованные определения. — Какими способами могут выражаться несогласованные определения? Наши примеры показывают, что это могут быть существительные, числительные, наречия. Кроме того, встречаются неделимые словосочетания: мальчик высокого роста, здание в девять этажей; местоимения: их парты, от ее слов, а также инфинитивы: желание победить, мечта встретиться.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (972)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |