Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


IV. Изучение темы «Неопределенно-личные предложения»



2016-09-17 696 Обсуждений (0)
IV. Изучение темы «Неопределенно-личные предложения» 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Выполнение упр. 210; сравнение значений двусоставных и односоставных предложений.

2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника (с. 96—97).

3. Комментарии учителя.

В определенно-личных предложениях легко определить действующее лицо с помощью глагола-сказуемого. Подлежащее оказывается излишним. Само название подобных предложений подсказывает: в них можно определить лицо, восстановить подлежащее, но притом только одно.

В неопределенно-личных предложениях подлежащее тоже можно восстановить, но оно будет неопределенным. Например: В дверь постучались (мы, вы, они). Подлежащее оказывается не излишним, как в определенно-личных предложениях, а ненужным. Важно само действие, а не лицо, которое его производит.

Обратим внимание и на примечание. Надо иметь в виду, что обобщенное значение имеют предложения, которые по сути являются определенно-личными и неопределенно-личными. Подберем свои примеры:

Любишь кататься — люби и саночки возить. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. (Обобщающее значение имеют определенно-личные предложения.)

После драки кулаками не машут. На сердитых воду возят. (Обобщающее значение имеют неопределенно-личные предложения.)

4. Тренировочные упражнения.

Устно выполним упр. 211-213. Упр. 214-215 — письменно.

 

V. Словарная работа

Записать слова в рамках: колоссальный, компьютер, эксперимент, экспериментировать. Определить, к каким лексическим группам относятся эти слова.

VI. Составление плана статьи

Прочитаем статью учебника об ученом-языковеде А. А. Шахматове, отметим ее публицистичность, составим план:

1. Великий русский лингвист.

2. Научные интересы А. А. Шахматова.

3. Значение книги Шахматова «Синтаксис русского языка».

Подчеркнем, что изучаемая тема — «Односоставные предложения» — впервые была исследована именно Шахматовым.

 

Домашнее задание. § 22, упр. 216 — письменно.

 

Урок 38. Предложения неопределенно-личные

(продолжение)

Цель урока: углубить представление о неопределенно-личных предложениях, развивать речевую культуру учеников.

Методические приемы: объяснение учителя, тренировочные упражнения, подготовка к творческой работе, лингвистическая игра.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

1. Сделать фонетический разбор слова «компьютер».

2. Сделать морфологический разбор слова «экспериментируй».

 

II. Проверка домашнего задания

1. Вопросы:

— Какие предложения называются неопределенно-личными?

— В чем их отличие от определенно-личных предложений?

— Приведите примеры односоставных предложений, имеющих значение обобщенного лица.

2. Проверка упр. 216 — устно, «по цепочке» объясняем знаки препинания, называем грамматические основы и типы односоставных предложений. Повторяем правило разграничения частиц не и ни.

 

III. Закрепление темы «Неопределенно-личные предложения»

1. Сопоставление синонимических пар двусоставных и односоставных предложений.

Упр. 217 — устно: обратим внимание на разное строение грамматических основ в синонимичных предложениях.

2. Развитие речи.

Упр. 218 — устно разобрать, выполнить письменно. Подчеркнем, что после переделки — замены глаголов в форме 1-го лица на глаголы в форме 2-го лица — характер повествования становится более обобщенным, читатель словно участвует в описываемых событиях.

Упр. 219 — устно. Подчеркнем цель употребления автором художественного текста односоставных предложений (определенно-личных).

3. Работа с поэтическими текстами.

Задание. Записать в тетрадях строки из стихотворений — односоставные предложения — в два столбика. Слева — определенно-личные предложения, справа — неопределенно-личные.

1) ...И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

(А. С. Пушкин)

2) Спи ж, пока забот не знаешь,

Баюшки-баю!

(М. Ю. Лермонтов)

3) Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

(А. С. Пушкин)

4) Дни поздней осени бранят обыкновенно...

(А. С. Пушкин)

5) Не уходи, побудь со мною!

(А. Пойгин)

(Ответ: 2, 3, 6 — определенно-личные; 1, 4 — неопределенно-личные.)

 

IV. Подготовка к творческой работе

Упр. 220: читаем начало рассказа, даем несколько минут на подготовку и слушаем варианты продолжения: Подбираем предложения с обобщенным значением.

V. Занимательная лингвистика Игра «Аукцион пословиц».

Задание: назвать пословицы — односоставные предложения со значением обобщенного лица. Победит тот, кто последним назовет пословицу.

Можно усложнить задание: объяснить значение пословицы; назвать форму глагола-сказуемого.

 

Домашнее задание

§ 21, 22; упр. 220: продолжить рассказ.

 

Урок 39. Безличные предложения

Цель урока: дать представление о безличных предложениях, показать способы выражения сказуемого в этих предложениях, развивать речевую культуру учеников.

Методические приемы: объяснение учителя, работа с таблицей, составление плана, тренировочные упражнения.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Синтаксический разбор предложений:

1) Хочешь, я тебя к горам увезу? 2) Нам показали грибные места.

II. Проверка домашнего задания

Читаем и анализируем 2-3 сочинения (упр. 220).



2016-09-17 696 Обсуждений (0)
IV. Изучение темы «Неопределенно-личные предложения» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: IV. Изучение темы «Неопределенно-личные предложения»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (696)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)