IV. Изучение темы «Неопределенно-личные предложения»
1. Выполнение упр. 210; сравнение значений двусоставных и односоставных предложений. 2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника (с. 96—97). 3. Комментарии учителя. В определенно-личных предложениях легко определить действующее лицо с помощью глагола-сказуемого. Подлежащее оказывается излишним. Само название подобных предложений подсказывает: в них можно определить лицо, восстановить подлежащее, но притом только одно. В неопределенно-личных предложениях подлежащее тоже можно восстановить, но оно будет неопределенным. Например: В дверь постучались (мы, вы, они). Подлежащее оказывается не излишним, как в определенно-личных предложениях, а ненужным. Важно само действие, а не лицо, которое его производит. Обратим внимание и на примечание. Надо иметь в виду, что обобщенное значение имеют предложения, которые по сути являются определенно-личными и неопределенно-личными. Подберем свои примеры: Любишь кататься — люби и саночки возить. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. (Обобщающее значение имеют определенно-личные предложения.) После драки кулаками не машут. На сердитых воду возят. (Обобщающее значение имеют неопределенно-личные предложения.) 4. Тренировочные упражнения. Устно выполним упр. 211-213. Упр. 214-215 — письменно.
V. Словарная работа Записать слова в рамках: колоссальный, компьютер, эксперимент, экспериментировать. Определить, к каким лексическим группам относятся эти слова. VI. Составление плана статьи Прочитаем статью учебника об ученом-языковеде А. А. Шахматове, отметим ее публицистичность, составим план: 1. Великий русский лингвист. 2. Научные интересы А. А. Шахматова. 3. Значение книги Шахматова «Синтаксис русского языка». Подчеркнем, что изучаемая тема — «Односоставные предложения» — впервые была исследована именно Шахматовым.
Домашнее задание. § 22, упр. 216 — письменно.
Урок 38. Предложения неопределенно-личные (продолжение) Цель урока: углубить представление о неопределенно-личных предложениях, развивать речевую культуру учеников. Методические приемы: объяснение учителя, тренировочные упражнения, подготовка к творческой работе, лингвистическая игра.
Ход урока I. Лингвистическая разминка 1. Сделать фонетический разбор слова «компьютер». 2. Сделать морфологический разбор слова «экспериментируй».
II. Проверка домашнего задания 1. Вопросы: — Какие предложения называются неопределенно-личными? — В чем их отличие от определенно-личных предложений? — Приведите примеры односоставных предложений, имеющих значение обобщенного лица. 2. Проверка упр. 216 — устно, «по цепочке» объясняем знаки препинания, называем грамматические основы и типы односоставных предложений. Повторяем правило разграничения частиц не и ни.
III. Закрепление темы «Неопределенно-личные предложения» 1. Сопоставление синонимических пар двусоставных и односоставных предложений. Упр. 217 — устно: обратим внимание на разное строение грамматических основ в синонимичных предложениях. 2. Развитие речи. Упр. 218 — устно разобрать, выполнить письменно. Подчеркнем, что после переделки — замены глаголов в форме 1-го лица на глаголы в форме 2-го лица — характер повествования становится более обобщенным, читатель словно участвует в описываемых событиях. Упр. 219 — устно. Подчеркнем цель употребления автором художественного текста односоставных предложений (определенно-личных). 3. Работа с поэтическими текстами. Задание. Записать в тетрадях строки из стихотворений — односоставные предложения — в два столбика. Слева — определенно-личные предложения, справа — неопределенно-личные. 1) ...И на обломках самовластья Напишут наши имена! (А. С. Пушкин) 2) Спи ж, пока забот не знаешь, Баюшки-баю! (М. Ю. Лермонтов) 3) Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан. (А. С. Пушкин) 4) Дни поздней осени бранят обыкновенно... (А. С. Пушкин) 5) Не уходи, побудь со мною! (А. Пойгин) (Ответ: 2, 3, 6 — определенно-личные; 1, 4 — неопределенно-личные.)
IV. Подготовка к творческой работе Упр. 220: читаем начало рассказа, даем несколько минут на подготовку и слушаем варианты продолжения: Подбираем предложения с обобщенным значением. V. Занимательная лингвистика Игра «Аукцион пословиц». Задание: назвать пословицы — односоставные предложения со значением обобщенного лица. Победит тот, кто последним назовет пословицу. Можно усложнить задание: объяснить значение пословицы; назвать форму глагола-сказуемого.
Домашнее задание § 21, 22; упр. 220: продолжить рассказ.
Урок 39. Безличные предложения Цель урока: дать представление о безличных предложениях, показать способы выражения сказуемого в этих предложениях, развивать речевую культуру учеников. Методические приемы: объяснение учителя, работа с таблицей, составление плана, тренировочные упражнения. Ход урока I. Лингвистическая разминка Синтаксический разбор предложений: 1) Хочешь, я тебя к горам увезу? 2) Нам показали грибные места. II. Проверка домашнего задания Читаем и анализируем 2-3 сочинения (упр. 220).
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (696)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |