Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философия в системе культуры. Предмет и функции философии



2016-09-17 558 Обсуждений (0)
Философия в системе культуры. Предмет и функции философии 0.00 из 5.00 0 оценок




Раздел 1. ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ

Тема 1

ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Мировоззрение, его исторические формы. Структура мировоззрения.

Философия в системе культуры. Предмет и функции философии.

Философия в системе культуры. Предмет и функции философии.

Философия марксизма.

Требования к компетентности:

знать основные подходы к определению предмета философии; уметь обосновывать значимость философии в жизни человека и общества.

уметь обосновывать взаимосвязь философии и мировоззрения;

знать и уметь характеризовать основные исторические типы мировоззрения, его компоненты;

знать проблемное поле философии, основные философские категории и универсалии культуры, функции философии как социокультурного феномена;

знать и уметь обосновать фундаментальные характеристики философии, творческий характер философского мышления;

уметь раскрыть взаимосвязь философии и науки, искусства, морали, религии, других феноменов культуры.

Мировоззрение, его исторические формы. Структура мировоззрения.

Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве регуляторов его поведения. Мировоззрение – не просто знания о мире и человеке, но и оценка человеком своего места, положения в мире, своей роли, предназначения. Мировоззрения нет, если нет этого ценностного отношения человека к миру.

В структуре мировоззрения можно выделить 4 основных компонента:

1) познавательный: знания – повседневные, профессиональные, научные.

2) ценностно-нормативный компонент: ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы и т.д.

3) эмоции и воля - основа психологической установки на готовность действовать;

4) практический компонент:реальная готовность человека к определённому типу поведения в конкретных обстоятельствах.

Выделяют:

– жизненно-практический уровень (он складывается стихийно и основывается на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте) мировоззрения.

– теоретический – философский.Философия не сводится к мировоззрению, но составляет его теоретическое ядро.

Итак, важнейшими компонентами мировоззрения являются знания, ценности, убеждения.

Исторические формы мировоззрения.

Мифология – исторически первая форма мировоззрения. Возникает на самой ранней ступени общественного развития. Миф –это специфическое образное представление о явлениях природы и коллективной жизни. Миф объясняет и осваивает мир в форме художественных образов. Он отвечает на вопрос об устройстве мира и космоса, о происхождении человека и ремесла, соединяет в себе знания и художественные образы, мысли и эмоции, реальность и фантазию.

Назначение мифа:установлениегармонии между человеком и миром, обществом и природой, обществом и человеком; формирование чувства сопричастности человека миру; обеспечение духовной связи поколений, непрерывности культуры; сохранение традиций; закрепление определённой системы ценностей, норм поведения в конкретных ситуациях.

Религия– это мировоззрение а также соответствующее поведение и культ, которые основываются на вере в существование богов или духов.

Третьей исторически сложившейся формой мировоззрения является философия. Она унаследовала от мифологии и религии всю совокупность мировоззренческих вопросов – о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире, смысле и цели его жизни и т.д. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения – с позиции разума, рациональной рефлексии и оценки. Философия – это теоретически сформулированное мировоззрение, она есть рационально-критическая форма мировоззрения.

Характерные признаки философии:

универсализм -универсальное знание о мире, об-ве и ч-ке;

субстанционализм -стремление философов объяснить происходящее, внутреннее устройство и развитие мира через единое устойчивое начало.

Сомнение - философы всё ставят под сомнение для того, чтобы проверить, насколько правомерны, надежны и прочны человеческие установления, отбросить отжившие и поставить на более прочный фундамент те установления и знания, которые выдержали проверку.

Философия в системе культуры. Предмет и функции философии.

Слово «культура» восходит к латинскому«culture», что означает возделывание, обработку почвы. Впоследствии, в 45 г. до н.э., Цицероном этот термин был перенесён на человека и стал обозначать еговоспитание и образование. Понятие «культура» как явлениесозданное, неприродноеначали противопоставлять понятию «природа». Культура – это часть человеческого окружения, созданная самими людьми (здания, одежда, способы приготовления пищи, воспитания детей, социальное взаимодействие, религия, философия, наука, искусство, техника, предметы быта, язык, традиции и др.).

Основные формы культуры мифология, искусство, мораль, религия, право, идеология, экономика, наука, философия и др. Каждая из перечисленных форм удовлетворяет определённую общественную потребность.

Философияформа культуры, которая создает обобщённую картину мира и места человека в нем, изучает возможности человека познавать и преобразовывать действительность, разрабатывает понятия, категории мышления человека и др. В переводе с греческого языка обозначает любовь к мудрости (phileo – люблю, sophia – мудрость). Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Закрепление в европейской культуре термина «философия» связано с именем Платона.

Первоначально понятие «философия» означало совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. Философские знания древних охватывали как практические наблюдения и выводы, зачатки наук, так и раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существования. Возникновение философии означало появление особой духовной установки – поиска единой основы для всех явлений мира.

Основные темы и направления философии, предмет ее:

1) раскрытие сущностимира, принципов его устройства; поиск первоосновы всего существующего.

2) осмысление спецификичеловеческого бытия в мире, смысла существования человека в мире.

3) проблема отношения человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального.

4) рассмотрение социальных и межличностных отношений, в систему которых включен человек. В ряду этих вопросов важнейшие – общество, его структуры, развитие, и др. Все эти обозначенные проблемы философии присутствуют в той обобщающей формулировке основных тем философии, которую дал Кант: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? что есть человек?

Функции философии:

Мировоззренческая –философия способствует формированию целостной картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нём, принципов взаимодействия с окружающим миром и другими людьми.

Познавательная – философия адекватно достоверно познает действительность.

Методологическая– философия вырабатывает принципы, правила, методы познания

Критическая – философия подвергает сомнению наличное знание.

Конструктивно-эвристическая –философия помогает строить новые теории.

Аксиологическая – заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – моральных, этических, идеологических и т.д.

Социальная– философия исследует общество, историю, современное состояние, выявляет его структуру, движущие силы.

Воспитательно-гуманитарная функция – культивирование гуманистических ценностей и идеалов, формирование ценностных установок и ориентаций человека, поиск смысла жизни человека.

Прогностическая функция – на основании критического анализа прогнозирует тенденции развития.

3. Специфика философских проблем и структура философского знания

В общем виде специфика философской проблематики указана уже в самом термине «философия», что в переводе с греческого означает «любовь к мудрости». Любить мудрость – это:

Не полагаться лишь на авторитет, веру, традицию. Он стремится сам, силой своего индивидуального мышления проникнуть в тайны мироздания. Философия всегда персональна. Она несёт на себе отпечаток личности и мировоззрения автора.

Основанием философии является знание, а не вера. Философия является формой критического отношения к миру, она не довольствуется лишь констатацией существующего, она нацелена на выяснения первопричин. Философия – форма рационально-теоретического знания.

философия именно отношение человека к миру делает своим непосредственным предметом. Философия – это знание о месте и роли человека в мире.

Это вечные философские проблемы.

Таким образом, философия – это рационально-критическая форма мировоззрения, осмысливающая сущностные основания мира и культуры, а также статус человека в мире посредством теоретического (рефлексивного) знания.

В структуре философского знания выделяют 4 основных раздела: онтология, гносеология, философская антропология и социальная философия.

Онтология – это философское учение о бытии. В него входят вопросы: что такое сознание, что есть человек, что такое материя, пространство, время, движение.

Гносеология– это философская теория познания. В ней исследуются следующие проблемы: познаваем ли мир в принципе, безгранично ли человеческое познание в своих возможностях или оно имеет границы; как мы получаем знание о мире.

Философская антропология ориентирована на исследование специфики бытия сознания, сущности человека и многообразия форм его бытия в культуре; соотношения биологического, социального и духовного в человеке.

Социальная философия– исследование общества как целостной самоорганизующейся и саморазвивающейся системы, анализ механизмов развития общества и многообразие форм его исторического развития.


Тема 2



2016-09-17 558 Обсуждений (0)
Философия в системе культуры. Предмет и функции философии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философия в системе культуры. Предмет и функции философии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (558)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)