Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 7 «Развитие психологии на рубеже XIX – XX веков»



2016-09-15 2603 Обсуждений (0)
Тема 7 «Развитие психологии на рубеже XIX – XX веков» 4.67 из 5.00 3 оценки




План:

I. Становление и развитие новых психологических школ.

II. Структурализм.

III. Вюрцбургская школа.

IV. Функционализм.

V. Французская психологическая школа.

VI. Описательная психология.

 

I. Становление и развитие новых психологических школ.Рубеж веков связан с первым разделением единой психологии на ряд школ. В тот момент это было связано с отказом от единого подхода к пониманию предмета и методов психологии.

Структурализм (Э. Титченер) развивал теоретические постулаты ассоцианизма.

Первые разногласия среди психологов возникли по вопросу возможности экспериментального изучения психики. Вюрцбугская школа знаменита тем, что впервые начала экспериментальное изучение мышления.

Работы функционалистов поколебали методологию ассоцианизма и основы структурализма (психика – это не структура, состоящая из неизменных элементов, а изменяющийся поток сознания).

Французская психологическая школа поставила в центр своего внимания исследование тех факторов, которые определяют развитие психики (социальное окружение), также они изучали разнообразные отклонения от нормы.

II. Структурализм.На рубеже XIX – XX вековструктурализмбыл самой распространенной психологической школой в США. Э. Титченер(1867 – 1927 гг.) – основатель школы структурализма, ученик В. Вундта. Э. Титченер назвал так свою теорию потому, что считал, что предметом психологии должно стать содержание сознания, упорядоченное в определенную структуру. Главные задачи структурализма видел в предельно точном определении содержания психики, выделении исходных ингредиентов этого содержания и законов, по которым они объединяются в структуры. Сознание понимал как человеческий опыт в его зависимости от переживаний субъекта, опыт, состоящий из простейших элементов - ощущений образов и чувствований. Методом обнаружения данных элементов служила особо организованная интроспекция. Э. Титченерсоставил список элементарных ощущений – более 44 тысяч сенсорных качеств, большинство из которых были зрительными (32820) и слуховыми (11600).

Постепенно термином «экзистенциальная психология» стал заменять термин «структурная психология». Э. Титченер предложил «контекстную теорию значения» - разграничение образа и значения. Представление о каком-либо объекте строится из совокупности чувственных элементов. Значительная часть их может покидать сознание, в котором остается лишь сенсорная сердцевина, достаточная, чтобы воспроизвести всю совокупность.

III. Вюрцбургская школа знаменита тем, что именно в ней было впервые в психологии начато экспериментальное изучение мышления. О. Кюльпе(1862 – 1915 гг.) – немецкий ученый, основатель Вюрцбургской школы, ученик В. Вундта, начал экспериментальное изучение процесса мышления. Создал метод «систематической экспериментальной интроспекции» - решая, задачу, испытуемый должен был делать регулярные ретроспективные отчеты о состояниях сознания, пережитых им в процессе решения.

Опыты К. Марбе (от испытуемых требовалось при взвешивании предметов сообщить какой тяжелее и как они пришли к этому выводу), Х. Уатта и А. Мессера (целью их было проследить какие процессы происходят в сознании испытуемого между восприятием и ответной словесной реакцией) и Н. Аха доказали наличие несенсорных элементов в сознании. В 1906 г. Н. Ах начал исследовать волевой акт. Вывел понятие детерминирующей тенденции, направляющей ход деятельности в процессе мышления и волевом процессе.

К. Бюлер и Х. Уатт – испытуемому предлагались логические и арифметические задачи, обдумывая которые, он должен был замечать путь, который ведет его к решению. Пришли к выводу, что принятие задачи является главным фактором, определяющим процесс мышления. Мышлениестало рассматриваться не как одномоментный акт, а как процесс, имеющий начало, время протекания и результат. Понятие установки, которая определяет ход мышления, регулируя в соответствии с задачей отбор идей (бессознательная направленность на решение задачи, Х. Уаттом рассматривалась как аналог современной мотивации). В зависимости от установки, испытуемые выполняют задание быстрее или медленнее, более или менее продуктивно. Т.о., появилась новые категория, трактуемая широко: значение умственного образа, значение инструкции, значение ситуации в целом.

О. Зельц, который исследовал зависимость процесса мышления от структуры решаемой задачи, ввел понятие антиципаторной схемы, обогатившее представление о процессе решения идей, о возможности предвидеть результат уже в начале мыслительной деятельности.

IV. Функционализм. В психологии на первый план вышла проблема исследования функций психики. Ф. Брентано(1838 – 1917 гг.)идея о том, что каждый психический акт имеет направленность – интенцию- на объекты внешнего мира. Главной для новой психологии считал проблему сознания, считал, что позиция В. Вундта игнорирует активность сознания, его постоянную направленность на объект - интенцию. Интенция – не просто активность, в ней совместно с актом сознания существует какой-либо объект в результате специальной духовной деятельности, благодаря которой осознается прежний образ объекта («представления»).

К. Штумпф(1848 – 1936 гг.) – Пришел к выводу, что предметом психологии должно стать исследование психологических функций или актов («воспринимания», понимания, хотения и т.д.), так, исследованию подлежит не цвет объекта (как феномен, а не функция сознания), а акт (действие) субъекта, благодаря которому субъект осознает этот цвет в отличие от других. Среди функций различал две категории: интеллектуальные и эмотивные (аффективные, состоят из противоположных пар: радость-горе, стремление и избегание и т.д.).Организовал «Общество детской психологии» - исследования по детской психологии.

Х. Эренфельс(1859 – 1932 гг.), ученик Ф. Брентано, проводил исследование восприятия музыкальных мелодий. Ввел понятие гештальткачеств,названных в его честь качествами Эренфельса.Эти качества рассматривал как духовные акты субъекта, которые определяют процесс «воспринимания» музыки.

Т. Липпс(1851 – 1914 гг.) вместо термина «интенция»предложил понятие эмпатия,которую описывал как особый психический акт, в котором субъект проецирует на воспринимаемый предмет свое эмоциональное состояние, испытывая при этом позитивные или негативные эстетические переживания.

У. Джемс(1842 – 1910 гг.) не соглашался с тем, что любая наука должна строго логически объяснять все наблюдаемые факты, считал, что ценность и достоверность логического познания сильно преувеличены. Концепции Джемса послужили основанием для подходов: бихевиоризма и гуманистической психологии.

Идея о потоке сознания– непрерывности работы человеческого сознания, несмотря на внешнюю дискретность, вызванную частично бессознательными процессами.

У. Джемс понимал личность как интегративное целое (это было для того времени ново). Выделял в личности познаваемый(эмпирическое «Я», которое мы осознаем как нашу личность) и познающий (наше «чистое» «Я») элементы. У. Джемс выделил в личности части: физическую, социальнуюидуховную. Описал самооценку (самодовольство и недовольство собой). Вывел формулу самоуважения, которая представляет собой дробь, в числителе которой – успех, а в знаменателе – притязания. Разработал теорию эмоций (Теория Джемса-Ланге)– связь между эмоциями и физиологическими изменениями, физиологические изменения первичны по отношению к эмоциям: «мы опечалены потому, что плачем, приведены в ярость потому, что бьем другого, боимся потому, что дрожжим».

Д. Дьюи(1859 – 1952 гг.)-создал свою психологическую лабораторию и сформулировал ведущие методологические принципы функциональной психологии.

Предметом психологического исследования является не структура сознания, а его функция(поворотный пункт в развитии американского функционализма).

Психическая деятельность – поток, но не только сознания, а еще активности, включая в нераздельной целостности организм в среду.

Д. Энджел(1869 – 1949 гг.).Главное назначение сознания – в понимании тех изменений, которые происходят в новой, все усложняющейся среде. Организм действует, используя свои функции – внимание, память, мышление как единое психофизическое целое. То есть фактической разницы между сознанием и движением (разумом и телом) нет. Задачей функционализма является изучение законов психических процессов и условий, в которых они протекают. Для этого недостаточно данных интроспекции, необходимо использовать и наблюдение, и генетический метод.

Г. Кэрр(1873 – 1954 гг.) - функции психики состоят в приобретении, «сохранении, организации и оценке опыта и его последующем использовании для руководства поведением».

Р. Вудвортс(1869 – 1962) - проблема переноса в обучении. Анализируя связи стимул-реакция, подчеркивал значение активного вмешательства организма в систему их взаимодействия, что изменяло формулу, превращая ее в стимул-организм-реакиця.

О поведении: Р. Вудвортс выделил важную роль мотивации,разделив механизмы поведения и его мотивацию. Выделил два этапа в процессе деятельности: подготовительный(установка) и консуматорный(завершающей реакции, благодаря которой достигается цель).

V. Французская психологическая школа. Идея важности исследования роли культуры и социальной среды в процессе становления психики.

Ф. Месмер(1734 – 1815 гг.). Исследовал роль внушения и гипноза, излучения особых флюидов, которыми может быть «заряжен» гипнотизер и даже отдельные предметы.

А. Льебо(1823 – 1905 гг.) использовал гипноз при лечении соматических и невротических заболеваний. Рассматривал гипноз как внушенный сон. Разрабатывал методы словесного внушения, затем этим занялся его ученик И. Бернгейм. Занимаясь лечением истерии, ученые объяснили истерические симптомы (паралич деятельности или чувствительности без органических поражений) внушением со стороны другого человека (суггестия) или со стороны самого субъекта (автосуггестия), полагая, что такое внушение и самовнушение могут происходить бессознательно.

Ж. Шарко(1825 – 1893 гг.) изучал наследственные формы нервных болезней и неосознаваемые психические явления, а также различные (в том числе хронические) заболевания нервной системы. Разработал ряд методов психотерапии (например, душ Шарко). Одним из первых отметил психотерапевтическое воздействие предметов искусства. Впервые описал истерию, разработал травматическую теорию истерии, отметив сходство между поведением истериков и людей, находящихся под гипнозом. Стал использовать гипноз при лечении истерии. Выделил стадии гипноза: каталепсия, летаргия, сомнамбулизм.

Т. Рибо(1839 – 1916 гг.). Разработал метод «естественного эксперимента» - объектом психологии не может быть только «взрослый белый человек». Предлагал для исследования триаду душевнобольной - дикарь – ребенок. Душевная болезнь рассматривалась как своеобразный патопсихологический метод. Также использовался репрезентативный эксперимент (в особенности для исследования высших психических функций). Сформулировал закон обратного развития памяти– установил порядок старческого ослабления памяти (также закон называется закон прогрессивного расстройства памяти). Согласно ему, память утрачивается в направлении от нового к старому, от сложного к простому (прежде всего, утрачивается воспроизведение ближайших текущих событий, сначала страдает память на собственные имена, далее – на конкретные предметы, а еще позже – на отвлеченные понятия).

П. Жане(1859 – 1947 гг.) пришел к выводу, что экспериментальная психология должна быть патологической, так как, зная психические болезни, можно изучать нормальную психику. Разрабатывал методы исследования таких психических процессов, как восприятие, внимание, память; исследовал структуры сознания и личности, соотношения сознательного и бессознательного в содержании психики.

О свободе воли: рассматривал ее по-новому. Раасматривал вторичность природы воли, доказывая ее производность от объективного процесса, в котором непременно представлен другой человек. Воля – производное интеллектуального развития и социальной ситуации.

О структуре сознания: все высшие проявления духа строятся на основе низших, где действие, чувство и разум слиты воедино. Высшие психические функции также обладают единством (например, волевые действия – подчинение поступков воле). Элементарные формы сознания - рудиментарное сознание, хранящее изолированные ощущения, эмоции, ассоциации в зачаточном состоянии, не способные воздействовать друг на друга; оно безлично, не способно вызвать идею о нашем «Я».

Э. Дюркгейм(1858 – 1917 гг.) – во главу углу ставил изучение социальных контактов - французская социологическая школа. Ввел термин «социологизм», под которым понимал несводимость социальной реальности к биологическим и психологическим явлениям. Общество состоит из индивидов, но его нет там, где только одни индивиды. Над индивидом духовная власть – коллектив, целью которого является интеграция индивидов в сообщества.

Коллективное сознание отличается от индивидуального, т.к. развивается по своим законам, а не является выражением или результатом индивидуальных сознаний. Под коллективным сознанием – понимал «совокупность общих верований и чувств, свойственных в среднем членам какого-то общества».

Л. Леви-Брюль(1857 – 1939 гг.) - утверждал, что различным социально-историческим структурам соответствуют определенные типы мышления. Два типа мышления: первобытное и логическое. Первобытное мышление – мистическое по содержанию, пралогическое. Логическоемышление – установление логических отношений. Оба вида мышления – это не сменяющие друг друга стадии, а сосуществующие виды мышления.

Г. Тард(1843 – 1904 гг.) Основой социальных связей личности служат три фактора: подражание, изобретение и оппозиция(противодействие инновациям).

Групповое поведение – гипнотизация множества людей, основанная на имитации, само поведение – форма сомнамбулизма.

VI. Описательная психология. В. Дильтей (1833 – 1911 гг.) - направление В. Дильтея назвали «философия жизни». Центром направления стало понятие о живом духе, развивающемся в различных исторических формах.

Создание описательной психологии, которая должна стать основой всех наук о духе. Психология должна отказаться от попыток объяснения душевной жизни, поставив себе целью описание и анализ психических явлений, стараясь понять отдельные процессы из жизненного целого. Принципиально новым в его концепции было стремление вывести целостность и целенаправленность душевных проявлений, не из органической, а из исторической жизни.

Понятие переживания– элемент сознания, внутренняя связь, неотделимая от ее воплощения в духовном надындивидуальном продукте. Важным связующим звеном как между культурой и человеком, так и между отдельными науками стала герменевтика (учение об истолковании), которая в теории В. Дильтея являлась средством воссоздания неповторимых культурных миров прошлого.

Э. Шпрангер(1882 – 1963 гг.). Ведущим методом исследования видел понимание- непосредственное постижение смысла психических явлений. Центром своей концепции сделал не переживание, а духовную активность «Я», в которой реализуются смысловые связи с содержанием определенной культуры, выраженные в системе ценностей конкретного человека.

Основная задача психологии – изучение основных типов направленности человека, которые он назвал «формой жизни». Выделил шесть основных типов объективных ценностей: теоретические (область науки, проблема истинности); экономические (материальные блага, полезность); эстетические (стремление к оформлению, самовыражению); социальные (общественная деятельность); политические (власть как ценность); религиозные (смысл жизни).



2016-09-15 2603 Обсуждений (0)
Тема 7 «Развитие психологии на рубеже XIX – XX веков» 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Тема 7 «Развитие психологии на рубеже XIX – XX веков»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2603)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)