II. Первые теории Нового времени
Уже в конце XVI в. – начале XVII в. оформляется два основных подхода в теории познания: эмпиризм (Ф. Бэкон), и рационалистический подход (Р. Декарт). Распространенным является направление - картезианство(Р. Декарт), ставящее в основу скепсис. Фрэнсис Бэкон(1561-1626 гг.) - английский психолог, философ и политический деятель. «Новый Органон» (1620) – формирование основы направления эмпиризм: истинное знание базируется не только на чувственном опыте, но и на эксперименте. Программа перестройки всей системы научного знания, основная цель которой – борьба с сакральностью, догматизмом и схоластикой. Знание нельзя получать в готовом виде, его необходимо добывать опытным путем. Идолы – заблуждения человеческого ума: · идолы рода – недостатки, связанные с особенностями строения и функционирования органов чувств человека; · идолы пещеры отражают субъективность познания, т.к. человеку трудно признать чужую точку зрения; · идолы рынка связаны с использованием слов, которые не всегда адекватны реальности; · идолы театра – недостатки, которые являются результатом преклонения перед авторитетами, часто ложными. Органон (опытно-индуктивный метод) - предложен Ф. Бэконом для построения новой объективной науки, суть которого в постепенном и непрерывном восхождении от «ощущений и частностей» к общему на основе наблюдения и сопоставления максимально возможного количества фактов (положительных и отрицательных). Рассматривал математику как вспомогательную дисциплину ко всем наукам (математические методы в науке). Принципы, сформированные Ф. Бэконом, стали принципами построения науки Нового времени. Впервые высказал идею о возможности подлинно научного исследования человеческой психики. О душе: выделял ее двойственность: душа боговдохновенная (разумная или рациональная, изучаемая богословием) и душа чувственная (орган мыслящей души, изучаемая психологией). Предмет науки: способности души: разум, воображение, память, воля, влечения, аффекты. Рене Декарт(Картензий) (1596-1650 гг.). Направление, сформированное под влиянием его идей, картезианство. В основе достоверности знания – разум. Методологический принцип – сомневаться во всем, его скепсис стал средством приобретения знаний. Единственное, что не может вызывать сомнения – это акт сомнения. «Я мыслю, следовательно, я существую». Дуализм:две независимые субстанции – душа(ее основное свойство – мышление) и тело (протяженность). Основной элемент познания – душа. Мышление – под ним Декарт понимал не только мыслительные процессы, но и ощущения, представления, чувства, т.е. все, что осознается человеком. Психику отождествлял с сознанием – данная точка зрения утвердилась в психологии на долгое время. В содержании сознания Декарт выделял три вида идей(понятий): порожденные самим человеком (основываются на опыте, полученном человеком путем обобщения данных органов чувств), приобретенные (результат обучения, общения и чтения книг) и врожденные(содержащиеся в разуме, только они открывают человеку истину методом рациональной интуиции). Также Р. Декарт ввел метод дедукции(доказательство от общего к частному). В Новое время происходит открытие рефлекса– душа не наделена активностью, а основа движения – функция тела (рефлекс). Ф. Бэкон описывает компоненты рефлекторной дуги(нервы представлял в виде тонких ниточек, окруженных оболочкой, как трубочкой). Рефлекс можно менять при помощи ассоциаций (Аристотель) - у собаки выстрел, вызывающий страх и бегство, может стать сигналом к охоте. Первичные страсти: удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль. Возникновение и проявление страстей не зависит от волевых усилий, но душа, как бы слаба она ни была, в состоянии косвенно повлиять на страсти (например, помешать бегству при страхе). Идея господства над человеческими страстями. III. Рационализм в психологии. Бенедикт (Барух) Спиноза(1632-1677 гг.) стремился построить объективную, достоверную науку, воплотил геометрический принцип в построении труда «Этика». Существование единой, неделимой и вечной субстанции – Бога (Природы), которая является единственной реальностью. Бог = Природа. Субстанция обладает бесконечным количеством свойств, человек способен познать два: мышлениеипротяжение. Единство и целостность человека, сущностями которого являются душа и тело. О душе: сущность ее в познавательной деятельности связана с наличием в душе понятий (идей). Три вида идей (ступеней познания): · мнение или воображение – знание о конкретных вещах, основанное на чувственном опыте субъекта (идеи неадекватные, искаженные); · рассудок или разум – знания, полученные на основе умозаключений, логических рассуждений (адекватные идеи, постижение внутреннего сходства и различия вещей); · интуитивное знание – истинное знание о сущности вещи (идеи, содержащиеся в разуме и открывающиеся при помощи интеллектуальной интуиции). – Приоритет интуитивного познания. О страстях: ненависть, гнев, зависть и другие аффекты Б. Спиноза рассматривал не как недостатки, а как тягостные, но неотъемлемые свойства человеческой природы. Аффекты – состояния тела и идеи этих состояний, которые увеличивают или уменьшают активность человека. Виды аффектов (их столько, сколько видов объектов, их вызывающих): · влечение(неосознанное) или желание (осознанное) – как проявление стремления к самосохранению (сущность человеческой природы); · аффекты удовольствия (радость) – увеличивают способность человека к действию; · аффекты неудовольствия (печаль) - уменьшают способность человека к действию; · аффекты удовольствия и желания, связанные с активным состоянием души, стремлением к познанию. Свобода воли – вымысел(люди осознают свои желания, но не знают их истинных причин). Воля – свобода души отрицать или утверждать истинность или ложность чего-либо. «Воля и разум – одно и то же». Жизнь в согласии с разумом - добродетельная жизнь. Готфрид Вильгельм Лейбниц(1646-1716 гг.). Один из авторов дифференциального и интегрального исчисления, изобрел счетную машину, производящую сложные вычисления с большими числами и насос для выкачивания воды из рудников. О мироздании: гигантский механизм, первичными элементами которого являются замкнутые в себе и неделимые центры жизненных сил. - Существование множества субстанций – монад(от греч. monos – единое). - Основными свойствами монады являются: восприятие (перцепция) и стремление. Перцепция (восприятие) и апперцепция (сознание) - разные вещи. «Убеждение в том, что в душе имеются только такие восприятия, которые она осознает, есть ее величайшее заблуждение». - Мысль о существовании бессознательного стала одним из постулатов немецкой психологии. Душа – тоже монада, которая отличается более отчетливым восприятием и памятью. Обладает способностью к апперцепции (сознанием и самосознанием). Не бывает тождественных монад - все люди уникальны и неповторимы. О восприятии: человек воспринимает окружающий мир, исходя из собственных представлений и опыта. Получаемый образ окружающего мира включает как свои собственные свойства (первичные качества), так и свойства, привнесенные субъектом (вторичные качества). Структура души (по степени осознанности): · область ясного, отчетливого знания; · область смутного знания; · область бессознательного. О познании: ступени познания: · 1 ступень – чувственное познание или понятия, которые человек образует на основе данных органов чувств (субъективно); · 2 ступень - одновременно чувственные и умопостигательные понятия, которые открывают связи и отношения и строятся на основе обобщения данных органов чувств; · 3 ступень – умопостигательные понятия и знания, которые выводятся изразума и не нуждаются в опоре на чувственное восприятие. Высшая ступень, на которой знания открываются путем рациональной интуиции и содержатся в области апперцепции (сознания), знания здесь являются самыми достоверными и обобщенными. Об интуиции в познании: развил идею Декарта о роли интуиции в процессе познания. Разделил интуицию на два вида: сущностную (постижение сути идей во внутреннем мире монады) и опытную (постижение самого человека). Отрицал непосредственную данность самотождественности «Я», что стало важнейшим положением в психологии XX в. Критиковал и тезис Декарта о врожденных идеях. - Мысли являются действиями и врожденными быть не могут. Идея «предустановленной гармонии» между физическим и психическим, которая объясняется не законами природы, а божественной мудростью. В последствии эта идея в психологии получила название психологический параллелелизм. IV. Сенсуализм в психологии.Английский ученый Томас Гоббс (1588-1679 гг.) противопоставляет свою теорию концепциям рационализма, господствующим в психологических теориях ученых Нового времени. Он отвергал существование разумной души (в отличие от Декарта и Гоббса), как особой нематериальной субстанции: в мире существуют лишь материальные тела, которые движутся по законам механики. Об ощущении: это результат воздействия материального тела на организм, внутреннее движение. Ассоциация- из ощущений возникают представления, которые следуют друг за другом в том порядке, в каком сменялись ощущения, составляя цепи мыслей. Гоббс – один из родоначальников ассоциативной психологии. Воля является производной от двух основных мотивов человеческого поведения – стремления (влечения) и отвращения. Одна и та же вещь может вызвать в человеке то влечение, то отвращение, то желание действовать, то желание избежать этого действия (современный аналог понятия – борьба мотивов). Джон Локк(1632 – 1704 гг.) - английский философ и психолог, медик и педагог.Убеждение в прижизненном характере понятий и убеждений человека. «В сознании нет ничего, чего не было бы в ощущениях». Подверг критике идею врожденного знания (если бы знания существовали, они были бы известны и ребенку, и взрослому, и идиоту). Также считал, что не существует общих практических истин (у разных народов разные языки, разные политические и моральные убеждения, разные представления о добре и зле, которые могут быть противоположными). Психика, сознание человека при рождении – это чистая доска «tabula rasa», которую жизнь заполняет собственными письменами. Единственный источник знаний – чувственный опыт человека. Два вида опыта: внешний (ощущения) и внутренний (рефлексия). Ощущения – начальный этап познания, предоставляют информацию о конкретных свойствах окружающих нас предметов, пассивный процесс (появляется более или менее точная идея вещи). Отрицание активности ощущений приводит к отрицанию возможности познать окружающее. Знание – есть результат взаимодействия человека с природой, если такое взаимодействие достигнуто – человек обладает истинным знанием, но такое соответствие почти недостижимо (ощущения не дают полной объективности). Внешний мир, в отличие от мира внутреннего, полностью не познаваем. Выделил первичные(реальные, находятся в самих вещах: протяженность, плотность, движение, покой и т.д.), вторичные качества предметов (качества не находятся в предметах, их возникновение связано со спецификой органов чувств: цвет запах, вкус) и третичные качества предметов – способности (это результат взаимодействия предметов, например, способность солнца делать воск белым). О знании: виды знания: · Высшая ступень – интуитивное знание, когда душа сразу усматривает согласие или несогласие двух представлений. Оно достоверно. · Демонстративное знание – усмотрение необходимых отношений между идеями посредством других идей (достоверно, но, поскольку требует напряжения внимания и памяти, может быть ошибочным). · Сенситивное знание – сравнение представлений связано с теми данными, которые были получены органами чувств. Еще менее достоверное. · Мнение – недостоверное знание, когда согласие или несогласие идей предполагается с большей или меньшей вероятностью.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (766)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |