Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 3 «Психологические теории Средневековья и эпохи Возрождения»



2016-09-15 1630 Обсуждений (0)
Тема 3 «Психологические теории Средневековья и эпохи Возрождения» 0.00 из 5.00 0 оценок




 

План:

I. Общая характеристика психологии в эпоху Средневековья.

II. Развитие европейской психологии в IV – XI вв.

III. Арабская психология.

IV. Психология в позднем Средневековье (XII –XV вв.).

V. Развитие психологии в эпоху Возрождения.

 

I. Общая характеристика психологии в эпоху Средневековья.Началом эпохи считают падение Римской империи. Окончание средневековья – XV век (время возрождения искусства, Светкой науки, открытия Америки). Средневековая психология находилась в тесной связи с религией. В средневековой науке появилась сакральность. Представление об однозначно негативном характере развития науки и общества в целом.

Этапы развития религиозной мысли:

· этап апологетики (предшествовал Средневековью, II – IV вв.);

· этап патристики (IV – VIII вв.);

· этап схоластики (XI – XIV вв.).

Фактическое изменение предмета психологии. Нетерпимость к греческой мифологии и к концепциям, связанным с мифами. К IX – X вв., когда гонения на античную науку (особенно на теории Платона и Аристотеля) закончились, многие концепции вернулись в Европу.

Этап апологетики:причиной антагонизма между психологией и богословием была несовместимость знания и веры, которая не терпела никакого инакомыслия, сомнения в своих догматах. Богослов Тертуллиан:«Верую, ибо это нелепо».

Этап патристики – после утверждения господства христианской церкви (V – VI вв.) - необходимость трансформировать некоторые постулаты христианства и канонизировать постулаты, вытекающие из новых реалий для предотвращения распространения ереси (инакомыслия). Церковь становится одним из главных хранителей и распространителей знаний.

Этап схоластики– к XII – XIII вв. укрепляются государства, развиваются ремесла. Появляются первые светские университеты в Болонье, Париже, светские школы. Появляется сильная светская власть и подчиняет себе церковную. Но со временем схоластика превращается в набор догм. Церковь становится тормозом на пути развития науки.

Попытка психологов найти свое место в исследовании души. Утверждение теории двух истин: истина знания и истина веры не совпадают между собой и не противоречат друг другу, как параллельные прямые (IX – X вв. Ибн Сина).

Деизм (XII – XIII вв.) – направление, утверждавшее существование двух душ – духовной (ее изучает богословие) и телесной (ее изучает психология). Т.о., появляется предмет для научного изучения.

Богослов Фома Аквинский (XIII вв.) – перифраз теории двух истин в томизме «наука и религия имеют две разные истины, но если истина науки противоречит истине веры, наука должна уступить».

Концепции Платона и Аристотеля оказывают все большее влияние и приобретают ортодоксальный характер, критиковать эти концепции считается преступлением.

Традиционные проблемы для изучения:

· Мышление и речь, их взаимосвязь, вопрос о происхождении общих понятий (универсалий). Реалисты (Эриугена, Гильом, Ансельм Кентерберийский) доказывали, что общие понятия уже существуют до вещей, в уме Бога (сходство с «миром идей» Платона). Номиналисты (Росцелин, позднее Д. Скот, У. Оккам) считали, что понятия не существуют в реальности, есть лишь «дуновение голоса» - слово, которым для удобства общения фиксируют группу сходных предметов. Основатель концептуализма (направления, примыкавшего к номинализму), П. Абеляр считал, что общие понятия существуют и вне вещей, в уме человека. Слово – это не только звук, но и значение, которое, оставаясь в названиях, передается другим людям. Отстаивал верховенство разума над верой (наряду с Эриугеной): «Надо понимать, чтобы верить». Таким образом, в науке стал зарождаться рационализм(XI – XII вв.).

· Изучение взаимосвязи психических и соматических болезней (арабский ученый Ибн Сина). Эти работы заложили основы современной психофизиологии, впервые раскрыли природу стрессов и их влияние на состояние психики.

· В церковной психологии – изучение способов манипуляции большой массой людей, приемов снижения психического напряжения.

· Развитие ораторского искусства как средства управления чувствами группы посредством не только речи, но и пауз, жестов, интонаций.

· Развитие карнавалов как средства управления поведением людей (снижение напряжения) – возможность выйти за пределы жестких норм, хоть на время изменить статус.

К IV - XV вв. упрочилось положение светской психологии. Появилось много ученых, работавших по психологической проблематике: Р. Бэкон, Х. Вивес, Х. Уарте, У. Оккам. Исследовалось познавательное развитие, речь и способности, сознание.

II. Развитие европейской психологии в IV – XI вв. Августин Аврелий (Августин Блаженный, 354-430 гг.) – римский ученый, чья теория ознаменовала переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению.

О душе: душу образует воля, а не разум. Учение волюнтаризм(от лат «voluntas» - воля). Индивидуальная воля зависит от божественной и действует в двух направлениях: управляет движением души и обращает ее к себе самой. Все изменения, происходящие с телом, становятся психическими благодаря волевой активности субъекта. Знание не приобретается, оно заложено в душе, откуда извлекается благодаря воле. Идея о внутреннем опыте – истинности, которая дается Богом; воля тоже дается Богом.

Идея о врожденной активности души как основе развития души, активность эта как основа воли. Резкое осуждение насилия над ребенком.

Иоанн Скотт Эриугена(810-877 гг.) Вопрос о взаимоотношениях веры и разума: в трактате «О божественном предопределении» доказывал, что знание, добытое человеком, наука, является не менее важным авторитетом, чем божественное откровение.

Универсалии: общее предшествует идентичному.

Концепция развития человека: роль разума. Ступени развития: разум, рассудок, внутреннее чувство.

Пьер Абеляр(1079-1142 гг.) – французский ученый, преподававший во французском университете, ставший аббатом крупного монастыря.

О нравственности и самопознании человека: критерий нравственности – согласие с собственной совестью. Внешняя оценка не важнее оценки самого себя.

III. Арабская психология.С VIII по XII вв. большое количество психологических исследований проводилось на Востоке. Арабские ученые настаивали на том, что изучение психики должно основываться не только на философских концепциях о душе, но и на данных естественных наук, прежде всего медицины.

Ученый Ибн аль-Хайсам (965-1039 гг.) сделал ряд открытий в области психофизиологии и восприятия. Попытка трактовать зрительное восприятие с позиций законов оптики - построение в глазу образа внешнего объекта. К оптическим эффектам присоединяются (бессознательно) психические акты (естественнонаучный подход). Изучил бинокулярное зрение, смешение цветов и наблюдаемые при этом явления (контраст и т.д.). Изучил роль движения глаз в создании полноценного образа предметов.

Ибн Сина(980-1037 гг.)-арабский мыслитель, один из самых выдающихся врачей в истории (латинизированное имя – Авиценна).

Теория двух истин (см. вопрос I). Выведение предмета психологии из общего предмета богословия.

О познании: в каждой вещи есть всеобщее, что роднит ее с другими предметами данного класса, а также отличное от них, что характеризует именно эту вещь. Философия исследует сущее, множественное в каждой вещи, медицина и психология – конкретное, единичное.

Трактат «Канон врачебной науки» - обобщение векового опыта изучения поведения живых существ и их проявлений, с которыми имеет дело практическая медицина.

Положение о зависимости психологических явлений от физиологических.

Ибн Сина был одним из первых исследователей возрастной физиологии. Изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенности в различные возрастные периоды. Большое значение придавал воспитанию: посредством воспитания осуществляется воздействие психики на организм. Вызывая у ребенка те или иные аффекты, взрослые формируют его натуру.

Основная мысль:овозможности регулировать внутреннее психическое состояние человека посредством воздействия на его внешнее поведение.

Использовал ассоциативный эксперимент – излечил юношу, который погибал от истощения из-за отказа принимать воду. Ибн Сина называл разные предметы и по изменению пульса определил, какие вызывают у него аффект, мешающий ему пить. Ему приписывают эксперимент, названный позднее экспериментальным неврозом. Двум баранам давали одинаковую пищу, но возле одного стоял на привязи волк. Хотя второй баран и ел, но быстро худел и вскоре погиб. - Зачатки экспериментальной психофизиологии эмоциональных состояний.

Мыслитель и врач Ибн Рушд(1126-1198 гг.)- латинизированное имя – Аверроэс. Основные труды являются комментарием к сочинениям Аристотеля, однако комментарий приобрел характер самостоятельного учения. Важная мысль: религию можно рассматривать как верование, содержащее в иносказательной форме философскую истину.

Показал взаимосвязь восприятия окружающего мира от свойств нервной системы.

О душе: вместе с распадом человеческого тела индивидуальная душа тоже уничтожается, универсальный для всех людей разум сохраняется, что свидетельствует о богоподобии человека. Способность к мышлению врожденная и присуща каждому человеку. Разделение разума и души.



2016-09-15 1630 Обсуждений (0)
Тема 3 «Психологические теории Средневековья и эпохи Возрождения» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 3 «Психологические теории Средневековья и эпохи Возрождения»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1630)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)