Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 5 «Развитие психологии в XVIII веке»



2016-09-15 2195 Обсуждений (0)
Тема 5 «Развитие психологии в XVIII веке» 5.00 из 5.00 3 оценки




План:

I. Общая характеристика психологии в XVIII веке.

II. Развитие французской психологии.

III. Развитие немецкой психологии.

IV. Зарождение и развитие ассоциативной психологии.

 

I. Общая характеристика психологии в XVIII веке.Развитие психологии XVIII веке, в отличие от предыдущего столетия, связано в большей степени не с рационализмом, а с сенсуализмом, который, начиная с концепции Дж. Локка, приобретал все большее значение не только для объяснения процессов познания, но и для общей характеристики поведения, способностей и личных качеств человека.

- Благодаря концепциям Ф. Бэкона, Р. Декарта и др. ученых, к XVIII в. была доказана необходимость построения объективной науки, независимой от времени и построенной на разуме. В то же время быстрое развитие промышленности, изменения (в том числе и революционные) структуры общества в Англии, Нидерландах требовали изучения психологических механизмов перестройки психики, анализа способов влияния на сознание и самосознание человека и его возможностей приспособления к новым условиям жизни. Изучение этих вопросов привело к идее о прижизненном характере содержания сознания, его связи с внешней ситуацией, а не с внутренним миром, который, также как и врожденные идеи, достаточно стабилен. Важное место занимали также исследования способов и границ воздействия на содержание сознания и поведение человека, в том числе при помощи обучения и просвещения.

Особо значимым в психологии было появление в середине XVIII века первой собственно психологической школы – ассоцианизма,что способствовало выделению психологии в самостоятельную, а затем в экспериментальную науку. Широкое распространение получил термин психология,предложенный еще в 1590 г. Н. Гоклениусом, но ставший известным после выхода книг немецкого психолога Х. Вольфа «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734). Хотя доминирующей тенденцией в психологии был механицизм, важным моментом стало появление первых концепций, связывающих психику с культурнойили географическойсредой.

II. Развитие французской психологии.Ученый, медикЖульен Ламетри(1709-1751 гг.), продолжатель исследований Декарта. Соединил сенсуализм с учением Декарта. Пошел дальше Декарта и провозгласил материалистические принципы организации души. Душа существует, но ее невозможно отделить от тела, тело – машина, и человек всего лишь чувствующий автомат.

Единая субстанция – материя, обладающая свойствами протяжения, мышления и движения (ввел это новое свойство).

Потребности – как источник активности тела. Виды потребностей: биологические и психологические(причина психической активности).

Одним из первых начал исследовать внимание как отдельный психический процесс, указав его специфику, связанную с тем, что, не имея собственного продукта, внимание направлено на улучшение деятельности других когнитивных процессов.

Высшие психические функции тела рассматривались Ж. Ламетрикак усложнение присущей телу способности ощущать. Материя способна мыслить в силу своей организации. Психика – продукт особым образом устроенного тела. Психическая жизнь от непсихической отличается степенью сложности устроенности тела.

Э. Кондильяк(1715-1780) – развивая идеи сенсуализма, доказывал ведущую рольощущений в создании картины внешнего мира и возникновении психических процессов: памяти, мышления, внимания и т.д. Он утверждал, чтоопыт построен только на ощущениях. Но ощущения не передают всю полноту внешнего мира. Разум основывается на комплексе ощущений и именно их перерабатывает, строя картину внешнего мира. Э. Кондильяк к выводу, что вся психическая деятельность - есть преобразованные ощущения. Ощущение, которое повторяется, становится памятью, разные ощущения вызывают сравнение, усмотрение этих отношений превращается в суждение. Также формируются потребности, аффекты, воля, речь для обозначения потребностей и т.д.

Ш. Бонне(1720-1793 гг.) оказал значительное влияние на развитие ассоциативной психологии. Все психические процессы возникают из ощущений. Ощущения – реакция души на чувственные раздражения. Изучал физиологические корреляты ощущений, пришел к выводу, что каждому ощущению соответствует вибрация нервного волокна. Связи ощущений (ассоциации) – связи нервных волокон.

О душе: существует неуничтожимое эфирное тело, благодаря которому душа может иметь воспоминание в загробной жизни о жизни земной и приобретать (после смерти тела) новое существование в новом материальном теле.

Д. Дидро (1713 – 1784 гг.) провел развернутое исследование процесса познания. Он писал о единстве материального мира и высказывал гипотезу о родственности всех органических видов жизни, происходящих из одного источника – живых молекул, которые рассеяны по всей материи. Эти молекулы способны ощущать, и образуют в процессе своего развития все более сложные организмы, составляя непрерывную цепь живых существ – от простейших до человека.

О познании: основой всех понятий являются ощущения. Ощущения субъективны, поэтому надо проверять данные органов чувств. Разум, постепенно обобщая разрозненные факты, создает истинные понятия о вещах.

К. Гельвеций(1715-1771 гг.). – Основой всех знаний человека являются ощущения, большую роль отводил и памяти, которую считал «ослабленным, но длящимся ощущением».

Теория разумного эгоизма: Душа, отождествляемая с психикой, представляет собой врожденное свойство каждого существа. Ее свойства – способность ощущать и себялюбие(главный мотив наших действий). В отличие от врожденной души, дух – совокупность понятий, мыслей, способностей, приобретенных в процессе жизни и обучения.

Концепция о всеобщем равенстве людей(от рождения во все душах присутствуют одинаковые свойства), фатализм (равные от рождения люди как игрушки в руках судьбы, способной поместить их в любой социальный класс).

Жан Жак Руссо (1712 – 1778 гг.) – общество портит человека, который от природы добр и честен, прививая ему отрицательные качества и привычки.

«Эмиль, или о воспитании» - взгляды на воспитание. Исходя из теории «естественного человека» (как и Я.А. Коменский), писал о природосообразном характере обучения – необходимости следовать внутренней природе самого ребенка.

Существуют не только индивидуальные, но и общие закономерности психического развития, создал первую развернутую периодизацию психического развития:

· Первый период – от рождения до двух лет – необходимо посвятить физическому развитию ребенка. Был противником раннего развития речи.

· Второй период – от 2 до 12 лет – необходимо посвятить сенсорному развитию детей (развитие ощущений считал основой развития разума). Систематическое обучение начинать после 12 лет, когда заканчивается «сон разума».

· Третий период – с 12 до 15 лет – начинать обучение, поскольку ребенок уже может адекватно воспринять и усвоить знания.

· Четвертый период – от 15 лет до совершеннолетияразвитие чувств после накопления жизненного опыта. «Период бурь и страстей». Необходимо выработать добрые чувства, добрые суждения и добрую волю.

П.Ж. Кабанис(1757-1808 гг.). – дополнил исследования Ж. Ламетри и Д. Дидро о взаимосвязи психики и телесной организации, выдвинув идею о трех уровнях организации психической регуляции поведения. Ощущения связаны с мозгом, который синтезирует их, образуя мысли, идеи. При этом органы чувств соединяются не только с корой мозга, но и двигательной активностью тела. «Мозг как особый орган специально предназначен для производства мысли, так же как желудок предназначен для пищеварения …». Подчеркивал нематериальность мысли, которая объективируется во внешнем плане словом и жестом.

III. Развитие немецкой психологии.Доминирующими в немецкой психологии оставались идеи рационализма и утверждение об активном характере всех познавательных процессов, связанных с врожденной активностью души.

Христиан Вольф(1679-1754 гг.) – изучал математику, философию, богословие, преподавал. Развивал идеи Лейбница. Переработал немецкую психологическую терминологию (заменил прежнюю, латинскую). В трудах «Эмпирическая психология» (1732), «Рациональная психология» ввел термин «психология».

Х. Вольф - автор теории «Психология способностей».- Попытка дать научное объяснение различным психическим качествам человека. Рационалистический подход к познанию, идея спонтанной активности души. Способности – как проявление этой активности. Главной считалась способность представления, выступающая в виде познания и желания. Мозговые процессы, коррелирующие с представлениями, порождают мышечные движения, которым соответствуют желания и волевые импульсы, таким образом, в одном ряду – цепь физических событий, в другом – психическим (принцип параллелизма Г. Лейбница). Но, в отличие от Г. Лейбница, отделяет душу от вселенной и ограничивает ее коррелятом тела.

И. Кант(1724 – 1804 гг.) – «Критика чистого разума» (1781), «Метафизика морали» (1785) – понятие апперцептивной (спонтанной) активности соединил с учением об априорных(существующих до опыта) видах знания. Распространил механическое понимание причин психической активности на процесс познания: ощущения могут возникать только под действием внешнего толчка, побуждения. Сами они пассивны, а потому нуждаются во внешней активности, которая и является стимулом процесса восприятия (звук или тактильное прикосновение является внешним побуждением к ощущению).

Все познаваемое разделил на «явления» (их можно познать) и «вещи в себе» (непознаваемы при помощи ощущений, а, следовательно, недоступны для познания вообще, априорное знание, усваиваемое человеком без опоры на чувственный опыт). - Истинное знание рождается в эксперименте. - Вывод об ограниченности данных, которыми располагает психология, потому, что в ней (тогда было) невозможно экспериментальное исследование. Психология, хотя и является самостоятельной наукой, не может быть точной и достоверной.

Идея трансцендентальной апперцепции – психическая активность, благодаря которой человек осознает мир и себя постоянным и целостным.

О моральном развитии человека: «непостижимы две вещи – звездное небо над головой и моральный закон внутри нас». Этический принцип: человека нельзя рассматривать как средство достижения цели, он сам есть цель (аморальность манипулирования людьми). Закон морального императива:человек должен следовать этическому закону не из стремления к выгоде, но из желания соответствовать идеалу человека.

IV. Зарождение и развитие ассоциативной психологии. Ассоцианизм (ассоциативная психология) появился как самостоятельное направление в XVIII веке. Эта школа положила начало выделению психологии в самостоятельную, независимую от философии науку, имеющую собственный предмет и тезаурус. Ориентация на естественнонаучную методологию, поиск объективного метода исследования, и становление экспериментальной психологии.

Термин «ассоцианизм»введен Дж. Локком, хотя само понятие использовалось еще Аристотелем (который разработал первые законы ассоциаций).

Некоторые вопросы ассоциативной психологии разрабатывались в трудах Ш. Бонне, Д. Беркли и Д. Юма. Однако появление ассоцианизма как школы связано с именем Д. Гартли, построившего на механизме ассоциативной переработки свою психологическую теорию.

Английский философ Д. Беркли (1685-1753 гг.) положил в основу своей концепции идею Дж. Локка о ведущей роли ощущений в формировании понятий. Отбросив идею о связи ощущений с внешним миром, во главу угла поставил понятие о внутреннем опыте. Стал родоначальником крайней формы субъективно-идеалистического воззрения на внешний мир и психическую жизнь: «Быть – значит быть в восприятии». - Комплекс ощущений никак не отражает состояние внешнего мира (субъективен).

Д. Беркли отрицал идею первичных и вторичных качеств (Демокрит, Дж. Локк). Все качества – вторичные (придуманы субъектом).

Использовал принцип ассоциации, чтобы объяснить восприятие видимого пространства. Восприятие возникает благодаря тому, что к сетчатому изображения присоединяются тактильные ощущения, и благодаря ассоциации («суггестия») возникает трехмерный образ.

Ощущения не дают истинных знаний о мире, но помогают выстраивать поведение.

Английский философ и психолог Давид Юм(1711-1776 гг.). Единственным источником познания являются наши восприятия, на основании которых мы создаем суждения о внешнем мире и о себе.

Источник знаний – переживания человека, которые подразделяются им на впечатления и представления(идеи). Разница между первыми и вторыми в силе их отчетливости. Механизм формирования сложных идей – ассоциации(по сходству, контрасту). Связь между предметами не внешняя, ее источник – человек (мнение ошибочно).

Д. Гартли (1705 – 1757 гг.), философ и богослов по образованию, – основатель направления ассоциативной психологии, просуществовавшего до начала XX века.

Стремился создать теорию, которая не только объясняла душу человека, но и позволяла бы управлять его поведением. В качестве такого универсального механизма психической жизни выбрал ассоциации. В основу своей теории положил идею Дж. Локка об опытном характере знания, а также принципы механики И. Ньютона.

«Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях» (1749) – создал свою теорию рефлекса, которая объясняла с помощью законов механики активность человека: внешние воздействия, вызывая вибрацию органов чувств, запускают рефлекс. Вибрация органов чувств приводит к вибрации соответствующих частей мозга, а эта вибрация, в свою очередь, вызывает работу определенных мышц, стимулируя их сокращения и движение тела. Вибрация, исчезая в большом круге (рефлекторной дуги), оставляет следы в малом круге (которые служат основой памяти человека). Следы могут быть более или менее сильными – от силы этих следов зависит степень их осознанности человеком, слабые следы вообще не осознаются. Таким образом, расширил сферу душевной жизни, включив в нее помимо сознания и бессознательное.

О психике: она состоит из нескольких элементов – ощущений, которые являются вибрациями органов чувств. В основе развития психических процессов лежат различные ассоциации. Ассоциации вторичны и отражают реальную связь между двумя очагами вибраций в малом круге. Так же Д. Гартли объяснял формирование мышления (сводя его к процессу образования понятий) и воли.

Идея о прижизненном формировании психики – возможности воспитания, воздействия на процесс психического развития ребенка безграничны. Его будущее определяется материалом для ассоциаций, который представляет ему окружение. Д. Гартли один из первых заговорил о необходимости для педагогов использовать знание психических законов в своих обучающих методах. При этом он говорил, что рефлекс, подкрепленный положительным чувством, более стойкий, а отрицательное чувство, возникающее при определенном рефлексе, помогает его забыванию. Для формирования нравственного человека необходимо вовремя подкреплять нужные рефлексы и уничтожать ненужные.

 



2016-09-15 2195 Обсуждений (0)
Тема 5 «Развитие психологии в XVIII веке» 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Тема 5 «Развитие психологии в XVIII веке»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2195)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)