IV. Психология в позднем Средневековье (XII –XV вв.)
На психологическую европейскую мысль Средневековья оказали влияние многие труды арабских психологов (особенно Ибн Рушда), переведенные к концу XII в. на латинский язык. Важным фактором также оказался церковный раскол (середина XI в.), разделивший церковь на Восточную (Византийскую) православную и Западную (Римскую) католическую. - Западная наука на протяжении нескольких веков развивалась, мало контактируя с наукой Восточной Европы. Фома Аквинский (1226-1274 гг.), богослов, последователь Аристотеля. Система томизм– стремился систематизировать знания и примирить богословие с наукой, в том числе и с наукой Аристотеля. Переделал теорию двух истин Ибн Сины. Считал, что в случае противоречий истина знания все же уступает истины веры. Выступал против тезиса Ибн Рушда об отделении души от тела. Мышление имманентное- главное свойство души, без него душа не существует. Вечность души, ее сознательность (новая характеристика души в психологии того периода). Сенсуализм(Аристотель) как главный путь познания. Для ощущения необходимо тело, органы восприятия. Интенция - специальная операция сознания, в результате которой осознаются образы предметов, направленность сознания, воли на какой-либо предмет. Об универсалиях: универсалииесть и в вещах (как проявление общего), и до них – в уме Бога, и после них – в разуме человека. К концу XIII в. недостатки схоластики стали очевидны, и теория Фомы Аквинского стала рассматриваться как тормоз на пути развития науки. Роджер Бэкон(1214-1292 гг.) – схоластическим методам противопоставлял науки, которые приносят людям непосредственную пользу в отличие от бесплодных рассуждений. Опыт, эксперимент и математика должны быть положены в основу всех наук. «Знание – сила». Дунс Скот(1270-1308 гг.) Материальная основа психики объединяет людей в общую группу, так как материя и есть то общее, что существует в вещах, природе. Отличия предметам придает форма, так форма тела человека выделяет его из окружающего мира. О познании: познание должно быть направлено на постижение индивидуального, конкретного в каждой вещи посредством чувственного опыта. Познавательный процесс – активный (все понятия душа черпает из активного взаимодействия с внешним миром). Таким образом, вводит понятие об активном характере ощущений и их связи с деятельностью. У. Оккам(1285-1349 гг.) – предложил изучение соотношения общего и частного в предметах. В основе понятий лежат знакивещей, общее – это знак многих объектов, в реальности его не существует. Понятие – результат абстракции, построенной на основе сходства между предметами. Знание делил на наглядное и отвлеченное. Афоризм «бритва Оккама»: «Сущностей не следует умножать без необходимости» - науке не нужны те гипотетические сущности, без которых все можно объяснить. Влияние на мысль Средневековья – душа как непостижимая сущность должна быть исключена из научного оборота. V. Развитие психологии в эпоху Возрождения.Период Возрождения был периодом возвращения важнейших принципов античной науки, отхода от догматизма и поиска путей оптимального научного исследования психических (душевных) состояний. Зародился новый предмет психологии как науки о сознании, развившийся в Новое время. XV - XVII вв. – взлет искусства, прежде всего итальянкой живописи и скульптуры. Реформация, изменившая жизнь и сознание людей, Открытие Америки. Активное развитие научных знаний: открытия в астрономии (Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно), математике, физике (Л. Да Винчи, И. Кеплер), философии и общественных науках (Т. Мор, М. Монтень, Э. Роттердамский, Н. Макиавелли). В меньшей степени изучались проблемы психики, новым аспектом исследования стало изучение проблемы способностей. Также важной проблемой являлась проблема познания. Бернардино Телезио(1509-1588 гг.) – организовал первое общество естествоиспытателей, которое ставило целью изучить природу во всех ее частях. Учение о движущих силах (тепло, холод, свет, темнота, способность к расширению и сокращению и т.д.), являющихся источником разных форм развития. Идея гомеостаза– главной целью природы является сохранение достигнутого состояния. Хуан Луис (Людовик) Вивес(1492-1540 гг.). Обосновал новый подход к психологии - эмпирический, основанный на анализе данных чувственного опыта. Индукция– новый способ обобщения чувственных данных, доказательство возможности логического перехода от общего к частному, основой такого перехода считал законы ассоциаций. Наиболее эффективным средством подавления негативного переживания является не сдерживание его разумом, а вытеснение его другим, более сильным переживанием. Хуан Уарте(1530-1592 гг.). – Книга «Исследование способностей к наукам» - первая психологическая работа, ставящая в качестве специальной задачи изучение индивидуальных различий в способностях с целью профессионального отбора. Анализ способностей составлялся с учетом смеси четырех элементов в организме (темперамент) и различий в сферах деятельности (медицина, юриспруденция, военное искусство, управление государством и т.д.), требующих соответствующих дарований.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (891)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |