Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принципы построения финансовой системы РФ



2016-09-17 1132 Обсуждений (0)
Принципы построения финансовой системы РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Для реализации функций управления как на региональном, так и муниципальном уровнях необходимо использование финансовых инструментов.

Понятие «финансы» часто ассоциируется с деньгами, с денеж­ными отношениями, да и сами денежные отношения очень часто называют финансовыми.

Однако «финансовые отношения» и «де­нежные отношения» — это не тождественные понятия. «Денеж ные отношения» - более широкое понятие, тогда как финансы - лишь часть денежных отношений.

Деньги— это всеобщий эквивалент, особый товар, выделив­шийся из товарного мира для удобства обмена товара на товар. В условиях товарного производства деньги выполняют множе­ство функций. Они выражают стоимость товара, служат сред­ством обмена, платежа и накопления. Они могут также использо­ваться в расчетах между странами.

Во всех перечисленных случаях имеют место денежные отноше­ния, для которых общей характеристикой является возмездность (эквивалентность). Однако такая возмездность характерна не для всех денежных отношений.

Выделяется особая группа денежных отношений, для которой характерным является преимущественно неэквивалентное движение денег. Именно эта группа денежных отношений и представляет собой финансовые отношения.

Обособление части денежных отношений в особую категорию «финансы» связано с появлением такого важного субъекта хозяй­ственной жизни, как государство. Государству для выполнения своих функций всегда были необходимы денежные средства, ко­торые формировались в основном за счет перераспределения со­зданного продукта, через налоги.

В результате этих отношений формировались централизован­ные денежные фонды государства. По мере того, как возрастала роль государства, расширялись прежде всего его экономические функции, рос объем централизованных денежных фондов госу­дарства.

В современном понимании финансы представляют собой систе­му денежных отношений по поводу формирования, распределе­ния и использования централизованных денежных средств госу­дарства в целях выполнения его функций, а также децентрализо­ванных средств хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств с целью обеспечения условий их расширенного воспроизводства.

Сущность финансов наиболее полно проявляется через их фун­кции. Финансы выполняют три основные функции: распредели­тельную, регулирующую и контрольную.

Распределительная функция финансовсвязана с распределе­нием стоимости произведенного общественного продукта, формиро­ванием у субъектов экономических отношений доходов и накопле­ний, с созданием фондов денежных средств. В результате перерас­пределения образуются вторичные или производные доходы.

Созданный в обществе валовой внутренний продукт (ВВП) за вычетом потребленных в процессе производства средств произ­водства проходит первичное распределение, результатом которо­го является формирование доходов основных участников сферы материального производства.

Однако этого недостаточно для того, чтобы общественное хозяйство в целом могло развиваться и нор­мально функционировать. Возникает необходимость перераспре­деления созданного продукта, которое обусловлено:

 

- наличием наряду с производственной непроизводственной сфе­ры, в которой материальный продукт не создается (образо­вание, здравоохранение, оборона и т. п.);

- дифференциацией доходов различных групп населения, ко­торая неизбежна в условиях рыночной экономики;

- неравномерностью развития отдельных территорий, отрас­лей хозяйства.

 

В итоге перераспределения формируются доходы государства; доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы; насе­ление получает дополнительные денежные средства через соци­альные выплаты; территории и предприятия – дополнительные ресурсы для развития.

Таким образом, вторичные доходы форми­руют конечные пропорции использования национального дохода и играют важную роль в сбалансированном развитии отдельных отраслей хозяйства и территорий, обеспечении достойного уров­ня жизни широких слоев населения.

Регулирующая функция финансов проявляется через воздей­ствие государства на экономическое развитие (поведение хозяй­ствующих субъектов, развитие отдельных территорий и отрас­лей) посредством финансовых рычагов.

Основными инструмента­ми, которые при этом используются, являются следующие:

1)налоги, которые могут как сокращать, так и стимулировать предпринимательскую деятельность и частное потребление;

2)государственные расходы, которые побуждают фирмы или работников производить те или иные товары и услуги, а также социальные выплаты, обеспечивающие определенный уровень доходов некоторым слоям населения;

3)регулирование или контроль посредством принятия соответ­ствующих законов, определенных видов экономической дея­тельности, вплоть до запрещения некоторых из них;

4)установление предельных цен на некоторые товары и услуги (главным образом в отраслях естественных монополий).

Контрольная функция финансов тесно связана с распредели­тельной функцией. Нельзя сказать, что контроль осуществляет­ся только после того, как произошло распределение и перерас­пределение совокупного продукта и образовались централизован­ные и децентрализованные денежные фонды.

Контрольная функ­ция проявляется уже в ходе распределения ВВП по соответствую­щим фондам и представляет собой контроль за тем, насколько правильно было осуществлено формирование этих фондов. Кроме того, контрольная функция проявляется в ходе проверки расхо­дования средств по их целевому назначению.

Финансовому контролю подлежит деятельность всех участни­ков финансовых отношений как на микро-, так и на макроуров­не. Он охватывает сферу бюджетных отношений (контроль за правильностью составления бюджета, целевым использованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, своевремен­ностью уплаты процентов по долгам государства и т. п.).

Финансовый контроль осуществляется и в отношении хозяй­ствующих субъектов. Для частных предприятий он связан с кон­тролем в части полноты и своевременности налоговых платежей, правильности отражения затрат на производство и реализацию продукции, формирования и использования доходов от предпринимательской деятельности.

Для бюджетной сферы — это конт­роль за целевым использованием бюджетных средств, исполнени­ем сметы расходов. Для частных лиц контроль связан со своевре­менностью и полнотой уплаты налогов с доходов, собственности.

Контрольная функция финансов проявляется через деятель­ность финансовых органов. Контроль может осуществляться как специальными финансовыми подразделениями предприятий, бан­ками, так и государственными налоговыми и финансовыми орга­нами, органами законодательной власти и специальными ведом­ствами. В большинстве развитых стран имеются также обще­ственные формы контроля за целевым использованием бюджет­ных средств.

Финансам присущи следующие принципы: единство; сбалан­сированность; целевая направленность; диверсификация; страте­гическая ориентированность.

Принцип единства основан на том, что существует единство законодательной и нормативно-правовой базы, денежной, кредитной и налоговой систем, форм финансовой документации и отчетности, порядка отражения финансовых операций в бухгал­терском учете, организации расчетов и платежей, формирования затрат и финансовых результатов, применения санкций за нару­шение финансовой, платежно-расчетной и налоговой дисциплины.

Принцип сбалансированностиозначает, что стоимостная оценка имущества хозяйствующих субъектов имеет конкретные источни­ки формирования за счет поступлений и доходов, в том числе собственных, заемных средств банков и привлеченных средств коммерческих кредиторов.

Целевая направленность - весьма важный принцип финанси­рования. К целям государственных финансов относятся: мобили­зация доходов в форме налогов, сборов и неналоговых поступле­ний; перераспределение ресурсов в соответствии с утвержденны­ми параметрами и направлениями развития социальной сферы, государственного и муниципального секторов экономики, инвес­тиционными программами и выполнением внутренних и внешних обязательств по заимствованиям.

Принцип диверсификации источников финансирования и вло­жений ресурсов проявляется двояко: 1) инвестирование денег из различных источников в разные объекты и имущество; 2) созда­ние многопрофильных предприятий, занимающихся различными видами предпринимательской и некоммерческой деятельности.

Диверсификация обеспечивает общий рост доходов. Она по­зволяет снизить риск банкротства и повышает конкурентоспо­собность предприятия. Вместе с тем она сопряжена со значитель­ным отвлечением финансовых ресурсов. Это требует высокой ма­невренности в их использовании.

Принцип стратегической ориентированности означает, что для достижения конкретных целей следует выработать четкую стра­тегию мобилизации финансовых ресурсов, обеспечивающую опти­мальное и эффективное финансирование производства, сферы ус­луг, включая не только покрытие текущих затрат, но и вложе­ния инвестиционного характера на долгосрочную и среднесроч­ную перспективу.

Роль финансов заключается в экономической стабилизации, трансформации экономических отношений, адаптации финансо­вой системы к рыночным преобразованиям, стимулировании ин­вестиционной активности, решении социальных задач.

Характерными признаками финансовявляются:

1)распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах или этике ведения бизнеса и связан с движением реальных денег независимо от движения стоимос­ти в товарной форме;

2)односторонний (однонаправленный), как правило, характер движения денежных средств;

3)создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Совокупность денежных средств, находящихся в распоряже­нии населения, хозяйствующих субъектов, государства, органов местного самоуправления, представляет собой финансовые ресур­сы.

Источниками финансовых ресурсов выступают:

- на уровне хозяйствующих субъектов: прибыль, амортиза­ция, продажа ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эми­тентами;

- на уровне населения: заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера, осуще­ствляемые работодателем; доходы от предпринимательской деятельности, от операций с личным имуществом, от кре­дитно-финансовых операций; социальные трансферты (сти­пендии, пенсии, пособия); потребительский кредит;

- на уровне государства, органов местного самоуправления (МСУ): доходы от государственных и муниципальных пред­приятий, доходы от приватизации государственного и муни­ципального имущества, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег и доходы от эмис­сии ценных бумаг.

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято разделять на сферы централизованных (публичных) и децентрализованных финансов (финансы организаций и домашних хозяйств).

Сущность государственных и муниципальных финансов состо­ит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости созданного в обществе совокупного продукта, которая в установленном раз­мере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций.

Финансовую систему можно рассматривать как форму органи­зации денежных отношений между всеми субъектами воспроиз­водственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Централизованные и децентрализованные фонды, а также кре­дитные ресурсы в совокупности составляют финансово-кредит­ную систему (ФКС) национального хозяйства.

Финансовая системакак форма организации денежных отно­шений может быть подразделена на три взаимосвязанные подсис­темы, обеспечивающие формирование и использование финансо­вых ресурсов соответственно:

- у хозяйствующих субъектов;

- у населения;

- у государства и органов местного самоуправления.

Существующие различия как в функциональном назначении указанных подсистем, так и в методах, способах формирования и использования финансовых ресурсов делают целесообразным вы­деление обособленных подсистем финансовых отношений:

1)финансы организаций (хозяйствующих субъектов);

2)публичные финансы (государственные и муниципальные фи­нансы);

3)финансы домашних хозяйств.

В целом ФКС включает две подсистемы: финансовую и кредит­ную. Каждая их этих подсистем делится на сферы, а те в свою очередь — на звенья, подразделения и т. п. Хотя каждый элемент ФКС имеет свои организацию, механизм и порядок функциони­рования, все они тесно взаимосвязаны и оказывают большое вли­яние на развитие национальной экономики.

 

Финансовая подсистема ФКС делится:

1)на централизованные финансы: государственный бюджет; внебюджетные фонды; государственный кредит; финансы го­сударственных предприятий; государственное страхование;

2)децентрализованные финансы: финансы коммерческих предприятий и организаций; финансы некоммерческих орга­низаций; финансы кредитных организаций; финансы стра­ховых организаций;

3)финансы домашних хозяйств.

Кредитная подсистема ФКС включает:

1)банковскую сферу: эмиссионные банки; неэмиссионные бан­ки (коммерческие и специализированные);

2)парабанковскую сферу: специализированные финансово-кре­дитные институты (кредитные товарищества, страховые об­щества, лизинговые и факторинговые фирмы, ломбарды и т. д.); почтово-сберегательные учреждения.



2016-09-17 1132 Обсуждений (0)
Принципы построения финансовой системы РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принципы построения финансовой системы РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1132)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)