Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Бюджетная система, формирование и функционирование системы местных бюджетов



2016-09-17 928 Обсуждений (0)
Бюджетная система, формирование и функционирование системы местных бюджетов 0.00 из 5.00 0 оценок




Бюджет- это форма образования и расходования фонда де­нежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет является универсальным финансовым планом, коор­динирующим по отношению к другим финансовым планам.

По экономической сущности государственный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на фи­нансовый год, предназначенных для исполнения расходных обя­зательств Российской Федерации.

Являясь частью финансов, бюджет характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но одновременно имеет свои особенности.

1. Государственный бюджет представляет собой особую эконо­мическую форму перераспределительных отношений, связанную с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных фор­мирований или отдельных (акционерных) собственников.

2. Пропорции распределения средств определяются задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития.

3.Область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено клю­чевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.

Государственный бюджет - это основной финансовый план го­сударства, имеющий силу закона. Его функционирование осуще­ствляется посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределе­ния стоимости общественного продукта, концентрируемого в ру­ках государства.

Учет и систематизацию информации о состоянии бюджета обес­печивает бюджетная классификация.

Бюджетная классификация представляет собой законодатель­но устанавливаемую группировку доходов и расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов, используется для составления, утверждения и исполнения бюджетов всех уров­ней, составления консолидированных бюджетов и обеспечивает сопоставимость показателей всех уровней бюджетной системы.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и представительные органы местного самоуправления при утверж­дении бюджетных классификаций соответствующих бюджетов вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджет­ных классификаций, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

Бюджетная классификация РФ включает:

1) классификацию доходов бюджетов РФ;

2) классификацию расходов бюджетов РФ, которая охватывает:

 

— функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

— экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

— ведомственную классификацию расходов бюджетов РФ;

 

3) классификацию источников внутреннего финансирования де­фицитов бюджетов РФ;

4) классификацию источников внешнего финансирования дефи­цитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

5) классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов муниципального долга;

6) классификацию видов государственных внешних долгов РФ, субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ.

Субъекты бюджетных правоотношений можно разделить на три группы: 1) государство, национально-государственные и ад­министративно территориальные образования; 2) представитель­ные и исполнительные органы государственной и местной власти; 3) государственные и муниципальные организации.

Общая структура бюджета:

а) по направлениям: доходная часть; расходная часть;

б) по уровням управления: федеральный бюджет; бюджеты субъектов Федерации; местные (муниципальные) бюджеты.

Существуют два метода формирования и использования бюд­жетных средств: собственно бюджетный и кредитный. Суть бюд­жетного метода состоит в том, что изъятие части денежных дохо­дов предприятий и населения и предоставление финансовых ре­сурсов для расходования носят безвозмездный характер. Благо­даря бюджетному методу аккумулируется и расходуется значи­тельная часть фондов денежных средств. Другая часть бюджета формируется и используется на кредитной основе: это поступле­ния в форме внутренних займов, иностранных кредитов и расхо­ды в форме бюджетных ссуд, кредитов иностранным государствам.

Функции государственного бюджета:

1) распределительная (пе­рераспределительная);

2) контрольная - определяются функция­ми государства, проводимой экономической и социальной поли­тикой, особенностями развития страны.

Бюджетная система: сущность, структура. Как правило, сложившиеся формы государственного управле­ния и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах с социалистической экономикой в силу монопольной государственной собственности на средства производства и наличия мощного госаппарата основ­ной ее задачей было обслуживание потребностей государственной власти. Государственные финансы подчиняли себе и средства пред­приятий и организаций, и даже сбережения населения.

Перемены в экономике России и ее политическом строе, про­изошедшие в начале 90-х гг., вызвали серьезные изменения в ее финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возмож­ным регулировать в основном косвенными методами. Одним из первостепенных направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самосто­ятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Феде­рации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демокра­тизации финансовых отношений. В таком же направлении проис­ходили переход к налогам как главному способу обеспечения до­ходов бюджета; отмена монополии на внешнюю торговлю и ва­лютные отношения; приватизация государственной собственнос­ти и т. п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации и ее бюджетном уст­ройстве.

Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение бюджет­ной системы: бюджетная система - это система, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Рос­сийской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

Организационное построение бюджетной системы всецело за­висит от формы государственного устройства. Бюджетная систе­ма унитарных государств включает в себя два уровня: государ­ственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федератив­ным устройством наряду с федеральным и местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бра­зилии, Индии; земель в Германии; республик, краев, областей и автономных округов в России). Однако и в унитарных, и в феде­ративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не вхо­дят в бюджеты вышестоящих уровней.

Бюджетная система России как федеративного государства со­стоит из следующих уровней: 1) федерального бюджета и бюдже­тов государственных внебюджетных фондов; 2) бюджетов субъек­тов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюд­жетных фондов; 3) местных бюджетов.

Бюджетная система и бюджетный процесс в Российской Феде­рации строятся в соответствии с определенными принципами, общими среди которых являются: единство бюджетной системы, т. е. единство бюджетного законодательства; разграничение рас­ходов и доходов между уровнями бюджетной системы; самостоя­тельность бюджетов разных уровней, т. е. право самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджетов и эффективность ис­пользования средств; эффективность и экономность использова­ния бюджетных средств; общее покрытие расходов бюджета; глас­ность; достоверность бюджета; адресность и целевой характер использования бюджетных средств; равенство бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований.

Построение бюджетной системы базируется на федеративном устройстве, определенном Конституцией РФ, государственной, управленческой и общественной структурой РФ. Бюджеты раз­ных уровней являются финансовой основой государственных и муниципальных органов власти и управления.

Бюджеты субъектов Российской Федерации (85) включают:

— 21 бюджет республик в составе Российской Федерации;

— 9 бюджетов краев;

— 46 бюджетов областей;

— бюджет автономной области;

— 4 бюджетов автономных округов;

— бюджеты Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Бюджеты органов местного самоуправления Российской Феде­рации в 2014 г. включали 22923 бюджета:

— 1823 бюджетов муниципальных районов;

— 535 бюджетов городских округов;

— 1644 бюджетов городских поселений;

— 267 бюджета внутригородских муниципальных образований городов федерального значения;

— 18654 бюджета сельских поселений.

Доходы и расходы государственных и местных бюджетов. Бюджетные доходы — это выражение экономических отноше­ний, возникающих у государства с корпорациями и домохозяйствами в процессе формирования государственного бюджета.

В бюджетной классификации выделяются следующие основ­ные виды налоговых доходов: налоги на прибыль, доход, при­рост капитала; налоги на товары и услуги, лицензионные и реги­страционные сборы; налоги на совокупный доход; налоги на иму­щество; платежи за пользование природными ресурсами; налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.

Из неналоговых доходов основными являются: - доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной соб­ственности, или от деятельности; доходы от продажи имущества; от реализации государственных запасов; доходы от продажи зем­ли и нематериальных активов; поступления капитальных транс­фертов из негосударственных источников; административные пла­тежи и сборы; штрафные санкции, возмещение ущерба; доходы от внешнеэкономической деятельности.

Доходы бюджетов подразделяются на собственные и регулиру­ющие.

Собственные доходы - доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами.

Регулирующие доходы — получаемые в форме отчислений от доходов бюджетов других уровней бюджетной системы.

Расходы бюджета представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах каждого уровня.

Формирование расходов бюджетов базируется: 1) на единых методологических основах; 2) нормативах минимальной бюджет­ной обеспеченности; 3) финансовых затратах на оказание госу­дарственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.

Каждый вид расходов обладает качественной и количествен­ной характеристикой.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в эконо­мической жизни общества их классифицируют по установленным признакам.

В первую очередь расходы бюджета подразделяются по их вли­янию на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.

Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие теку­щих потребностей.

Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов в различных отраслях народного хозяйства, инвестиционные суб­сидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям, местным органам власти.

Важный признак классификации расходов бюджета - пред­метный. Расходы подразделяются на несколько крупных групп: финансирование промышленного производства; социально-куль­турных мероприятий; науки; обороны; содержание правоохрани­тельных органов и органов государственной власти и управле­ния; внешнеэкономической деятельности; создание резервных фондов; по обслуживанию государственного долга; прочие расхо­ды и выплаты.

Ведомственный признак расходования средств институциональ­но оформляется деятельностью министерств, других государствен­ных учреждений или юридических лиц.

Целевой признак характеризуется конкретными видами затрат.

Важным признаком классификации расходов является терри­ториальный, что находит выражение в расходах субъектов феде­рации и местных бюджетов.

Во всех случаях находят проявление такие принципы, как получение максимального эффекта при минимуме затрат; целевой характер использования бюджетных ассигнований; предос­тавление бюджетных средств в меру выполнения производствен­ных и других показателей и с учетом использования ранее отпу­щенных ассигнований.

Сбалансированность бюджета, дефицит и профицит бюджета.Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (или излишек), превышение расходов над доходами – бюджетный дефицит (недостаток) (в процентах к ВНП (ВВП).

Дефицит, преодолеваемый путем денежной эмиссии, ведет к инфляции, с помощью неэмиссионных средств - к росту государ­ственного долга. Однако дефицит нельзя однозначно относить к разряду катастрофических событий. Он может быть связан с ре­шением народнохозяйственных проблем, становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в струк­туре общественного воспроизводства.

Превышение расходов над доходами (дефицит) бюджета озна­чает, что налоговые и неналоговые поступления недостаточны для решения поставленных в законе о бюджете задач, государ­ство выступает заемщиком на рынке капитала, стимулируя рас­ширение совокупного спроса в экономике, проводит фискальную политику, нацеленную на сокращение налогов и компенсации выпадающих доходов за счет рыночных займов.

Профицит означает, что доходы превышают расходы, что мо­жет приводить к сжатию совокупного спроса и сокращению госу­дарственного присутствия в экономике.

Существует несколько способов покрытия дефицита бюджета: 1) выпуск госзаймов (облигаций и казначейских векселей), их доля в государственном бюджете составляет от 10 до 20 %; 2) ужесточе­ние налогообложения; 3) производство денег, или «сеньораж», т. е. печатание денег.

Способы финансирования дефицита бюджета можно разделить на эмиссионные и неэмиссионные.

Эмиссионное финансирование дефицита бюджета осуществля­ется ЦБ, который вправе в соответствии с законом о бюджете предоставлять Правительству РФ кредиты. Источником таких кредитов служит дополнительная денежная эмиссия, которой не противостоит дополнительная вновь созданная стоимость, т. е. необеспеченная, или так называемая фидуциарная эмиссия.

Неэмиссионные источники бюджетного финансирования - это заемные средства с денежного, кредитного или финансового рын­ков, а также привлеченные средства, включая сальдо поступле­ний от приватизации и от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней на рынке.

Бюджетным кодексом в качестве источников финансирования дефицита федерального бюджета называются внутренние и вне­шние заимствования.

Внутренними заимствованиями являются кредиты, получен­ные Правительством РФ от кредитных организаций; займы, по­лученные посредством выпуска ценных бумаг; долговые обяза­тельства различных эмитентов, гарантированные Правительством РФ; бюджетные ссуды. Внешними заимствованиями являются средства от продажи государственных ценных бумаг на внешнем рынке; кредиты правительств иностранных государств, междуна­родных финансовых организаций, иностранных организаций.

Местный бюджет является основой финансовой системы муни­ципального образования. Основное значение муниципального бюд­жета состоит в том, что в нем находят отражение все экономичес­кие, социально-политические и организационные решения муни­ципальных органов власти в области вопросов местного значе­ния. В законодательной практике к вопросам местного значения относят различные аспекты непосредственного обеспечения жиз­недеятельности населения муниципальных образований. В соот­ветствии с этим местными бюджетами являются бюджеты муни­ципальных образований, утверждение и исполнение которых осу­ществляют органы местного самоуправления.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) пред­ставляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. По­скольку местное самоуправление не входит в систему органов го­сударственной власти, местные бюджеты не относятся к государ­ственным финансам.

Местные бюджеты, являясь частью финансов, входят в эконо­мический базис. Они обусловлены существованием и развитием материального производства и соответствующими экономически­ми, в частности товарно-денежными, отношениями, что дает ос­нование отнести эти бюджеты к числу экономических категорий.

Местные бюджеты - главный канал доведения до населения конечных результатов производства, направляемых на обществен­ное потребление. Через эти бюджеты общественные фонды по­требления распределяются в территориальном и социальном раз­резе, т. е. между отдельными административно-территориальны­ми единицами и социальными группами населения.

Вместе с другими звеньями финансовой системы местные бюд­жеты являются одним из важнейших инструментов реализации на практике закона пропорционального развития национального хозяйства. Они активно используются в распределении нацио­нального дохода в целях пропорционального развития админист­ративно-территориальных единиц. Местные бюджеты входят в систему территориальных планов экономического и социального развития.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Эти бюджеты выполняют следующие функции:

-формирование денежных фондов, обеспечивающих финансирование деятельности местных органов власти;

-распределение и использование этих фондов между отрасля­ми народного хозяйства;

-контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, подведомственных местным органам власти.

В качестве инструмента экономического регулирования мест­ные бюджеты характеризуются:

— широкой сферой влияния, так как бюджетные отношения пронизывают все стороны социально-экономической жизни муниципального образования;

— высокой степенью действенности, обусловленной самой пере­распределительной природой бюджетных отношений;

— гибкостью, поскольку система методов бюджетного регули­рования формируется не как заданная раз и навсегда, а как развивающаяся система, преобразующаяся в соответствии с изменениями целей социально-экономического развития му­ниципального образования.

Денежным фондом в виде бюджета может располагать орган власти поселения, имеющего статус муниципального образова­ния. Если муниципальное образование объединяет ряд поселе­ний, не являющихся самостоятельными муниципальными обра­зованиями, в его бюджете в качестве составной части могут быть предусмотрены соответствующие сметы, а все доходы и расходы территорий, находящихся на сметном финансировании, включе­ны в состав единого бюджета.

Принципы формирования и исполнения местных бюджетов в Российской Федерации в целом соответствуют таким общим прин­ципам бюджетной системы России, как единство бюджетной сис­темы, разграничение доходов и расходов между уровнями бюд­жетной системы, самостоятельность бюджетов, полнота отраже­ния доходов и расходов бюджетов, сбалансированность бюджета, эффективность и экономность использования бюджетных средств, общее покрытие расходов бюджетов, гласность, достоверность бюджета, адресность и целевой характер бюджетных средств.

Вместе с тем в процессе их реализации должна учитываться определенная специфика, связанная с особенностями юридичес­кого, экономического и социального статуса муниципального об­разования.



2016-09-17 928 Обсуждений (0)
Бюджетная система, формирование и функционирование системы местных бюджетов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Бюджетная система, формирование и функционирование системы местных бюджетов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (928)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)