Бюджетная система, формирование и функционирование системы местных бюджетов
Бюджет- это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджет является универсальным финансовым планом, координирующим по отношению к другим финансовым планам. По экономической сущности государственный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Являясь частью финансов, бюджет характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но одновременно имеет свои особенности. 1. Государственный бюджет представляет собой особую экономическую форму перераспределительных отношений, связанную с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований или отдельных (акционерных) собственников. 2. Пропорции распределения средств определяются задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития. 3.Область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями. Государственный бюджет - это основной финансовый план государства, имеющий силу закона. Его функционирование осуществляется посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Учет и систематизацию информации о состоянии бюджета обеспечивает бюджетная классификация. Бюджетная классификация представляет собой законодательно устанавливаемую группировку доходов и расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов, используется для составления, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней, составления консолидированных бюджетов и обеспечивает сопоставимость показателей всех уровней бюджетной системы. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и представительные органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций соответствующих бюджетов вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетных классификаций, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ. Бюджетная классификация РФ включает: 1) классификацию доходов бюджетов РФ; 2) классификацию расходов бюджетов РФ, которая охватывает:
— функциональную классификацию расходов бюджетов РФ; — экономическую классификацию расходов бюджетов РФ; — ведомственную классификацию расходов бюджетов РФ;
3) классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ; 4) классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; 5) классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов муниципального долга; 6) классификацию видов государственных внешних долгов РФ, субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ. Субъекты бюджетных правоотношений можно разделить на три группы: 1) государство, национально-государственные и административно территориальные образования; 2) представительные и исполнительные органы государственной и местной власти; 3) государственные и муниципальные организации. Общая структура бюджета: а) по направлениям: доходная часть; расходная часть; б) по уровням управления: федеральный бюджет; бюджеты субъектов Федерации; местные (муниципальные) бюджеты. Существуют два метода формирования и использования бюджетных средств: собственно бюджетный и кредитный. Суть бюджетного метода состоит в том, что изъятие части денежных доходов предприятий и населения и предоставление финансовых ресурсов для расходования носят безвозмездный характер. Благодаря бюджетному методу аккумулируется и расходуется значительная часть фондов денежных средств. Другая часть бюджета формируется и используется на кредитной основе: это поступления в форме внутренних займов, иностранных кредитов и расходы в форме бюджетных ссуд, кредитов иностранным государствам. Функции государственного бюджета: 1) распределительная (перераспределительная); 2) контрольная - определяются функциями государства, проводимой экономической и социальной политикой, особенностями развития страны. Бюджетная система: сущность, структура. Как правило, сложившиеся формы государственного управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах с социалистической экономикой в силу монопольной государственной собственности на средства производства и наличия мощного госаппарата основной ее задачей было обслуживание потребностей государственной власти. Государственные финансы подчиняли себе и средства предприятий и организаций, и даже сбережения населения. Перемены в экономике России и ее политическом строе, произошедшие в начале 90-х гг., вызвали серьезные изменения в ее финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из первостепенных направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В таком же направлении происходили переход к налогам как главному способу обеспечения доходов бюджета; отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения; приватизация государственной собственности и т. п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации и ее бюджетном устройстве. Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение бюджетной системы: бюджетная система - это система, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения. Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством наряду с федеральным и местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краев, областей и автономных округов в России). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней. Бюджетная система России как федеративного государства состоит из следующих уровней: 1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; 2) бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; 3) местных бюджетов. Бюджетная система и бюджетный процесс в Российской Федерации строятся в соответствии с определенными принципами, общими среди которых являются: единство бюджетной системы, т. е. единство бюджетного законодательства; разграничение расходов и доходов между уровнями бюджетной системы; самостоятельность бюджетов разных уровней, т. е. право самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджетов и эффективность использования средств; эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее покрытие расходов бюджета; гласность; достоверность бюджета; адресность и целевой характер использования бюджетных средств; равенство бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований. Построение бюджетной системы базируется на федеративном устройстве, определенном Конституцией РФ, государственной, управленческой и общественной структурой РФ. Бюджеты разных уровней являются финансовой основой государственных и муниципальных органов власти и управления. Бюджеты субъектов Российской Федерации (85) включают: — 21 бюджет республик в составе Российской Федерации; — 9 бюджетов краев; — 46 бюджетов областей; — бюджет автономной области; — 4 бюджетов автономных округов; — бюджеты Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Бюджеты органов местного самоуправления Российской Федерации в 2014 г. включали 22923 бюджета: — 1823 бюджетов муниципальных районов; — 535 бюджетов городских округов; — 1644 бюджетов городских поселений; — 267 бюджета внутригородских муниципальных образований городов федерального значения; — 18654 бюджета сельских поселений. Доходы и расходы государственных и местных бюджетов. Бюджетные доходы — это выражение экономических отношений, возникающих у государства с корпорациями и домохозяйствами в процессе формирования государственного бюджета. В бюджетной классификации выделяются следующие основные виды налоговых доходов: налоги на прибыль, доход, прирост капитала; налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы; налоги на совокупный доход; налоги на имущество; платежи за пользование природными ресурсами; налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции. Из неналоговых доходов основными являются: - доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности; доходы от продажи имущества; от реализации государственных запасов; доходы от продажи земли и нематериальных активов; поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников; административные платежи и сборы; штрафные санкции, возмещение ущерба; доходы от внешнеэкономической деятельности. Доходы бюджетов подразделяются на собственные и регулирующие. Собственные доходы - доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. Регулирующие доходы — получаемые в форме отчислений от доходов бюджетов других уровней бюджетной системы. Расходы бюджета представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах каждого уровня. Формирование расходов бюджетов базируется: 1) на единых методологических основах; 2) нормативах минимальной бюджетной обеспеченности; 3) финансовых затратах на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по установленным признакам. В первую очередь расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы. Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов в различных отраслях народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям, местным органам власти. Важный признак классификации расходов бюджета - предметный. Расходы подразделяются на несколько крупных групп: финансирование промышленного производства; социально-культурных мероприятий; науки; обороны; содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления; внешнеэкономической деятельности; создание резервных фондов; по обслуживанию государственного долга; прочие расходы и выплаты. Ведомственный признак расходования средств институционально оформляется деятельностью министерств, других государственных учреждений или юридических лиц. Целевой признак характеризуется конкретными видами затрат. Важным признаком классификации расходов является территориальный, что находит выражение в расходах субъектов федерации и местных бюджетов. Во всех случаях находят проявление такие принципы, как получение максимального эффекта при минимуме затрат; целевой характер использования бюджетных ассигнований; предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований. Сбалансированность бюджета, дефицит и профицит бюджета.Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (или излишек), превышение расходов над доходами – бюджетный дефицит (недостаток) (в процентах к ВНП (ВВП). Дефицит, преодолеваемый путем денежной эмиссии, ведет к инфляции, с помощью неэмиссионных средств - к росту государственного долга. Однако дефицит нельзя однозначно относить к разряду катастрофических событий. Он может быть связан с решением народнохозяйственных проблем, становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства. Превышение расходов над доходами (дефицит) бюджета означает, что налоговые и неналоговые поступления недостаточны для решения поставленных в законе о бюджете задач, государство выступает заемщиком на рынке капитала, стимулируя расширение совокупного спроса в экономике, проводит фискальную политику, нацеленную на сокращение налогов и компенсации выпадающих доходов за счет рыночных займов. Профицит означает, что доходы превышают расходы, что может приводить к сжатию совокупного спроса и сокращению государственного присутствия в экономике. Существует несколько способов покрытия дефицита бюджета: 1) выпуск госзаймов (облигаций и казначейских векселей), их доля в государственном бюджете составляет от 10 до 20 %; 2) ужесточение налогообложения; 3) производство денег, или «сеньораж», т. е. печатание денег. Способы финансирования дефицита бюджета можно разделить на эмиссионные и неэмиссионные. Эмиссионное финансирование дефицита бюджета осуществляется ЦБ, который вправе в соответствии с законом о бюджете предоставлять Правительству РФ кредиты. Источником таких кредитов служит дополнительная денежная эмиссия, которой не противостоит дополнительная вновь созданная стоимость, т. е. необеспеченная, или так называемая фидуциарная эмиссия. Неэмиссионные источники бюджетного финансирования - это заемные средства с денежного, кредитного или финансового рынков, а также привлеченные средства, включая сальдо поступлений от приватизации и от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней на рынке. Бюджетным кодексом в качестве источников финансирования дефицита федерального бюджета называются внутренние и внешние заимствования. Внутренними заимствованиями являются кредиты, полученные Правительством РФ от кредитных организаций; займы, полученные посредством выпуска ценных бумаг; долговые обязательства различных эмитентов, гарантированные Правительством РФ; бюджетные ссуды. Внешними заимствованиями являются средства от продажи государственных ценных бумаг на внешнем рынке; кредиты правительств иностранных государств, международных финансовых организаций, иностранных организаций. Местный бюджет является основой финансовой системы муниципального образования. Основное значение муниципального бюджета состоит в том, что в нем находят отражение все экономические, социально-политические и организационные решения муниципальных органов власти в области вопросов местного значения. В законодательной практике к вопросам местного значения относят различные аспекты непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований. В соответствии с этим местными бюджетами являются бюджеты муниципальных образований, утверждение и исполнение которых осуществляют органы местного самоуправления. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Поскольку местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти, местные бюджеты не относятся к государственным финансам. Местные бюджеты, являясь частью финансов, входят в экономический базис. Они обусловлены существованием и развитием материального производства и соответствующими экономическими, в частности товарно-денежными, отношениями, что дает основание отнести эти бюджеты к числу экономических категорий. Местные бюджеты - главный канал доведения до населения конечных результатов производства, направляемых на общественное потребление. Через эти бюджеты общественные фонды потребления распределяются в территориальном и социальном разрезе, т. е. между отдельными административно-территориальными единицами и социальными группами населения. Вместе с другими звеньями финансовой системы местные бюджеты являются одним из важнейших инструментов реализации на практике закона пропорционального развития национального хозяйства. Они активно используются в распределении национального дохода в целях пропорционального развития административно-территориальных единиц. Местные бюджеты входят в систему территориальных планов экономического и социального развития. Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Эти бюджеты выполняют следующие функции: -формирование денежных фондов, обеспечивающих финансирование деятельности местных органов власти; -распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства; -контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, подведомственных местным органам власти. В качестве инструмента экономического регулирования местные бюджеты характеризуются: — широкой сферой влияния, так как бюджетные отношения пронизывают все стороны социально-экономической жизни муниципального образования; — высокой степенью действенности, обусловленной самой перераспределительной природой бюджетных отношений; — гибкостью, поскольку система методов бюджетного регулирования формируется не как заданная раз и навсегда, а как развивающаяся система, преобразующаяся в соответствии с изменениями целей социально-экономического развития муниципального образования. Денежным фондом в виде бюджета может располагать орган власти поселения, имеющего статус муниципального образования. Если муниципальное образование объединяет ряд поселений, не являющихся самостоятельными муниципальными образованиями, в его бюджете в качестве составной части могут быть предусмотрены соответствующие сметы, а все доходы и расходы территорий, находящихся на сметном финансировании, включены в состав единого бюджета. Принципы формирования и исполнения местных бюджетов в Российской Федерации в целом соответствуют таким общим принципам бюджетной системы России, как единство бюджетной системы, разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, самостоятельность бюджетов, полнота отражения доходов и расходов бюджетов, сбалансированность бюджета, эффективность и экономность использования бюджетных средств, общее покрытие расходов бюджетов, гласность, достоверность бюджета, адресность и целевой характер бюджетных средств. Вместе с тем в процессе их реализации должна учитываться определенная специфика, связанная с особенностями юридического, экономического и социального статуса муниципального образования.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (928)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |