Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Функции и роль финансов в муниципальных образованиях



2016-09-17 1355 Обсуждений (0)
Функции и роль финансов в муниципальных образованиях 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В условиях формирования демократического устройства обще­ства и становления местного самоуправления как одной из его фундаментальных основ особое значение для реализации задач улучшения качества жизни населения приобретают вопросы раз­вития финансового потенциала территории и финансового обес­печения местных органов власти.

Муниципальные финансы составляют самостоятельный струк­турный уровень финансовой системы государства. Необходимость муниципальных финансов связана с процессами децентрализации финансовой системы, разделением полномочий и передачей части полномочий на нижние уровни властной вертикали с целью более полного учета интересов населения в удовлетворении потребнос­тей, наиболее приближенных к местному уровню.

В России де­централизация финансовых отношений, становление местного са­моуправления и его финансовых основ связаны с общей децентра­лизацией государственной власти в условиях формирования госу­дарства демократического типа и перехода к рыночному способу хозяйствования.

Муниципальные финансы выступают как совокупность денеж­ных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов для решения задач соци­ально-экономического развития муниципального образования, повышения качества жизни проживающего на его территории населения.

В широком смысле слова муниципальные финансы рассматриваются как весь комплекс денежных отношений по по­воду формирования, распределения и использования финансовых ресурсов всех экономических субъектов, участвующих в процессе воспроизводства в рамках муниципального образования.

В узком смысле слова муниципальные финансы понимают как денежные отношения, возникающие в процессе движения денежных фондов органов местного самоуправления, необходимых для реализации их функций.

Муниципальные финансы в каждой конкретной стране зави­сят от типа организационного устройства государства и его административно-территориальной структуры.

Факторами,определя­ющими механизм финансового обеспечения и возможности разви­тия муниципальных образований, являются: распределение пол­номочий между различными уровнями властных структур, зада­чи, стоящие перед органами местного самоуправления, число и величина муниципальных образований, степень их социально-экономической дифференциации и др.

Несмотря на различие сис­тем предоставления финансовых средств в разных странах, в их основе лежит принцип финансовой самостоятельности органов местного самоуправления.

Муниципальные финансы в широком понимании включают финансы муниципальных органов власти и финансы самодеятель­ных экономических субъектов муниципального образования.

Характерными признаками муниципальных финансов (прису­щих финансам как экономической категории) являются:

- денежный характер отношений;

- безвозмездный и безвозвратный характер платежей хозяй­ствующими субъектами и населением в местные бюджеты, а также во внебюджетные фонды;

-принудительная со стороны органов местного самоуправле­ния форма денежных отношений с хозяйствующими субъек­тами и населением (органы местного самоуправления в форме правовых актов устанавливают систему обязательных пла-­
тежей и меры воздействия к указанным субъектам в случае нарушения последними установленного порядка);

- отношения перераспределения уже распределенного совокуп­ного общественного продукта в его денежной форме.

Основными элементами муниципальных финансов в узком смыс­ле слова выступают муниципальный бюджет, внебюджетные фон­ды, муниципальный кредит, финансы муниципальных унитар­ных предприятий.

Наиболее значительная доля финансовых ресурсов муниципаль­ных образований сосредоточена в централизованных денежных фондах — бюджете и внебюджетных фондах. Вместе с тем расши­рение самостоятельности территорий в формировании использо­вания финансовых средств не исключает государственной поддер­жки в финансировании расходов муниципальных образований за счет вышестоящих бюджетов (см. главу 7).

Важным источником финансовых ресурсов местных органов власти являются средства предприятий муниципальной формы собственности, а также кредитных, страховых, фондовых, инвестиционных и иных структур, кото­рые могут быть привлечены местной властью посредством муни­ципальных займов.

Кроме того, следует учитывать, что на территории муници­пального образования располагаются предприятия и организа­ции, ведущие хозяйственную деятельность. Их средства участву­ют в формировании местных финансов.

Еще одним источником финансов муниципальных образований могут служить временно свободные средства населения, которые при условии проведения правильной инвестиционной политики могут быть направлены на финансирование развития территорий.

Муниципальные финансы основываются на следующих прин­ципах:

— специфические: единства, сбалансированности, целевой на­правленности, диверсификации, стратегической ориентиро­ванности;

- общие принципы управления экономическими процессами: контроль исполнения принятых решений, учет тенденций развития и возможных направлений изменений во внешней среде хозяйствования, учет стратегических целей и перспек­тив.

Муниципальные финансы выполняют основные функции, при­сущие финансам как экономической категории. Вместе с тем реа­лизация данных функций характеризуется определенной специ­фикой.

Главной характеристикой финансовых отношений является их распределительный характер. Следовательно, основная функция муниципальных финансов — распределительная.

Распределительная функциямуниципальных финансов состо­ит в том, что посредством распределения и перераспределения вновь созданной на территории муниципального образования сто­имости осуществляется обслуживание территориального воспроизводства, формирование и использование денежных фондов, пред­назначенных для финансирования социально-экономического раз­вития муниципального образования.

В отличие от федеральных финансов местные финансы выпол­няют функции по обеспечению финансовой основы удовлетворе­ния общественных потребностей не для общества в целом, а для определенной его части, объединенной границами конкретного муниципального образования.

Муниципальные финансы имеют ряд особенностей, обусловленных спецификой экономических и социально-политических условий конкретной территории, а так­же местом и ролью данной территории в системе межхозяйствен­ных связей в экономике.

Объем и структура фондов денежных средств, формируемых органами местного самоуправления, зави­сят от закрепленных за ними полномочий и обязанностей. Мест­ные финансы участвуют в перераспределении аккумулируемых ресурсов по направлениям, приоритетным для муниципального образования.

Они в наибольшей степени приближены к потреб­ностям конкретной территории. Это создает возможность более эффективного использования денежных ресурсов территории в сравнении с общегосударственными денежными фондами.

Локаль­ные масштабы территории и ограниченные объемы территори­ального распределения финансовых ресурсов облегчают задачи контроля за их целенаправленным использованием.

В целом распределительная функция муниципальных финан­сов позволяет:

- создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйствующих субъектов, населения, государства, органов местного самоуправления;

- осуществлять внутрихозяйственное, внутрирегиональное, ме­жотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также между производственной и непроизводственной сферами и со­циальными группами;

- создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, мес­тного самоуправления, а также осуществлять накопления населением.

Контрольная функция муниципальных финансов выражается в осуществлении контроля за фондами муниципального образования, за соответствием объемов и структуры этих фондов объему и струк­туре потребностей социально-экономического развития территории, за целевым и эффективным использованием муниципальных финансовых ресурсов.

Распределительная и контрольная функции представляют со­бой две стороны одного и того же экономического процесса. Осно­ву контрольной функции составляет движение финансовых ре­сурсов.

Исходя из характера движения, общество имеет возмож­ность знать о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств; как обеспечивается своевременность поступле­ния финансовых ресурсов в распоряжение субъектов хозяйство­вания.

Если контрольная функция финансов не осуществляется на практике, то невозможно оценить и эффективность распреде­лительной функции, что позволяет говорить о необходимости ко­ординации в реализации указанных функций.

Местные финансы имеют ярко выраженную социальную направ­ленность. Они играют существенную роль в обеспечении компенса­ции малообеспеченным слоям населения определенных издержек, связанных с функционированием рыночной системы хозяйствова­ния (безработица, рыночные цены на товары и услуги и т. д.).

Роль муниципальных финансов состоит:

— в экономической стабилизации;

— в трансформации экономических отношений;

— в адаптации финансовой системы к рыночным преобразова­ниям;

— в стимулировании инвестиционной активности;

— в решении социальных задач.

Управление местными финансами находится в тесной связи с проводимой государством финансово-бюджетной политикой, дей­ствующим финансовым механизмом.

Финансовыми полномочиями в Российской Федерации облада­ют финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирова­ния, органы муниципального финансового контроля.

Институциональная структура финансовой системы России представлена совокупностью финансовых учреждений, которыми осуществляется процесс управления.

К ним в первую очередь от­носятся учреждения представительной и исполнительной власти.

Представительными органами власти, участвующими в про­цессе управления муниципальными финансами, являются городские, районные думы, депутаты, которые рассматривают, утвер­ждают местные бюджеты, контролируют ход их исполнения, про­водят последующий контроль исполнения бюджетов.

Исполнительные органы власти в лице местных администра­ций и подведомственных им функциональных подразделений орга­низуют составление и исполнение местных бюджетов, ведение финансовой отчетности по пополнению местных бюджетов, смет бюджетных учреждений, заслушивают отчеты о ходе и исполнении бюджетов, а в лице местных финансовых органов ведут контроль за эффективным использованием бюджетных средств, управляют муниципальным долгом.

На муниципальном уровне в состав аппарата управления финансами могут входить:

- комиссия по бюджету и финансам в представительном орга­не местного самоуправления;

- управление (департамент, отдел) финансов;аппарат департамента контроля Минфина РФ; городской (районный) орган (отделение) федерального каз­начейства или муниципальное казначейство;

- городское (районное) управление главного управления ЦБ субъекта Федерации; городские (районные) налоговые службы; счетная комиссия представительного органа местного само­управления; городская (районная) таможня.

В области регулирования финансовых правоотношений к веде­нию органов местного самоуправления относятся:

- установление порядка, а также составление и рассмотрение проектов, утверждение и исполнение местных бюджетов, кон­троль исполнения и утверждение отчетов об исполнении;

- определение порядка направления в местные бюджеты дохо­дов от использования муниципальной собственности, мест­ных налогов и сборов, других доходов;

- определение порядка и условий, а также предоставление фи­нансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

- определение порядка, а также осуществление муниципаль­ных заимствований, управление муниципальным долгом.



2016-09-17 1355 Обсуждений (0)
Функции и роль финансов в муниципальных образованиях 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Функции и роль финансов в муниципальных образованиях

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1355)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)