Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 17. Юридическая ответственность в информационной сфере



2016-09-17 1023 Обсуждений (0)
Тема 17. Юридическая ответственность в информационной сфере 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель занятия:заключается в познании студентами правовой природы юридической ответственности в информационной сфере, а также в применении полученных на лекциях, семинарских занятиях и в ходе самостоятельной работы знаний в правоприменительной практике.

Организационная форма занятия:семинар-опрос

В результате освоения темы обучающийся должензнать:нормы информационного, уголовного, административного, уголовного законодательства, устанавливающие меры юридической ответственности за правонарушения в информационной сфере

Уметь: толковать, соблюдать, исполнять и применять нормы права, устанавливающие меры юридической ответственности за совершение информационных правонарушений в профессиональной деятельности, в том числе квалифицировать юридически значимые факты; давать консультации по правовым вопросам; применять нормы материального и процессуального права.

В результате освоения темы №17 обучающийся должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции:ОК - №3, ОК (4), ПК – 1, ПК – 2, ПК -3.

Актуальность темы практического занятия: Правовое обеспечение информационной безопасности является гарантией соблюдения прав субъектов информационных правоотношений. Институт юридической ответственности в информационном праве является действенным механизмом гарантий информационной безопасности. В информационных отношениях институт юридической ответственности оснащается специальными методами и средствами.

Теоретическая часть:Юридическая ответственность означает применение компетентным государственным органом санкции правоохранительной нормы и наступление отрицательных действий в рамках закона для правонарушителя в виде установленных вида и меры наказания, соразмерных нанесенному ущербу (вреду). Юридическая ответственность наступает за неправомерное поведение субъектов, выражающееся в совершении информационных правонарушений.

Юридическая ответственность характеризуется тем, что она: опирается на государственное принуждение; наступает за совершенное правонарушение; выражается в определенных отрицательных последствиях для правонарушителя, являющихся для него новой юридической обязанностью, которой не существовало до совершения противоправного деяния, и представляющих собой лишения личного, организационного либо имущественного характера; воплощается в процессуальной форме.

Информационные правонарушения – это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое действующим законодательством установлена юридическая ответственность.

В настоящее время за правонарушения в информационной сфере, предусматривается как гражданско-правовая, дисциплинарная (включая материальную), административная ответственность, так и уголовная ответственность. В связи с многоотраслевой правовой природой информационных правонарушений, ответственность за их совершение устанавливается целым комплексом нормативных актов, в том числе Уголовным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Гражданским кодексом и др.

Юридическая ответственность возможна за совершение административных правонарушений, уголовных преступлений, служебных и дисциплинарных проступков в информационной сфере.

Административное правонарушения в информационно-правовой сфере это деяние, за которое предусмотрена административная ответственность, административные наказания, состоящие как в имущественных, в частности административный штраф, так и в неимущественных ограничениях правонарушителя, в частности предупреждение и др.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях устанавливается административная ответственность, за: нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума (ст. 5.1); нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов (ст. 5.5); изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах (ст. 5.12); умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму (ст. 5.14); непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума (ст. 5.17); непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов (ст. 5.25); нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 5.36); отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 5.39); незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю (ст. 5.53); сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5); невыполнение правил ведения судовых документов (ст. 8.16); сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных (ст. 10.7); самовольную установку или эксплуатацию узла проводного вещания (ст. 13.1); воспрепятствование распространению продукции средств массовой информации (ст. 13.16); нарушение правил распространения обязательных сообщений (ст. 13.17); воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм (ст. 13.18); нарушение порядка предоставления статистической информации (ст. 13.19); непредоставление информации для составления списков присяжных заседателей (ст. 17.6); нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11.); нарушение правил защиты информации (ст. 13.12.); разглашение информации с ограниченным доступом (ст. 13.14.); нарушение порядка размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ст. 13.19.1.); нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и ее размещению в сети «Интернет» (ст. 13.27.); нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 13.28.).

Анализ вышеперечисленных составов позволяет говорить о разнообразии административных правонарушений, объектом посягательства которых является информация. Как отмечает И.Л. Бачило, «сложность отнесения некоторых составов к области информационных правонарушений связана с тем, что они являются пограничными и касаются не только информации, но и той области отношений, где информация работает и является предметом отношений».

Субъектами ответственности по Кодексу РФ об административных правонарушениях являются физические, должностные и юридические лица, совершившие общественно опасное и противоправное деяние. Объектом посягательства являются охраняемые правом общественные отношения в информационной сфере, на которые посягает административное правонарушение.

В рамках юридической ответственности необходимо рассмотреть уголовные преступления в информационной сфере. Наиболее тяжкие преступления сосредоточены в главе 28 Уголовного кодекса РФ «Компьютерные преступления».

Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации; Статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ; Статья 274. Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей.

Объектом данных преступлений выступают общественные отношения в сфере обеспечения безопасности охраняемой законом компьютерной информации. Под компьютерной информацией понимаются сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи.

В других главах Уголовного кодекса РФ размещены нормы, предусматривающие уголовную ответственность за нарушения режима информации. Например: Статья 276. Шпионаж; Статья 283. Разглашение государственной тайны; Статья 283.1. Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну; Статья 183. Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну; Статья 185. Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг; Статья 185.1. Злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах; Статья 185.6. Неправомерное использование инсайдерской информации; Статья 237. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей; Статья 128.1. Клевета; Статья 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни; Статья 138. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений; Статья 140. Отказ в предоставлении гражданину информации; Статья 159.6. Мошенничество в сфере компьютерной информации.

Практически все анализируемые преступления относятся к преступлениям средней тяжести. При характеристике объективной стороны рассматриваемых составов отмечается, что большинство из них конструктивно сформулированы как материальные, поэтому предполагают не только совершение общественно опасного деяния, но и наступление общественно опасных последствий, а также установление причинной связи между этими двумя признаками.

Из всех признаков субъективной стороны значение будет иметь только один - вина.

Ряд информационных объектов защищается средствами гражданского права. Ст. 5 Закона об информации установлено, что информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. В основном это объекты права интеллектуальной собственности.

Гражданско-правовая ответственность - возникающая на основании гражданского правонарушения обязанность правонарушителя совершить определенное имущественное действие (возместить убытки, уплатить неустойку), удовлетворяющее законный интерес лица, чье право нарушено, к исполнению которой правонарушитель может быть присужден по иску потерпевшего, т.е. которая может быть возложена судом на правонарушителя.

Пресечение действий правонарушителя только приостанавливает нарушение права, но не компенсирует возможные материальные потери потерпевшего. Поэтому данная мера применяется совместно с иными.

Возмещение убытков. Суд может принять решение о возмещении убытков, взыскании дохода или выплате компенсации по выбору истца и в пользу истца. Истец может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законодательством или договором не предусмотрено иное.

Выплата компенсации вместо возмещения убытков. В соответствии с п. 1 ст. 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков.

Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных Гражданским кодексом, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости. Правообладатель вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации либо за допущенное правонарушение в целом.

В соответствии со ст. ст. 1301, 1311, п. 4 ст. 1515 и п. 2 ст. 1537 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях нарушения исключительного права на произведение, объект смежных прав, товарный знак, наименование места происхождения товара обладатель исключительного права вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации: в размере от 10 тыс. рублей до 5 млн. рублей, определяемом по усмотрению суда; в двукратном размере стоимости экземпляров произведения, фонограммы, товаров, на которых незаконно размещен товарный знак или наименование места происхождения товара, или в двукратном размере стоимости права использования произведения, объекта смежных прав, товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения, объекта смежных прав или товарного знака.

Изъятие контрафактных товаров из гражданского оборота происходит по решению суда. Кроме того, изъятые контрафактные товары подлежат уничтожению без какой бы то ни было компенсации в соответствии с п. 4 ст. 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Изъятие оборудования и материалов, используемых или предназначенных для совершения нарушений исключительного права на объекты интеллектуальной собственности, осуществляется по решению суда. Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятое оборудование и материалы подлежат уничтожению за счет нарушителя, если законом не предусмотрено их обращение в доход государства.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Понятие и виды юридической ответственности в информационном праве

2. Информационные правонарушения: понятие и формы

3. Актуальные проблемы совершенствование форм и методов борьбы с различными видами правонарушений в информационной сфере

Вопросы и задания для развития и контроля владения компетенциями:

1.Ленинская прокуратура г. Ставрополя провела проверку по обращению жителей района. Поводом для обращения в прокуратуру послужил отказ управляющей компании - ООО Выбор - в предоставлении информации об услугах, оказываемых в отношении общего имущества в многоквартирном доме. На официальном сайте управляющей организации в сети Интернет этих данных также не было.

В ходе проверки доводы заявителей подтвердились. В действиях управляющей организации выявлены нарушения Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

По итогам проверки в отношении ООО Выбор возбуждено административное дело по ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП (нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами). По результатам его рассмотрения руководитель управляющей компании привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 30 тыс. руб. Являются законными действия органов прокуратуры, представителей управляющей компании. Дайте юридическую оценку действиям сторон.

2. Является ли нарушением действия банка недоведённая до потребителя информация о полной сумме, подлежащей выплате за предоставленный кредит, является нарушением прав потребителей. Обоснуйте ответ со ссылкой на действующее законодательство и судебную практику.

3. Управлением Роспотребнадзора по Ставропольскому краю при проведении проверки в принадлежащем предпринимателю Ч. гинекологическом кабинете установлено нарушение требований ст. ст. 8, 10 Закона о защите прав потребителей и п. 10 Правил предоставления платных медицинских услуг населению, выразившееся в непредоставлении потребителям необходимой и достоверной информации о квалификации и сертификации специалистов, оказывающих медицинские услуги. По результатам проверки управлением составлен протокол об административном правонарушении, на основании которого вынесено постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.8 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 500 руб. Действия Роспотребнодзора обжалованы предпринимателем Ч. в судебном порядке. Какое решение должен принять суд? Дайте юридическую оценку позиции сторон.

 

Рекомендуемая литература

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. 14.04.2014. № 15. ст. 1691.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. ст. 2954

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета. № 256. 31.12.2001

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ // Парламентская газета. № 214-215. 21.12.2006

5. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» // Российская газета. № 32. 08.02.1992

6. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» // Российская газета. № 51. 15.03.2006

7. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. № 165. 29.07.2006.

8. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» // Российская газета. № 165. 29.07.2006

Основная:

1. Вдовин, В. М. Информационные технологии в налогообложении: учеб. пособие / Вдовин Виктор Михайлович, Л. Е. Суркова. - М.: Дашков и К, 2012. - 206 с. - Библиогр.: с. 204-205. - ISBN 978-5-394-00970-9: 121-00.

2. Информационное право: учебник / Отв. Ред. И.Л. Бачило. М.: Юрайт, 2012. 522 с.

3. Лапина М. А., Ревин А. Г., Лапин В. И. Информационное право. Учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2012. – 336 с. http://www.biblioclub.ru/

4. Терещенко Л.К. Модернизация информационных отношений и информационного законодательства: монография. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, ИНФРА-М, 2013. 227 с.


Дополнительная:

1. Гаврилов Е.В. Удаление информации в сети Интернет как способ защиты чести, достоинства и деловой репутации // Законодательство и экономика. 2014. № 2. С. 49 - 53.

2. Дархаева И.В., Иванова Н.В. Ответственность за отказ в предоставлении гражданам информации в сфере ЖКХ // Законность. 2014. № 5. С. 28 - 30.

3. Ефремова М.А. Мошенничество с использованием электронной информации // Информационное право. 2013. № 4. С. 19 - 21.

4. Ефремова М.А. Уголовно-правовое обеспечение кибербезопасности: некоторые проблемы и пути их решения // Информационное право. 2013. № 5. С. 10 - 13.

5. Лейба А. Информационный посредник под прицелом // ЭЖ-Юрист. 2014. № 33. С. 10.

Интернет-ресурсы:

1. Официальный сайт Министерства связи и массовых коммуникация РФ - http://www.minsvyaz.ru/

2. Официальный сайт журнала «Информационное право» http://www.infolaw.rn

3. Свободная энциклопедия «Википедия»- http://ru.wikipedia.org/wiki/Edu.ru

4. Федеральный правовой портал «Юридическая Россия»- http://www.lawportal.ru

5. Сайт научной библиотеки Северо-Кавказского федерального университета- http://www.ncfu.ru/nzuchnaya-biblioteka-skfu.html

6. Сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций http://rkn.gov.ru/

7. Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ставропольскому краю // 26.rkn.gov.ru/

Программное обеспечение:

1. СПС КонсультанПлюс // www.consultant.ru

2. СПС Гарант // www.garant.ru

 



2016-09-17 1023 Обсуждений (0)
Тема 17. Юридическая ответственность в информационной сфере 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 17. Юридическая ответственность в информационной сфере

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1023)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)