Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 10. Правовое регулирование отношений по защите государственной тайны



2016-09-17 917 Обсуждений (0)
Тема 10. Правовое регулирование отношений по защите государственной тайны 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель занятия:изучить правовой режим государственной тайны.

В результате освоения темы обучающийся должензнать:информационное законодательство, юридические механизмы обеспечения информационной безопасности сведений, составляющих государственную тайну.

Форма проведения практического занятия: семинар-опрос

Уметь: работать с нормативными актами, применять их в практической деятельности; применять правовые механизмы обеспечения информационной безопасности сведений, составляющих государственную тайну.

В результате освоения темы №10 обучающийся должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции:ОК - №3, ОК (4), ПК – 1, ПК – 2, ПК -3.

Актуальность темы практического занятия: Отнесение тех или иных сведений к государственной тайне продиктовано необходимостью обеспечения безопасности государства, что влечет за собой законодательное ограничение права граждан, закрепленного в ст. 29 (ч. ч. 1, 4) Конституции Российской Федерации (19) о том, что каждому гарантируется свобода мысли и слова. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Но эта же статья содержит указание на то, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Теоретическая часть: В настоящее время действует целый комплекс нормативно - правовых актов, регулирующих отношения в сфере государственной тайны. Легальное определение сведений, составляющих государственную тайну содержится в Законе Российской Федерации «О государственной тайне». Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Определение государственной тайны, установленное законодательством, позволяет установить ряд важных признаков, которыми обладает информация, составляющая государственную тайну: во-первых, строгое законодательное установление сфер деятельности государства (военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности) в которой сведения имеют место быть; во-вторых, это сведения не известные широкому кругу лиц, и именно в силу своей неизвестности и ограниченной доступности сведения представляют интерес; в-третьих, распространение сведений, может нанести ущерб безопасности РФ; в-четвертых, это сведения, относительно которых предпринимаются специальные меры защиты, направленные на предотвращение их неконтролируемого распространения.

Указ Президента РФ «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» определяет совокупность информации, в отношении которой может быть установлен правовой режим государственной тайны. Основным критерием отнесения сведений к государственной тайне является необходимость обеспечения обороноспосбности, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации и на основании Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, установленных Постановление Правительства РФ.

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью и должностными лицами органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.

Необходимость отнесения сведений к государственной тайне в соответствии с принципами засекречивания сведений должны обосновать органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены (разработаны). Если эти сведения подпадают под перечень сведений, подлежащих засекречиванию, действующий в данном органе, на данном предприятии, в данном учреждении и организации, то вопрос об их засекречивании решает руководитель данного органа, предприятия, учреждения, организации. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности. Указанное должностное лицо должно обладать полномочиями по засекречиванию сведений.

При невозможности идентификации полученных (разработанных) сведений со сведениями, содержащимися в действующем перечне, должностные лица органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций обязаны обеспечить предварительное засекречивание полученных (разработанных) сведений в соответствии с предполагаемой степенью секретности и в месячный срок направить в адрес должностного лица, утвердившего указанный перечень, предложения по его дополнению (изменению).

Органами государственной власти, утвержденными Распоряжением Президента «О перечне должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне», руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в соответствии с перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности.

Действующее законодательство устанавливает степени секретности сведений и грифы секретности носителей этих сведений.

Установлено три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Основным критерием при отнесении сведений к тому или иному грифу секретности служит степень тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений. Сведениям, составляющим государственную тайну, требующим наибольшую защищаемость, присваивается гриф «особой важности», требующим меньшую степень защищаемости – «совершенно секретно», затем «секретно».

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Понятие и правовое регулирование института государственной тайны.

2. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.

3. Порядок отнесения сведений к государственной тайне.

4. Порядок рассекречивания сведений и их носителей.

5. Правовые механизмы защиты государственной тайны.

Вопросы и задания для развития и контроля владения компетенциями

1. Гражданин Ш. в форме электронного документа с использованием Федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» обратился в архив УФСБ России по Ставропольскому краю с заявлением о предоставлении сведений об оформлении в отношении него допуска к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне, в случае, если такой допуск был оформлен, сообщить организацию и год. В запросе был указан домашний адрес и телефон заявителя. Письмом Центрального архива ФСБ России заявителю разъяснено, что запрашиваемыми им сведениями Центральный архив ФСБ России не располагает, данный архивный запрос направлен для рассмотрения в УФСБ России по Ставропольскому краю.

Из ответа УФСБ России по Ставропольскому краю последовала, что запрос рассмотрен, сообщить запрашиваемую информацию не представляется возможным, данными об оформлении допуска к государственной тайне, поскольку данными должно располагать предприятие, учреждение, в т.ч. образовательное, где заявитель осуществлял трудовую деятельность или обучался. Нарушено ли право гражданина Ш на информацию? Составляют ли запрашиваемые сведения государственную тайну? Дайте юридическую оценку возникшей ситуации.

2.Кто осуществляет контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны?

3. Охарактеризуйте систему защиты государственной тайны.

4. Раскройте порядок отнесения сведений к государственной тайне.

5. Существуют ли ограничения для организации (ООО), имеющей иностранных учредителей, на получение лицензии ФСБ в части доступа к государственной тайне?

6.Вправе ли организация, имеющая лицензию на работу со сведениями, составляющими гостайну, оформить на гражданина-подрядчика допуск к таким сведениям?

7. Должны ли организации, данные на сотрудников которых относятся к секретной информации, представлять сведения о доходах таких сотрудников в налоговые органы?

Рекомендуемая литература

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. 14.04.2014. № 15. ст. 1691.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. ст. 2954 .

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета. № 256. 31.12.2001.

4. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. № 165. 29.07.2006.

5. Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» // Российская газета. № 182. 21.09.1993.

6. Указ Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» // Российская газета. № 246. 27.12.1995.

7. Постановление Правительства РФ от 22.11.2012 № 1205 «Об утверждении Правил организации и осуществления федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны» // Собрание законодательства РФ. 03.12.2012. № 49. ст. 6856.

8. Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» // Собрание законодательства РФ. 15.02.2010. № 7. ст. 762.

9. Постановление Правительства РФ от 23.07.2005 № 443 «Об утверждении Правил разработки перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» // Собрание законодательства РФ. 01.08.2005. № 31. ст. 3224.

10. Постановление Правительства РФ от 04.09.1995 № 870 «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности» // Российская газета. № 179. 14.09.1995.

Основная:

1. Вдовин, В. М. Информационные технологии в налогообложении: учеб. пособие / Вдовин Виктор Михайлович, Л. Е. Суркова. - М.: Дашков и К, 2012. - 206 с. - Библиогр.: с. 204-205. - ISBN 978-5-394-00970-9: 121-00.

2. Информационное право: учебник / Отв. Ред. И.Л. Бачило. М.: Юрайт, 2012. 522 с.

3. Лапина М. А., Ревин А. Г., Лапин В. И. Информационное право. Учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2012. – 336 с. http://www.biblioclub.ru/

4. Терещенко Л.К. Модернизация информационных отношений и информационного законодательства: монография. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, ИНФРА-М, 2013. 227 с.

Дополнительная:

1. Волчинская Е.К. К юбилею Закона Российской Федерации «О государственной тайне» // Информационное право. 2013. № 2. С. 13 - 22.

2. Загородников С.Н., Максимов Д.А. Чужие тайны и их защита: нормативно-правовые аспекты // Российский следователь. 2014. № 3. С. 40 - 44; № 4. С. 48 - 52.

3. Павлов И.Ю. Современные проблемы правового регулирования государственной и служебной тайны в России // Ленинградский юридический журнал. 2013. № 1. С. 29 - 37.

4. Цибуля А.Н., Гордин В.А. К вопросу о состоянии информационной безопасности государства в условиях современных вызовов и угроз // Военно-юридический журнал. 2014. № 3. С. 20 - 24.

Интернет-ресурсы:

1. Официальный сайт Президента РФ- http://www.kremlin.ru

2. Официальный сайт Председателя Правительства РФ- http://premier.gov.ru/

3. Официальный сайт журнала «Информационное право» http://www.infolaw.rn

4. Федеральный портал «Российское образование»- http://www.edu.ru

5. Свободная энциклопедия «Википедия»- http://ru.wikipedia.org/wiki/Edu.ru

6. Федеральный правовой портал «Юридическая Россия»- http://www.lawportal.ru

7. Сайт научной библиотеки Северо-Кавказского федерального университета- http://www.ncfu.ru/nzuchnaya-biblioteka-skfu.html

Программное обеспечение:

1. СПС КонсультанПлюс // www.consultant.ru

2. СПС Гарант // www.garant.ru

 



2016-09-17 917 Обсуждений (0)
Тема 10. Правовое регулирование отношений по защите государственной тайны 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 10. Правовое регулирование отношений по защите государственной тайны

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (917)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)