Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обстоятельства, подлежащие доказыванию, при раскрытии и расследовании злоупотребления властью или служебными полномочиями



2016-09-17 507 Обсуждений (0)
Обстоятельства, подлежащие доказыванию, при раскрытии и расследовании злоупотребления властью или служебными полномочиями 0.00 из 5.00 0 оценок




Анализ практики борьбы с отдельными видами преступлений свидетельствует о том, что допускаемые следователями и оперативными работниками ошибки процессуального и оперативно-тактического характера обуславливаются неумением сотрудников правильно формировать систему обстоятельств, подлежащих доказыванию и выяснению.

Важность знания этих обстоятельств предопределяется тем, что из их содержания с учетом анализа ситуации о событии преступления вытекает основная группа общих и частных задач, которые необходимо решать в процессе раскрытия и расследования того или иного уголовно наказуемого деяния.

Сформулировать названные обстоятельства, а затем определить, какие из них подлежат установлению при раскрытии и расследовании конкретного преступления, можно только при наличии глубоких и точных знаний по криминалистике, уголовному, уголовно-процессуальному и административному праву.[5]

Исходя из вышеизложенного, рассмотрим обстоятельства, подлежащие доказыванию при раскрытии и расследовании злоупотреблений властью или служебными полномочиями.

Систематизацию обстоятельств, подлежащих доказыванию и выяснению по должностным преступлениям, целесообразно осуществлять применительно к элементам состава преступления и квалифицирующим его обстоятельствам, а затем пополнять информацией, связанной с обстоятельствами, отягчающими и смягчающими уголовную ответственность и наказание, институтами уголовного права, предусматривающими полное или частичное исключение уголовной ответственности и наказания.

Новый Уголовный кодекс Республики Беларусь формулирует злоупотребление властью или служебными полномочиями как «умышленное вопреки интересам службы совершение должностным лицом действий с использованием своих служебных полномочий, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам» (статья 424 УК). Согласно диспозиции статьи для привлечения к ответственности за злоупотребление властью или служебным положением нужно доказать, что должностное лицо совершило действия вопреки интересам службы с использованием своих служебных полномочий и в результате этого был причинен ущерб в крупном размере или существенный вред правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам. Иначе состава преступления в соответствии со статьей 424 УК Республики Беларусь не будет.

При принятии решения о возбуждении уголовного дела наряду с другими обстоятельствами установлению подлежат объект и предмет преступного посягательства.

Непосредственным объектом исследуемого состава преступления (злоупотреблений властью или служебными полномочиями) является функционирование органов государственной власти или управления, учреждений, организаций либо предприятий (независимо от форм собственности) в соответствии с их правовым статусом.

Дополнительным объектом выступают охраняемые законом блага личности – жизнь, здоровье, собственность, конституционные права.

Согласно теории уголовного права известно, что объект преступления определяет характер его общественной опасности, является основанием для разграничения преступлений и одним из элементов основания уголовной ответственности, а также служит системообразующим критерием классификации преступлений.

Определение объекта преступного посягательства при злоупотреблении служебным положением помогает определить круг субъектов, которые могут нести ответственность за данный состав преступления и прогнозировать их причастность к конкретному виду преступления.

От объекта преступления необходимо отличать предмет преступления. В этом качестве выступают материальные предметы внешнего мира, на которые непосредственно воздействует преступник, осуществляя преступное посягательство на соответствующий объект. Предмет преступления может иметь важное уголовно-правовое значение, особенно для квалификации преступления, в тех случаях, когда он является признаком соответствующего состава преступления. Предмет преступления присутствует не в каждом преступлении, а только в тех, в которых преступное посягательство на объект преступления осуществляется через непосредственное воздействие на материальные предметы внешнего мира. В исследуемом составе преступления предмет преступления отсутствует.

Определяя перечень обстоятельств, подлежащих выяснению и доказыванию при раскрытии и расследовании злоупотреблений служебными полномочиями, следует, в первую очередь, исходить из объективной стороны данного преступления, которая складывается из совокупности трех обязательных признаков: 1) умышленное вопреки интересам службы совершение должностным лицом действий (бездействия) с использованием своих служебных полномочий; 2) наступившие в результате этого общественно опасные последствия в виде причинения ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам и 3) причинной связью между деянием и последствием.

К уголовной ответственности за рассматриваемый вид должностного преступления виновное лицо может быть привлечено только в том случае, если вследствие его действий (бездействия) причинен ущерб в крупном размере или существенный вред правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам.

Согласно примечанию 2 к главе 35 «Преступления против интересов службы» нового Уголовного Кодекса крупным размером (ущербом) признается размер на сумму, в двести пятьдесят и более раз превышающий размер минимальной заработной платы, установленный на день совершения преступления.

Существенный вред правам и законным интересам граждан выражается в нарушении конституционных прав и свобод граждан. Он также может выражаться и в материальном ущербе, как в форме прямой потери имущества, так и в форме упущенной выгоды или недополучения доходов, которые могли бы быть получены. Существенный вред государственным или общественным интересам может проявляться и в подрыве авторитета органов власти, государственных и общественных организаций, нарушении общественного порядка, сокрытии тяжких преступлений и т.п.

Решая вопрос о том, является ли причиненный вред существенным, необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу предприятия, организации, учреждения, характер и размер понесенного ими материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда.

Устанавливая характер конкретных неправильных служебных действий должностного лица, следует учитывать элементы объективной стороны рассматриваемого состава преступления:

а) какие конкретно неправильные служебные действия совершило должностное лицо (их характер, время, место осуществления и т.п.);

б) являются ли они результатом злоупотребления властью или служебным положением, или они произведены в результате непреступных нарушений организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей и должны повлечь за собой административную либо дисциплинарную ответственность.

Наиболее распространенными формами злоупотребления властью или служебным положением по данным судебной практики (применительно к старой редакции статьи и исходя из следственной практики) являются: сокрытие недостачи материальных ценностей, образовавшейся в результате халатного отношения к своим служебным обязанностям, неправомерное использование государственного или общественного имущества, нарушение штатно-финансовой дисциплины по месту службы, нарушение правил торговли, извлечение должностным лицом корыстной выгоды за счет государственных или общественных организаций, но без изъятия имущества, использование подчиненных или служебного транспорта в личных целях, обман и запутывание контролирующих и других органов при проведении ими проверок и т.п.

Служебное положение должностного лица определяется тем, что оно, являясь представителем власти или, занимая ту или иную должность в системе государственного или общественного аппарата управления, или по специальному полномочию, наделено соответствующими правами и исполняет определенные обязанности (компетенция субъекта). Помимо этого, занимая какую-то должность, субъект обладает определенным авторитетом, имеет служебные связи с другими должностными лицами, способен оказывать влияние, благодаря чему располагает рядом возможностей, отсутствующих у других лиц, не занимающих данную должность. Поэтому использование субъектом своих служебных полномочий - это использование им тех прав или «фантастических» возможностей, которыми он обладает именно в связи с занимаемой должностью. Если бы субъект не занимал эту должность, то подобных возможностей он же не имел бы вообще или имел в меньшей степени.

Бесспорно то, что использование служебных полномочий имеет место, когда субъект совершает действия, или уклоняется от совершения действия, входящих в пределы его должностной компетенции как лица, являющегося представителем власти или наделенного организационно-распорядительными или административно-хозяйственными правами и обязанностями.

В теории уголовного права[6] и следственно-судебной практике, использование служебного положения понимается более широко, чем только совершение действий, входящих в круг служебных обязанностей должностного лица. Сюда относятся и случаи, когда субъект действует с превышением своей служебной компетенции, а также когда он, используя авторитет своей должности и возможностями, которыми он обладает как представитель власти или лицо, наделенное организационно-распорядительными или административно-хозяйственными правами и обязанностями, оказывает влияние на других, компетентных в данном случае должностных лиц, побуждая их к соответствующему служебному действию.

Следует особо подчеркнуть необходимость установления в процессе расследования причинной связи между действием (бездействием) должностного лица и наступившим последствием. На практике нередко допускается ошибка. Устанавливается лишь факт причинения существенного вреда без исследования вопроса о причинной связи его и деятельностью должностного лица. Следует в ходе расследования собрать объективные данные позволяющие судить о том, наступили ли вредные последствия в результате действий должностного лица, или они были вызваны другими причинами, или же эти последствия возникли как в результате действий должностного лица, так и в результате иных причин.

Состав злоупотребления властью или служебными полномочиями: материальный. Преступление признаётся оконченным с момента фактического причинения вреда, указанного в законе.

Несмотря на то, что факультативные признаки объективной стороны не присущи данному составу преступления, в процессе расследования подлежит точно установить время и место совершения злоупотреблений служебным положением, учитывая, что они очень часто совершаются систематически в течение длительного промежутка времени.

Согласно теории уголовного права субъектом преступления признается лицо, совершившее запрещенное уголовным законом общественно опасное деяние (действие или бездействие) и способное нести за него уголовную ответственность[7]. Субъект рассматриваемого преступления - специальный, достигший 16 лет и являющийся только должностным лицом.

В процессе расследования следует также установить, как характеризуется должностное лицо, обвиняемое в совершении рассматриваемого преступления. Собирая эти данные, следует выяснить характер его прошлой служебной деятельности, деловые качества. Эти сведения можно почерпнуть из материалов его личного дела.

В соответствии с частью 4 статьи 4 Уголовного Кодекса под должностными лицами понимаются:

1)представители власти, то есть депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, а равно государственные служащие, имеющие право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе;

2) представители общественности, то есть лица, не находящиеся на государственной службе, но наделенные в установленном порядке полномочиями представителя власти при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия;

3) лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в учреждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности), в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо лица, уполномоченные в установленном порядке на совершении юридически значимых действий.

Как и ранее, под организационно - распорядительными обязанностями понимаются функции по осуществлению руководства трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников. Эти функции осуществляют такие категории работников, как руководители учреждений, организаций либо предприятий (независимо от форм собственности) и их заместители, руководители структурных подразделений (начальники цехов, заведующие отделами, лабораториями, кафедрами и т.п.), их заместители, руководители участков работ (мастера, прорабы, бригадиры).

Под административно-хозяйственными обязанностями следует понимать полномочия, связанные с управлением или распоряжением государственным, кооперативным, общественным и другим имуществом: установление порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечения контроля за этими операциями, организация бытового обслуживания населения и т.д. Такими полномочиями в том или ином объёме обладают начальники планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб и их заместители, заведующие складами, магазинами, мастерскими, ателье, ведомственные ревизоры и контролёры и др.

Необходимо иметь в виду, что лица, выполняющие в учреждениях, организациях или на предприятиях, независимо от форм собственности, функции организационно - распорядительного или административно-хозяйственного характера признаются должностными лицами.

В соответствии с законом к числу субъектов должностного преступления наряду с лицами, постоянно или временно выполняющими властные функции либо организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в силу занимаемой должности, относятся также лица, которые выполняют указанные обязанности в порядке возложенных на них специальных полномочий.

Должностными также признаются лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий (способны порождать, изменять или прекращать какие-либо правоотношения). В соответствии с этим субъект, наделенный правом от имени государства (или негосударственной структуры) правом совершать действия, влекущие правовые последствия для других граждан, может быть признан должностным лицом (например, врач – за злоупотребление полномочиями, связанными с выдачей листков нетрудоспособности или с участием в работе ВТЭК, призывных комиссий; преподаватель – за нарушение обязанностей, возложенных на него как на члена квалификационной или экзаменационной комиссии; учитель или воспитатель - за неисполнение возложенных на них обязанностей по обеспечению порядка и безопасности во время проведения мероприятий или занятий).

Субъективная сторона злоупотребления властью или служебным положением характеризуется прямым или косвенным умыслом[8].

Содержание умысла: лицо сознаёт, что использует служебное положение вопреки интересам службы, предвидит, что в результате его действий или бездействия будет причинен крупный ущерб или существенный вред правам или законным интересам граждан, государственным или общественным интересам, и желает или сознательно допускает их наступления.

Наличие мотива (как элемента субъективной стороны) – корыстной или иной личной заинтересованности - в новой редакции статьи Уголовного кодекса стало необязательным. Он отнесен к одному из квалифицирующих признаков рассматриваемого состава преступления.

Квалифицирующие признаки злоупотребления властью или служебным положением.

Часть 2 статьи 424 УК Республики Беларусь устанавливает ответственность за злоупотребление властью или полномочиями, если оно совершено из корыстной или иной личной заинтересованности.

Злоупотребление служебным положением из корыстной заинтересованности, как разъясняют Пленумы Верховного Суда Республики Беларусь в Постановлении №4 от 4 июня 1993 года «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» и №6 от 24 сентября 1998 г. «О ходе выполнения судами постановления №4 Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 4 июня 1993г.»[9] следует считать такие неправомерные действия должностного лица, которые совершены в целях имущественной выгоды без незаконного обращения государственных или общественных средств в свою пользу, собственность или собственность других лиц (например, сокрытие путем запутывания учета образовавшейся в результате халатности недостачи с целью избежать материальной ответственности).

Иная личная заинтересованность как мотив злоупотребления может выражаться: в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленном такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность; желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.д.

Часть 3 настоящей статьи устанавливает ответственность за злоупотребление властью или служебным положением, если оно совершено:

а) должностным лицом, занимающим ответственное положение;

б) при осуществлении функций по разгосударствлению или приватизации государственного имущества;

в) повлекло тяжкие последствия.

В соответствии с ч.5 ст. 4 УК Республики Беларусь под должностными лицами, занимающими ответственное положение, понимаются:

1) Президент Республики Беларусь, Председатель Палаты представителей и Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Премьер-министр Республики Беларусь и их заместители;

2) руководители государственных органов, непосредственно подчиненных или подотчетных Президенту, Парламенту, Правительству Республики Беларусь, и их заместители;

3) руководители местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов и их заместители;

4) судьи;

5) прокуроры областей, города Минска, прокуроры районов (городов), межрайонные и приравненные к ним прокуроры и их заместители;

6) следователи и начальники органов дознания;

7) руководители органов государственного контроля, внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований, таможенных органов и их заместители.

Правовые основы разгосударствления и приватизации, а также правила и порядок приватизации объектов, находящихся в государственной (республиканской и коммунальной) собственности, определяет Закон «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» от 19 января 1993г. с последующими изменениями и дополнениями. В соответствии со ст.26 данного закона «лица, своими незаконными действиями способствовавшие заключению сделок в нарушение настоящего Закона, несут уголовную и административную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь».

Под разгосударствлением следует понимать передачу от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функции непосредственного управления хозяйствующими субъектами, а под приватизацией - приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.

В соответствии с вышеупомянутыми Пленумами Верховного Суда Республики Беларусь квалификация злоупотребления властью или служебным положением по признаку причинения тяжких последствий возможна в случаях, когда по делу установлено, что в результате преступления причинен такой вред, как крупные аварии, катастрофы, длительная остановка транспорта или производственного процесса, дезорганизация работы учреждения, предприятия, нанесение государству (общественным организациям, гражданам) материального ущерба в особо крупных размерах, причинение смерти или тяжких телесных повреждений хотя бы одному человеку и т.п. При этом необходимо, чтобы кроме указанных вредных последствий имелись и другие, предусмотренные законом, признаки состава должностного злоупотребления. Должностным злоупотреблением могут быть признаны такие действия должностного лица, которые вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности, но совершены вопреки интересам службы.

Согласно примечанию к главе 35 нового Уголовного кодекса Республики Беларусь должностное лицо, которое использовало свои властные или иные служебные полномочия для совершения преступления, не названного в этой главе, несет ответственность по совокупности преступлений. При этом совершение такого преступления признается существенным вредом, предусмотренным статьями этой же главы. Правило о совокупности преступлений не применяется, если совершение должностным лицом преступления предусмотрено в качестве признака иного преступления.

Необходимо отграничивать злоупотребление властью или служебными полномочиями от превышения власти или служебных полномочий, а также от служебной халатности. В первом случае должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему законом права и полномочия, во втором - совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции (которые относятся к полномочиям другого должностного лица либо могли быть совершены самим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте, а также действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить), а в третьем – не исполняет либо ненадлежаще исполняет свои служебные обязанности вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, повлекшие по неосторожности причинение ущерба в особо крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (вина - неосторожная в форме преступного легкомыслия или преступной небрежности).

 



2016-09-17 507 Обсуждений (0)
Обстоятельства, подлежащие доказыванию, при раскрытии и расследовании злоупотребления властью или служебными полномочиями 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обстоятельства, подлежащие доказыванию, при раскрытии и расследовании злоупотребления властью или служебными полномочиями

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (507)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)