Теория официальной народности
Феномен декабризма показал, сколь опасным для царизма последствиями чревато неконтролируемое распространение европейских либеральных и эгалитарных идей в среде российского дворянства. Политически опасной стала сформировавшаяся за столетие привычка дворянской элиты едва ли не во всём ориентироваться на западноевропейские образцы – в культуре, в образе жизни и мыслей, в одежде, а теперь вот и в политике, праве общественной жизни. Но права была Екатерина Великая : «пушки не могут воевать с идеями». Тут нужны другие, конкурентоспособные идеи и ценности. При Николае I потребность власти в официальной идеологии сугубо консервативного свойства стала ощутима, как никогда прежде. Главным разработчиком такой идеологии, впоследствии получившей название теории официальной народности, стал министр народного просвещения Сергей Семенович Уваров. Собственно он и был назначен министром после того, как «вмастил» императору своими соображениями о правильной постановке образования и воспитания в России. От европейского просвещения полностью загораживаться нельзя. Надо только создать «умственные плотины» - сформировать у новых поколений европейски образованных россиян способность избирательно и критически относиться к западным социальным новациям. Сформировать эту способность, можно, только положив в основу национального просвещения истинно русские охранительные начала православия, самодержавия и народности, составляющие последний якорь нашего спасения и вернейший залог силы и величия нашего Отечества». Это и есть знаменитая уваровская триада - «Православие. Самодержавие. Народность». Любые западные нововведения ставящие под сомнение тот или иной компонент этой триады, а тем более - всю её целиком, заведомо вредны, в принципе неприемлемы или даже губительны для России. Поднимая на щит православие, официальная идеология не просто подчёркивала достаточно очевидный факт религиозно-конфессиональной специфики России. Ставилась задача противостоять секулярной тенденции западного Просвещения. Тенденции, выразившейся в рационализации и элитарного, и массового сознания, в десакрализации ряда базовых идей, ценностей и институтов, в секуляризации общественно-политической жизни, науки и образования. Опираясь на православие, надо отстаивать преимущество религиозной картины мира над научной. Православная картина мира предполагает святость самодержавия. А православная церковь, соответственно, поддерживает и культивирует это представление в народе. Спасение души обусловливается преданностью и безусловным подчинением православному царю в земной жизни. В 1832 году вышло первое издание Свода законов Российской империи, открывавшегося разделом «О священных правах и преимуществах верховной самодержавной власти». Православная санкция была включена там в само определение существа власти государя: «Император Российский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной его власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». В понятие самодержавия включалось представление о Божественной природе царской власти и об ответственности государя только перед Богом. На Западе государство лишилось священного смысла, превратилось в машину господства и подчинения, реализующую вполне земные интересы. Теряя легитимность, обеспеченную религией и церковью, европейские монархи утрачивали и полноту, и неограниченность своей власти. А кое-где и вовсе троны рушились. В России нельзя было допустить такого развития событий. Поднимая на щит самодержавие, теория официальной народности тем самым отвергала конституционализм и принцип суверенитета народа. Самодержавие подавалось как исторически сложившаяся в России форма патерналистской (лат. - отеческой, отцовской) власти. Отношения государя и подданных изначально строились по образу и подобию отношений отца и детей. И действительно, русская народная формула «царя-батюшки» говорит сама за себя. Побывавший в 1843 году в России прусский барон Август Гакстгаузен отметил: «По традиционному народному воззрению, Россия представляет одну большую семью, с царем во главе, которому одному вручена власть надо всем и которому все безусловно повинуются. Ограничение царской власти совершенно немыслимо для русского народа. «Чем может быть ограничен отец, кроме божеских законов?» - говорит еще до сих пор простой народ. И российские монархи вплоть до Николая II включительно воспитывались в духе патернализма по отношению к стране и народу. От Владимира Святого идет традиция отечественной государственности: власть призвана заботиться о простых людях, о народе как таковом, должна обездоленных защищать.. Даже Николай I, создавая высший орган тайной полиции в виде Третьего отделения Собственной Его Императорского величества канцелярии, движим был отеческим чувством по отношению к своим подданным. Третье отделение характеризовалось как «отеческое государя императора учреждение», в задачу которому вменялось, между прочим, и покровительство «униженным и оскорблённым. Но, отвергая конституционализм, теория официальной народности вместе с тем учитывала эволюцию российской государственности в направлении правовой монархии, проделанную в течение XVIII и первых десятилетий XIX века. Самодержавие усвоило принцип законности: собственно власть императора реализуется через законы, а уже управление страной, в том числе и «на высшем уровне», осуществляется на основании этих законов, «от самодержавной власти исходящих». Принцип законности не ограничивал власти царя с точки зрения ее абсолютности. Он несколько разделял верховную власть и центральное государственное управление, а также сдерживал личный произвол монарха и самоуправство чиновников. А какое содержание вкладывала уваровская теория в понятие «народность»? Уж точно не этническое. И уж точно не русофильское. Имперская власть вовсе не собиралась выделять именно русских из многоэтничного состава своих подданных. Русские не только не были господствующим или даже привилегированным народом в Российской империи, наоборот. Показательные сведения на этот счет приводит Б.Н Миронов. Один из основных принципов политики российских императоров (начиная со второй половины XVIII века все цари по крови были немцами) состоял «... в создании некоторых преимуществ в правовом положении нерусских сравнительно с русскими. Даже евреи, хотя и проживали в черте осёдлости и подвергались другим дискриминационным мерам, не закрепощались, не рекрутировались в армию наравне с русскими, имели налоговые льготы и др. ... Крещёные евреи имели те же права, что и русские, и иногда делали исключительную карьеру на светской, военной или религиозной службе.... Поэтому нерусские народы, у которых до присоединения к России не было крепостнических отношений, так и не узнали, что это такое. До введения всеобщей воинской повинности в 1874 г. большинство нерусских народов было освобождено от тяжелейшей рекрутчины. Составной частью национальной политики являлось то, что правительство с помощью налоговой системы намеренно поддерживало такое положение в империи, чтобы материальный уровень жизни нерусских, проживающих в национальных окраинах, был выше, чем собственно русских, нерусские народы всегда платили меньшие налоги и пользовались льготами»11. Высшая имперская бюрократия пополнялась в основном за счет балтийских немцев Михаил Бакунин даже относил российское самодержавие к «немецким» монархиям, наряду с Пруссией и Австро-Венгрией. Так что, говоря о «народности», официальная идеология вовсе не собиралась русских превозносить, тем более за счет других народов России. Не было и тени призыва к русификации «немецкой» Российской империи. Это о том, как не надо понимать «народность» по-уваровски. При возникновении современного общества в результате Реформации, Просвещения и буржуазных революций сложилось новое представление о человеке: свободный индивидуум. Свободный - значит, принадлежащий самому себе. Традиционный человек самому себе не принадлежит. Он принадлежит общностям, в состав которых входит: семье, общине, ремесленному цеху, городу, сословию, народу как «макросемье». Его жизнью распоряжается Бог и великий государь. Свободный индивидуум свободен именно от таких связей и обязательств традиционного типа. Традиционный человек ощущает неполноту своего «Я» без включенности в общинные, сословные и прочие связи. Свободный индивидуум ощущает полноту своего «Я», максимально изолируясь и даже противопоставляя себя в окружающей общественной среде. Общественная ипостась свободного индивидуума - гражданин с определенным набором прав и свобод. Общественная ипостась традиционного человека - принадлежность к общине, сословию, вероисповеданию и государству с определенным набором обязанностей по отношению к соответствующим общностям. Гражданин - это частный собственник, потенциальный или реальный (пусть даже собственник только своего тела или своей рабочей силы). Имущественные права традиционного человека обусловлены опять-таки принадлежностью к вышеуказанным общностям и обратной своей стороной имеют обязательства по отношению к этим общностям. Когда средневековая Европа превращалась в современный Запад, произошло освобождение человека от общинных и сословных скреп. Капитализму был нужен человек, свободно передвигающийся и вступающий в отношения купли-продажи на рынке труда. Капитализму был нужен человек авторизированный, именно свободный индивидуум. Так традиционный народ превращался в сообщество граждан, гражданское общество. Гражданское общество - модернизированное понимание народа, отрицающее понимание традиционное, консервативное. Традиционный народ связан отношениями ответственности и с предками, и с потомками. Модернизированный народ, гражданское общество в существенно большей степени живет настоящим и чувствует себя свободным по отношению к прошлому. «Гражданское общество - продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность»12. Индивиды-граждане образуют модернизированный народ - гражданское общество. Те, кто вне его - не народ, отверженные, маргиналы. С точки зрения западных исследователей России, в ней даже в середине XIX века не существовало народа, так как не было гражданского общества. Чтобы создать гражданское общество в России, надлежало разрушить сословный строй и общину. Следовало бы подорвать и позиции православия: без этого не сформировать психологию «человека-атома», свободного индивида. Самодержавие несовместимо с гражданским обществом, строящим отношения с властью на основе народного суверенитета и конституции. В гражданском обществе людей связывают отношения товарообмена, купли-продажи, контракта, свободные от этических ценностей и выражаемые чисто количественной мерой цены. Каждый человек выступает по отношению к другому как собственник. Общество формируется через акты обмена, посредством которых каждый ищет максимально возможную выгоду за счет приобретения собственности другого за наименьшую цену. Каждый акт обмена должен быть свободным и эквивалентным. Общей, всеобъемлющей метафорой общественной жизни становится рынок. В обществе традиционном люди связаны множеством отношений зависимости. Акты обмена между ними по большей части не приобретают характера свободной и эквивалентной купли-продажи (обмена равными стоимостями) - рынок регулирует лишь небольшую часть общественных отношений. Зато велико значение отношений типа служения, выполнения долга, любви, заботы и принуждения. Все эти отношения с точки зрения индивида-гражданина несвободные и неподдающиеся рациональному расчету, они в значительной мере мотивируются этическими ценностями. Общей, всеобъемлющей метафорой общественной жизни в традиционном обществе является семья. Гражданское общество - это цивилизованная «война всех против всех», это конкуренция в рамках закона. Теоретики официальной народности особо подчеркивали внутреннюю конфликтность как норму жизни Запада. И противопоставляли этому внутреннюю консолидацию, согласие, единство народа в России. Именно это и обозначалось официальной идеологией как «народность»: социально-политическое и морально-ценностное единство страны, отсутствие конфликта интересов между сословиями, этносами и регионами и безусловный авторитет государя как отца народа. В таком понимании народность выдвигалась, конечно, скорее как норма и идеал, нежели как реальность. Способность народа при определенных обстоятельствах и по значимым поводам мыслить, чувствовать и действовать «как один человек», а при любых обстоятельствах и по любому поводу - «как одна семья», очень характерна именно для «народности». Модернизированные народы иногда испытывают нечто подобное - моменты единства - как исключение и в течение очень недолгого времени. Скажем, при победе своей сборной на чемпионате мира по футболу. Американцы испытали нечто подобное после 11 сентября. Традиционные народы в таком или почти таком состоянии высокой внутренней сплоченности, даже мобилизованности - состоянии «народности» - живут всегда. Теория официальной народности усматривала одно из проявлений и одно из условий обеспечения единства народа («народности») во всесословном доступе к государственной службе. В этом смысле Уваров считал российскую бюрократию подлинно всенародной - плоть от плоти всего народа, срез всех сословий, а вовсе не одного только дворянства. Россия, писал он, дорожит тем, что «... каждый ... может проложить себе путь к высшим достоинствам службы. Сын знатного вельможи или богатейшего откупщика, вступая на поприще государственной службы, не имеет в законах оной никакого другого преимущества, кроме преимущества настоящего усердия...»13. «Народность» как положение официальной идеологии означала, что власть декларирует свою равноудален- ность от всех сословий, рассматривая в качестве своей социальной опоры уже не столько дворянство, сколько разночинную бюрократию. Нельзя не признать: теория официальной народности содержала зародыши плодотворных идей, которые будут развиты в дальнейшем общественной мыслью России, да и не только России. Взять хотя бы идею цивилизаци- онной специфики, самобытности России, актуальность которой с тех пор нисколько не уменьшилась, а пожалуй, и возросла. Теория официальной народности выявила эту специфику по параметрам, во многом предвосхитившим современное научное противопоставление традиционной и модернизированной социальности. Как официальная идеология, консервативная доктрина Уварова оказалась контрпродуктивна. Она вызвала отторжение именно в той среде, для воздействия на которую и создавалась - в кругах российского образованного общества. Исключительно важная идея российской специфики была резко противопоставлена модернизации, из-за чего в значительной степени и надолго была дискредитирована. Весь пафос - а для официальной идеологии пафос абсолютно необходим - уваровского консерватизма работал на поддержание опасной и многим интеллектуалам очевидной иллюзии - иллюзии отсутствия сколько-нибудь серьезных проблем в развитии страны. Как всякая официальная идеология, уваровский консерватизм был в меру «нечестен» и непоследователен. Отрицая ценности модернизации и защищая ценности традиционные, он должен был бы указать на то, что традиционное обоснование крепостного права после дарования вольности дворянам отпало и с той поры права помещиков на крестьян и земли обосновываются сугубо западными «модерновыми» соображениями - уважением к частной собственности, ее законностью и правомерным характером самой российской государственности. «Честный» и последовательный консерватизм должен был бы рекомендовать либо вернуть обязательность дворянской службы, либо, сохраняя прикрепление крестьянских общин к земле, аннулировать права дворян в отношении и самих крестьян и общинных угодий.
Идеология никогда не обращается только к разуму людей. Она обязательно апеллирует и к чувствам, работает и на уровне подсознания, затрагивая и эксплуатируя даже фрейдистско-юнговское бессознательное. Она использует и создает - или разрушает - те или иные мифы, символы, образы. Роль символов в идеологическом регулировании общественной жизни далеко не «символическая». «В отношении прошлого символы создают нашу общую память, благодаря которой мы становимся народом - так же, как братья и сестры становятся семьей, сохраняя в памяти символы детства, даже отрывочные, зыбкие, как призраки - вроде песни матери, уходящего на войну отца или смерти деда. В отношении будущего символы соединяют нас в народ, указывая, куда следовало бы стремиться и чего следовало бы опасаться. Через них мы ощущаем нашу связь с предками и потомками, что и придает человеку бессмертие и позволяет принять мысль о своей личной смерти»15. Все мы живем в мире символов, который был до нас и будет после нас. Судя по всему, Николай I был неплохим идеологом, он это понимал. Многое делалось в плане образно-символического подкрепления официальной народности. Интересный эффект достигался при этом именно в среде формирующейся, но уже безнадежно вестернизированной дворянско-разночинной интеллигенции. Разум тянулся к западным рационально-модернистским идеям, а чувства откликались на традиционные символы и ценности. Уму импонировали индивидуализм, рационализм и конституция, а сердце откликалось на православие, самодержавие, народность. Но этот эффект оказался «смазан» из-за того, что в образно-символическом подкреплении официальной народности официальности было слишком много, а народности - слишком мало. Слишком уж сильно власть выпячивала себя. Основной акцент делался на самодержавии, а народ заслуживал упоминания лишь потому, что очень уж сильно царя любил. В 1836 году Николай распорядился установить в Московском Кремле на специальных постаментах Царь-пушку и Царь-колокол, ставшие на многие десятилетия достопримечательностями первопрестольной, своего рода символами военной и духовной мощи России. Правда, эти символы некоторыми воспринимались двусмысленно. «В Москве каждого иностранца ведут смотреть большую пушку и большой колокол. Пушку, из которой нельзя стрелять, и колокол, который свалился прежде, чем зазвонил. Удивительный город, где достопримечательности отличаются нелепостью...»18. Так шутил человек, который сам в том же 1836 году станет своего рода достопримечательностью Москвы. Идеи П.Я. Чаадаева
Осенним вечером 1836 года ректор Московского университета и по совместительству цензор ряда изданий А.В. Болдырев играл в карты и так увлекся, что отвлечь его было совершенно невозможно. А его визы дожидалась статья для очередного номера журнала «Телескоп», который уже в сверстанном виде на следующий день надо было отдавать в печать. Тогда редактор Н.И. Надеждин сам вслух прочитал цензору статью, пропуская для быстроты «задиристые» места. Не прерывая игры, цензор тут же подписал статью и номер в печать. И уже через несколько дней увидела свет, пожалуй, самая скандальная публикация николаевской эпохи - первое «Философическое письмо» Петра Яковлевича Чаадаева. Журнал был закрыт. Редактор выслан из Москвы и лишен права заниматься издательской деятельностью. Досталось и цензору. Самому же автору главный читатель империи поставил диагноз «сумасшедший» и запретил впредь публиковаться в России. Надо учитывать, что, публикуя «Письмо», Чаадаев, судя по всему, сознательно эпатировал читающую публику. Скандал расширяет аудиторию и провоцирует полемику. Но Чаадаев вроде бы первым в отечественной публицистике использовал этот прием. А.И. Герцен образно охарактеризовал эффект чаадаевского «Письма»: «это был выстрел, раздавшийся в темную ночь». Автору и нужно было, чтобы его материал «выстрелил». Реакция общества была однозначной: несогласие, возмущение и осуждение. Кто-то не соглашался и возмущался кто-то публично протестовал и по поводу содержания, и по поводу самого факта публикации чаадаевской статьи. . Но вот любопытный факт: студенты Московского университета явились к попечителю московского учебного округа графу С.Г. Строганову и заявили, что готовы с оружием в руках вступиться за оскорбленную Россию. Студенты Московского университета 30-х годов - из их рядов выйдет немало, если не большинство, крупных деятелей освободительного движения ближайших десятилетий. Совсем не ретрограды. И отреагировали они на публикацию Чаадаева как на оскорбление России, а вовсе не как на философский экзерсис. В центре внимания Чаадаева - место и роль России в мировой истории. И то, и другое определяется, в первую очередь, прошлым, тем, как сложилась и протекала история самой страны и народа. Чаадаев справедливо утверждал, что история - ключ к пониманию народов. «Народы - в такой же мере существа нравственные, как и отдельные личности. Их воспитывают века, как отдельных людей воспитывают годы». Именно с прошлым, по мнению Чаадаева, у России дела обстоят неважно. Оно вроде бы и есть, века-то прошли, но народ не воспитали. С какими чувствами и мыслями должен был читать эти строки россиянин в 1836 году? На его памяти Отечественная война 1812 года и европейский триумф России. Тезис о бестолковости российского прошлого, об исторической никчемности нашего народа Чаадаев сформулировал предельно четко и повторил его в разных вариациях: «Исторический опыт для нас не существует, поколения и века протекли без пользы для нас». Глядя на нашу страну, можно было бы сказать, что общий закон человечества отменен по отношению к нам. Одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его; мы не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих, ничем не содействовали прогрессу человеческого разума, и все, что нам досталось от этого прогресса, мы исказили... В нашей крови есть нечто, враждебное всякому истинному прогрессу. В общем мы жили и продолжаем жить лишь для того, чтобы послужить каким-то важным уроком для отдаленных поколений, которые сумеют его понять; ныне же мы, во всяком случае, составляем пробел в нравственном миропорядке. Одним из первых в нашей общественной мысли Чаадаев застолбил в отношении западных стран эпитет «цивилизованные». Тем самым подразумевалась некоторая ущербность остальных государств и народов. Всем неевропейцам и нехристианам Чаадаев «деликатно» отказал в праве относить себя к цивилизации, назвав их религиозно-ценностные установки «нелепыми уклонениями от божеских и человеческих истин». Христианство в его католической версии и римская церковь обеспечили цивилизационное родство большинства европейских народов, существенную схожесть их культурно-исторического развития. Западное христианство и западная церковь воспитали европейские народы на идеях долга, справедливости, права и порядка. И Запад почти реализовал христианский социальный идеал, который трактуется Чаадаевым как утверждение Царства Божия на земле.. Во втором «Философическом письме» он особо подчеркнет, что условия повседневной жизни человека - это не мелочь. «Одна из самых поразительных особенностей нашей своеобразной цивилизации заключается в пренебрежении всеми удобствами и радостями жизни. Мы лишь с грехом пополам боремся с крайностями времен года, и это в стране, о которой можно не на шутку спросить себя: была ли она предназначена для жизни разумных существ».) Во-вторых, высокий уровень просвещения и культуры, творчество и тяга к инновациям. В-третьих, толковые и работающие законы плюс развитое правосознание. Не скажешь, что все это несущественно. Но с православной точки зрения такое «приземление» Царства Божия сомнительно. И еще более сомнительна его «прописка» исключительно на Западе. Но Чаадаеву это важно - не говоря, конечно, о том, что это существенный элемент его субъективного мировоззрения - для того, чтобы позиционировать Россию по отношению к западно-христианской цивилизации и мотивировать такое позиционирование. Россию автор «Письма» помещает - в цивилизационном плане, конечно, - вне христианской Европы. Мы восприняли тупиковую, изоляционистскую версию христианства: в поисках истинной веры и нравственного устава обратились к жалкой, глубоко презираемой западными народами «растленной» Византии. Тем самым мы отгородились от Европы и на столетия замкнулись в себе. Весь мир перестраивался заново, а у нас ничего не созидалось; мы по-прежнему прозябали, сбившись в свои лачуги, сложенные из бревен и соломы. Словом, новые судьбы человеческого рода совершались помимо нас. Хотя мы и назвались христианами, плод христианства для нас не созрел». И приводит веский - действительно веский - довод: русская церковь примирилась с установлением крепостничества, тогда как западно-христианская церковь уничтожила рабство. Претензия Чаадаева к русской церкви: «почему она не возвысила материнского голоса против этого отвратительного насилия одной части народа над другой». Какую же перспективу для России видит Чаадаев? «Послужить каким-то важным уроком для отдаленных поколений»? Весьма туманное и даже мрачноватое предназначение. Это, если будем продолжать прежнее существование. Если не перестроимся. Если не встроимся в цивилизацию, осчастливленную Божественным провидением и почти уже соорудившую Царство Божие на земле. Надо стать европейцами не по одежке, а по духу. Чаадаев вполне определенно и несколько раз формулирует сверхзадачу для России: если мы хотим занять положение в ряду других цивилизованных народов, мы должны «некоторым образом» пройти весь их путь развития. И начать надлежит с того, чтобы «оживить свою веру всеми возможными способами Другими словами - надо преодолеть православный изоляционизм. Нашей верой должно стать то самое христианство, которое послужило путеводной звездой и залогом социальной состоятельности Запада.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (966)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |