Индо-буддийская и китайско-конфуцианская цивилизаций: сходство и различия в формировании, существовании и перспективах
В сфере генеральной установки исламская и индуистско-буддийская традиции с их откровенно религиозной ориентацией либо на покорность воле Аллаха, либо на поиски спасения во вне феноменальном мире заметно противостоят китайской с ее культом социальной гармонии. Но все они вместе, включая и китайскую, принципиально отличны от европейской с ее ставкой на индивидуальный материальный успех, хотя при этом китайская модель структурно ближе других именно к европейской. Совершенно очевидно, что именно в этой близости следует искать ответ на загадку японского феномена и объяснение того факта, что прежде всего страны дальневосточной традиции (Корея, Сингапур, не говоря уже о Японии и Тайване) с их традиционно высокой культурой труда и социальной дисциплиной демонстрируют ныне наибольшие успехи в решении общих для развивающихся стран проблем развития. В сфере взаимоотношений общества и государства индо-буддийское общество очевидно противостоит китайскому, ориентированным на сильную и эффективную власть, на доктринально санкционированную слитность, практическое единство общества и государства. Для и-б характерно Слабое государство, однако в противовес ему выступает община. Она берет на себя целый ряд функций государства, поэтому оно избавлялось от потребности в большом количестве чиновников. Безразличие социума к государству. Слабая политическая активность. В религиозной сфере вся жизнь китайца регламентировалась конфуцианством, которое являлось фактически руководством к практической деятельности. Конфуцианство содержало четкие указания на то как следует себя вести, какие на каждом жизненном этапе появлялись права и обязанности, регламен6тировало отношения мужа и жены, отношения к старшим, отношения к государству. Права и обязанности индивида – в и-б Жизнь построена на пассивном исполнении прав и обязанностей, приписанных варне или касте. Количество прав и обязанностей определятся принадлежностью к варне или касте. В к –к права и обязанности появлялись у каждого китайца с момента рождения. Далее они регламентировались конфуцианством, которое приписывало китайцу права и обязанности на каждом жизненном этапе В сфере взаимоотношений традиции с частным собственником все восточные цивилизации едины: собственник должен подавляться и контролироваться. В Китае - это контроль государства, в индо-буддийских странах - общества, общественной структуры (прежде всего системы каст), общественного мнения. Единство всех трех традиций в этом ключевом для динамики развития общества вопросе весьма знаменательно: экономическая активность должна сдерживаться во имя самосохранения структуры, основанной на принципиально иной базе, в рамках которой генеральным субъектом хозяйственных связей является не частный собственник в любой его модификации, но само государство в лице аппарата власти, системы администрации. В сфере, касающейся статуса человека в рамках той или иной системы отношений, ситуация достаточно сложна и неоднозначна. В Индии система каст жестко фиксирует вечное неравенство людей вплоть до полного бесправия стоящих как бы вне закона хариджан (неприкасаемых). Жесткая социальная структура, замкнутость варн и каст. Варна – принадлежность по рождению. Каста – профессиональное образование, которое возникает и исчезает по мере появления потребности в той или иной деятельности. Пожалуй, на этом фоне значительно лучше выглядит статус человека в Китае, где существует четкая динамика статусных различий: младшие имеют шанс стать старшими, а система в целом следит за минимальным благополучием всех. Шанс, о котором идет речь и который не раз в истории Китая реализовывался в самой разной форме (простолюдины становились чиновниками, полководцами, сановниками, даже императорами). Наличие вертикальной (сдача экзаменов для получения государственной должности) и горизонтальной мобильности. Размытость сословно-классовых образований связана с учением Конфуция о возможном самосовершенствовании человека через самовоспитание, образование. В этом плане дальневосточная цивилизация ближе других к европейскому стандарту, где многое зависело от личных качеств и активности индивида. В сфере человеческих отношений, эмоционального стандарта, культуры чувств, отношения к женщине близки друг к другу исламская и китайская традиции, хотя они далеко не идентичны. Главное, что объединяет их, - это сознательное подавление эмоций в системе человеческих взаимоотношений в пользу осознанного долга. Отношения мужчины и женщины построены именно на основе нормативного долга, как и взаимоотношения старших и младших, власть имущих и подчиненных им. В индуистско-буддийской цивилизации чувствам отведен значительно больший простор - соответственно и положение женщины там предпочтительнее, что сближает ее с европейским стандартом.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2386)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |