Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Индо-буддийская и китайско-конфуцианская цивилизаций: сходство и различия в формировании, существовании и перспективах



2016-09-17 2305 Обсуждений (0)
Индо-буддийская и китайско-конфуцианская цивилизаций: сходство и различия в формировании, существовании и перспективах 5.00 из 5.00 6 оценок




В сфере генеральной установки исламская и индуистско-буддийская традиции с их откровенно религиозной ориентацией либо на покорность воле Аллаха, либо на поиски спасения во вне феноменальном мире заметно противостоят китайской с ее культом социальной гармонии. Но все они вместе, включая и китайскую, принципиально отличны от европейской с ее ставкой на индивидуальный материальный успех, хотя при этом китайская модель структурно ближе других именно к европейской. Совершенно очевидно, что именно в этой близости следует искать ответ на загадку японского феномена и объяснение того факта, что прежде всего страны дальневосточной традиции (Корея, Сингапур, не говоря уже о Японии и Тайване) с их традиционно высокой культурой труда и социальной дисциплиной демонстрируют ныне наибольшие успехи в решении общих для развивающихся стран проблем развития.

В сфере взаимоотношений общества и государства индо-буддийское общество очевидно противостоит китайскому, ориентированным на сильную и эффективную власть, на доктринально санкционированную слитность, практическое единство общества и государства. Для и-б характерно Слабое государство, однако в противовес ему выступает община. Она берет на себя целый ряд функций государства, поэтому оно избавлялось от потребности в большом количестве чиновников. Безразличие социума к государству. Слабая политическая активность.

В религиозной сфере вся жизнь китайца регламентировалась конфуцианством, которое являлось фактически руководством к практической деятельности. Конфуцианство содержало четкие указания на то как следует себя вести, какие на каждом жизненном этапе появлялись права и обязанности, регламен6тировало отношения мужа и жены, отношения к старшим, отношения к государству.

Права и обязанности индивида – в и-б Жизнь построена на пассивном исполнении прав и обязанностей, приписанных варне или касте. Количество прав и обязанностей определятся принадлежностью к варне или касте. В к –к права и обязанности появлялись у каждого китайца с момента рождения. Далее они регламентировались конфуцианством, которое приписывало китайцу права и обязанности на каждом жизненном этапе

В сфере взаимоотношений традиции с частным собственником все восточные цивилизации едины: собственник должен подавляться и контролироваться. В Китае - это контроль государства, в индо-буддийских странах - общества, общественной структуры (прежде всего системы каст), общественного мнения. Единство всех трех традиций в этом ключевом для динамики развития общества вопросе весьма знаменательно: экономическая активность должна сдерживаться во имя самосохранения структуры, основанной на принципиально иной базе, в рамках которой генеральным субъектом хозяйственных связей является не частный собственник в любой его модификации, но само государство в лице аппарата власти, системы администрации.

В сфере, касающейся статуса человека в рамках той или иной системы отношений, ситуация достаточно сложна и неоднозначна. В Индии система каст жестко фиксирует вечное неравенство людей вплоть до полного бесправия стоящих как бы вне закона хариджан (неприкасаемых). Жесткая социальная структура, замкнутость варн и каст. Варна – принадлежность по рождению. Каста – профессиональное образование, которое возникает и исчезает по мере появления потребности в той или иной деятельности. Пожалуй, на этом фоне значительно лучше выглядит статус человека в Китае, где существует четкая динамика статусных различий: младшие имеют шанс стать старшими, а система в целом следит за минимальным благополучием всех. Шанс, о котором идет речь и который не раз в истории Китая реализовывался в самой разной форме (простолюдины становились чиновниками, полководцами, сановниками, даже императорами). Наличие вертикальной (сдача экзаменов для получения государственной должности) и горизонтальной мобильности. Размытость сословно-классовых образований связана с учением Конфуция о возможном самосовершенствовании человека через самовоспитание, образование.

В этом плане дальневосточная цивилизация ближе других к европейскому стандарту, где многое зависело от личных качеств и активности индивида.

В сфере человеческих отношений, эмоционального стандарта, культуры чувств, отношения к женщине близки друг к другу исламская и китайская традиции, хотя они далеко не идентичны. Главное, что объединяет их, - это сознательное подавление эмоций в системе человеческих взаимоотношений в пользу осознанного долга. Отношения мужчины и женщины построены именно на основе нормативного долга, как и взаимоотношения старших и младших, власть имущих и подчиненных им. В индуистско-буддийской цивилизации чувствам отведен значительно больший простор - соответственно и положение женщины там предпочтительнее, что сближает ее с европейским стандартом.

 



2016-09-17 2305 Обсуждений (0)
Индо-буддийская и китайско-конфуцианская цивилизаций: сходство и различия в формировании, существовании и перспективах 5.00 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Индо-буддийская и китайско-конфуцианская цивилизаций: сходство и различия в формировании, существовании и перспективах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2305)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)