Как указано в теории маркетинговых исследований, к основным методам получения информации относятся:
Кабинетные методы;
Специальные методы;
Полевые методы
Кабинетные методы получения информации – связаны с получением ее через вторичную информацию.
Вторичной информацией –называется информация собранная ранее другими людьми и для других целей. Вторичная информация может быть внешней и внутренней.
Внешняя вторичная информация содержится в таких источниках, как:
- базы данных и публикации международных организаций;
- законы, указы, постановления госорганов;
- выступления и публикации государственных и общественных деятелей;
- данные официальной статистики;
- периодическая печать;
- отчеты и исследования других фирм;
- данные Интернета и т.д.
Внутренняя вторичная информация содержится в:
- отчетных документах своей фирмы;
- бухгалтерской и финансовой документации;
- отчетах для собрания акционеров;
- служебных записках руководству, торгового персонала и специалистов фирмы;
- рекламациях и письмах потребителей и т.д.
Полевые методы получения информации - используются при получении первичной информации.
Первичной информацией– называется информация - полученная в результате специально разработанных и проведенных для данного исследования полевых исследований.
Она может быть получена в результате таких полевых исследований как:
- фокус-группы;
- глубинные интервью;
- массовые опросы;
- экспертные опросы;
- наблюдения;
- эксперименты
К специальным методам получения информации относят:
- промышленный шпионаж;
- снятие информации с памяти компьютера и т.д.
Особенности и область применения каждого из этих видов исследований изложены в процессе чтения курса «Маркетинговые исследования». Целями данного раздела является определение методов, с помощью которых, может быть получена информация для решения поставленных задач. Для этого, все задачи сбора информации, сформулированные в процессе логического анализа в разделе 2.1.2., сводятся в таблицу (Таблица 3) в столбец слева.
В правом столбце этой же таблицы подбираются виды исследований, с помощью которых может быть получена информация для решения данной задачи.
Таблица 3 – Подбор методов сбора информации
Задача
| Метод сбора информации
|
Задача 1.1.1. Составить базу данных администраций регионов РФ.
| Сбор и анализ вторичной информации
|
Задача 1.1.2. Составить базу данных предприятий электросвязи (телекомов).
|
Задача 2.1.1. Составить перечень радиоприемников, предлагаемых на рынке РФ.
|
Задача 2.1.2. Определить технические характеристики радиоприемников, предлагаемых на рынке.
|
Задача 2.1.3. Определить цены конкурентов на радиоприемники.
|
Задача 2.1.4. Определить виды сервисных услуг, предоставляемых предприятиями – производителями.
|
Задача 3.1.1. Определить перечень конкурентов, производящих РПУ на территории РФ.
|
Задача 3.3.1. Определить факторы внутренней среды предприятия, определяющие его преимущества и недостатки на рынке.
|
Задача 4.1.1. Определить количество радиоточек, которое необходимо перевести с проводного на эфирное вещание.
|
Задача 4.1.2. Определить количество человек, попадающих под программу социального обеспечения в РФ.
|
Задача 5.1.1. Определить динамику объемов промышленного производства в РФ.
|
Задача 5.1.2. Определить динамику ВВП в РФ.
|
Задача 1.1.3. Выявить в каких регионах РФ существует программа по переводу сельского населения с ПВ на эфирное.
| Сплошной телефонный опрос предприятий электросвязи
|
Задача 1.2.1. Определить предпочтения покупателей по цене.
|
Задача 1.2.2. Определить необходимый покупателям диапазон принимаемых радиочастот.
|
Задача 1.2.3. Определить количество фиксированных настроек, необходимых покупателям.
|
Задача 1.2.4. Определить необходимый покупателям вид источника питания.
|
Задача 1.2.5. Определить важность характеристик РПУ для потребителей.
|
Задача 1.3.1. Определить основные для потребителей источники информации о радиоприемниках и их производителях.
|
Задача 1.4.1. Определить необходимость сервисных центров в регионах, в которых находятся покупатели.
|
Задача 1.4.2. Определить вид доставки, требующийся покупателям.
|
Задача 1.4.3. Определить метод оплаты, удобный покупателям.
|
Задача 3.2.2. Определить количество купленных потребителями радиоприемников у каждого производителя в 2004 году.
|
Задача 4.2.1. Определить количество РПУ, которое телекомы собираются купить в 2005 г..
|
Задача 1.1.4. Выявить в каких регионах РФ реализуются программы по социальной поддержке малообеспеченного населения.
| Сплошной телефонный опрос администраций регионов
|
Задача 1.2.1. Определить предпочтения покупателей по цене.
|
Задача 1.2.2. Определить необходимый покупателям диапазон принимаемых радиочастот.
|
Задача 1.2.3. Определить количество фиксированных настроек, необходимых покупателям.
|
Задача 1.2.4. Определить необходимый покупателям вид источника питания.
|
Задача 1.2.5. Определить важность характеристик РПУ для потребителей.
|
Задача 1.3.1. Определить основные для потребителей источники информации о радиоприемниках и их производителях.
|
Задача 1.4.1. Определить необходимость сервисных центров в регионах, в которых находятся покупатели.
|
Задача 1.4.2. Определить вид доставки, требующийся покупателям.
|
Задача 1.4.3. Определить метод оплаты, удобный покупателям.
|
Задача 3.2.2. Определить количество купленных потребителями радиоприемников у каждого производителя в 2004 году.
|
Задача 4.2.2. Определить количество радиоприемников, которое собираются купить в 2005 году администрации регионов.
|
Задача 3.2.4. Определить прогнозируемую долю рынка каждого предприятия - производителя радиоприемных устройств в 2005 году.
| Заочный однотуровый опрос экспертов методом «Дельфи» по разработанной анкете
|
Задача 3.3.2. Определить значение факторов внутренней среды каждого предприятия – производителя радиоприемников.
|
Задача 3.3.3. Определить влияние факторов внутренней среды предприятия на его положение на рынке.
|
Задача 5.2.1. Определить перечень экономических факторов, влияющих на конъюнктуру рынка радиоприемников.
|
Задача 5.2.2. Определить перечень законодательных факторов, влияющих на конъюнктуру рынка радиоприемников.
|
Задача 5.2.3. Определить перечень научно-технических факторов, влияющих на конъюнктуру рынка радиоприемников.
|
Задача 5.2.4. Определить перечень крупных потребителей, выдвигающих особые условия к РПУ.
|
Задача 5.2.5. Определить перечень монополистов по производству ПКИ.
|
Задача 5.2.6. Определить перечень барьеров, препятствующих выходу конкурентов на рынок радиоприемных устройств.
|
Задача 5.2.7. Определить перечень контактных аудиторий, влияющих на спрос потребителей на радиоприемники.
|
Задача 5.2.8. Определить влияние факторов внешней среды на конъюнктуру рынка РПУ.
|
Задача 2.2.1. Рассчитать среднюю цену на различные виды радиоприемников.
| Расчет по формулам и анализ полученной информации
|
Задача 3.2.1. Определить долю рынка каждого предприятия – производителя, занимаемую в 2004 году.
|
Задача 3.2.3. Определить общее количество купленных потребителями радиоприемников в 2004 году.
|
Задача 5.1.3. Определить стадию цикла рынка РФ.
|
.