Описание и повествование как типы речи
2) Выполнениеупр. 540 - 545. Рассуждение как тип речи. 4) Выполнение упраж.546, 548, 549.
III. Итог урока.Подготовьте небольшую устную зарисовку, где бы вы передали свои впечатления о каком-либо уголке природы, который вы наблюдали. Докажите принадлежность вашего текста к тому или иному типу речи. Назовите признаки типов речи: 1 ряд – описание, 2 ряд – повествование, 3-й ряд – рассуждение.
IV. Д. з. § 68, упр. 550. ---------------------------------------------------------------------------------------------------
Цели урока:дать понятие об особом типе речи – оценке действительности. Научить определять этот тип речи, составлять тексты такого типа речи.
Ход урока I. Работа по теме. 1.Понятие об особом типе речи – оценка действительности. Изучение теоретического материала по учебнику на стр. 184.
2. Тренировочные упражнения.
v Прочитайте тексты. Что в них общего? 1) Такое славное море, голубое, с нежными жилками. Горы весёлые. Дует несильный упругий ветер с гор: хорошо, не жарко. (С. Сергеев-Ценский.) 2) Ах, боже мой, какое же это было молоко! Тёпленькое, духовитое, тут тебе и травами отдаёт. И цветами. И полем – всем вместе, а ещё (теперь уж точно!), - ещё – руками самой Петровны… (Г. Троепольский.) 3) Чудный уголок! И недаром старый Тарас прожил здесь целых сорок лет. (Д. Мамин-Сибиряк.)
v Оценка чаще всего содержится в отдельных предложениях, разбросанных по всему тексту. v Основные средства выражения оценки: o Прилагательные (прекрасный, славный); o Наречия на – о (хорошо, плохо); o Отвлечённые существительные (красота); o Слова с суффиксами оценки: - еньк -, -очк -, -ик -, -к -, -ушк- (-юшк -) и др. (Серенький, котёночек, хвостишко, тихонечко); o Частицы (что за, как, вот, же и др.); o Междометия (Ах! Ох! Тьфу! Ну! Ужас!); o Синтаксические средства (интонация восклицания, порядок слов и др.) v Наблюдения над предложениями и фрагментами текстов со значением оценки действительности (упр – я 551 – 559). v Найти оценочные слова Мы сварили плов
На столе сегодня плов. Плов хвалить – не надо слов. Вкусен – что и говорить! А легко ль его сварить? Рис варить – плита нужна, Перебрать – терпение, Чтоб кипел – кипение, Чтоб мешать – старание, Чтоб не сжечь – внимание. Надо перчить и солить. Надо масла не забыть. Вкусный плов! Отличный плов! Все за стол – Обед готов! (С. Капутикян) 3. Итог урока. Что представляет собой оценка действительности? Окружающие нас предметы, явления внешнего мира можно не только назвать, но и дать им оценку. Оценка – это выражение нашего отношения (положительного или отрицательного) к действительности. Оценивать можно предметы, признаки, действия, место, состояния и т. д.
4. Д. з. § 69, упр. 552.
Цели урока:1. Познакомить учащихся со строением текста типа рассуждения. 2. Сформировать умение составлять собственные тексты подобного типа. Ход урока I. Повторение пройденного. 1. II. Работа по теме.
Отчего осенью и зимой двери разбухают и не затворяются, а летом ссыхаются и притворяются? Оттого, что осенью и зимою дерево насытится водой, как губка, и его разопрёт, а летом вода выйдет паром, и оно съёжится. Отчего слабое дерево – осина – разбухает, а дуб почти нет? Оттого, что в крепком дереве – дубе – пустого места меньше, и воде некуда набраться, а в слабом дереве – осине – пустого места больше, и воде есть куда набраться. В гнилом дереве ещё больше пустого места, и оттого гнилое дерево больше всего разбухает и больше садится. Колоды для пчёл делают из самого слабого и гнилого дерева: самые лучшие ульи бывают из гнилой лозины. Отчего это? Оттого, что через гнилую колоду проходит воздух. И для пчёл в такой колоде воздух легче. Отчего сырые доски коробятся? Оттого, что неровно сохнут. Если приставить сырую доску одной стороной к печке, вода выйдет. И дерево сожмётся с этой стороны и потянет за собой другую сторону; а сырой стороне сжаться нельзя, потому что в ней вода. – Вся доска погнётся. Для того чтобы не коробились полы, их режут из сухих досок на куски и куски эти вываривают в кипятке. Когда из них вода вся выкипит, их клеят, и они уже не коробятся. (Паркет). III. Итог урока. Какие стили речи вам известны? В чём состоит задача художественного стиля речи? Что характерно для текста типа рассуждения-доказательства? Д. з.§ 70, упр. 566. --------------------------------------------------------------------------------------------------
Цели урока: 1. Повторить основные сведения о частях речи. 2. Сформировать умение различать самостоятельные и служебные части речи.
Ход урока.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (470)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |