Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Системные характеристики СМИ



2016-09-16 1514 Обсуждений (0)
Системные характеристики СМИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Средства массовой информации как сложно организованный объект должны отвечать требованиям системного подхода:

* сохранять целостный характер, несмотря на существование разнообразных, отличающихся друг от друга СМИ, формируя единое информационное пространство для всех членов общества, постоянное информационное взаимодействие в общественной системе;

* располагать совокупностью компонентов, каждый из которых активно взаимодействует со своей средой и друг с другом на основе присущих СМИ закономерностей;

* иметь необходимый набор функций и так их реализовывать, чтобы удовлетворить информационные потребности личности, различных групп населения, общества в целом;

* структура как способ связи компонентов должна располагать такой совокупностью различных газет, журналов, программ теле-радио, которые могут способствовать выполнению этих функций;

* СМИ должны быть организованной системой, действующей в соответствии с развитием условий жизни общества, иметь для этого необходимые организационные отношения между участниками массовой информационной деятельности (отношения координации, дисциплины, ответственности). Для осуществления организационных процессов необходимы соответствующие административно-хозяйственные структуры в составе редакций, издательств и др.

Целостность системы СМИ. Формируемые в масштабе всего общества массовые коммуникации, информационные отношения являются основанием целостности системы СМИ, функции которой заключаются в том, что они

* удовлетворяют информационные потребности личности, различных общественных групп и организаций, содействуя их активному участию в процессах экономической, политической и культурной жизни общества;

* обеспечивают взаимодействие, сотрудничество, координацию и разделение труда между ними на основе совместно формируемых моделей поведения каждого социального субъекта;

* объективно и полно отражают условия жизни общества;

* собирают, производят и распространяют информацию в соответствии с динамикой общественного развития;

* привлекают к производству информации все творчески активные силы, которые служат общественному прогрессу, создают и обогащают духовный потенциал общества;

* используют для массового информационного процесса современные информационные и коммуникационные технологии;

* обеспечивают реализацию многообразных функций СМИ в соответствии с процессами их актуализации, ростом информационных потребностей членов общества.

В современных условиях целостность системы СМИ подвергается серьёзным испытаниям. Происходят значительные разрывы в информационном пространстве, нарушаются информационные связи между членами общества, различными категориями населения, между обществом и личностью, государством и его гражданами, регионами и центром.

Компоненты системы СМИ. Они формируются и развиваются под воздействием окружающей экономической, политической и социальной среды, являются активными факторами, влияющими на функционирование системы.

Техническая база СМИ является их материальной основой. Но нынешнее состояние полиграфии, телерадиокоммуникаций и другие технические проблемы сдерживают развитие позитивных перемен в информационной структуре России. Оборудование российских типографий изношено на 80%. Отсюда невысокое качество полиграфических работ и стремление многих редакций обращаться к зарубежным исполнителям.

Серьёзные трудности испытывает система доставки изданий потребителям. Газеты и журналы часто приходят с опозданием, службы печати, альтернативные Роспечати, развиваются медленно.

Модернизация технического парка печати может стать важным стимулом развития информационной сферы и прежде всего повышения качества информационного продукта, Для этого нужны крупные инвестиции в эту отрасль. Их может дать государство, поскольку многие полиграфические предприятия являются госсобственностью. Возможен и путь приватизации этих предприятий и последующее финансирование их модернизации крупным капиталом.

Экономика СМИ. В конце 20 века в экономике СМИ произошли серьёзные изменения. Изменились отношения собственности. Наряду с государственными и общественными организациями СМИ владеют частные структуры в разным организационно-правовым статусом: закрытые акционерные общества, открытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, совместные предприятия. В связи с существенным сокращением количества государственных СМИ уменьшилась и доля бюджетного финансирования средств массовой информации. На место государственной монополии приходит конкурентный рынок СМИ. Развивается процесс их коммерциализации. Вместе с тем значительное число СМИ существует не как средство извлечения прибыли, а как средство влияния в реализации корпоративных интересов коммерческих и других структур. В этих условиях не прекращают свой выпуск многие убыточные СМИ, финансируемые заинтересованными в них организациями и лицами.

Тяжёлое экономическое положение редакций и читателей привело к тревожным переменам в структуре информационной сферы, грозящим её целостности. Эволюция информационных отношений, создаваемых посредством печати, пошла по пути:

* выхода за пределы общероссийского информационного поля значительной части населения;

* сокращения объёма информации в структуре отдельного издания;

* ухудшения качества общероссийской информации, снижения уровня её достоверности (ангажированность, корпоративность, мифологизированность публикаций).

Речь идёт о разрушении сложившейся системы информационных связей и обеднении её содержательного наполнения, об ограничении полноты и ухудшении качества информации, т.е. о процессах, отрицательно влияющих на функционирование политических, правовых, нравственных, эстетических и других общественных отношений в масштабе всего общества.

Существенное влияние на информационную сферу оказывают процессы концентрации СМИ в руках узкого круга промышленно-финансовых групп. Тематика публикаций, выбор освещаемых событий и явлений, их оценка нередко делаются в угоду интересам этих групп. Кроме того, крупная полиграфическая сеть и объекты телерадиотехники, а также широкий круг издающих и телерадиоорганизаций сконцентрированы сейчас в руках государства, что явно противоречит прогрессивным мировым тенденциям и ограничивает возможности СМИ как демократического института.

Аудиторный фактор. В переходный период его влияние на информационную сферу СМИ существенно возросло. В результате заметно увеличилось количество общероссийских передач телевидения и радиовещания. В 90-е годы количество общероссийских газет выросло в шесть раз. Расширилось функциональное многообразие СМИ. Увеличилось число информационных, художественных, музыкальных, развлекательных передач и соответствующих видов изданий. Растёт число изданий и телерадиопередач, адресованных различным группам населения:

* этническим;

* региональным;

* профессиональным;

* конфессиональным;

* возрастным;

* женщинам и мужчинам;

* малым группам (семья, клуб).

Однако в связи со стремительным сокращением разовых и годовых тиражей газет и журналов общероссийской аудиторной направленности многие из них перестали носить представительный по отношению ко всему населению страны характер. Только телевидение и радиовещание сохранили в переходный период широкую общероссийскую аудиторию.

Хотя влияние аудиторного фактора на функциональную, типологическую, тематическую структуру СМИ возрастает, оно нередко реализуется не прямо, а через рекламную составляющую. Чем выше рейтинг издания или программы у той или иной аудиторной группы, тем больше объёмы и расценки рекламных поступлений. Рекламодатели, спонсоры, владельцы СМИ заинтересованы в том, чтобы средства массовой информации имели широкую аудиторию, так как это может весьма положительно повлиять на их экономическую и иную деятельность. Но для них прежде всего важна влиятельность, популярность того или иного СМИ сама по себе, даже если качество информации этого СМИ в чём-то не устраивает массовую аудиторию. Главное – влиятельность, популярность, высокая тиражность, а какой ценой это достигается – порой отходит на второй план.

Итак, мы познакомились со следующими понятиями: массовая информация, средства массовой информации, средства массовой коммуникации, журналистика. Обратимся к толкованию такого понятия, как “публицистика”. В разговорной речи его часто путают с журналистикой. Это неверно, и мы попытаемся разобраться, в чём разница. Публицистика - это вид литературы, посвящённой обсуждению насущных социальных вопросов с целью прямого воздействия на общественное мнение, а также произведения этого вида (статьи, очерки, памфлеты, фельетоны). Обратившись к самому точному толкователю слов и терминов – словарю, находим такое толкование: «Публицистика – совокупность произведений различных родов искусства и литературы, говорящих о злободневных вопросах жизни общества открыто, напрямую выражающих общественно-политическую позицию своих авторов» (Большой толковый словарь русского языка .СП-б.,"Норинт",1998 г.) При упоминании различных видов искусства и литературы имеется в виду, что средством публичного воздействия может быть не только литературное выступление, но и документальный фильм, выступление оратора, уличное шествие. Получается, что публицистика как теоретическое понятие и практическое действие гораздо шире, чем журналистика. Не следует путать эти два понятия и использовать их как синонимы.

Таким образом,предметом изучения курса «Теория и практика средств массовой коммуникации» является суть журналистики как системы средств массовой информации. Роль и назначение журналистики в жизни общества, связь прессы и других средств массовой информации с воплощением в жизнь социальных теорий и программ, прогнозируемый результат воздействия на умы читателей (потребителей массовой информации) и есть задача журналистики.

Задачей курса будем считать познавательно-методологическую ориентацию студентов. Необходимо усвоить сущность предмета, разобраться во внутреннем мире журналистики, её истории, познакомиться с современным состоянием, показать тактику поведения СМИ в условиях рынка. Проще говоря - необходимо ознакомиться с фактом наличия СМИ и научиться использовать эти знания в своей деятельности.

 

2. Журналистика и общество

Журналистика является одним из социальных институтов, без которых невозможно формирование и функционирование общества (социальным институтом называется совокупность норм права по определённому кругу общественных отношений - институт брака, институт наследования…). Как любой другой институт (права, семьи, собственности) журналистика функционирует на основе чётких установок (устав, положение, Конституция). Российская журналистика как социальный институт функционирует на основе Конституции Российской Федерации, Закона о средствах массовой информации, других правовых документов, а также редакционных уставов или договоров. Журналистика взаимодействует с другими институтами общества - государственными органами, партиями, общественными организациями. Естественно, что журналистика ведёт политическую деятельность, вмешиваясь в отношения между общественными силами по поводу получения, удержания и организации власти. При этом поведение средств массовой информации в условиях гласности и свободы слова должно быть крайне пластично: с одной стороны важно не поступиться принципами, с другой - избежать противостояния с инакомыслящими. Мы живём в демократическом обществе. Журналистика есть социальный институт демократического общества. Средства массовой информации - её материальное воплощение, их можно условно разбить на следующие типы:

1 группа. СМИ гражданского общества, которое является ведущей силой на пути к прогрессу. Это газеты и журналы, издаваемые общественными организациями или отдельными гражданами, отражающие позицию негосударственных образований или отдельной личности. (“Залп”, “ Орловский университет”, газеты, издаваемые Обществом инвалидов, садоводов, рыболовов и т.д.)

2 группа. Государственные СМИ, создаваемые различными структурами власти федеральной (“Российская газета”) или региональной (“Орловская правда”). (В США их нет вовсе – считается, что некорректно тратить деньги налогоплательщиков на СМИ, представляющие точку зрения государственного института.)

3 группа. Государственно-общественные СМИ, призванные выступать с общенародной позиции (“Комсомольская правда”).

Журналистика как общественный институт не может функционировать вне общества. Однозначно определить роль её в гражданском обществе крайне трудно. Можно ли называть журналистику только средством массовой информации, делая упор на слово “информация” или следует считать её орудием политического управления обществом? Одной из основных задач СМИ является воздействие на убеждения (в том числе и на политические взгляды ) потребителя информации.

Вспомним, о чём мы говорили немного раньше. Мы упоминали термин “публицистика”. Именно она и является мощным оружием на службе у журналистики для ведения политической деятельности. Публицистика - это совокупность актуальных политических текстов, которые предназначены для массового распространения и призваны воздействовать на текущие политические процессы.

 

3.Социальные роли журналистики

Ни один аспект исследования журналистики не был так привлекателен для теоретиков, как анализ социальных функций массовой коммуникации.

В эпоху социализма ориентировались на высказывание В. И. Ленина: «…газета – не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также коллективный организатор». Но уже в 70-е годы 20 века началось расширение функций СМИ. Список их выглядел так: информационная, просветительская, воспитательная, регулятивная, гедонистическая функции (1969г., Г.И.Хмара), политико-воспитательная, пропагандистская, управленческая, организаторская (1975г., В.Г.Афанасьев); интегративная, регулятивная, воспитательная, перераспределения духовных ценностей, социализации, ориентационная, идентификации, престижная, тонизирующая (1983 г., Г. В. Дрюпин); распространение знаний о действительности, информирование; интеграция общества и его саморегуляция; формирование общественного мнения; идейно-воспитательная функция; реализация социальной активности членов общества; функция распространения культуры; функция развлечения (1993 г., разные авторы).

В последнее время пишут об идеологических, непосредственно-организа-торских, культурно-просветительских, рекреативных (развлекательных), рекламно-справочных функциях; рассматривают также и такие социальные роли журналистики: духовно-идеологическую, информационно-коммуникативную, регулирующую, производственно-экономическую. Сохраняет свою ценность и прогностическая функция журналистики, которая вытекает из такого метода публицистики, как анализ противоречий, когда поиск путей их разрешения позволяет с большей долей вероятности рассчитать точный вариант будущего. Представляют интерес эвристическая функция и особенно повёрнутая к человеку заступительная функция.

Не всегда расширение функций СМИ имеет теоретическое обоснование. Если газетный материал снимает у человека напряжение (тонизирующая функция) или даже вызывает наслаждение (гедонистическая функция), то это отнюдь не означает, что данная публикация лишена агитационного или пропагандистского заряда. Поскольку журналистика как надстроечный элемент, который действует в структуре общественного сознания, является фактором развития последнего, то с функциями сознания и следует соотносить цели и задачи публицистики, тематическую направленность выступлений СМИ.

Имея в виду то, что назначение и роль журналистики не может быть определено однозначно, говорим о многокачественности прессы как общественного явления и о том, что сущность ролевой характеристики журналистики заключается в выявлении ряда социальных обязанностей, которые пресса выполняет в соответствии с общественными запросами и ожиданиями. Другими словами, пресса выполняет тот социальный заказ, который актуален в данное время в данной ситуации для данного общества. Количество вариантов этих заказов чрезвычайно велико, причём в один момент времени могут выполняться несколько социальных заявок одновременно. Рассмотрим на примерах

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЖУРНАЛИСТИКИ

Сфера жизни общества Социальная роль журналистики
Экономика Производственно-экономическая
Социальная жизнь Информационно-коммуникативная
Политика Регулирующая
Духовная жизнь Духовно-идеологическая

 

1. Производственно-экономическая роль. Товарно-денежные отношения пронизывают индустрию СМИ во всех направлениях: определённую стоимость имеют квалификация корреспондента (что выражается в его заработной плате или гонорарах), готовый тираж газеты, оборудование теле-радиостанции, время в эфире, предоставляемое для рекламы. Некоторые издания определяют цену фактам (информации), которая может быть помещена в газете.

2. Информационно-коммуникативная роль. В социальной сфере люди воспринимают чужой опыт через общение, которое составляет содержание массовой коммуникации. Значит, информационно-коммуникативная роль прессы способствует осознанию членами общества своего статуса и функций. Первостепенное значение в этом имеет информационная природа журналистики.

3. Регулирующая роль В политической области на первый план для журналиста выходят власть и связанные с ней отношения: её завоевание, удержание, осуществление. Журналистика выполняет регулирующую роль, участвуя в процессах управления обществом, самоуправления и контроля. Управление - государственные и общественные институты - используют прессу как средство, воздействующее на социум в проведении своей политики ("Российская газета”, журнал “Россия”, учреждённые правительством и администрацией Президента, государственная телерадиокомпания “Россия” - все эти СМИ проводят политику государства, формируя у потребителя массовой информации определённый (прогосударственный ) взгляд на проблемы).

Роль прессы в общественном самоуправлении представлена в концепции гражданского (самоуправляемого) общества - в отличие от авторитарного, которое способно решать свои внутренние проблемы без вмешательства власти. Печать здесь становится площадкой для диалога, где высказываются различные мнения, происходят дискуссии, рождаются варианты решений той или иной проблемы (так называемый “ круглый стол” в “Литературной газете”).

Процесс контроля над обществом. Иногда эта роль прессы неоправданно преувеличена. Термин, часто используемый по отношению к прессе, -”четвёртая власть” - имеет интересную и в чём-то парадоксальную историю. В 18 веке английский политический деятель Э.Берк назвал галерею, где во время заседания парламента было отведено место репортёрам (а значит и самих репортёров) “четвёртым сословием”. Он имел в виду, что они не принадлежат ни к одному из трёх сословий, законно представленных в то время в законодательном собрании - духовенству, дворянству, буржуазии, и потому не допускаются к осуществлению реальной власти. Но через 200 лет, в 1950 году американские журналисты нарекли прессу “четвёртой ветвью власти”, вложив в эти слова совсем иное содержание - независимость от администрации, право критиковать действия правительства, силу и влияние в общественной жизни. В современных американских источниках даже вводится деление на “четвёртую державу” (пресса, газеты) и “пятую “(радио, телевидение”).

Максимальный объём прямого воздействия СМИ на общественность определяется словами “власть над умами”. Но право на выполнение этой миссии пресса завоёвывает сама - благодаря авторитетности и полезности своих материалов (в своё время, в самом начале так называемой “перестройки” огромную популярность имела передача Центрального телевидения “Пресс-клуб” (ведущая - корреспондент Кира Прошутинская). Журналисты самых разных политических убеждений и взглядов собирались для того, чтобы обсудить насущные проблемы политической и духовной жизни общества, проанализировать свежие статьи и документальные фильмы (в основном, публицистического содержания) своих коллег. Однако некоторая переоценка журналистами своей роли в формировании общественного вкуса и мнения привела к тому, что заинтересованная беседа постепенно превратилась в “токование глухарей”, действо, когда каждый слушает самого себя, а коэффициент полезного действия этой говорильни равен нулю. В связи с закрытием «Пресс-клуба» обозреватель Ирина Петровская самокритично заметила в своё время: “Кончилось то время, когда мы всерьёз ощущали себя властителями дум, ответственными за формирование общественного мнения. Какие к чёрту властители дум? Сборище галдящих, не умеющих слушать друг друга, жаждущих рекламы, не очень умных, мелких людей... Что наши мелкие страсти и споры... простым людям, живущим за пределами Садового кольца?”.

4. Духовно-идеологическая роль. В духовной жизни общества роль СМИ определяется как духовно-идеологическое влияние. В идеологическом плане печать является участницей духовного производства - через отражение, формулирование и внесение в массовое сознание определённых воздействий на идеологическое, морально-нравственное, художественно-эстетическое содержание общественной жизни. В последнее время возникла и набирает силу идея “чистой” информативности журналистики и нежелательности присутствия на страницах СМИ идеологических материалов. Фактически подобные декларации означают попытку снять с себя ответственность за идеологические, психологические и нравственные последствия выступлений СМИ.

Между тем практика печати ясно свидетельствует о том, что идеология из неё не исчезла, а лишь изменилась по содержанию и формам подачи.

Рассмотрим этот процесс на примере публикаций “Комсомольской правды”. В начале 1970-х годов она напечатала очерк писателя Константина Симонова “В свои восемнадцать лет”, подготовленный по заданию редакции. Благодаря газете вся страна узнала о трагической судьбе тракториста Анатолия Мерзлова, который погиб, спасая колхозный хлеб от пожара. Тогда его поступок редакция назвала подвигом, ему посвящались комсомольские собрания и художественные произведения. Четверть века спустя та же газета рассказала о подобном поступке, совершённом молодым комбайнёром. Но вместо возведения его на пьедестал славы журналисты выразили сомнение в том, что общественное добро стоит дороже, чем человеческая жизнь. Заодно они вернулись к судьбе Мерзлова, показали, как в его родных местах стирается память о нём, как неуютно живут его земляки. Это и есть пересмотр идейных позиций.

Идейная беспринципность журналистики тоже есть своеобразный принцип. В истории достаточно доказательств того, как во все времена журналистика не просто воздействовала на идейную обстановку в обществе, но и делала это целенаправленно и зачастую в полном согласии с позицией владельцев СМИ. Вот один из таких курьёзных примеров. Во время войны России с Турцией (1776-1781гг) в ставке князя Потёмкина выходил бесцензурный “Вестник Молдавии”. Он регулярно оповещал армию лишь о том, каково здоровье светлейшего князя, какие дамы навестили его и какие собираются навестить. Естественно, что никакая цензура таким "новостям" не грозила.

Итак, мы вкратце ознакомились с разнообразием социальных ролей журналистики. Основное же назначение её состоит в преобразующем воздействии на практику в соответствии с актуальными интересами общества и человека и целями социального прогресса.

Применительно же к социальной структуре внутри общества и его экономической жизни, журналистика своими агитационно-пропагандистской и организаторской функциями воздействует на экономическую психологию, теоретическую и обыденную сферы экономического сознания. Под влиянием СМИ экономическое сознание получает определённое развитие, проявляя свою активность через собственные функции – познавательную, регулятивную, социально-преобразующую, воспитательную и др. Эта активность сознания ведёт к лучшему использованию объективных экономических законов.

 

4.Краткая история российской журналистики



2016-09-16 1514 Обсуждений (0)
Системные характеристики СМИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Системные характеристики СМИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1514)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)