Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Деятельность выдающихся российских издателей



2016-09-16 506 Обсуждений (0)
Деятельность выдающихся российских издателей 0.00 из 5.00 0 оценок




Но самое удивительное и выдающееся явление в истории журналистики – это деятельность Н.И.Новикова. Его журнал «Трутень» (появился 1 мая 1769 года) резко ополчается на лихоимство, ханжество, невежество, оголтелое подражание Европе молодёжью того времени, ложно понимаемое воспита-ние и образование молодых людей. Само название журнала и эпиграф на ти-тульном листе «Они работают, а вы их труд ядите», взятый из притчи писа-теля Сумарокова «Жуки и пчёлы», раскрывали основную идейную направ-ленность «Трутня». Трутни – помещики, грабящие работающих на них кре-постных. Два мира проходят перед читателями журнала: забитые, замучен-ные крепостные крестьяне и «дворяне–тунеядцы». Новиков поднимается до отрицания самого института крепостничества. Довольно скоро (в 1770 г) из-за нападок цензуры «Трутень» прекратил своё существование. Новиков пытается создать ряд новых журналов, выступающих в русле «Трутня» («Пустомеля», »Живописец», «Кошелёк») Почти все постигает судьба «Трутня».

Новиков был не только талантливым журналистом, но и плодовитым издателем. В 1779 г. он стал арендовать типографию Московского университета, и за 13 лет издал около 900 книг, в том числе переводы Вольтера, Мольера, Руссо, Дидро, Лессинга. Просветительская деятельность и масонские связи Новикова привели в 1792 году к его аресту и 15-летнему заключению в Шлиссельбургской крепости, откуда он вернулся через четыре года после смерти Екатерины больным и разбитым.

В 1791-1792 г г выходит литературный «Московский журнал», издаваемый виднейшим литератором того времени Н.М.Карамзиным. Многообразие материала, поданного живо и занимательно, изящный язык, тонкий эстетический вкус делали это издание журналом нового типа. Карамзина считают родоначальником «настоящего журнала». Этот титул "Московский журнал" по праву носил благодаря следующим чертам, которые делали его образцом для подражания:

1.Определённое твёрдое направление.

2.Строгий отбор произведений с учётом общего направления издания.

3.Разнообразие материала. Его познавательный характер.

4.Чувство современности.

5.Постоянные разделы и рубрики.

6.Хорошая постановка отдела критики.

7.Чистый литературный язык.

8.Умение говорить с читателем «увлекательно», »занимательно и живо».

С Карамзина начинается и такой тип издания, как альманах (периодический сборник литературных произведений разных авторов). Он издаёт книжки двух альманахов: "Аглая"(1795), "Аониды"(1796, 1797, 1799).

Мы много времени уделили такому жанру как журнал. Газетное творчество было менее распространено в этот период. Приоритет журнала над газетой был обусловлен несколькими причинами:

а) цензура давала возможность говорить о прошлом, но не о текущих событиях (основная черта газетного материала);

б) не было надёжных средств быстрой транспортировки издания (устаревшая новость таковой уже не является);

в) полиграфия того времени не могла справиться с быстрым печатанием большого числа газет;

г) издание частных доходных газет было крайне затруднено из-за неграмотности основной массы населения (любое предприятие рентабельно, если приносит доход).

В целом российская журналистика 18 века несла читателям идеалы гражданственности, патриотизма, гуманности и высокой нравственности, она была проникнута сочувствием к закрепощённому крестьянству, выказывала враждебное отношение к абсолютизму.

 

Русская журналистика 19 века.

Начало журналистике 19 века положил журнал «Вестник Европы», выхо-дивший с 1802 по 1830 гг. Первым его редактором был опять же Карамзин, но после ухода его из журнала в 1804 г издание теряет свою злободневность: политические обзоры и публицистические статьи появляются крайне редко. (После крушения первого «Вестника выйдет ещё один, более удачный)

В это время возникают ведомственные и частные газеты: первая отрасле-вая – «Санкт-Петербургские Врачебные ведомости», «Северная почта», «Санкт-Петербургские коммерческие ведомости». На титуле "Северной почты" впервые появляется термин "газета". Со второй половины 19 века это слово полностью вытеснило слово "ведомости" и совершенно обособилось от слова "журналистика", тогда как в первой половине 19 века некоторые газеты назывались по воле издателей ещё журналами (Березина В.Г. К истории слова "газета"\\ Проблемы газетных жанров. Л.,1962 год). В 1811-1820 гг выходит первая русская провинциальная газета "Казанские известия" (при Казанском университете).

В первом десятилетии века возникло 77 периодических изданий (преимущественно журналов) разного направления: либерального ("Сын Отечества" Н.И.Греча, выходивший с 1812 по 1820 гг), консервативного ("Русский вестник"), буржуазного ("Московский телеграф"). С благотворительными целями с 1813 г. стала выходить газета "Русский инвалид". Под идейным влиянием будущих декабристов находились журналы "Невский зритель" и "Соревнователь просвещения и благотворения". Незадолго до восстания декабристы начали выпускать журнал "Полярная звезда" (1823–1825 гг) в Петербурге и альманах "Мнемозина" в Москве (Есин Б.И. История русской журналистики 19 века. – М.,1989 г.).

Самое яркое издание тех лет – «Московский телеграф».(1825-1834 гг) "Телеграф идей", как его называли, издавался Н.А.Полевым, человеком купеческого звания, без систематического образования, который, по словам А.И. Герцена, «родился быть журналистом». В.Г. Белинский писал о журнале и его издателе: «Журнал с первой же книжки изумляет всех своей живостью, свежестью, новостью, разнообразием, вкусом, хорошим языком». Полевой же «каждую книжку его издавал с тщанием, обдуманно, не жалея ни труда, ни издержек. И при этом он владел тайной журнального дела, был одарён для него страшной способностью». Угадав, что грамотный читатель интересуется уже не только литературой, но и политикой, хозяйством, торговлей, достижениями науки, Полевой решил сделать «Московский Телеграф» массовым, энциклопедическим изданием, привлекая к сотрудничеству известных учёных и писателей (достаточно сказать, что одним из авторов был А.С.Пушкин).

Газеты всё ещё отстают в своём развитии от журналов. Наиболее интересны в это время «Литературная газета» (в редактировании принимают уча-стие А.А.Дельвиг и А.С.Пушкин). Всем частным газетам запрещено касаться политических вопросов.

В эти годы в провинции возникают новые газеты, которые носят официальный характер: в 1838 г. в 42 губерниях стали выходить губернские "Ведомости", в последующие годы – во всех других регионах. Губернские "Ведомости" подчинялись губернатору и редактировались чиновниками по особым поручениям. Газеты состояли из двух частей: официальной (постановления губернской администрации, награждения, кадровые перемещения, чинопроизводство, казённые объявления), и неофициальной (статьи по истории, географии, этнографии, произведения местных авторов, частные объявления о купле-продаже). Наиболее интересными были "Ведомости", в которых сотрудничали политические ссыльные. Например, "Владимирские губернские ведомости", неофициальную часть которых редактировал в 1838–1839 гг А.И.Герцен, сосланный во Владимир.

Центральная фигура русской журналистики в 1830-1840 гг - В.Г. Белинский. Сначала он сотрудничает в московских изданиях - журналах «Телескоп», «Московский наблюдатель», а в 1839 году переезжает в Санкт-Петербург, где становится ведущим сотрудником и фактическим редактором журнала А.А.Краевского «Отечественные записки».

С развитием капитализма в России появились новые массовые читатели (купцы, приказчики, мелкие служащие и т.д.). Была официально разрешена продажа газет уличными разносчиками, что дало определённый толчок для продвижения прессы в массы.

5. Российская периодика 20 века

Буржуазно-демократическая революция 1905 года вызвала острый интерес населения к политическим темам и существенно изменила систему средств массовой информации. Царским манифестом от 17 октября 1905 года было объявлено о свободе слова, разрешена политическая полемика в газетах. Появляются новые типы изданий – газеты-манифесты, газеты-призывы, листовки.

1909–1913 гг были периодом гласности и расцвета российской прессы. К 1918 году система Российской прессы насчитывала почти 4.000 наименова-ний. В то же время рост числа изданий в большой степени обуславливался стремлением получать приличные доходы: «Не подлежит сомнению, что из-дательская предприимчивость в области современной печати в настоящее время ничем не отличается от прочих видов коммерческих предприятий»,- считал тогдашний министр внутренних дел М.Л.Горемыкин. К этому же пе-риоду относится и интенсивный рост объёма рекламы на страницах газет и журналов.

Общероссийской «фабрикой новостей» стала газета «Русское слово», ти-раж которой в 1916 году составлял 739000 экз. Главными авторами «Русско-го слова» были блистательный репортёр Владимир Гиляровский и острый фельетонист Влас Дорошевич, чьи зарисовки быта и нравов московской жизни увлекали читателей динамизмом и остротой мысли. Военный публицист (в то время) Владимир Иванович Немирович-Данченко стал основным информатором с театра русско-японского, затем русско-германского фронтов.

Стремление В. Дорошевича, как «отца «Русского слова», придать газете универсальный и развлекательный характер хорошо видно из его весьма красноречивой редакторской программы. Он писал:

«Газета…

Утром вы садитесь за чай. К вам входит ваш добрый знакомый.

Он занимательный, он интересный человек.

Он должен быть приличен, воспитан, приятно, если он к тому же остроумен. Он рассказывает вам, что нового на свете.

Рассказывает интересно, рассказывает увлекательно.

Он ни на минуту не даст вам скучать.

Вы с интересом слушаете о самых сухих, но важных предметах.

Высказывает вам свои взгляды на вещи.

Вовсе нет надобности, чтобы вы с ним во всём соглашались.

Но то, что он говорит, должно быть основательно. Продуманно, веско.

Вы иногда не соглашаетесь, но выслушиваете его со вниманием, интересом, как умного и приятного противника.

Он заставляет вас несколько раз улыбнуться меткому слову.

И уходит, оставляя впечатление с удовольствием проведённого получаса.

Вот что такое газета.

Вы сидите у себя дома.

К вам приходит человек, для которого не существуют расстояния.

Он говорит вам:

- Бросьте на минутку заниматься своей жизнью. Займёмся чужой. Жизнью всего мира.

Он берёт вас за руку и ведёт туда, где сейчас интересно.

Война, парламент, празднество, катастрофа, уголовный процесс, театр, учё-ное заседание.

Там-то происходит то-то.

Он ведёт вас туда, показывает вам, как это происходит, делает вас очевид-цем.

И вы сами присутствуете, видите. как, где, и что происходит.

И полчаса поживши мировой жизнью, остаётесь полны мыслей, волнений и чувств.

Вот что такое газета» (Сытин И.Д «Жизнь для книги»-с.131-132.)

Поступательное развитие прессы России было остановлено событиями Ок-тября 1917 года. На другой день большевистского переворота эсеровское из-дание «День» публикует статью «Преступление свершилось», а газеты «На-родное дело», «Воля народа» оценивают вооружённое восстание большеви-ков как плод «политического безумия и авантюризма». В ответ большинство оппозиционных изданий было закрыто. 27 октября 1917 года был принят Декрет о печати, по которому немедленному закрытию подлежали все изда-ния, призывающие к сопротивлению и неповиновению новому правительст-ву. Политические перемены в государственном устройстве жизни России 20 века не могли не найти отражение в структуре и направленности работы СМИ. На фоне кризиса в социал-демократическом движении в период первой мировой войны и после февральской революции в России начинает формироваться коммунистическая ветвь социал-демократического движения. Идеологически её деятельность обеспечивалась коммунистической (большевистской) печатью, центральное место в которой занимала газета “Правда” (годы деятельности 1912-1914, затем возобновлена после Февральской революции) и многие местные специализированные органы партийной литературы, которые издавались партийными комитетами. После Октябрьской революции в России были закрыты все буржуазные издания, а затем и издания других социалистических движений

Главную задачу в сфере журналистики большевики видели в разъяснении населению преимуществ нового политического строя. Функции партийного издания были определены ещё В.И.Лениным, идейным создателем и вдохновителем большевистской партии, который писал: "Газета – не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор" (В.И.Ленин. Полн. собр соч., т.5, стр.11.) Наряду с функциями были определены и основные принципы пролетарской газеты:

1) партийность. В статье "Партийная организация и партийная литература" Ленин писал: "Газеты должны стать органами разных партийных организаций. Литераторы должны войти непременно в партийные организации. Издательства и склады, магазины и читальни, библиотеки и разные торговли книгами – всё это должно стать партийным, подотчётным. За всей этой работой должен следить организованный социалистический пролетариат, всю её контролировать…" (В.И.Ленин. Полн. собр соч.,т.12, стр.100-102).

2) высокая идейность. В Программе Коммунистической Партии Советского Союза было указано, что "партия считает главным в идеологической работе на современном этапе – воспитание всех трудящихся в духе высокой идейности и преданности коммунизму, коммунистического отношения к труду и общественному хозяйству, полное преодоление пережитков буржуазных взглядов и нравов, всестороннее, гармоническое развитие личности, создание подлинного богатства духовной культуры…Предметом постоянной заботы прессы, радио и телевидения должно быть воспитание юного поколения на славных революционных, боевых и трудовых традициях народа. Движущей силой развития советского общества является советский патриотизм, который сочетается с пролетарским интернационализмом."("22 съезд Коммунистической партии Советского Союза". Стенографический отчёт,т.3.Госполитиздат,1962, стр.315 – 316).

3) правдивость. В передовой статье первого номера газеты "Правда" говорилось; "Рабочему классу нужно знать правду! Рабочая газета "Правда" должна отвечать своему названию; этим она выполнит своё назначение"

4) народность. В отчёте Центрального комитета VIII съезду Российской коммунистической партии (большевиков) В.И.Ленин сказал, что "видна гигантская просветительная работа партии, которая первый раз в истории использует современную типографскую технику…для рабочих и крестьян… Всё то, что буржуазная культура создала, чтобы обманывать народ и защищать капиталистов, мы отняли у них для того, чтобы удовлетворять политические запросы рабочих и крестьян" (В.И.Ленин. Полн. собр. соч., т.38.,стр.149-150.)

5) массовость. Этот принцип выражался не только в том, что печать была доступна широким массам трудящихся, но и в том, что в работе печатных органов принимали участие широкие слои населения. Активно поощрялось движение селькоров (сельских корреспондентов) и рабкоров (рабочих корреспондентов). Позднее эти явления вылились в институт внештатных корреспондентов, которые активно сотрудничали в периодической печати.

6) критика и самокритика в печати. В Уставе Коммунистической партии Советского Союза говорилось о том, что необходимо "развивать критику и самокритику, смело вскрывать недостатки и добиваться их устранения, бороться против парадности, зазнайства, самоуспокоенности, местничества, давать решительный отпор всяким попыткам зажима критики, выступать против любых действий, наносящих ущерб партии и государству…" ("22 съезд Коммунистической партии Советского Союза". Стенографический отчёт,т.3,стр.339).

Вслед за партийными, комсомольскими, советскими и профсоюзными из-даниями появляются крестьянская, военная, экономическая печать, издания на национальных языках, периодика женской тематики, литературно-худо-жественные и сатирические издания (всего около 1000 наименований).

Огромную роль сыграла пресса Советского Союза в период Великой Оте-чественной войны. Фронтовые газеты вселяли в бойцов веру в победу, звали на подвиги. Но, в основном, печать была призвана прославлять руководящую роль партии, показывая нового героя, готового отдать жизнь во имя идеалов коммунизма.

В условиях однопартийности и авторитаризма был установлен жёсткий контроль над печатным словом; подчинённость редакций СМИ партийным комитетам была полной и безоговорочной. Жёсткая линия сталинской части партийного руководства после смерти В.И.Ленина привела к подавлению всех проявлений оппозиционности не только в печати, но и в партии. Воцарился жёсткий, вооружённый догмами идеологический монополизм. Партийное руководство превратилось в диктат идеологических структур партийного аппарата над всей журналистикой, включая и те органы, которые не были формально подчинены партийным комитетам. Над всеми органами информации осуществлялся тотальный контроль.

Таким образом, коммунистическая печать в СССР прошла сложную историю. С одной стороны, базируясь на мечтах о счастье всего человечества и идее социалистического выбора, она звала народы на революционную борьбу против старого мира и на путь социалистического строительства в различных сферах общественной жизни. С другой - в условиях тоталитарного режима, который не только извратил высокие идеи и отступил от их практической реализации, но и совершил прямые преступления в стране и за её рубежами, средства массовой информации нарушали свои принципы, превращаясь в “подручных” режима, теряли доверие масс, постоянно манипулируя их сознанием.

Поставленная в жёсткие условия, журналистика оказалась в рамках всевозможных запретов и ограничений. От неё требовалось проведение “партийной” линии во все сферы жизни. СМИ пришлось играть роль идеологического инструмента партии. Та же роль была уготована другим СМИ - радио и телевидению. Несмотря на это, журналистика, особенно в тех областях, которые непосредственно не соприкасались с политическими вопросами, немало сделала для развития аудитории. Были издания ( например, “Литературная газета, журнал “Новый мир” под редакцией А.Твардовского) и целые направления в прессе (в газете “Известия”, “Комсомольской правде”, “Труде”), в материалах которых прорывалась правда жизни, ставились острые вопросы современности.

70-80-е годы 20 века вошли в историю журналистики не только интересными материалами, но и блестящей плеядой учёных, которые разрабатывали различные аспекты теории и практики СМИ. К первым мы отнесём имена, которые навсегда остались в золотом фонде советской журналистики – Ольга Чайковская, Юрий Рост, Юрий Черниченко, Виталий Песков, Аркадий Ваксберг. Из когорты вторых прежде всего должно знать имя декана факультета журналистика Московского Государственного университета, блестящего учёного и публициста Ясена Засурского и авторов учебников по журналистике Евгения Прохорова и Сергея Корконосенко.

Переходный период в развитии общества, в том числе и в сфере журналистики, открыто начался в 1985 году, после провозглашения в СССР политики “перестройки”, которая привела к ликвидации цензуры и жёсткого идеологического контроля, развитию гласности, расширению свободы журналистской деятельности, возникновению плюрализма в политико-идеологической (и журналистской) сфере, возрождению демократических норм жизни.

Таким образом, жизнь российских СМИ с начала введения гласности и демократических свобод можно условно разделить на три этапа .

На п е р в о м её этапе развития (1985 -1987 гг) идейная линия многих из-даний была скорректирована, возросло значение внутриполитических тем. В то же время организационные основы и структуры собственности СМИ не были затронуты.

На в т о р о м этапе (1988-1989 г г) стали появляться полуофициальные из-дания, которые не разделяли мнение правительства. Это был «звёздный час» разнообразной «самиздатовской» прессы.

Изменившиеся общественные условия и внедрение частных форм собст-венности в экономике вызвали к жизни новые периодические издания и но-вые формы подачи материала. Газеты стали первыми официальными очага-ми рыночной экономики. Они одни из первых получили свободу в ценообра-зовании, возможность распоряжаться частью прибыли, пользоваться своими площадями для рекламных целей.

На т р е т ь е м этапе (1990-1991 гг) СМИ приобретают статус юридическо-го лица, ведут хозяйственную деятельность, в их штатах появляются ком-мерческие директора, рекламные агенты, маркетологи, специалисты по РR-деятельности. Периодика начинает использоваться в целях связей с общественностью.

 



2016-09-16 506 Обсуждений (0)
Деятельность выдающихся российских издателей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Деятельность выдающихся российских издателей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (506)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)