Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Типология современных средств массовой информации



2016-09-16 708 Обсуждений (0)
Типология современных средств массовой информации 0.00 из 5.00 0 оценок




Современная пресса необычайно разнообразна - читателю предоставлен на выбор широкий спектр тематики - от официозных изданий до так называемой “жёлтой прессы”. Попытаемся построить систему современной печати, взяв за основу определённый критерий – его тематическую направленность. Рассмотрим основные тематические группы.

ДЕЛОВАЯ ПРЕССА. Один из наиболее развившихся в последние годы типов изданий. Принято считать, что она адресована лицам, причастным к принятию ответственных решений в сфере практической и духовно- практической сферы. Базой читательской аудитории для такой прессы являются специалисты из групп организаторского труда, образованные, социально активные люди, работающие во всех сферах народного хозяйства, в науке, на государственной службе. Главная функция такой прессы - быть надёжным источником информации. Деловые издания должны соответствовать параметрам качественной прессы. Весь бизнес в деловой прессе основан на доверии читателя к источнику информации, что определяет развитие бизнеса и прибыли.

Родообразующим признаком деловой прессы является её тематика, содержание. Основа информационной среды деловой прессы - информация, оказывающая влияние на поведение субъектов или агентов рынка. Характер тематики можно рассматривать как ведущий типообразующий признак. Всего можно выделить пять видов прессы: универсальная, специализированная, узкоспециализированная, профессиональная, ”точечная”.

Деловая пресса представлена всеми видами. “Файнэншл таймс” -качественная деловая универсальная газета. Наряду с общеэкономическими и биржевыми сводками она пишет также о политике, социальных проблемах, публикует обозрения по культуре. В практике российской прессы нет пока полноценного аналога универсальной деловой газеты. В этом качестве себя позиционируют журналы “Эксперт”, “Профиль”, “Итоги”.

К числу специализированных деловых изданий в российской прессе могут быть отнесены “Торговая газета”, “Медицинская газета”, “Финансовая газета”.

Узкоспециализированные издания - ежемесячные журналы “Финансы и кредит”, “Бухгалтерский учёт”, “Московский банковский вестник”.

Профессиональные издания, как правило, свою профессиональную принадлежность выносят в титул: журналы “Финансист”, ”Банкир”. По характеру тематики они универсальны. Это позволяет выделять их в самостоятельный вид прессы.

“Точечные” издания - те, что нацелены на очень узкую аудиторию. Здесь пресса достигает крайней степени сегментации рынка. В западной терминологии такое издание называется “ньюслеттер”. “Точечные” издания можно рассматривать как подвид узкоспециализированной прессы. Пример : реферативный и аналитический ежеквартальник “Банки: мировой опыт”,

РЕКЛАМНАЯ ПРЕССА. Издания рекламной направленности появились в России во второй половине 19 в. В Москве издавалась газета “Комиссионер”, в Петербурге - специализированные рекламные журналы “Торговля”, “Деловой будильник”. Большие печатные площади выделяли под рекламу общероссийские газеты “Русские ведомости”, “Биржевые ведомости”. В дни ежегодно проводимой Нижегородской ярмарки издавался “Нижегородский ярмарочный справочный листок”.

Динамичное развитие печатной российской рекламы было приостановлено революционными событиями и начавшейся Гражданской войной. Тогда сформировалось концептуально-идеологическое отношение к рекламе, суть которого содержалась в тезисах В.И.Ленина “ О свободе печати”: “Посмотрите на “Русское слово”, “Новое время”, “Биржевку”, “Речь” и т. п. - вы увидите массу частных объявлений, которые дают громадный, и даже главный доход капиталистам, издающим эти газеты. Так хозяйничают, так торгуют ядом для народа все буржуазные газеты во всём мире” (ПСС,т.34,с.211). В ноябре 1917 г принимаются декреты “О государственной монополии на рекламные объявления” и “О конфискации всех частных рекламных учреждений”.

С введением НЭПа, когда вновь возрождается частный сектор, начинает восстанавливаться и рекламная деятельность. С первыми советскими агентствами “Мосторгреклама”, “Промреклама”, “Рекламтранс” охотно сотрудничали лучшие советские поэты, художники, журналисты. Яркие тексты и слоганы в рекламных объявлениях и на плакатах вошли в историю рекламы как образцы высокого мастерства.

В первом специализированном теоретико-практическом журнале “Реклама” определялись функции рекламной деятельности: ” Через объекты рекламирования, т. е. через конкретные результаты коммунистического строительства, осуществляемого в соответствии с марксистско-ленинским учением, рекламная информация наглядно показывает людям его жизненность и правоту. Эффективность рекламы в этом плане проявляется в росте убеждённости людей в возможностях и преимуществах социализма” (“Реклама”, 1980. №4)

В мае 1988 г принимается закон “О кооперации в СССР”, легализующий появившиеся первые совместные предприятия и кооперативы с рыночной ориентацией. Возникают негосударственные рекламные агентства, создаются отделы рекламы в газетах. Лидерами в этом деле становятся газеты “Известия”, “Труд”, “Комсомольская правда”, “Экономика и жизнь”.

К одному из самых популярных массовых изданий во всём мире относится такой тип рекламных изданий, как газета бесплатных частных объявлений. Ведущим типологическим признаком таких газет является специфический способ связи с аудиторией. Историки рекламы к первому частному объявлению относят надпись на камне, найденном на развалинах города Мемфис: ”Я, Рино с острова Крит, по воле богов толкую сновидения”. Ещё французский философ Мишель Монтень в своих знаменитых “Опытах” высказывал общественную потребность в разнообразной информации: “... хотелось бы, чтобы во всех городах было известное место, куда сходились бы все, имеющие нужду в чём-либо, и где они могли сообщить о ней...” В 1631 г француз Теофрасто Ренодо издаёт первый специализированный журнал частных объявлений “Маленькие объявления”.

Около тридцати лет назад настоящий бум развития изданий частных объявлений начался с канадской газеты “Покупка и продажа”, затем появляется первая европейская газета бесплатных объявлений “Вторые руки” Создаётся Международная ассоциация газет бесплатных объявлений (“FAPIA”)

Первую в России подобную газету под названием “Всё для вас” в июле 1991 г начал выпускать издательский дом “Новое время”. Активно развивался посреднический бизнес, и в настоящее время в Ассоциацию газет бесплатных объявлений “ВДВ - Союз” входит 35 изданий. Крупный учредитель и издатель ООО “Пронто-Центр” выпускает группу газет “Моя реклама” в городах Центральной части России (Орёл, Брянск, Курск).

В отличие от других видов массовой информации реклама преследует цели повышения объёмов реализации товаров и услуг. Реклама в нашем законодательстве рассматривается как предложение потребителям делать оферту, т.е. заключать сделку.Для работы в рекламном бизнесе необходимо ориентироваться в закономерностях его функционирования как в России, так и за рубежом, понимать, какие факторы (политические, социальные, экономические, демографические) и с какой интенсивностью воздействуют на него. Рекламную прессу ожидает динамичное развитие, если она будет опираться на исследования социологов, психологов, маркетологов.

АГРАРНАЯ ПРЕССА. Следует отметить две тенденции в развитии этого тематического направления. Аграрная периодика расширила свою тематику, с другой стороны, общественно- политические издания увеличили объём аграрной проблематики. Наряду с традиционной “Сельской жизнью” выходят еженедельник “Крестьянская Россия”, рассчитанные на земледельцев и землевладельцев. “Ваши 6 соток”, оригинальные “АиФ на даче”, утончённый “Мой прекрасный сад” читают городские жители. Аграрная пропаганда рассчитана одновременно на все слои населения и на отдельные группы представителей сельскохозяйственного труда и специалистов сельского хозяйства. Наряду с газетными изданиями существуют журналы и бюллетени (“АПК: экономика и управление”, “Тракторы и сельскохозяйственные машины”), журналы информационно-рекламного характера :”Агропромышленная реклама и информация”, “Агрохимбизнес”. Интересный синтез специализированных сельских изданий и женской и детской прессы представляют собой журнал “Крестьянка” и приложение к журналу “Сельская новь” “Стригунок”.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ. Первая еженедельная российская экологическая газета “Зелёный мир” вышла в 1990 г. Тогда же появляется “Экологическая газета”, имеющая статус международной. Они обращались, прежде всего, к постановке, анализу и перспективам практического разрешения крупных экологических проблем, были адресованы специалистам и властным структурам. В основном социально-политические и экономические преобразования привели к необходимости появления экологической прессы, которая включает в себя центральные и региональные газеты (всесоюзная (1991г) “Спасение” и издание “зелёных” Поволжья “Берегиня”); журналы (“Свет”, “Экос”); бюллетени (“Коалиция чистой Балтики”); дайджесты (“Выживем вместе”).

РЕЛИГИОЗНАЯ ПЕЧАТЬ. Специфика современной религиозной печати состоит в том, что она в полной мере отражает существующий в обществе духовный плюрализм. Кроме христианской периодики, выходят издания других конфессий - ислама, буддизма, иудаизма и т. д. Особое место занимает печать Русской Православной Церкви. Главной целью её в наше время стали духовно-просветительская деятельность, приобщение людей к вере, возвращение в лоно церкви. Обращаясь к общецерковным проблемам, некоторые епархиальные издания расширяют свою тематику, заявляют о себе как о всероссийских изданиях (“Православная Москва”), имеют свои корреспондентские пункты на всей территории России и за её пределами. Интересным примером приходской и обительской печати являются газеты и журналы, издаваемые различными братствами и общинами. Здесь нет обязательного офизиоза, приоритетными становятся вопросы духовного просвещения и религиозного воспитания. Среди них красочные журналы ”Даниловский благовестник” - издание Московского Свято-Данилова монастыря или “Троицкий вестник”- журнал Троице-Сергиевой Лавры. Часть духовно-просветительской печати предназначена для семейного чтения (“Православная беседа”). Говоря о СМИ, не будем забывать, что данная тематика определенным образом отражена также в радиоэфире и на телевидении.

Ещё одним критерием можно считать гендерную ориентацию печатного издания – это так называемые «женские» и «мужские» издания. В основном они представлены в виде объёмных глянцевых журналов.

В начале 19 в. в России стали выходить “Дамский журнал”,”Журнал для милых”, “Рассвет” (универсальные, рассчитанные на широкую аудиторию). Позднее появляются более специфичные “Мой журнал” (для девочек), профессиональные “Модный курьер”, “Русская хозяйка”. До начала 90 гг 20 века основными женскими изданиями были “Работница” и “Крестьянка” + 17 республиканских журналов мод. Потребность в публикациях на женские темы диктуется общественными потребностями, местом и ролью женщины в процессах функционирования социальной системы. Основные цели и задачи женской прессы заключаются в следующем: сообщать новости, изучать и выдвигать на обсуждение актуальные проблемы, связанные с женским вопросом и женским движением, отражать и формировать современный образ, показывать роль женщины в обществе и семье. Реклама в таких изданиях тоже специфична. Она ненавязчива, неагрессивна, изящно оформлена.В качестве примера периодики гендерной ориентации «мужского» типа можно назвать журналы «Максим», «Медведь» и т.п.

Ориентация на возраст аудитории тоже может служить критерием, взятым за основу типологии.

ДЕТСКАЯ И ЮНОШЕСКАЯ ПРЕССА. Специфика определяется возрастной ориентированностью; она активно взаимодействует с другими компонентами СМИ и с различными социальными институтами (образованием, наукой, культурой). Возрастные особенности юной аудитории и своеобразие работы с каждой из возрастных групп определили возникновение четырёх групп изданий:

для дошкольников - журналы “Весёлые картинки” (приложение - “Филя”), ”Для самых-самых маленьких”.

для младших школьников - журналы “Мурзилка”, “Карапуз”, “Мастерилка”,

для подростков - газеты “Пионерская правда”, ”Бибигон”, журналы “Юнга”, “Cool”

для старшеклассников - газета “Юный предприниматель”, журналы “Бумеранг”, “Маруся”, “Шестнадцать”.

Учитывая специфику аудитории всё большую распространённость приобретает комбинированная подача информации - наряду с печатной продукцией предлагается видео-аудиоинформация, которая позволяет легче усваивать содержание газет и журналов ( “Клёпа”, “АиФ. Колобок и Два Жирафа”).

Как и для взрослых изданий, всё большую популярность приобретают региональные (городские и районные), которые максимально приближены к интересам и потребностям ребёнка.

Очередным критерием, который может определять распределение СМИ по отдельным группам, можно считать ареал распространения издания. Чаще всего этот ареал определяет и тематику издания – аудиторию интересуют те события, которые происходят в той местности, где люди живут.

В структуре современной российской прессы особое место принадлежит ОБЩЕРОССИЙСКИМ газетным изданиям. Это объясняется их значимостью для сохранения единого информационного пространства суверенного государства. Статус “общероссийской газеты” предполагает распространение издания на всей территории страны с целью установления широких социальных контактов. Примером такого издания для России является «Российская газета».

Самый большой класс в группе общероссийских газетных изданий представлен общественно-политическими или универсально-тематическими газетами. (“для всех и обо всём”). Таким газетам свойственна обращённость ко всем, предназначенность для всех, доступность каждому (простой язык, широкая тематика, приемлемая цена – «Комсомольская правда»)

Специализированные издания конструируются на основе профиля тематического ряда (“для всех не обо всём”) - “Спорт-экспресс”, “Финансовая Россия”, ”СПИД-инфо”; на ограничении аудитории и тематики (“не для всех не обо всём”) - журналы “Домашний очаг”, ”Работница” (женская тематика), ”Муравейник” и “Миша” - детская, “Молоток” - молодёжная. Встречаются такие издания, которые совмещают характеристики универсально-тематических и специализированных газет (“обо всём для единомышленников”) - партийные газеты (крупная газета левого толка “Советская Россия”, патронируемая движением “Духовное наследие” газета “Слово”, радикальная малотиражка “Лимонка” и т.д.)

К полноценным “общероссийским” газетам можно уверенно отнести занимающие устойчивые позиции в рейтинге популярности газеты “Аргументы и факты”, ”Комсомольская правда”, ”Труд”, “Известия”. Все они имеют известную “марку” (бренд, который иногда даже используется в рекламе), что чрезвычайно важно для рынка; у них общее историческое прощлое - ”советское происхождение”; они универсальны по информационно - тематической структуре; нет на организационном уровне связи с государственными институтами ( это издания с частной формой собственности); их идеологическая платформа базируется на принципе независимости прессы.

Развитие общероссийской газетной периодики скорее всего будет продолжаться в двух направлениях: качественном и количественном. Пока российское общество не структурируется и не определятся более или менее чёткие информационные потребности конкретных социальных слоёв, соответствующих их материальным возможностям, на рынке будет расти сектор предложений. Это подтверждает и перманентный процесс рождения новых газетных изданий, ориентированных на всероссийское распространение. Выбор типа газеты тоже будет происходить под диктовку рынка: конкуренция заставит определиться со всеми характеристиками, которые придают информационному изданию своеобразие, отличительность от других, а, значит, конкурентоспособность

Естественно, что только общероссийскими газетными изданиями не ограничивается весь спектр периодических изданий, представленных на рынке российской полиграфической продукции. Внушительный сектор занимают РЕГИОНАЛЬНЫЕ издания. Укрепление позиций региональной прессы обусловлено рядом причин:

1. Экономическое и политическое укрепление самостоятельности регионов.

2. Снижение покупательной способности населения заставляет его делать выбор в пользу наиболее близкого ему по духу, тематике и цене издания. Таким, обычно, и оказывается местный печатный орган.

3. Монополия связистов, постоянно поднимающих цену на доставку прессы сделала невыгодным распространение больших тиражей общероссийских газет на больших территориях.

4. Активность региональной властной и деловой элиты укрепляет местную прессу, которая, в свою очередь, обеспечивает первой информационную поддержку.

5. Крушение идеалов сильного централизованного государства повлекло за собой переключение интересов аудитории с общефедеральных на региональные.

Основным параметром, определяющим качественные и количественные характеристики региональной печати, является ареал её распространения. В этом аспекте можно говорить о

а) республиканской печати. Выходит в столицах автономных республик, входящих в состав Российской Федерации. В структуре своей она имеет практически все виды газетно-журнальной периодики: общественно-политическую, рекламно-информационную, молодёжную, деловую, женскую, детскую и т.д.

б) Областной и краевой прессе. Здесь по сравнению с советским периодом произошли существенные изменения: бывшие партийные и молодёжные издания стали универсальными общественно - политическими.

в) городских газетах, которые традиционно занимают прочные позиции в городской информационной структуре в качестве основного поставщика местной информации. Ситуация на местном городском рынке прессы нередко зависит от того, как складываются отношения между местными властями и СМИ.

г) Районной печати, которая, как наиболее приближенная к интересам местных жителей, не избалованных другими СМИ, неизменно пользуется наибольшей популярностью. Приоритетная тематика районной прессы - Закон о пенсиях, детские и другие пособия, вопросы благоустройства, проблемы выживания.

д) завершающим звеном региональной печати является пресса трудовых коллективов, ”многотиражки”. Редакция такой газеты становится своего рода PR-отделом своего коллектива, представляющим продукцию, перспективы развития и работников своего предприятия.

Таким образом, мы видим, что разнообразие прессы, издающейся на территории России, отражает всю пёструю палитру политических взглядов, тематических пристрастий и финансовых возможностей её потребителя.

 



2016-09-16 708 Обсуждений (0)
Типология современных средств массовой информации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Типология современных средств массовой информации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (708)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)