Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Информационное общество как цивилизация 21 века



2016-09-16 2320 Обсуждений (0)
Информационное общество как цивилизация 21 века 4.67 из 5.00 3 оценки




Глобализация информационных процессов

Переходный период характерен не только для нашего общества - это всемирный процесс, который лишь по видимости есть “крах коммунизма” и победа капитализма, как “идеального “ общественного строя. Уже в 60-70-е гг стали возникать социально-экономические предпосылки формирования “новой цивилизации”, при одновременном росте многочисленных угроз всему человечеству в виде ряда глобальных проблем, разрешить которые может только всемирное сообщество в целом.

Становится очевидным, что складывается единый взаимосвязанный мир, в котором каждая страна, регион, нация связаны экономическими, политическими, культурными, социальными и другими, в том числе информационными, узами. На этом пути ещё предстоит преодолеть множество трудностей, и сложно сказать, как с ними справится человеческое сообщество.

Успешное развитие на новой основе в большой мере зависит от журналистики. Не случайно цивилизацию 21 века характеризуют как информационное общество. В настоящее время уже можно говорить, что мир представляет собой огромное, в значительной мере единое “информационное пространство”. Благодаря информационным “супермагистралям” и новым информационным и коммуникационным технологиям стал возможным широчайший обмен информацией, открылся доступ к информационным ресурсам буквально “ не выходя из дома”.

Основная тенденция развития средств массовой информации в мире – движение к информационному обществу. Информационное общество - это новый этап развития человеческой цивилизации, когда доминирующими становятся информационные процессы.Другие его синонимы, раскрывающие смысл термина: постиндустриальное, общество знаний, посткапиталистическое, постматериальное, общество риска. Считается, что это третья стадия развития человечества. Предыдущие две - аграрная стадия, которой в философском понимании соответствует традиционная восточная, рабовладельческая и феодальная общественно - экономические формации; и индустриальная стадия, более привычная нам как капитализм. Основой власти на аграрной стадии можно считать землю и военную силу; главная основа на индустриальной стадии - собственность; основа власти на постиндустриальной, информационной стадии - доминирование в сфере информации. Эти стадии довольно полно описали в своих работах исследователи Дениэл Белл, Уолт Ростоу, Уильям Тофлер. Джон Гелбрейт, например, считает, что указанным нами трём стадиям отвечают соответственно три разные источника власти: личность (её сила), собственность, организация и три разных способа подчинения человека этой власти: наказание - вознаграждение - убеждение.

В информационном обществе, в которое стремится преобразоваться сегодняшнее индустриальное, большая часть населения будет занята в сфере производства, обработки, управления и обмена информацией. В настоящее время информация порой представляет собой основанные на мифах и образах пропагандистские комплексы, а глобализация процессов в масс-медиа ведёт к росту потока субъективной информации, созданной в интересах отдельной личности или организации. Другими тенденциями журналистики являются с одной стороны – дифференциация и расширение многообразия печатных изданий и электронных СМИ, с другой, интеграция средств массовой информации, вызываемая стремлением к экономической выживаемости.

Один из первых теоретиков медиакратии канадский культуролог Герберт Маклюэн заявил, что электронные СМИ устанавливают новый мир, парадоксально возвращая его к эпохе древности. Книги и газеты разделяют людей и порождают индивидуализм, а мифы (как времён Гомера, так и времён телевидения) объединяют людей и порождают коллективизм. СМИ, таким образом - это новый фольклор. Телевидение и радио выполняют роль нового Гомера. Некоторые теоретики считают источником этого фольклора самих журналистов, некоторые - телезрителей, которые творят его в виде набора желаний и образов (отсюда появляются рейтинги, “короли эфира”, любимцы публики - ведущие ток - шоу и развлекательных программ), а СМИ угадывают эти желания и визуализируют их, создавая картинку (передачу).

Условно можно выделить “холодные” и “горячие” средства коммуникации. ”Холодные” - это те, что оставляют человеку, который участвует в процессе коммуникации возможность самостоятельно оценить ситуацию, оперировать своими знаниями, опытом, идеалами, ценностями. Это средства коммуникации, оставляющие человеку пространство свободы (например, телефон - это средство коммуникации (связи между людьми). “Горячие” - это те, которые захватывают человека целиком, растворяют его в себе (кино). Хорошее кино вовлекает в свой мир, выйдя из зала, с трудом возвращаешься в реальность. Блокбастеры потому так дорого стоят и приносят сверхприбыли, что готовятся как очень “заряженные”, ”горячие”, творящие свою реальность, свою мифологию, способные увлечь зрителя виртуальным миром (вспомните скандал, связанный с мультфильмами о Покемонах, когда ребёнок реально уходил в виртуальность). Большинству современных детей животные более известны как герои фильмов, как образцы массовой культуры, а не как живое существо, которое может укусить.

Очевидно, что СМИ стремятся быть как можно более “горячими”, захватывать человека, использовать его в своих целях, направлять его по тому пути, который выгоден тем, кто управляет СМИ. Сравните: тот, кто ценит “игры разума”, в том числе собственного, кому свобода духа важнее развлечений, заинтересован в ”холодных” СМК. Человек, который жаждет, чтобы его развлекали, а не стремится к процессу мышления, будет заинтересован в “горячих” СМК. Борьба между этими разными СМК и их приверженцами, ведётся, в конечном итоге между двумя человеческими ориентациями - на развлечение и на свободу.

Современный человек в развитом обществе полностью удовлетворил свои биологические потребности, а то общество, которое не обеспечивает своих граждан едой и одеждой, не имеет права называться информационным, оно остаётся на индустриальной или доиндустриальной стадии развития. Феномен российского общества, в котором причудливо переплетаются приметы и индустриального, и информационного общества, объясняется чудовищным расслоением в доходах граждан. В современном информационном обществе потребление - это удовлетворение не столько собственных физических потребностей, сколько социальных. Если просто нужна одежда, человек пойдёт в секонд хэнд и прикроет тело, если просто нужна еда - пойдёт в дешёвую закусочную и насытится. Но, сегодня, приобретая одежду, еду, стиль люди покупают атрибуты статуса. В цене потребительских товаров бренд, стиль, статус занимают значительную долю. Таким образом, даже приобретение товаров повседневного спроса - это наполнение своего бытия символическими знаками, это позиционирование человека в культурном, символическом пространстве. Главные события современного мира рождаются в информационно - культурной среде, а не в физической сфере. Поэтому социологи называют современное общество постматериальным или даже постэкономическим.

По отношению к информационному обществу эксперты делятся на оптимистов и пессимистов. Оптимисты отмечают огромные новые возможности, которые предоставляет информационное общество и его технологии. Пессимисты акцентируют внимание на том, что новое информационное общество подрывает основы сложившегося в мире порядка и не только не способствует равенству, защите прав человека и демократии, но и подрывает их. Появился даже термин “цифровое неравенство” - то есть различие в возможностях доступа разных людей, народов и классов к информационным ресурсам. Хороший показатель такого неравенства - уровень оснащения компьютерами и подключения к Интернету. Для разных стран и социальных групп он различается в тысячи раз - и это мерило их участия в современной жизни. В этой связи выдвигается требование нового информационного порядка. Эти проблемы широко обсуждаются в СМИ, парламентах, в ООН.

Одним из самых интересных исследователей медиакратии является французский социолог Пьер Бурдье. Он утверждает, что СМИ и люди, использующие СМИ как инструментарий в работе, обладают специфической - символической властью, то есть возможностью создавать и навязывать другим свои: представления (что якобы существует в этом мире на самом деле); идеалы (что считать хорошим, что - приемлемым, что - недопустимым); оценки - отношения и оценочные наименования (сегодня оценка и соответственно судьба многих явлений во многом зависит от того, как их именуют - а этим как раз занимается медиакратия; от того с кем воюют российские войска в Чечне (как их назовут СМИ) - с боевиками, террористами, повстанцами, партизанами - во многом зависит политическая позиция влиятельных сил в мире, а значит и исход этой войны); классификации (кто сторонник прогресса, кто - консерватор, кто - центрист).

Главный парадокс современных СМИ заключается в том, что с одной стороны, они становятся всё более влиятельными, с другой - всё более подпадают под контроль, прежде всего - финансовый.

Ещё совсем недавно всё было предельно просто - СМИ были рупором общества, его защитником, позиция интеллектуального слоя общества была на стороне СМИ. Сейчас всё изменилось - СМИ, контролируемые сильнейшими группами интересов, зачастую основанными на власти денег, не столько защищают общество, сколько манипулируют им. Борьба за свободу слова и печати остаётся одним из основных демократических требований. Но сейчас проблема свободы слова в корне изменилась: это не свобода сказать, а свобода быть услышанным. А эта свобода напрямую зависит от СМИ.

Говоря о центральной роли массовой информации в современном мире, нельзя обойти вниманием вопрос о роли PR в СМИ. В прошлом, на заре развития паблик рилейшнз, он был для СМИ только источником заказных материалов и коррупции, но в будущем, в цивилизованном будущем PR-а, массовая информация не сможет существовать без него, уже СМИ будут существовать как часть больших PR-проектов.

Простая, лобовая реклама становится всё менее выгодной. В постидустриальном обществе продаётся не товар как таковой, продаётся бренд и связанный с ним социально-культурный контекст. Продаётся образ жизни (у нас люди покупают не булку с котлетой в “Макдональдсе”, покупают кусочек Америки). Поэтому вместо рекламы современная экономика требует комплексной поддержки косвенными способами. Совокупность этих косвенных способов, направленных на поощрение человека сделать тот или иной выбор - поступка, вывода, мнения, товара - пока и называют по привычке пиаром.

Известный публицист, создатель “Независимой газеты” Виталий Третьяков остроумно расшифровал PR как пропаганда плюс реклама. Действительно, PR начинался как просто систематическая работа по поддержанию репутации фирмы, но сейчас он превращается в технологию косвенного управления человеческим выбором. Выбором политическим - на выборах; выбором потребительским - на рынках; выбором идейным и культурным - в сфере массовой культуры и развлечений. Независимые прежде дисциплины сближаются, образуя единое целое. Прежде всего, это такие дисциплины, как собственно PR; рекламные технологии; избирательные технологии; маркетинговые технологии; психотехники (среди них наибольшей известностью пользуется комплекс НЛП - нейролингвистическое программирование); новые образовательные технологии.

Международный обмен информацией, который постепенно избавится от духа конфронтации, будет важнейшим признаком сближения между странами, признаком формирования нового климата в мировом “информационном пространстве”, фактором складывания мирного международного порядка, который ознаменует начало нового периода в истории человечества. На этом пути ещё будет много трудностей, возможны “срывы” и “откаты” назад. Но история необратима, и задача журналистики и журналистов в том, чтобы активизировать мировые информационные связи в интересах всего человечества, а следовательно, на базе идеалов гуманизма.

Говоря о проблеме информационного пространства, нельзя обойти вниманием вопрос о глобализации информационных процессов.

Глобальный ( от франц. "global" - всеобщий) и (от лат. "globus" - шар) - 1) относящийся к территории всего земного шара, охватывающий весь земной шар, всемирный; 2) всесторонний, универсальный, полный. всеобщий)

В связи с развитием новых технологий процесс глобализации становится всё более всеохватывающим. С одной стороны, создаются глобальные газеты. Их немного – Wall Street Journal, Financial Times, USA Today, International Herald Tribune. Все они издаются на английском языке - языке общения международного бизнеса. На других языках глобальных газет пока нет. С другой стороны глобализация сопровождается также усиленным развитием местной прессы и малых по тиражу, но весьма влиятельных для небольших населённых пунктов изданий. Подобная тенденция наблюдается и в России, растёт число малотиражных газет для небольших групп.

Ещё в большей степени это проявляется в журнальном деле, где увеличивается число специализированных изданий. По тиражам они мало уступают развлекательной продукции или популярным изданиям. Современные же информационные еженедельники, которые выпускаются, например, концерном “Мост медиа” (“Итоги”), издательским домом “Коммерсант “ (“Власть”, ”Деньги”), существенно уступают им по тиражу, хотя их можно отнести к изданиям, непосредственно связанным с участием в политическом процессе. Круг реально участвующих в политике лиц в России пока слишком мал, чтобы создать почву для действительно массовых информационных еженедельников.

Ускорению процессов становления информационного общества преобразования на основе прогрессивных мировых традиций постсоветской экономики, политики и культуры могут способствовать только такие средства массовой информации, которые:

* активно вовлекают в массовый информационный процесс в качестве и потребителей и создателей качественного информационного продукта всех основных участников социальных действий: личность, различные социальные группы и организации;

* в полной мере удовлетворяют стремительно растущие потребности в получении и распространении информации участников развивающихся в масштабе всего общества процессов духовной, духовно-практической и практической деятельности, в том числе познавательных, образовательных, художественно - эстетических, воспитательных, организационно-управленческих и др., базирующихся на созданных посредством СМИ механизмах обогащения духовного потенциала и приобщения к нему широких слоёв населения;

* продуктивно взаимодействуют со своей средой, своевременно и рационально в соответствии с развитием условий жизни общества модернизируя технологическую базу СМИ, её экономическую сферу, аудиторную, редакционную, информационную и организационно-управлеческую подсистемы.

 

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ И СОБЫТИЯ

ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

1У тысячелетие до Рождества Христова - возникновение первых идеографических систем в Египте и Месопотамии.

1Х – У111 в. до Рождества Христова – создание древними греками первого алфавита.

В 59 г. до Р.Х. – по указанию Цезаря стали выходить "Аcta senatus", "Acta diurna populi romani"

15 г. – император Тиберий запретил выход "Асta senatus" (первый случай цензуры).

863 – 869 г.г. – просветительские труды Кирилла и Мефодия. Создание славянской азбуки.

1452 г. – И. Гутенберг выпускает первую печатную книгу – Библию.

13 февраля 1689 г. – английский парламент принял Билль о правах.

1621 г. – год выпуска "Курантов"

2 января (13 января по новому стилю)1703 г. – начали выходить "Ведомости".

1755 г.- год выхода первого российского журнала ("Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие").

1760 – 1762 – годы выхода еженедельника М.М.Хераскова "Полезное увеселение".

1769 г.,1 мая – день выхода журнала Н.И Новикова "Трутень".

1791 – 1792 – годы публикации "Московского журнала" под редакцией Н.М.Карамзина.

21 декабря 1791 г. – принятие Первой поправки к Конституции США.

13 января (с 1991 г.) – День Российской печати.

 



2016-09-16 2320 Обсуждений (0)
Информационное общество как цивилизация 21 века 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Информационное общество как цивилизация 21 века

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2320)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)