IV. Работа над новой темой
1) «Историческая справка» (для расширения кругозора учащихся). — Как вы думаете, давно ли люди умеют ориентироваться во времени? — Какие вы знаете часы? Еще в древние времена люди умели ориентироваться во времени и в пространстве: по звездам, по Солнцу; еще тогда были изобретены первые солнечные часы. За много веков до наших дней в различных культурах создавались инструменты для отсчета времени. Тысячи лет назад люди определяли время, наблюдая за сменой дней, ночей и времен года. Простейшими часами, указывающими течение времени, были солнечные часы. Впервые такими часами начали пользоваться в Древнем Египте. (Педагог демонстрирует макет или изображение солнечных часов.) У них не было ни циферблата, ни стрелок. Это была длинная палка, воткнутая в землю. Если падающая от палки тень короткая, значит, самый разгар дня, полдень. Одновременно с солнечными часами были придуманы водяные и песочные часы. (Педагог демонстрирует макет или изображение названных видов часов.) Самые первые часы, похожие на современные, имели только одну часовую стрелку. Минутная стрелка на часах появилась 300 лет назад, а секундная — еще позже. Шло время, появились электронные часы. Самые точные часы хранятся в Париже в Палате эталонных мер и весов. 2) Знакомство с единицей измерения времени «сутки». Учитель. Какие вы знаете единицы измерения времени? Изучение материала в учебнике (с, 54). — Прочитайте самостоятельно и ответьте на вопрос: какую единицу времени человеку подсказала природа? Вопросы после ознакомления со статьей: — Что такое сутки? — Сколько часов в одних сутках? — Как ведется отсчет от начала суток и до их конца? 3) Определение времени по часам с различными циферблатами. а) Работа с электронными часами. Задание № 1. с. 54. а) 7 часов 35 минут — утро (первая половина суток); б) 18 часов 5 минут — вечер (вторая половина суток); в) 0 часов 30 минут — ночь (первая половина суток), б) Работа с механическими часами. Задание № 2. с. 54. Каждый ученик работает со своим циферблатом. 4) Решение задач (устно). а) Задание № 3. с. 54. Ответ: Света гостила у бабушки 4 суток 8 часов. б) На часах без 10 минут 7 часов. Часы спешат на 25 минут. Сколько сейчас времени? Ответ: б часов 25 минут. Физкультминутка. Физкультминутка составлена из упражнений, имитирующих работу часов. Например: «Часики» — повороты глазами влево-вправо, не поворачивая голову. «Маятник» — наклоны туловища влево и вправо, а затем вперед и назад. «Колесики» — круговые движения согнутыми в локтях и приставленными к плечам руками. «Будильник» — хлопки над головой, «Пружинка» — приседания. «Часы идут, идут, а с места не сойдут...» — ходьба на месте. V. Закрепление изученного материала. 1) Работа в парах. Задание № 8. с. 55. 207 — наименьшее трехзначное число из возможных по условию; 720 — наибольшее трехзначное число из возможных по условию задания. 2) Индивидуальная работа. Задание № 6. с. 55. Перед выполнением задания необходимо вспомнить правило: сразнение многозначных чисел проводится поразрядно начиная с высшего разряда. Выполняется самопроверка. 3) Работа в группах (по выбору детей). 1 группа — задание № 4. с. 55 (задача на движение). 2 группа — задание № 5 *, с. 55 (задача повышенной сложности). 3 группа — задание № 7. с. 55 (геометрическая задача). 4 группа — задание № 9. с. 55 (задача на нахождение массы). Отчет работы групп. 4) Самостоятельная работа (выполняется на отдельных карточках). а) Соединить часы, которые показывают одинаковое время. б) Решить задачи. Ребята вышли на прогулку в 16 ч 30 мин, а вернулись домой — в 17 ч 50 мин. Сколько времени продолжалась прогулка? Экскурсия по городу началась в 10 ч 40 мин и продолжалась 2ч 25 мин. Когда закончилась экскурсия по городу? VI. Подведение итогов урока. Рефлексия. — Как вы понимаете смысл пословицы: «Делу — время, а потехе — час»? — Урок подошел к концу. Что из этого урока вы бы рассказали дома? VII.Домашнее задание. Задание № 10. с. 55. Тема: ВРЕМЯ. ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕМЕНИ Цель: создать условия для ознакомления с единицей измерения времени — годом; способствовать развитию умений решать простые задачи на определение времени; содействовать формированию организованности, внимательности. Оборудование: учебник по математике (ч. 1, Т. М. Чеботаревская и др.) [13]; модели часов с подвижными стрелками для каждого ученика; календари; аудиозапись музыкального произведения П. И. Чайковского «Времена года». Ход урока I. Организационный момент. — Какое у вас настроение в начале урока? — Желаю, чтобы ваше хорошее настроение не покидало вас на протяжении всего урока. II. Проверка домашнего задания. Задание № 10. с. 55. — Выполните самопроверку. III. Целеполагание. — Ребята, отгадайте загадку: «Что идет, не двигаясь с места?». (Время.) — Именно о времени и единицах его измерения мы сегодня поговорим. — Работа с циферблатами (моделями часов). 1) Задание № 4. с. 57. а) 3 ч; 10 ч; 18 ч; 23 ч. б) 2 ч; 7 ч; 10 ч; 15 ч. 2) Задание № 2. с. 56. Ответить на вопрос можно, используя модели часов или с помощью вычисления. 15 ч -14 ч 30 мин = 15 ч 60 мин -14 ч 30 мин = 1 ч 30 мин 3) Задание № 3. с. 57. — Сосчитаем количество дней от 12 декабря до 20 марта. 20 + 31 + 28 + 20 = 99 (дн.) или 20 + 31 + 29 + 20 = 100 (дн.) IV. Работа над новой темой. — На доске записаны четыре единицы измерения времени: час, минута, месяц, год. Какая из этих единиц измерения времени самая большая? (Год.) — На какие 4 временных промежутка можно разбить год? (На 4 времени года.) 1 год = 4 сезона (зима, весна, лето, осень). — А как еще можно разделить год? (На месяцы.) — Сколько всего месяцев в году? (12.) 1 год = 12 месяцев. — Я хочу прочесть вам стихотворение, в котором упоминается о каждом месяце. * * В гости год к нам пришел Полон ягод лес густой, И гостей с собой привел: Вся в цветах полянка. Первый елку нам принес. Гость девятый — ученик, Запушил ее мороз. Носит белый воротник, И у гостя в серебре У него дневник в руке Брови и ресницы, И десятки в дневнике. Он открыл в календаре А десятый гость — богатый. Первую страницу. С чем пришел он к нам ребята? Гость второй — молодой, С урожаем он пришел, Он в ушанке со звездой. Приглашает вас за стол. И в полах его шинели Гость одиннадцатый к нам Завиваются метели. Входит гордым шагом. Третий гость на солнце весел, Нет конца цветным огням А в тени всегда сердит. И расшитым флагам. А четвертый — светел, ясен; Гость последний приближается, Он капелями звенит. Снегом все запорошил, Пятый гость нарядный, Шубку выбелил у зайца, Праздничный, парадный. Спать медведя уложил; А шестой, седьмой, восьмой И ребятам снова Прибежали в майках. Елочка готова! — Так почему же гости-месяцы «шагали» от одной елочки к другой? (Новогодней елкой год начинается и заканчивается.) — Вы, наверное, знаете, что в каждом месяце есть определенное количество дней, которые и образуют год. Посмотрите на таблицу (с. 56) и скажите, в каких месяцах по 30 дней. — А в каких по 31? — А какой месяц не имеет постоянного количества дней? (Февраль.) — Как называется год, когда в феврале 29 дней? (Високосный.) — В сумме все дни года составляют 365 (366) суток. 1 месяц = 30, или 31, или 28 (29) суток. 1 год = 365 (366) суток. — А сейчас мы с вами немного поиграем. Давайте представим, что на машине времени мы отправились в последние секунды нашего (...) года. Начнем отсчет нового (...) года. Вспомните, с какого момента начинается отсчет нового года? (Когда куранты 31 декабря в 12 часов ночи пробьют 12 раз, и стрелки начнут свой путь по первым суткам нового года.) Работа с календарем. — А чтобы совершить путешествие по всему году, мы прибегнем к помощи календаря. Возьмите его в руки и внимательно рассмотрите. Скажите, что представляет собой календарь? (Это все дни года, разбитые по месяцам и неделям.) — Как сгруппированы дни в календаре? (По месяцам.) — Назовите, в каких месяцах есть 31 день? 30 дней? — Теперь найдите самый короткий месяц года. (Февраль.) Мы с вами уже говорили про февраль и знаем, что он раз в четыре года может длиться 29 дней, и такой год называется високосным. — Назовите, пользуясь календарем, зимние, весенние, летние, осенние месяцы. (Такое деление месяцев на сезоны условное, так как новый сезон начинается постепенно, плавно, а не строго в начале месяца.) — А теперь давайте поиграем в игру «Времена года». в 1 ряд — «осень». 2 ряд — «зима», 3 ряд — «весна». — Какой сезон я еще не назвала? (Лето.) Все три ряда вместе будут «лето». Если вы по названным мною признакам узнаете сезон, к которому принадлежит ваш ряд, то вы встаете, а если это будет лето, то весь класс дружно хлопает в ладоши. — Слушайте внимательно: в Можно загорать. Очень длинные ночи и короткие дни. Это время года следует за летом, Зеленеют деревья, появляются первые цветы Наряжают елку. Время года между летом и зимой, Самое жаркое время года, С деревьев опадают листья, холодает, Это время года включает в себя месяц апрель. — Теперь на машине времени мы отправляемся дальше в наше путешествие по календарю. — Как обозначены в календаре дни недели? (Буквами.) — А почему числа записаны строчками? (Чтобы обозначить неделю.) -- Мы с вами остановились во времени 1 января (...) года. Скажите, какой это день недели? — Какие дни в каждом месяце вы любите больше всего? (Праздничные и выходные.) — Как они обозначены в календаре? (Красным цветом.) — Найдите по календарю все государственные праздники и обведите их. А также обведите важный в жизни каждого из вас день — день вашего рождения. — Давайте исследуем пору летних каникул. Составьте выражение, чтобы посчитать, сколько дней вы будете отдыхать летом. (30 + 31 + 31 = 92 дня.) — Понравилась вам работа с календарем? Физкультминутка. Выполняются произвольные движения в сопровождении музыкального произведения П. И. Чайковского из цикла «Времена года».
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (400)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |