Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социально-психологическиеособенности подросткового возраста



2018-07-06 362 Обсуждений (0)
Социально-психологическиеособенности подросткового возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Психологические особенности подростков и этапы становления личности неразрывно связаны с биологическими особенностями подросткового периода развития.

Эрик Эриксон, разрабатывая свою теорию возрастной периодизации и задач каждого из возрастных периодов, выделял стадию 11–20 лет (стадия № 5) как ключевую с точки зрения формирования идентичности, отмечая, что именно в этот период индивид колеблется между формированием положительного образа «Я» и отрицательной путаницей ролей. Все, что подросток познал о себе и о мире на предыдущих этапах развития и при прохождении более ранних кризисов, должно быть переосмыслено, объединено в единое целое, в единый мировоззренческий и смыслообразующий образ, при этом пережитый прошлый опыт должен помочь спроектировать деятельность в будущем. Если индивид успешно прожил кризис идентичности и смог интегрировать весь свой предыдущий жизненный опыт, он приобретает сформированное и адекватное своим жизненным обстоятельствам чувство идентичности. Если же нет – формируется чувство спутанной идентичности, для которого характерны мучительный поиск себя, своего места в обществе и отсутствие четкой жизненной перспективы[25, с. 124].

Таким образом, только при успешном завершении подросткового периода личность получает ответы на мучительные вопросы, до этого момента, а именно на протяжении всего подросткового периода, можно предположить, что личность страдает из-за состояния, которое Эриксон определяет как «диффузию личности». Отсюда – склонность к депрессии, подавленность и частая смена настроения, высокая эмоциональная реактивность и склонность к импульсивно-аффективному поведению, застревание в негативных эмоциональных состояниях в ситуациях значимого эмоционального события, сложный неоднозначный поиск себя и своих пределов, про- являющийся, в частности, в рискованном и девиантном поведении и т.д. Большую роль в этих сложных исканиях подростка играют интерперсональные аспекты, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. При отсутствии адекватного контакта с взрослыми несозревшая когнитивная система и система контроля и управления собой не просто усугубляют данную ситуацию, но и выступают факторами, формирующими «туннельное» сознание, при котором подросток видит только определенные эмоционально значимые (часто негативно окрашенные) аспекты ситуации, что порой приводит к с трудом проходящему ощущению безвыходности, без- надежности и бесполезности.

Интересно отметить, что в этот период созревает дофаминэргическая система, отвечающая за формирование мотивационной сферы и целенаправленного поведения. Основным показателем эффективного когнитивного развития является способность индивида подавлять приходящие случайные мысли и действия ради достижения и реализации целенаправленных мыслей и действий, особенно в условиях борьбы мотивов.

В отношении принципа созревания мотивационной сферы мнения исследователей расходятся – часть из них связывает его только с созреванием общих когнитивных функций префронтальной коры и увеличением скорости и эффективности общей мыслительной способности, а часть – включают как обязательный компонент процессы «подавления», проявляющиеся в контроле импульсивности и в отложенном удовольствии для достижения лучших результатов[25, с. 126].

Таким образом, психологические особенности подросткового возраста во многом детерминированы его биологическими особенностями и тесно связаны с формированием положительной мировоззренческой картины, но только в результате успешного прохождения данного периода. До успешного его завершения подросток подвержен многочисленным мучительным переживаниям, интенсивность которых часто превосходит его способности справляться с дистрессом. Это может привести либо к долгожданному взрослению, либо к эмоциональной надломленности, с последующими неадекватными действиями и сложными путями личностного развития.

Поскольку типичные для подростков особенности психологического реагирования и поведения можно наблюдать не только у человеческих особей, но практически у всех млекопитающих, часть исследователей выдвинула гипотезу об эволюционно обусловленной необходимости данного «переходного» возрастного периода для решения ряда определенных эволюционных задач[19, с. 11].

С точки зрения эволюции основная задача данного периода – приобретение необходимых навыков для относительно независимого существования, для выхода из ситуации зависимости от взрослых, семьи и ближайшего окружения. Как у человека, так и у других видов, это проявляется в увеличении объема взаимоотношений со сверстниками, по сравнению с контактами с более взрослыми людьми, в поиске новых ощущений и усилении консуматорного поведения, и как следствие – в более рисковом поведении. Хотя при этом рисковое поведение повышает шанс смертельного или иного неблагоприятного исхода (травмы, повреждения и т.д.) в эволюционном плане такое поведение, особенно среди мужчин, ведет к большему репродуктивному успеху, увеличению пространства обитания, добыче дополнительных ресурсов, большей «взрослой» свободе и к способности эффективного решения сложных ситуаций.

Также стоит упомянуть что, показателями повышенного риска, согласно классическим воззрениям Дюркгейма, являются некие крайние проявления взаимоотношения индивида и социума. Слишком слабая интеграция личности в общество (в форме социальной изоляции, невовлеченности, оторванности от социума) и слишком тесная интеграция личности в общественную среду, особенно в некий специфический микросоциум, повышают риск самоубийства. Форма социальной изоляции не имеет решающего значения – это может быть и психологическое одиночество, и невовлеченность в социум, и отдельное самостоятельное проживание без достаточного количества социальных контактов, потеря члена семьи.

В последние годы активно обсуждается интерперсональная теория суицида. Она рассматривает три важнейших аспекта:

1) потерю чувства принадлежности;

2) восприятие себя как обузы для окружающих;

3) приобретенную способность (навык), характеризующийся снижением психологического порога возможности суицида[19, с. 12].

Наиболее частой причиной таких психологических состояний становится чувство одиночества как субъективного переживания, характерное для социальной изоляции или социальной отверженности индивида в различных условиях и обстоятельствах. Ряд исследователей также отмечают, что если в социальной группе, к которой принадлежит индивид, имеет место история суицида или существует особое отношение к этому явлению, это повышает риск суицидального поведения. Это весьма характерное для подростковой среды обстоятельство отчасти объясняет «заразительность» и кластеризацию суицидального поведения в подростковых субкультурах. Принадлежность к тем или иным меньшинствам, особенно сексуальным, также влияет на формирование чувства одиночества и определяется рядом исследователей как фактор риска суицида. Наконец, необходимо упомянуть доступность средств суицида, который также является фактором, провоцирующим суицидальное поведение.

Из всего описанного выше можно сделать следующие выводы:

1) подростковый возраст является эволюционно обусловленным процессом и предполагает решение индивидом определенных задач развития, без которых невозможно полноценное взросление и адекватное взрослое поведение;

2) психологические и социальные аспекты поведения и реагирования подростков обусловлены биологическими процессами, протекающими в мозге и нейроэндокринной системе в данный период, и с трудом поддаются осознанному когнитивному контролю;

3) до успешного завершения подросткового периода подросток очень уязвим с точки зрения несоразмерности своих эмоциональных и когнитивных реакций и подвержен многим мучительным переживаниям, которые повышают вероятность возникновения дезадаптации в данный период;

4) успешное прохождение данного этапа развития весьма затруднительно без сопутствующего вмешательства взрослых.

Не менее характерной в этом плане оказывается еще одна тенденция — к отказу от пользования двумя моралями в процессе общения с другими людьми[9, с. 129].

Младший подросток превыше всего ценит достойное положение в коллективе. Можно было бы по этой причине ждать от него, что сочтет он для себя унизительным в одном случае придерживаться требований одной морали, одного кодекса чести, а в другом – следовать требованиям другого. Но не тут-то было: довольно-таки часто для него значимы не столько требования той или иной морали сами по себе, сколько тот факт, от кого эти требования исходят. И если является он членом сразу двух коллективов, моральные требования которых не совпадают или же даже прямо противоположны друг другу, это его (повторяем, довольно-таки часто) нисколько не шокирует, ион вполне может следовать сразу двум моралям: в одном коллективе – одной, в другом –другой.

Младшие подростки в состоянии быть самокритичными. И они, не довольствуясь анализом поступков, стремятся уже осознать качества собственной личности. И в этом возрасте осознание ценности или мало ценности, собственных действий то испытывает на себе влияние оценки этих действий, данной окружающими. И все же возможности младшего подростка в этого рода занятии значительно еще уступают возможности старшего его собрата[9, с. 130].

Более реальная оценка возможностей, реализация которых мыслится в отдаленном будущем, а также гипертрофия эмоциональности, кроме того, приводят к тому, что в старшие подростковые годы исчезает уже столь характерный для младших подростков иммунитет по отношению к неудачам и неудачи отныне сказываются не только на уровне, но и на характере самооценок шестиклассников и семиклассников, причем в некоторых случаях действуют они уже и обескураживающее, чем и объясняется чаще всего в этих классах рост количества явно заниженных самооценок.

О значимости для старшего подростка потребности в популярности свидетельствует и тот факт, что во имя его удовлетворения готов он во многом себе отказать[9, с. 132].

Таким образом,подростковый возраст –это период онтогенеза, соответствующий началу перехода от детства к юности и относится к числу критических периодов,вязанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания,деятельности и системы взаимоотношений индивида.При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы,приводить к неблагоприятным реакциям.

 


 



2018-07-06 362 Обсуждений (0)
Социально-психологическиеособенности подросткового возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социально-психологическиеособенности подросткового возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (362)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)