Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рекомендации по профилактике суицида среди подростков



2018-07-06 609 Обсуждений (0)
Рекомендации по профилактике суицида среди подростков 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Большая часть самоубийств приходится на подростковый возраст. В переходном периоде дети более остро и идеалистически относятся к любым ситуациям.

Причин подросткового суицида может быть очень много, что создает немало проблем. Статистика показывает неутешительные данные. Если не проводить профилактику подросткового суицида, то читатели интернет-журнала psytheater.com сами столкнуться с подобной проблемой.

Чтобы уменьшить численность подростковых суицидов, профилактика должна проводиться на всех уровнях. В первую очередь это касается взаимоотношений и обстановки в семье. Родители должны любить и поддерживать своего ребенка в любой ситуации. Здесь следует уделять внимание не только материальным благам, но и душевному общению, когда ребенок рассказывает о событиях в своей жизни, увлечениях.

С самого детства следует поддерживать ребенка в собственных проявлениях, интересах и потребностях. Его увлечения и хобби должны одобряться. Это позволит ему найти множество друзей, которые будут иметь подобные устремления.

Возможность самореализоваться будет способствовать тяге к жизни. Уделить внимание необходимо обучению ребенка справляться с жизненными проблемами. Это можно сделать как на собственном примере, так и путем просмотра кинофильмов и прочтения книг, где герои борются с трудностями, стремятся к жизни, стараются преодолеть все неприятности.

Родители должны участвовать в жизни ребенка и помнить о том, что он воспринимает проблемы чрезмерно. Если взрослым кажется что-то незначительным, то подросток может воспринимать это катастрофически. Следует помогать ребенку правильно анализировать ситуацию и не поддаваться собственным эмоциям, не спешить с решениями и давать себе и окружающему миру время.

Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий у подростков важную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния – необходимо сразу же, немедленно, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

И в-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.

Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).

Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения.

Для предотвращения суицидов у подростков могут сделать следующее:

- вселять у детей уверенность в свои силы и возможности;

- внушать им оптимизм и надежду;

- проявлять сочувствие и понимание;

- осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.

Формальное отношение части родителей и классных руководителей к своей работе выражается в незнании ситуации, в которой находится ребенок, отсутствии контроля за посещаемостью и успеваемостью ребенка. Все это не позволяет вовремя оказать учащемуся необходимую помощь, организовать соответствующую работу.

Администрации социальных учреждений необходимо направить пристальное внимание и установить контроль за стилем общения учителей с учащимися в целях предотвращения случаев оскорбления, унижения, психологического и физического насилия со стороны социальных работников.

Направления работы специалистов (социального педагога, социального работника, педагога-психолога, психотерапевта) по профилактике депрессии и суицидов:

- Провести с ребенком работу по снятию негативных эмоций, которые у него копятся,

- помочь разобраться в чувствах и отношениях подростка с окружающими,

- обучить социальным навыкам и умениям преодоления стресса,

- оказать подростку социальную поддержку с помощью включения семьи, школы, друзей и т.д.,

- при необходимости включить подростка в группу социально-психологического тренинга,

- провестипсихокоррекционные занятия по повышению самооценки подростка, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.

Психолог должен рассказать учителям и родителям, что такое суицид, как выглядит депрессивный подросток. Ведь классическое представление о том, что это ребенок с грустными глазами, не всегда соответствует действительности. Депрессивным может оказаться как раз тот, кто выпивает, смолит папироску и хамит маме.

Для предотвращение суицидальных попыток при наличии суицидального поведения психологу необходимо:

- снять психологическое напряжение в психотравмирующей ситуации,

- уменьшить психологическую зависимость от причины, повлекшей суицидальное поведение,

- формировать компенсаторные механизмы поведения,

-формировать адекватное отношение к жизни и смерти подростков.

При малейшем подозрении на психическую патологию у ребенка надо обязательно проконсультироваться у психиатра. Без ведома родителей этого делать нельзя, но обсудить ситуацию со специалистом психолог имеет право.

Если есть подозрение, что у ребенка депрессия, нужно всячески стараться объяснить родителям, чем они рискуют, если оставятребенка без помощи. Чтобы подросток не счел психолога предателем, нужно сказать примерно следующее: «Твое состояние, возможно, связано с тем, что ты в последнее время не можешь самостоятельно справляться со своими проблемами. По поводу этого нам нужно обязательно получить квалифицированную консультацию, а по правилам эту консультацию нельзя получить без ведома родителей.

Шаги по предотвращению подросткового суицида:

- Необходимо принять сам факт возможности принятия такого решения подростком. Иногда люди боятся преувеличить риск суицида. Но даже если они совершат такую ошибку, она будет ничем по сравнению с потерянной жизнью подростка. Поэтому нужно принять его как личность, допустить саму возможность того, что этот взрослеющий человек в принципе способен на совершение такого поступка. Не надо считать, что если кто-либо решился на самоубийство, его уже никто не сможет остановить. Искушение так думать очень велико. Но каждый день сотни людей по всему миру уходят из жизни по своей воле, хотя их могли бы остановить.

- Нужно установить с ребенком теплые и доверительные отношения. Решить полностью все проблемы, которые толкают человека на суицид, невозможно. Но приняв его таким, какой он есть, можно существенно снизить вероятность страшного поступка. Не нужно пытаться учить жизни "маленького взрослого" и морализировать. Гораздо больше он нуждается в любви, заботе и внимании, выражаемых как вербально, так и в виде объятий, прикосновений, улыбки. Забота – это то, что поможет тревожному и отчаявшемуся индивиду снова почувствовать себя нужным.

- Подросток нуждается в том, чтобы его выслушали. Часто он хочет выразить свои чувства, всю ту эмоциональную боль, которая накопилась в нем. Своим поведением он демонстрирует то, о чем хотел бы сказать вслух: «У меня больше не осталось ничего ценного – того, ради чего еще можно жить». Общение с потенциальным самоубийцей, особенно подростком, может быть нелегким. Но необходимо помнить, что оно затруднено именно из-за данной склонности, ведь подросток не может больше концентрироваться ни на чем, кроме своей душевной боли.

- Поиск основных причин возможного самоубийства. Необходимо не только поддерживать подростка и заботиться о нем, но и замечать признаки суицидального поведения. Если в речи фигурируют угрозы свести счеты с жизнью, если он одинок и изолирован от общества, постоянно ощущает себя несчастным, все это может быть серьезными признаками желания покинуть этот мир.

Профилактика суицида в подростковой среде требует в первую очередь участия взрослых, их умения выслушать подростка и помочь ему. Помощь должна заключаться не в поучениях, а в принятии подростка, поддержке, обучении поиску альтернатив. Внимание к тем сигналам, которые свойственны его поведению, поможет сохранить человеческую жизнь.

Таким образом, подростковый суицид – это несовершенство воспитательных норм, которые приняты в обществе, а также отсутствие комфортной обстановки в мире, который создается взрослыми людьми. Если ребенок не хочет жить, эта проблема была развита и сформирована педагогами, родителями и всем обществом.

На уровне СМИ следует пропагандировать жизнь. Должны развиваться сильные и стойкие качества характера и порицаться все, что связано со смертью. Одним из таких направлений является порицание церквями суицида и отказ от погребения самоубийц. Если и остальная часть общества будет негативно относиться к добровольному уходу из жизни, то это повлияет на сознание каждого подростка.

 


 

 

 


Заключение

 

В настоящее времяисследование проблемы суицида становится особенно своевременным.. Однако, как показал анализ изучения проблемы в теории и практике психологии, с развитием технократического общества она приобретает все большую актуальность. В настоящее время наблюдается значительное повышение числа суицидальных попыток среди молодых людей в возрасте от 13 до 22 лет. До конца 90-х г. прошлого столетия они составляли незначительную часть от общего числа суицидов. С 1990 года их частота среди подростков увеличилась на 25,6%.

Причины суицида многообразны и коренятся не только в социально-экономической и нравственной организации общества, но и в личностных деформациях субъекта и психотравмирующей обстановке. Суицидальные попытки совершаются чаще всего подростками с истероидной и неустойчивой акцентуациями характера.

В нашей работе мы сделали акцент на исследовании некоторых социально-психологических особенностях подросткового возраста. Уязвимость, несформированность характера, высокая чувствительность к мнению окружающих приводят к повышению уровня тревожности ребенка, который ведет к неустойчивости в фрустрационных ситуациях, что может привести к совершению суицидальных попыток. Также, мы считаем, что особое влияние в таких случаях оказывают и акцентуации характера.

Одной из возможных реакций при этом является агрессия, питаемая всей обстановкой фрустрации, гневом, ненавистью или отчаянием человека. Таким образом, может сформироваться личностная агрессивность как готовность к агрессивному поведению, в частности направленному и на самого субъекта (в случаях самоубийств, суицидного поведения). Преодоление состояния фрустрации требует повышения устойчивости (фрустрационной толерантности) личности к неблагоприятным обстоятельствам жизни на основе адекватного их осознания.

Это осознание предполагает перестройку мотивов, эмоций и восприятия человеком содержания его социальной адаптации, возможных путей разрешения конфликтов и проблем. Относительная неспособность к переосмыслению поведения и его перестройке, затрудненность выхода из состояний зависимости и приобретенной беспомощности выражается в ригидности личности.

Когнитивная, мотивационная и аффективная ригидность нейтрализуется изменением характера активности личности, когда ситуация, кажущаяся безвыходной и неизменной, воспринимается как вполне разрешимой при соответствующем изменении представлений, мотивов, эмоций.

Поскольку такие учащиеся нуждались в помощи, в нашем исследовании была разработана и реализована психокоррекционная программа. Математическая обработка результатов показала, что в экспериментальной группе есть некоторые незначительные улучшения. То есть при длительном использовании данной психокоррекционной программы можно добиться более высоких результатов.

Во второй главе проведен анализ деятельности Департамента по социальной политике Мэрии г. Кызыла с малоимущими и неполными семьями.

По состоянию на конец 2017 г. на учете состоят 39273 граждан различных льготных категорий, в.т.ч. по федеральному регистру регионального сегмента лиц – 7194 человек; по республиканскому регистру – 5528 человек; получателей субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг - 3003 семей; получателей ежемесячного пособия семьям с детьми - 17591человек и 23340 детей и другие категории граждан - 208 чел.

Всего за отчетный год принято 37643 граждан на предоставление мер социальной поддержки; дано 27277 консультаций; выдано 10366 справок по различным социальным выплатам. Департаментом по социальной политике мэрии г. Кызыла оказывается более 20 различных видов мер социальной поддержки, по которым в 2017 году направлены финансовые средства в сумме 420022,2 тыс. рублей, что больше на 4 % или 16340,29 тыс. руб. по сравнению с 2016 годом. За отчетный период финансирование по федеральному бюджету по сравнению с 2016 годом уменьшилось на 2,9 % или на 6936,87 тыс.руб., финансирование по республиканскому бюджету увеличилось на 14 % или на 22512,44 тыс.руб. финансирование по местному бюджету увеличилось на 27 % или на 764,72 тыс.руб.

Во исполнение Постановления мэрии г. Кызыла от 30.03.2016г. № 284 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты» по реализации городского проекта «Социальный картофель» в 2017 году на реализацию социального городского проекта выделены финансовые средства местного бюджета в размере 300000,0 рублей. Адресная помощь на основе социального контракта в рамках городского проекта оказана 545 многодетным, малоимущим семьям, зарегистрированным в г. Кызыле, имеющим придомовую территорию, либо дачный участок, позволяющий выращивать картофель и овощные культуры. Все заявления рассмотрены на комиссии, заключены социальные контракты с 545 семьями.

До выдачи семян картофеля и овощных культур с семьями проведена профилактическая беседа, заключены социальные контракты, в которых отражено, что семьи обязуются обеспечить свои семьи семенами картофеля на будущий год. Списки претендентов на получение семян картофеля формировались по заявкам председателей дачных обществ, директоров общеобразовательных школ г. Кызыла, Центра занятости населения г. Кызыла и Департамента по социальной политике.

Меры по профилактике депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий у подростков важную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния – необходимо сразу же, немедленно, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

И в-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.

 

Таким образом, в ходе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Суицид-акт, совершаемый в состоянии сильного душевного расстройства; осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь как высшая ценность теряет смысл.

2. К числу причин, вызывающих суицидальное поведение по результатам анализа психологической литературы, относятся уровень тревожности, фрустрации и акцентуация характера.

Подводя итог выпускной квалификационной работы можно сказать, что выдвинутая нами гипотеза частично подтвердилась. Однако на наш взгляд необходимо более длительное исследование по данной проблеме, чем мы и будем в дальнейшем заниматься.

 


Список литературы

 

1. Айхорн А. Трудный подросток – М.:Педагогика, 2011. – 436 с.

2. Александровская Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2016. – 563 с.

3. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 515 с.

4. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения. – М.: Педагогика, 2010. – 435 с.

5. Гилинский Я.И. Девиантность подростков: Теория, методология, эмпирическая реальность. – СПб.: Питер, 2015. – 564 с.

6. Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного поведения. – СПб.: Питер, 2013. – 740 с.

7. Гилинский Я.И., Юнацкевич Я.И. Социологические и психолого-педагогические основы суицидологи: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2016. – 489 с.

8. Горская М.В. Диагностика суицидального поведения у подростков // Вестник психосоциальной работы. 2014. - № 1. – С. 44-52.

9. Детская патопсихология. Хрестоматия. – М., 2015. – 429 с.

10. Дюргейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 466 с.

11. Жезлова Л.Я., Амбрумова А.Г. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте. – М.: Педагогика, 2012. – 520 с.

12. Журенков К. Уходящие вместе (клубы самоубийц в Интернете) // Огонек. 2015. № 3. С. 34-35.

13. Игошкина С. Как предупредить попытку самоубийства (психологи-учителю). Воспитание школьников. 2016. № 1. С. 31-37.

14. Игумнов С.А. Клиническая психотерапия детей и подростков. - М.: Педагогика, 2016. – 378 с.

15. Каниган А.Х. Молодежь испытывает трудности // Социс. 2014. №6. С. 15-19.

16. Киселев С. Почему они это делают? (О детских самоубийствах) // Наша газета. 2013. - № 7. С. 7-8.

17. Костюк, Н. В. Цикл родительских собраний по предупреждению подросткового суицида / Н. В. Костюк // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. – 2014. – № 6. – С. 7–26.

18. Костюк, Н. В. Цикл родительских собраний по предупреждению подросткового суицида / Н. В. Костюк // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. – 2014. – № 5. – С. 90–108.

19. Кудинова, С. В. Работа с подростками, имеющими суицидальные намерения / С. В. Кудинова // Справочник классного руководителя. – 2016. – № 4. – С. 10–17.

20. Кудинова, С. В. Суицид в подростковой среде : выявление и скрытая профилактика / С. В. Кудинова // Справочник классного руководителя. – 2016. – № 3. – С. 14–29.

21. Кучер, А. А. К вопросу о диагностике суицидального поведения / А. А. Кучер, В. Ф. Белоус // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. – 2016. – № 1. – С. 44–58.

22. Мазурова Л. Суицид нашего времени // Литературная газета. – 2015. №4. - С. 11-15.

23. Макаров, П. В. Профилактика, коррекция и реабилитация подросткового суицида : учебно-методическое пособие / П. В. Макаров. – Москва : НИИ школьных технологий, 2013. – 96 с.

24. Мухина Ю.В. Возрастная психология. – М.: Юристъ, 2015. – 566 с.

25. Нашкенова А.М. Суицидальное поведение в подростковом молодом возрасте. - Алматы, 2014. – 240 с.

26. Никифорова, Т. Ф. Тест Роршаха в диагностике суицидального поведения подростков / Т. Ф. Никифорова // Вестник психосоциальной и коррекционно- реабилитационной работы. – 2014. – № 4. – С. 10–16.

27. Павленок, П. Д. Социальная работа с лицами и группами девиантногоповедения : учеб. пособие / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева. – Москва : ИНФРА-М, 2014. – 185 с. – (Высшее образование: Бакалавриат).

28. Помощь подросткам в кризисном состоянии / сост. Н. В. Пономаренко. – Минск :Красико-Принт, 2015. – 96 с.

29. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях : профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги / авт.-сост. М. Ю. Михайлина, М. А. Павлова. – 2-е изд. – Волгоград : Учитель, 2016. – 226 с.

30. Шелепова А. Дуреют не по-детски (Психические отклонения у школьников) // Новое поколение. 2014. №3. С. 6.

31. Отчет об итогах деятельности Департамента по социальной политике Мэрии города Кызыла» за 2017 год. – Кызыл, 2018. Режим доступа: http://www.mkyzyl.ru/about/soc_vopr/DSP/Otchety/

 



2018-07-06 609 Обсуждений (0)
Рекомендации по профилактике суицида среди подростков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рекомендации по профилактике суицида среди подростков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (609)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)