Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Перспективные направления и формы международного инвестиционного сотрудничества на основе миграции капитала



2018-07-06 472 Обсуждений (0)
Перспективные направления и формы международного инвестиционного сотрудничества на основе миграции капитала 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В настоящее время одними из ключевых приоритетов Российской Федерации являются развитие и совершенствование инвестиционного климата, формирование благоприятной предпринимательской среды.

В части улучшения институтов предпринимательской деятельности ведется работа по совершенствованию законодательства в части упрощения условий ведения бизнеса и создания институтов, а также ведется работа по обеспечению необходимого качества правоприменения.

Результаты работы по этим направлениям видны уже сейчас. В 2016 году в исследовании Всемирного банка Doing Business Россия поднялась в общемировом рейтинге по сравнению с 2015 годом на 11 позиций до 40 места (из 190 стран), продолжив пятилетнюю положительную динамику движения в рейтинге.

Справочно: В 2016 году Россия улучшила показатели по 5 направлениям из 10, наибольший прогресс:

– Международная торговля (↑ 30);

– Регистрация предприятий (↑ 15);

– Защита миноритарных акционеров (↑ 13).

По 1 показателю Россия уже сегодня соответствует лучшим мировым стандартам и входит в 10 лучших стран:

– Регистрация собственности (9 место).

Кроме того, согласно итогам исследования по 5 показателям Россия входит в 50 лучших стран:

– Обеспечение исполнения контрактов (12 место);

– Регистрация предприятий (26 место);

– Подключение к системе электроснабжения (30 место);

– Кредитование (44 место);

– Налогообложение (45 место).

Важным является не занимаемое место в рейтинге, а реальные упрощения условий ведения бизнеса, которые фиксируются независимыми экспертами.

«Дорожные карты НПИ» Один из инструментов упрощения условий ведения бизнеса – это планы мероприятий – «дорожные карты» Национальной предпринимательской инициативы, которые содержат конкретные мероприятия по совершенствованию бизнес-среды и могут быть оценены в измеряемых эффектах (сокращение процедур, дней, стоимости и т.п.).

«Дорожные карты» реализуются с середины 2012 года и на сегодняшний день из 12 утвержденных «дорожных карт» продолжается реализация 6, включающих 595 мероприятий. К настоящему моменту реализация «дорожных карт» по 6 направлениям (в сферах регистрации предприятий, развития конкуренции, совершенствования регуляторной среды, доступа субъектов МСБ к закупкам и налогового администрирования, содействия экспорту) завершена, при этом исполнено 444 мероприятий.

Реализуются 6 «дорожных карт» (в сферах строительства, таможенного администрирования, доступа к энергосетям, регистрации имущества, корпоративного управления, совершенствования оценочной деятельности). Фактически по состоянию на июнь 2017 г. исполнено 81,6 % от тех мероприятий, по которым наступил срок исполнения, это 74,6 % от общего количества мероприятий реализуемых «дорожных карт».

В 2016 году повестка реформ обновлялась. Принята «дорожная карта» по корпоративному управлению. В «дорожную карту» по получению разрешения на строительство включены мероприятия по оптимизации технологического присоединения к теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению. «Дорожная карта» по повышению доступности энергетической инфраструктуры дополнена мероприятиями по оптимизации подключения к газоснабжению.

«Дорожная карта» по совершенствованию таможенного администрирования будет дополнена мероприятиями по оптимизации экспортных и импортных процедур.

Национальный рейтинг. Для оценки эффективности инвестклимата на региональном уровне АНО «АСИ» совместно с деловыми ассоциациями формируется Национальный рейтинг.

Рейтинг позволяет учитывать оценку бизнеса практики правоприменения и эффективности реализации реформ в регионах. Рейтингом измеряется совокупность факторов, находящихся в компетенции региональных властей, т.е. фактически он оценивает непосредственные усилия региональной власти по улучшению инвестиционного климата.

Рейтинг позволит оценить эффективность и прогресс внедрения мероприятий «дорожных карт» в регионах, Регионального стандарта, программ поддержки МСП и выявить «слабые места» и лучшие практики.

Важность результатов рейтинга, для использования на федеральном уровне:

– оценка правоприменительной практики и усилий по совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности в регионах России;

– выявление лучших практик по отдельным аспектам инвестиционного климата;

− мотивация и стимулирование региональных органов власти к реализации комплексной политики по улучшению инвестиционного климата.

«Целевые модели» регулирования и правоприменения в субъектах РФ. Целевые модели разработаны на основе лучших региональных практик совместно с регионами России и предпринимателями и предполагают совокупность обязательных целевых показателей (сроки, стоимость, количество процедур) и мероприятий по ключевым факторам, наиболее виляющих на бизнес-среду.

Для решения проблем предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, с 2012 г. функционирует Институт по защите прав предпринимателей, который обладает исключительными функциями по отстаиванию интересов предпринимателей во взаимоотношениях с государственными органами.

В настоящее время институт бизнес-омбудсмена задействован во всех субъектах Российской Федерации. Законодательство о региональном бизнес-омбудсмене принято в 85 субъектах Российской Федерации, а кандидатуры официально назначены в 81 регионе, в 2 регионах бизнес-омбудсмен действует на общественных началах, в 2 регионах бизнес - омбудсмен отсутствует. За время функционирования института бизнес-омбудсмена поступило 36 921 обращений от предпринимателей, из них 32 113 решены (87%). Также при активном участии Уполномоченного была проведена амнистия по экономическим преступлениям в отношении 2 466 граждан. Следует отметить, что амнистированные лица являются экономически активными гражданами и будут способствовать развитию предпринимательства.

Развитие государственного частного партнерства. Еще одним приоритетом государственной политики является поддержка инвестиций в инфраструктуру. В целях увеличения их объемов в стране все активнее используются механизмы государственно-частного партнерства (далее – ГЧП).

1) Меры нормативно-правового регулирования.

1.1) Принят Федеральный закон № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» (далее – Федеральный закон № 275-ФЗ).

3 июля 2016 г. принят Федеральный закон № 275-ФЗ, вступающий в силу с 1 января 2017 г. и предусматривающий следующее:

–возможность заключать концессионные соглашения (далее – КС) без конкурса по решению Правительства РФ;

–возможность переложить расходы на подготовку документации на концессионера;

–внедрен мониторинг исполнения концессионных соглашений в порядке, установленном Правительство Российской Федерации; Кроме того, 275-ФЗ предусматривается внесение комплексных изменений, которые направлены на совершенствование законодательного регулирования КС в сфере ЖКХ. В этих целях вводится новая глава 4, в которой следующие ключевые положения:

–участие субъекта РФ в качестве третьей стороны в КС, в случае если полномочия по регулированию тарифов в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения не переданы муниципальному образованию;

–ограничения для иностранных юридических лиц, в случае если в России отсутствуют представительства или филиал такого лица;

–возможность для концедента передать концессионеру недвижимое имущество, права на которое не зарегистрированы (водопроводные сети, насосные станции, канализационные сети, канализационные насосные станции, тепловые сети);

–возможность передачи в концессию предприятий со значительным объемом долговых обязательств и невозможности погашения таких долгов за счет средств муниципальных образований;

–возможность возмещения субъектом РФ, участвующим в КС, концессионеру недополученных доходов.

Также в целях активизации бизнеса, снижения расходов и сроков на подготовку проекта и проведение конкурсных процедур Федеральным законом «О концессионных соглашениях» предусмотрен механизм «частной инициативы», позволяющий инвестору, в случае его заинтересованности в реализации проекта, выступить с инициативой заключения КС и реализовать инвестиционный проект.

Соответствующая форма предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с соответствующей инициативой, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2015 года № 300.

1.2) В развитие Федерального закона № 275-ФЗ приняты 2 постановления Правительства РФ в части мониторинга концессионных соглашений.

Указанные нормативные акты определяют правила проведения мониторинга заключения и реализации заключенных концессионных соглашений, а также уполномочивают Минэкономразвития России на осуществление указанного мониторинга.

1.3) Принят Федеральный закон № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 360-ФЗ).

3 июля 2016 г. принят Федеральный закон № 360-ФЗ, вступающий в силус 15 июля 2016 г. и предусматривающий следующие изменения в Федеральный закон № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 224-ФЗ):

–дополнение перечня объектов ГЧП имущественными комплексами, предназначенными для производства промышленной продукции и (или) осуществления иной деятельности в сфере промышленности;

–возможность передачи частному партнеру имущества, которое не входит в состав объекта («иное имущество»);

–возможность финансирования проектов консорциумом банков; –возможность эксплуатации объекта публичной стороной, в случае, если техническое обслуживание объекта осуществляет частный партнер;

–снижение требований к инвестору при подаче заявки на конкурс в части наличия лицензий;

–в два раза сокращен максимальный срок проведения уполномоченным органом оценки эффективности проектов и определения их сравнительного преимущества – со 180 до 90 дней;

–уточнение переходных положений Федерального закона № 224-ФЗ. Приведение региональных законов в соответствие с 224-ФЗ отложено до 1 января 2025 г.

2) Системные меры, направленные на развитие ГЧП:

2.1) Совершенствование механизмов привлечения частных инвестиций в инфраструктуру на принципах ГЧП.

В рамках исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2017 г. № ИШ-П13-2615 Минэкономразвития России прорабатывает вопросы предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение части затрат в связи с реализацией региональных проектов на принципах ГЧП.

2.2) Методическое обеспечение:

а) В целях своевременного исполнения требований Федерального закона № 224-ФЗи продолжения эффективной работы по реализации проектов ГЧП Минэкономразвития России в субъекты Российской Федерации направлены рекомендации по приведению нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с вышеуказанным Федеральным законом.

б) По поручению Президента Российской Федерации в Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработаны и направлены в субъекты Российской Федерации методические рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства со сборником лучших практик.

2.3) Прочие меры:

А) Минэкономразвития России также ведется работа по дополнению государственных программ Российской Федерации и государственных программ субъектов Российской Федерации мероприятиями по развитию ГЧП в целях привлечения внебюджетного финансирования в развитие публичной инфраструктуры.

Б) В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации в Минэкономразвития России осуществлена разработка проекта профессионального стандарта «Специалист в сфере управления проектами государственно-частного партнерства». Такой стандарт содержит требования работодателя к специалистамв области ГЧП и будет способствовать повышению их компетенции.

В) В целях выявления объективных тенденций развития сферы ГЧП в России, а также формирования направлений совершенствования законодательства о ГЧП создана система мониторинга реализации проектов ГЧП с использованием государственной автоматизированной информационной системы «Управление», уже охватывающая более 2,5 тыс. проектов ГЧП.

Г) Организована работа по стимулированию привлечения частных инвестиций в санаторно-курортный комплекс Российской Федерации в рамках Плана мероприятий, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2017 г. № 585-р.

Данные меры в совокупности должны способствовать привлечению капитала и компетенций в российские инфраструктурные отрасли, а также позволят обеспечить активное участие регионов как в применении, так и совершенствовании механизмов ГЧП на местах.

Либерализация уголовного законодательства для предпринимателей.

Правительством Российской Федерации предусмотрены меры по расширению оснований для применения наказаний, не связанных с лишением свободы, за преступления в сфере предпринимательства.

Минэкономразвития России внесло в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (далее – законопроект). Законопроектом предусматривается расширение возможности освобождения от уголовного наказания в случае, если преступление совершено впервые, возмещен ущерб потерпевшему и уплачен штраф за счет внесения соответствующих изменений в статью 76.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).

Консультативный совет по иностранным инвестициями в России (КСИИ).

КСИИ образован в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1994 г. № 1108 «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации». КСИИ является площадкой для диалога крупного иностранного бизнеса и власти.

В состав КСИИ входит 54 крупнейшие иностранные компании, совокупный объем инвестиций которых в российскую экономику превысил 160 млрд. долл. США.

В рамках деятельности рабочих групп Консультативного совета ежегодно определяются несколько приоритетных направлений деятельности КСИИ на плановый период работы (1 год), исходя из приоритетов развития российской экономики и наиболее существенных проблем, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы (по их оценкам).

Только за 2016 год при активном участии членов КСИИ были достигнуты конкретные результаты:

1. Введен режим постоплаты в работе системы взимания платы «Платон».

2. Утвержден план мероприятий («дорожная карта») по повышению энергетической эффективности зданий, строений и сооружений, направленный на снятие технических, регуляторных, информационных и иных барьеров.

3.Снижены нормативы утилизации в отношении бумаги и картона.

4.Учтены предложения КСИИ по совершенствованию регулирования взаимоотношений между централизованными сетями водоотведения и абонентами таких сетей, в том числе по установлению справедливых механизмов расчета и уплаты компенсационных платежей за негативное воздействие на сети.

5. Приняты меры по ускорению процедуры регистрации для локализируемых медицинских изделий и лекарственных препаратов.

6. Завершена работа по подготовке Стандартного кредитного договора для предприятий микро-, малого и среднего бизнеса. Консультативный совет и ЕБРР подготовили изложение концепции возможных способов упрощения порядка конвертации субординированных кредитов, выданных российским банкам, в обыкновенные акции (доли в уставном капитале).

Межправительственная Российско-Китайская комиссия по инвестиционному сотрудничеству.

В целях развития двустороннего взаимодействия в инвестиционной сфере, сформирована Межправительственная Российско-Китайская комиссия по инвестиционному сотрудничеству (далее – Комиссия). Комиссия образована по итогам переговоров на высшем уровне в рамках официального визита Президента РФ Путина В.В. в КНР (Шанхай, 20-21 мая 2014 г.). Основной задачей комиссии является содействие реализации инвестиционных проектов в неэнергетической сфере на принципах взаимовыгодного сотрудничества и снижение административных и торговых барьеров между двумя странами.

Сопредседателями Комиссии являются Первый заместитель Председателя Правительства И.И. Шувалов и Заместитель Премьера Государственного совета Китайской Народной Республики Чжан Гаоли.

В рамках работы комиссии состоялось 4 заседания (последнее 12 апреля 2017 г.). По итогам заседаний был утвержден перечень из 73 совместных проектов. Минэкономразвития России на постоянной основе осуществляет мониторинг хода реализации проектов.

Консультационным комитетом предпринимателей РФПИ и CIC успешно проведено 4 круглых стола с участием российских и китайских компаний и инвесторов в следующих отраслях: металлургия (март 2015 года, г. Москва), инфраструктура (октябрь 2015 года, г. Пекин), сельское и лесное хозяйство (апрель 2016 года, г. Пекин) и круглый стол экономистов (июнь 2016 года, г. Пекин).


Заключение

В результате проведенной исследовательской работы можно сделать следующие выводы:

1. Помимо теорий международной миграции капиталов, получивших развитие в рамках неоклассической теории международной торговли, неокейнсианской теории экономического роста и марксистской теории вывоза капиталов, в настоящее время существуют четыре основные теории современного движения капитала: в первой теории речь идет о движении капитала из стран с низким уровнем доходов – в страны с высоким уровнем, или, наоборот, оттуда, где уровень дохода высок, и капитал в избытке – туда, где его мало; вторая теория утверждает, что, даже если потоки капитала не увеличивают внутренние сбережения и не улучшают условия формирования капитала в бедных странах, то, тем не менее, имеется выгода, т.к. иностранные инвестиции в финансовый сектор усиливают конкуренцию, повышают эффективность и стимулируют разработку новых финансовых продуктов; третья теория подчеркивает единство либерализации счета операций с капиталом с кризисом, т.е. потоки капитала являются причиной и двигателем нестабильности; четвертая теория рассматривает, как удавалось азиатским странам быстро развиваться, сохраняя реальный обменный курс на конкурентоспособном уровне в рамках управления притоком капитала.

2. В международной практике существуют два способа регулирования иностранных инвестиций: национально-правовой и международно-правовой. Национально-правовое регулирование основано на использовании норм и институтов традиционных отраслей национальной системы. С международной нормативно-правовой точки зрения потоки капитала и иностранной валюты регулируются при помощи 4-х наборов инструментов:

§ статьи Соглашения МВФ;

§ многосторонние и преференциальные соглашения на услуги, такие как ГАТС и различные статьи о свободной торговле (ССТ);

§ международные инвестиционные соглашения или двусторонние инвестиционные договора;

§ региональные соглашения (например, ЕС).

3. Основными субъектами мирового хозяйства являются национальные государства, транснациональные компании, международные финансовые организации (Мировой банк, Международный Валютный Фонд), а также государства.

4. Международное движение капитала включает в себя: портфельные и прямые инвестиции, международные займы, а также иные инвестиционные потоки.

3. Экспорт частного капитала растет более быстрыми темпами по сравнению с ростом вывоза государственного капитала, а взаимное проникновение капитала между развитыми странами укрепляет и интенсифицирует экономические связи.

4. Можно отметить следующие современные тенденции международной миграции капитала:

• превращение США в крупнейшего экспортера капиталов;

• вывоз частного капитала идет опережающими темпами по сравнению с экспортом государственного капитала;

• более ярко начинает выражаться перекрестная миграция капитала между ведущими национальными экономиками мира. Этот сегмент инвестиций составляет уже 70% от всего объема рынка. Благодаря этому обеспечивается высокая интенсификация экономических связей и взаимовыгодного сотрудничества среди экономически развитых государств. Также перекрестная миграция стимулирует расширение рамок международной специализации и кооперации производства;

• увеличение значения в международном движении капитала стран бывшего социалистического лагеря. Наиболее активно в этот процесс включились Китай, Польша, Чехия, Венгрия. Их догоняют Россия и другие государства постсоветского пространства. Они, прежде всего, импортируют капитал;

• кроме развитых стран активными экспортерами выступает ряд развивающихся стран, демонстрирующих высокие экономические достижения — Гонконг, Бразилия, Южная Корея, Саудовская Аравия, Сингапур и ряд других. Государства-лидеры ОПЕК (к примеру, Саудовская Аравия или Кувейт) предпочитают экспортировать ссудный капитал в основном в Соединенные штаты. Объемы их инвестиций напрямую привязаны к конъюнктуре мирового рынка черного золота. С другой стороны, у Сингапура, Малайзии, Гонконга и Южной Кореи преобладает вывоз предпринимательского капитала. Целый ряд компаний, представляющих развивающие страны, направляют существенные объемы капитала за рубеж, приобретая там большие активы;

• исследование причин оттока капитала позволяет сделать выводы о том, что есть ряд причин, существенно влияющих на миграцию капитала из РФ, из которых можно выделить институциональную среду, геополитику, которые влияют на инвестиционный климат в экономике;

•согласно прогнозу ЮНКТАД, прямые иностранные инвестиции в Россию в 2015–2017 годах останутся на минимуме 2014 г., развивающиеся страны все больше инвестируют через офшоры, что приводит к недополучению налогов.

Международное движение капитала — ключевой инструмент экономического роста, мощный фактор повышения конкурентоспособности экспортных благ и упрочнения положения страны в системе глобальной экономики. С другой стороны, МДК — важный сегмент мирового экономического пространства, определяющий особенности глобального рынка капиталов.

Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение существующих механизмов регулирования международного капитала, которые нуждаются в совершенствовании и унификации в силу того, что либерализация мировой торговли и сокращение ограничений на движение капитала в значительной мере ограничивают государство в его потребностях контроля за трансграничным движением капиталопотоков.

 




2018-07-06 472 Обсуждений (0)
Перспективные направления и формы международного инвестиционного сотрудничества на основе миграции капитала 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Перспективные направления и формы международного инвестиционного сотрудничества на основе миграции капитала

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (472)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.027 сек.)