Тема 9. МЕТОД ЭКСТРАПОЛЯЦИИ
РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
Пример 1.Имеются следующие данные и результаты расчета скользящей средней (ц/га):
Для того чтобы дать количественную модель, выражающую основную тенденцию изменения уровней динамического ряда во времени, используется аналитическое выравнивание ряда динамики. Основным содержанием метода аналитического выравнивания в рядах динамики является то, что общая тенденция развития рассчитывается как функция времени: , где – уровни динамического ряда, вычисленные по соответствующему аналитическому уравнению на момент времени t. Например, простейшими моделями (формулами), выражающими тенденции развития, являются: линейная функция – прямая , где – параметры уравнения; t – время; Расчет параметров функции обычно производится методом наименьших квадратов, в котором в качестве решения принимается точка минимума суммы квадратов отклонений между теоретическими и эмпирическими уровнями:
, (1) Параметры согласно методу наименьших квадратов находятся решением следующей системы нормальных уравнений, полученной путем алгебраического преобразования условия (1):
(2) где у – фактические (эмперические) уровни ряда; t – время (порядковый номер периода или момента времени). åt = 0, так что система нормальных уравнений (2) принимает вид: (3)
Из первого уравнения . (4) Из второго уравнения . (5) Для выравнивания данного ряда используем линейную трендовую модель – уравнение прямой: . В нашем примере п = 10 – четное число. Таблица 1. Выравнивание по прямой ряда динамики урожайности зерновых культур
Из таблицы 1 находим å = 153,4; åуt = 6,8; å t2 = 330,
откуда ; . Уравнение прямой, представляющее собой трендовую модель искомой функции, будет иметь вид: = 15,34 + 0,021t. Подставляя в данное уравнение последовательно значения t, равные -9, -7, -5, -3, -1, +1, +3, +5, +7, +9, находим выравненные уровни . По данным таблицы 1, на основе исчисленного ранее уравнения = 15,34 + 0,021t экстраполяцией при t = 11 можно определить ожидаемую урожайность зерновых культур в 2006 г., ц/га: = 15,34 + 0,021 × 11 = 15,571.
РАЗДЕЛ II. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА. Тема 10. СТАТИСТИКА НАСЕЛЕНИЯ, ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ
ЗАДАЧИ
№ 1. Численность населения в городе на 01.01.2001 г. составляла 693540 человек. В течение года родилось 9650 человек, а умерло 7520 человек. Сальдо миграции за этот период равнялось нулю. Определите: 1) численность населения на конец года; 2) среднегодовую численность населения; 3) абсолютны естественный прирост населения за год. Рассчитайте коэффициенты естественного прироста, общей рождаемости, общей смертности и жизненности населения.
№ 2.Средняя численность населения района в 2005 г. составляла 310 тыс. чел. В течение года родилось 3,3 тыс. чел., а умерло 2,8 тыс. чел. Миграционного оборота не было. Определите общие коэффициенты рождаемости и смертности, коэффициенты жизненности, коэффициенты естественности и общего прироста населения.
№ 3.Численность населения района на 1 января района 1999 г. составляла 440850 чел. В течение 1999 г. родилось 2500 чел., умерло 1400 чел., прибыло на постоянное место жительство 1350 чел., выбыло 470 чел. Определите: 1) коэффициенты общей рождаемости, общей смертности, естественного прироста населения; 2) сальдо миграции, объем миграции, общий коэффициент интенсивности миграции (миграционного прироста), коэффициенты интенсивности миграционного оборота и эффективности миграции; 3) общий прирост населения за период и коэффициент общего прироста населения.
№ 4.Численность населения города на 20 января 2000 г. равнялась 950 тыс. чел. За период с 1 по 19 января включительно родилось 750 чел., умерло 630 чел., приехало на постоянное место жительства 150 чел., в а выехавших не было. За весь 2000 г. родилось 10000 чел., умерло 12980 чел., приехало на постоянное место жительства 18520 тыс. чел., выехало 13010 чел. Рассчитайте: 1) среднюю численность населения за 2000 г.; 2) коэффициенты рождаемости, смертности и естественного прироста (изменения) населения; 3) коэффициенты интенсивности миграции по прибытию и выбытию и общей интенсивности миграции населения (миграционного прироста); 4) коэффициент интенсивности миграционного оборота; 5) коэффициент эффективности миграции; 6) коэффициент общего прироста населения.
№ 5.Имеются следующие данные за 2000 г. по региону:
Охарактеризуйте естественное и миграционное движение населения региона в 2000 г. с помощью известных вам абсолютных и относительных показателей. РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ Пример 1. Рассчитать показатели, характеризующих естественное движение и миграцию населения. Имеются следующие данные по населенному пункту за год:
Решение.На основе приведенных данных могут быть рассчитаны следующие показатели. 1. Численность населения города на конец года(St +1): St +1 = St + (N – M) + (П – В) = 241,4 + (3,380 – 2,680) + (1,80 - 0,6) = = 243,3 (тыс. чел.). 2. Средняя численность населения ( ) за год: = (St + St +1) / 2= (241,4 +243,3) / 2 = 242,35 (тыс. чел.). 3. Общий коэффициент рождаемости (Крожд): ‰. 4. Общий коэффициент смертности (Ксм): ‰. 5. Коэффициент естественного прироста (Кест): Кест = Крожд – Ксм = 13,95‰ – 11,06‰ = 2,89‰, ‰. 6. Общий коэффициент интенсивности миграции населения (Кмг): ‰. 7. Коэффициент общего прироста (Кобщ) населения за год: ‰, Кобщ = Кест + Кмг = 2,89‰ + 4,95‰ = 7,84‰. 8. Коэффициент интенсивности миграционного оборота (Кмоб) и коэффициент эффективности миграции (Кмэф). ‰, %, где Q – объем миграции: Q = П + В. 9. Коэффициент жизненности В.Н. Покровского: , . 10. Специальный коэффициент рождаемости (F): , ‰.
Пример 2.Численность детей в одном из регионов на 1.09.2002 г. составила: 5-летнего возраста – 3000чел., 6-летнего – 2500 чел. Исчислить возможный контингент учащихся 1-го и 2-го классов на 1.09.2004 г. без учета механического движения, если известны коэффициенты смертности: для детей пяти лет – 1,4‰, шести – 1,2‰, семи – 1,1‰. Решение:Определим коэффициенты дожития: , где КМ– коэффициент смертности. для 5-летних , для 6-летних , для 7-летних . Умножим количество детей каждого возраста соответствующий им коэффициент дожития и получим вероятную их численность на 1.09.2003 г.: 3000 × 0,9986 = 2996 чел. (6-летние), 2500 × 0,9988 = 2497 чел. (7-летние). Рассчитаем вероятное количество детей на 1.09.2004 г.: 2996 × 0,9988 = 2992 чел. 2497 × 0,9989 = 2494 чел. Занесем полученные данные в таблицу. Таблица 1
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (933)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |