А. Блок «Сусальный ангел»
На разукрашенную елку А няня топит печку в детской, Сначала тают крылья крошки, Потом и лужица засохла. Ломайтесь, тайте и умрите, Так! Погибайте! Что в вас толку? Стихотворение А. Блока “Сусальный ангел” - поэтический отклик на рассказ Л. Андреева “Ангелочек”, в нем символически звучит образ ангела. Центральным мотив - человека над земной обыденностью возвышает мечта, порыв к возвышенному. Однако образа тающего ангела подчёркивает трагическую безысходность земного бытия. Ничего не осталось от ангела, воплощающего собой все чистое и прекрасное - лишь только душа будет хранить воспоминания об этом, пусть остальные и растопчут все хрупкие мечты Александр Пушкин В дверях эдема ангел нежный Дух отрицанья, дух сомненья И жар невольный умиленья "Прости,- он рек,- тебя я видел, В основе сюжета антитеза. Пушкин противопоставляет нежного ангела и мрачного демона. Вначале перед нами предстает образ ангела с поникшей головой. Тут же появляется мятежный демон, летающий над адской бездной. Ангел сравнивается с чистым духом, а демон – с духом отрицанья и сомненья. Это лирическое стихотворение, относящееся к романтизму. Если в начале произведения происходит сравнение двух образов, то в конце демон у ангела просит прощения. Он говорит о том, что на самом деле не является таким злым, каким его все представляют. Демон не все презирал и ненавидел. В итоге добро все-таки восторжествовало и даже «мрачный демон» не устоял перед «нежным ангелом». Анна Ахматова Божий Ангел, зимним утром Оттого мы любим небо, Оттого мы любим строгий,
ОБРАЗ ДЕМОНА М. Лермонтов «Мой демон» Собранье зол его стихия; К ничтожным хладным толкам света И гордый демон не отстанет,
Христианские мотивы в творчестве М.Ю. Лермонтова – это очень глубокая и многогранная тема. Она включает в себя религиозные, библейские мотивы, богоборческую и демоническую темы. В первых восьми строках стихотворения Лермонтов изображает Демона через природу, создавая при этом отчетливый мотив движения – шум дубров, пена рек, носясь меж облаками. Приносящему разрушения и страдания Демону по душе «роковые бури». Символ мятежного начала, Демон привлекает юного поэта силой духа, своим неутомимым стремлением к действию. Титан, презревший власть Бога, восседает на своем «недвижном троне», властвуя над миром человеческих чувств, страстей, пороков. Демон ненавидит мир, весь смысл его существования – губить все доброе. Поэт рисует фигуру Демона, этого воплощения зла («Собранье зол его стихия»), во всем своем страшном и одновременно притягательном величии. Но при этом лермонтовский Демон удивительным образом сочетает величие и мощь титана с печалью и унынием («Сидит уныл и мрачен он»): обрекший сам себя на такое существование, Демон бесконечно одинок в этом мире, его окружают лишь «ветры онемевшие», и ни одна живая душа не разделит его одиночество. Демон» А.С. Пушкин В те дни, когда мне были новы
«Демон» написан Пушкиным в 1823 году, в то время, когда в душе поэта царил скепсис. «Злой гений», посещающий лирического героя «Демона», олицетворяет глубокую разочарованность в окружающем мире. Он презирает вдохновение, не верит в любовь и свободу, глядит насмешливо на жизнь. Приход демона обозначает перелом в сознании человека, который в молодости был полон мечтами и надеждами, а повзрослев, понял их ничтожность. Пушкинское стихотворение «Демон» построено целиком в форме прошедшего времени, как рассказ пережитом, уже не имеющем отношения к настоящему. Встреча с демоном у Пушкина - лишь эпизод в развитии внутреннего мира поэта, и сам образ демона выступает как бы сквозь дымку воспоминания, обрисованный сжато и только в духовном плане, без каких-либо внешних портретных примет и декоративных подробностей.
Николай Некрасов Где ты, мой старый мучитель, Дуешь, бывало, на пламя - Прямо ли, криво ли вижу, Нынче я всё понимаю, Что же со мною случилось? Способа ты не находишь В произведении по-новому представлен образ Демона. Он не похож на образы, созданные ранее Лермонтовым и Пушкиным. Некрасовский Демон практически лишен налета сверхъестественности, таинственности. В результате получается образ почти земной, в некоторой степени даже обыкновенный, обыденный. Некрасов представляет читателям стихотворца как обычного человека, который может совершать ошибки, в чем-то сомневаться, быть подверженным депрессиям. Демон — это часть его двойственной натуры. Как только уходит Демон, Поэт больше не способен писать на темы социальные. Нуждается ли стихотворец во второй части своей души? Скорее да, нежели нет. Усомниться в однозначности ответа заставляют две последние строки стихотворения: ТЕМА БУДУЩЕГО «Если жизнь тебя обманет» А.С. Пушкин Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! день уныния смирись: День веселья, верь, настанет. Сердце в будущем живёт; Настоящее уныло: Всё мгновенно, всё пройдет; Что пройдет, то будет мило. «Если жизнь тебя обманет…» можно отнести к философской лирике. Здесь мы видим раздумья автора над вечными вопросами, которые волнуют каждого человека: о радости и горе, о смысле жизни, о настоящем и будущем. Нужно принять жизнь такой, какая она есть. Так же нужно помнить, что «все мгновенно, все пройдет». Когда-нибудь любые трудности заканчиваются. Мы оглядываемся назад и понимаем, что все было не так уж и плохо Автор призывает с оптимизмом смотреть в будущее. Михаил Лермонтов Гляжу на будущность с боязнью, Земле я отдал дань земную Особенностью ранней лирики М.Ю. Лермонтова является специфическое понимание поэтом времени. Романтик иногда чувствует себя причастным к прошлому, часто тоскует о будущем, но никогда духовно не принимает настоящее, остается ему чуждым со строгой последовательностью. Прошлое, как правило, ассоциируется с утраченным раем, в будущем видится возможность соединения с мировым целым, а настоящее рассматривается как неизбежная преграда на пути к идеалу. Прошлое в лирике поэта связано с реальными воспоминаниями Лермонтова, настоящее семантически связано либо с отражением прошлого, либо с ожиданием будущего. Категория же будущего в лирике Лермонтова далеко не однозначна. Она вызывает у поэта противоречивые эмоции. «Во весь голос». Вступление. В. Маяковский Мечта о будущем – лейтмотив всего творчества Маяковского. Он возникает уже в ранних произведениях молодого поэта и звучит во всех поэмах, написанных после революции. Маяковский, как известно, является одной из центральных фигур русского футуризма, а футуризм заявил о себе как искусство будущего. В поэме «Во весь голос» поэт обращается к читателям будущего, называя их «товарищи потомки». Здесь нет ни одного слова, относящегося к человеку реального времени, он разговаривает с нами «через хребты веков», «как живой с живыми говорит». Поэт снова твердит, что всё новое рано или поздно ворвётся в жизнь и будет существовать, что его «стих громаду лет прорвёт/ и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошёл водопровод,/ сработанный ещё рабами Рима». Во вступлении к поэме «Во весь голос» Маяковский буквально кричит, призывает и вдохновляет читателей к строительству светлого будущего МОТИВ ЖИЗНИ И СМЕРТИ «Смерть» М. Ю. Лермонтов
Смерть — постоянный предмет философской рефлексии и поэтических переживаний Лермонтова, тесно связанный с размышлениями о вечности и времени, о бессмертии и о любви. Ожидание смерти как освобождения от земных мук и страданий — распространенный мотив романтической поэзии у поэта. Лермонтову не свойственно пушкинское гармоничное ощущение природного кругооборота, смены поколений, смягчающее трагизм смерти. Смерть переживается в его поэзии как бессмысленное поглощение мирозданием человеческой индивидуальности. Поэту чужда просветительская ирония над «тайнами гроба». Смерть для него — роковая тайна, не вмещаемая человеческим разумом, и он стремится не к разгадке, а к более глубокому ощущению тайны смерти. Трагизм ее Лермонтов видит, прежде всего, в невозможности личного бессмертия, в бесследном исчезновении духовного «Я», с уничтожением которого Лермонтову так трудно примириться: «В сырую землю буду я зарыт. / Мой дух утонет в бездне бесконечной!» Сама по себе смерть не страшит поэта; ужасно связанное с ней забвение и гибель любви. «О, смерть! Я твой. Повсюду вижу…» Ф. Сологуб. О смерть! Я — твой. Повсюду вижу Одну тебя, — и ненавижу Очарования земли. Людские чужды мне восторги, Сраженья, праздники и торги, Весь этот шум в земной пыли. Твоей сестры несправедливой, Ничтожной жизни, робкой, лживой, Отринул я издавна власть. Не мне, обвеянному тайной Твоей красы необычайной, Не мне к ногам её упасть. Не мне идти на пир блестящий, Огнём надменным тяготящий Мои дремотные глаза, Когда на них уже упала, Прозрачней чистого кристалла, Твоя холодная слеза. Приговор жизни давно вынес Ф. Сологуб ещё в программном стихотворении «О, смерть! Я твой. Повсюду вижу…». Ф. Сологуб утверждает эстетику смерти. «До свиданья, друг мой, до свиданья…» С. Есенин. До свиданья, друг мой, до свиданья. Милый мой, ты у меня в груди. Предназначенное расставанье Обещает встречу впереди. До свиданья, друг мой, без руки, без слова, Не грусти и не печаль бровей, — В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей. Это последнее (предсмертное) стихотворение поэта. По мнению экспертов, написано кровью Есенина, т.к. в номере гостиницы не было чернил. Сергей Александрович прощается с «милым другом», то есть с читателем. По мнению поэта, смерть – абсолютно нормальное (банальное) явление, а жизнь ещё более банальна. Стихотворение является откровением. Чувствуется, что строки шли прямо из намаявшейся души. Но какая бы тоска и уныние ни вдохновили поэта на создание этой эпитафии самому себе, впечатление оно оставляет скорее светлое. Прощание без надрыва и слёз; признание равной ценности жизни и смерти, и к тому же — всё-таки надежда на будущую встречу. Так проститься с бытием и людьми мог только истинный поэт. «Отрада» З. Гиппиус. Мой друг, меня сомненья не тревожат. И будет мне чужда земная сладость
Одним из центральных мотивов ранней («декадентской») поэзии Гиппиус, ставшим затем постоянным в ее стихотворном творчестве, является мотив смерти. В разные годы он получает различное осмысление и художественное воплощение. В стихотворении отчетливо заметны мотивы бессилия, покинутости, бессмысленности человеческого существования, с одной стороны, и привлекательности, спасительности смерти — с другой. Лирическая героиня – между жизнью и смертью. И жизнь, и смерть взаимосвязаны. Героиня, тяготясь земным существованием, спокойно, без страха говорит о собственной смерти.
М. Цветаева. Молитва Самоубийство Был вечер музыки и ласки,
Многие литературоведы отмечают, что тема смерти была в начале ХХ века модной, и интерес юной Цветаевой к этой теме не более чем дань литературной моде. Однако искренность чувства, яростное неприятие смерти во имя жизни делают эти стихотворения подлинным шедеврами. Начинающая поэтесса в своём творчестве очень часто обращалась к теме смерти, словно бы пытаясь заглянуть в мир, который ей ещё недоступен ОБРАЗ КРЕСТА В дохристианский период крест был символом солнца и огня, а также жизни, поэтому использовался как оберег от зла и символ спасения. Крест - основополагающий символ христианства. Он является символом веры. Для христианина крест - это символ не смерти, а жизни. «Крест на скале» М. Лермонтов В теснине Кавказа я знаю скалу, И много уж лет протекло без следов О если б взойти удалось мне туда, «Россия» А. Блок Опять, как в годы золотые, Какому хочешь чародею
Тема Родины занимала особое место в жизни А. Блока, она была для него поистине всеобъемлющей. Он считал ее своей темой, которой сознательно посвящал жизнь. У поэта с Россией образовалась явственная, кровная связь. Особое значение приобретают стихотворения, где поэт развертывает «широкоохватный» образ Родины и подчеркивает свою неразрывную связь с ней, с русской стариной, с русским пейзажем, фольклором, сказкой, песней. Строка «И крест свой бережно несу» обращает читателя к еще одной традиции русской литературы – ассоциации с подвигом Иисуса Христа. Нести на себе свой крест означало, что человек не волен выбирать себе судьбу, а должен проживать ту, что предопределена свыше. Кому суждено родиться в России, значит, и жизнь его должна быть связана с этой страной. «Любить иных – тяжелый крест Б. Пастернак Любить иных - тяжелый крест, А ты прекрасна без извилин, И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен. Весною слышен шорох снов И шелест новостей и истин. Ты из семьи таких основ. Твой смысл, как воздух, бескорыстен. Легко проснуться и прозреть, Словесный сор из сердца вытрясть И жить, не засоряясь впредь, Всё это - не большая хитрость Стихотворение «Любить иных – тяжелый крест…» было написано в 1931 году. Это своеобразное откровение поэта и представляет собой обращение к возлюбленной. Лирический герой говорит о том, что любить порою очень непросто. Пастернак считает любовное состояние самым ценным, что есть у человека, ибо только в любви люди проявляют самые лучшие свои качества. «Любить иных – тяжелый крест…» - гимн любви, ее чистоте и красоте, ее незаменимости и необъяснимости. Нужно сказать, что до последних дней именно это чувство делало Б.Л. Пастернака сильным и неуязвимым, несмотря на все сложности жизни. В христианской традиции крест – символ страдания и святости. Поэтому в словах “скрещенье”, “крестообразно” не только смысл физической близости мужчины и женщины, но и скрытая тема святости. Любовь, страсть в стихотворении Пастернака – это и страдание, которое приносит искупление и спасение. Лирический герой говорит о том, что любить порою очень непросто. Николай Некрасов Пророк Не говори: "Забыл он осторожность! Но любит он возвышенней и шире, Так мыслит он - и смерть ему любезна. Его еще покамест не распяли, Сложность проблемы состоит в том, что Некрасов не был глубоко верующим человеком, в его творчестве переплетаются революционные идеи и связанные с ними чувства и библейские, евангельские мотивы. Кстати, следует сказать, что самые революционные стихотворения Некрасова освещены христианской символикой. «Народный заступник» как бы уподобляется святому подвижнику, отрекшемуся от «мирских наслаждений» и жертвующему собой во имя спасения человечества. Образом распятого Христа завершается и стихотворение «Пророк», и здесь мы не можем не почувствовать едва сдерживаемую скорбь поэта. Причем это не только личные переживания автора, но и выражение чувств лучшей части современников, преклоняющихся перед человеком, считавшим, что «умереть возможно для других», напомнить людям о Боге делом, своей крестной жертвой. Содержание поэтической речи автора определяет приподнятость, возвышенность интонации. Прежде всего этому способствует высокая лексика: «жертвуя собой», «нет помыслов мирских», «гибель», «судьба», «покамест не распяли», «но час придет».
ОБРАЗ МАТЕРИ Образ матери издавна присущ русской поэзии и русской культуре в целом. Эта тема занимает важное место как в классической, так и в современной поэзии. Более того, русский образ матери является национальным культурным символом, не утратившим своего высокого значения с древнейших времен до наших дней. Характерно, что образ матери, вырастая из образа конкретного человека, матери поэта, становится символом Родины. Для христианского мира прообразом идеальной матери, конечно же, является Богородица. Жертвенная любовь, чистота и нежность, кротость и в то же время нравственная стойкость – эти ассоциации возникают при упоминании о Пресвятой Деве даже у людей, далеких от Церкви. «Мать» Н. Некрасова Она была исполнена печали, Стихотворение посвящено самому святому в жизни каждого человека – матери: Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери. Подобное отношение к ней, помимо обычной сыновей привязанности, вытекало, несомненно, из сознания того, чем он ей был обязан. В этом стихотворении ясно отражена печаль матери: "Несчастные! зачем родились вы?" Данная фраза отражает скорбь матери, но не о рождении детей, а о их судьбе. Об этом свидетельствует фраза "И вам судьбы своей не избежать!" «Письмо матери» С. Есенин Ты жива еще, моя старушка? Пишут мне, что ты, тая тревогу, И тебе в вечернем синем мраке Ничего, родная! Успокойся. я по-прежнему такой же нежный я вернусь, когда раскинет ветви Не буди того, что отмечалось, И молиться не учи меня. Не надо! Так забудь же про свою тревогу, Оно было написано в 1924 году, в последний период творчества и почти в самом конце жизни поэта. Во многих его произведениях того времени звучит тема безвозвратно ушедшего прошлого, но наряду с ней возникает и тема матери. Одним из таких произведений стало стихотворение «Письмо матери», написанное в форме обращения к ней. Всё поэтическое послание пронизано нежностью и любовью к самому родному человеку: Я по-прежнему такой же нежный. Не удаётся лирическому герою в письме успокоить свою мать, многое упущено, потеряно или утрачено. Он понимает, что прошлого уже не вернуть, но мать для него – это та самая ниточка, которая связывает его с прошлым, беззаботным, светлым и чистым. Именно отсюда такая нежная и трогательная взаимная любовь. Сердце поэта тянется к родительскому очагу, к родительскому дому. Образ дороги не раз появляется в стихотворении. Она символизирует жизненный путь поэта, на котором все время появляется мать, желающая добра и счастья сыну. «Матери» И. Бунин Я помню спальню и лампадку, Игрушки, теплую кроватку И милый, кроткий голос твой: «Ангел-хранитель над тобой!» Бывало, раздевает няня И полушепотом бранит, А сладкий сон, глаза туманя, К ее плечу меня клонит. Ты перекрестишь, поцелуешь, Напомнишь мне, что он со мной, И верой в счастье очаруешь... Я помню, помню голос твой! Я помню ночь, тепло кроватки, Лампадку в сумраке угла И тени от цепей лампадки... Не ты ли ангелом была? В стихотворении поэт вспоминает свое детство, в которое ему хочется возвращаться вновь и вновь. Мысленно переносясь в прошлое, он отмечает: спальню и лампадку, Игрушки, теплую кроватку… Эти простые, но очень дорогие для Бунина образы становятся той путеводной звездой, которая не дает ему сбиться с дороги жизни. Обращаясь к матери, поэт с ностальгией вспоминает: «Ты перекрестишь, поцелуешь… Я помню, помню голос твой!». Многие образы со временем блекнут и становятся настолько размытыми, что автор уже не может понять, где правда, а где вымысел. «Не ты ли ангелом была?», — обращается он к матери, но знает, что уже не сможет получить ответа на этот вопрос. Тем не менее, поэт действительно счастлив, что у него остались детские воспоминания, которые полны теплоты, нежности, тихой радости и легкой грусти. Ведь в прошлое нет возврата, а будущее представляется Бунину хоть и весьма привлекательным, но достаточно сумбурным, неопределенным и лишенным очарования детства, в котором он был по-настоящему счастлив
ОБРАЗ МЕТЕЛИ «Метель» П. Вяземский Степь поднялася мокрым прахом И завивается в круги. Снег сверху бьет, снег веет снизу, Пойдешь вперед, поищешь сбоку, Всё глушь, всё снег, да мерзлый пар. И божий мир стал снежный шар, Где, как ни шаришь, всё без проку. Мотив метели вошёл в русскую литературу вместе со стихами П.В. Вяземского, первым из русских поэтов связавшим специфику русского характера с любовью к зиме. В стихотворении «Метель» путник не просто оказывается во власти метели. Он становится игрушкой бесовской силы и, не имея возможности защитить себя, приближается к своей гибели: «Метель кружит и валит снег» М.Ю. Лермонтов Метель шумит и снег валит, То звук могилы над землей, Пугает сердце этот звук Тему метели как символа «нерассветного» пространства продолжает М.Ю. Лермонтов. В его стихах метель становится частью «горного» текста. Метель в горах – знак обречённости человека, его смертности: Метель кружит и валит снег Но сквозь ветра дальний звон Порой прорвавшийся гудит То отголосок похорон, То звук могилы под землёй, Умершим весть, живым укор… “Зимняя ночь” Б. Пастернак Мело, мело по всей земле
В основе композиции произведения лежит антитеза огня и льда, две стихии противоборствуют и взаимодействуют друг с другом. Холодная метель вселенского масштаба заметает все кругом, застилает окна роем снежных хлопьев. Но одинокая свеча все равно противостоит стихии окружающего мира. В кольцевой композиции последняя строфа неточно повторяет первую. В ней в отличие от бесконечного действия в первой строфе («мело, мело…») отсутствие повтора и указание на время действия (февраль) знаменует конечность, завершение зимней бури. Утверждение победы надежды и жизни звучит в последней строке: «Свеча горела». Чувства лирического героя передаются через образ свечи, несущий важнейшую смысловую нагрузку: свеча, как символ надежды и тихого счастья, продолжает гореть на столе, несмотря на давление внешнего мира, становясь символом трепетного огня любви, согревающего и озаряющего человеческую жизнь. В одном из самых проникновенных стихотворений Пастернака воедино слились человек и Вселенная, мгновение и вечность, заставляя гореть пламя свечи, как символ жизни и надежды. ОБРАЗ МОРЯ «Море» В.А. Жуковский Безмолвное море, лазурное море, Стою очарован над бездной твоей. Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты. Безмолвное море, лазурное море, Открой мне глубокую тайну твою. Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь? Иль тянет тебя из земныя неволи Далекое, светлое небо к себе?.. Таинственной, сладостной полное жизни, Ты чисто в присутствии чистом его: Ты льешься его светозарной лазурью, Вечерним и утренним светом горишь, Ласкаешь его облака золотые И радостно блещешь звездами его. Когда же сбираются темные тучи, Чтоб ясное небо отнять у тебя - Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу... И мгла исчезает, и тучи уходят, Но, полное прошлой тревоги своей, Ты долго вздымаешь испуганны волны, И сладостный блеск возвращенных небес Не вовсе тебе тишину возвращает; Обманчив твоей неподвижности вид: Ты в бездне покойной скрываешь смятенье, Ты, небом любуясь, дрожишь за него. (В.А. Жуковский)
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1312)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |