Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Н.э.), Марк Аврелий Антоний (121-180 гг. н.э.).



2018-07-06 431 Обсуждений (0)
Н.э.), Марк Аврелий Антоний (121-180 гг. н.э.). 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Основной принцип стоической этики - осознать господствующую в мире необходимость и подчиниться ей, не утратив при этом чувство собственного достоинства. Этот принцип имеет различные формы выражения: жить в согласии с природой; жить добродетельно; жить разумно. Казалось бы, в отличие от Эпикура стоики пытаются найти внешнюю, объективную точку опоры для морали (такая потребность в этике уже явно назрела), но, по существу, остаются в границах субъективизма.

 

Стоики проповедуют отрешенность от страстей и внешних благ как условие внутренней свободы (с этим связано используемое ими понятие "апатия", которое обозначает "бесстрастное" отношение ко всему, включая страдание); занимают рационалистическую позицию в решении проблемы добродетели (добродетель - знание, зло - незнание); определяют свое отношение к смерти. Что касается последней проблемы, то ее решение исходит из установки: "Жизнь - не благо, смерть - не зло", т, е, жизнь должна быть добродетельной, иначе она лишается смысла и предпочтительней оказывается смерть: "Лучше достойно умереть, чем недостойно жить" (Сенека).

 

Античная медицина была составной частью натурфилософии.Именно философский подход к выяснениюсоотношения человека и природы, космоса позволял делать первые заключения о самом человеке, особенностях составлявших его органов и источников их функционирования.

 

В VI-V веках до н. э. мед взгляды Кротонской (пифагорейской) врачебной школы способствовали определению понятия сущности здоровья как гармонии всех элементов организма. 1. Организм есть единство противоположностей. 2. Здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил (сухого и влажного, теплого и холодного), господство же одной из них есть причины болезни 3. Противоположное излечивается противоположным. ([Алкмеон]) Книдскаяврачебная школа развивала учение о4х телесных соках(кровь,слизь,светлая желчь и черная желчь):здоровье представлялось как результат их благоприятного смешения.

 

Врачеватели Косской школы принимали человека, его здоровье и болезни в тесной связи с окр миром. Болезни в их понимании – не наказание богов, а результат влияний всего окружающего и нарушений питания. ([Гиппократ II Великий] Гиппократ говорил о естественной природе всех болезней. Высказывается идея о влиянии географических условий и климата на организм. Велика его заслуга в изучении нравственных основ врачевания. «Сборник Гиппократа» По Платону:Человеком правит«вечный разум»посредством3х душ:разумной(в мозгу),животной(в крови)и

 

растительной (в печени). Все 3 души правят опосредованно с помощью 3х сил – мыслительной, движущей и питатающей, и управляют 4мя элементами, существующими в организме в виде плотных частей и влаг. Если они подчиняются душе и, следовательно, находятся в «кразе», то организм здоров. Таким образом, причина болезней не во внешнем факторе, а в том, что физическая сторона организма не подчиняется духовной, божественной. (Терапия в исполнении религиозных обрядов, танцев и гимнов)

 

Аристотельопределил сердце как основной орган системы движения крови и был сторонником гуморального учения,согласно которому процессы в организме - результат смешения и взаимодействия различных по своим свойствам его жидких сред. Врач лечит конкретного человека, а не человека вообще, поэтому и лечение его должно отражать определенную специфику, отвечать сущности конкретного явления. Основой врачебной деятельности Аристотель считал опыт, отдельные наблюдения.

 

Крупнейшим представителем античной медицины был древнегреческий врач и философ Гален (129-199 гг н.э.) Идея Платона о 3хчастном строении души оказала большое влияние на теорию Галена, согласно кт в мозгу обитает «душевная пневма», в сердце - «жизненная», а в печени – «естественная». В теории познания Гален склоняется к опыту как источнику знания, что позволило ему сделать важные открытия в экспериментальной анатомии. Однако все жизненные процессы он объяснял действием нематериальных сил. В этом проявился его дуализм как философа.


5.ФИЛ И МЕД ПИФАГОРЕЙЦЕВ

 

В основе всех вещей, учил Пифагор, лежит число; числа – сущность вещей. Вся Вселенная признавалась им гармонией чисел и их отношений. Пифагорейцы приписывали числам особые мистические свойства. Они считали, что свойством одних чисел является справедливость, других – душа и ум, третьих – удача и т. п. Душа также является числом, которое приводит в движение самое себя. Душа бессмертна и переселяется из одного человека в другого. Пифагорейцы впервые высказали мысль о количественной закономерности развития мира, Вселенной, пытались открыть наличие противоположностей, указывая на такие из них, как: предельное и беспредельное, четное и нечетное, покой и движение, свет и тьма, мужское и женское и т. п.

 

В этическом учении пифагорейцы предлагали такой образ жизни, целью которого было освобождение души от тела посредством ее очищения.Самой высокой степенью очищения является«созерцательная жизнь»,направленная нанаучные поиски истины и блага.

 

Уделяли пифагорейцы внимание и праву, считая, что «весь образ жизни устроен таким образом, чтобы следовать Богу», так как высшая власть у богов и именно эта власть самая справедливая. Затем следует подчиняться пророкам, правителям, родителям, старшим и наконец законам. «Человек по своей природе не может оставаться благополучным, если никто не начальствует», отсюда «нет зла большего, чем безвластие (анархия)».

 

Наконец, особо следует отметить поиски пифагорейцами гармонии во всем, красивой количественной согласованности. Древние греки очень любили гармонию, восхищались ею и умели создавать ее в своей жизни.

 

В VI-V веках до н. э. мед взгляды Кротонской (пифагорейской) врачебной школы способствовали определению понятия сущности здоровья как гармонии всех элементов организма. 1. Организм есть единство противоположностей. 2. Здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил (сухого и влажного, теплого и холодного), господство же одной из них есть причины болезни 3. Противоположное излечивается противоположным. ([Алкмеон])

 

6.ФИЛОСОВСКИЕ ОСНАВАНИЯ ГИППОКРАТОВОЙ МЕДИЦИНЫ

Основателем научной медицины считается Гиппократ(5-4 вв до н.э.) - древнегреческий философ и врач. В трудах Гиппократа отражены представления о целостности организма, индивидуальном подходе к больному и его болезни, понятия об анамнезе, учение об этиологии, прогнозе, темпераменте и т.д. В трактате "О древней медицине" он выдвинул проблему самостоятельности, автономии медицинского искусства. В работе "Прогностика" им велась полемика с представителями религиозно-магической медицины. Он считал, что любое заболевание имеет теоретический характер. В труде "0 водах, ветрах и местностях" Гиппократ попытался соотнести понятия "болезнь" - "характер человека" - "окружающая среда". В этом трактате отображена взаимосвязь рациональной медицины с рациональным философским осмыслением мира, а также влияние политических институтов на здоровье людей. Трактат «о природе человека» здоровье равновесие 4-х жидкостей: крови, флегмы, желчи, черной желчи. В "Клятве Гиппократа" сформулированы моральные нормы поведения врача. Значение Гиппократа заключается не только в том, что он придал медицине статус теоретической науки, а в том, что он определил этический устав, основной характеристикой которого было моральное долженствование. В современных терминах смысл "Клятвы" можно сформулировать следующим образом: - врачующий помни, что больной не есть вещь или средство, он есть цель, то есть ценность сам по себе.



7.ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ О СУЩЕМ (БЫТИИ)

 

Главной особенностью натуралистического периода является стремление первых философов понять сущность природы, космоса, мира в целом. Первые философы - представители Милетской школы /Фалес (624-547 до нэ), Анаксимандр (610-546 гг до нэ), Анаксимен (588-525 гг до нэ)/ искали некое первоначало, пытались объяснить из чего все произошло. У Фалеса - это вода, у Анаксимена - воздух, у Гераклита - огонь. Они представляли первоначало не как вещество, а нечто такое, из чего возникает живая природа и населяющие ее одушевленные существа. Они впервые сознательно поставили вопрос о первооснове всего сущего. Большой вклад в развитие учения о сущем был осуществлен Гераклитом из Эфеса, который считал, что первооснова природы - это огонь. Из огня произошел мир в целом, отдельные вещи и даже души. Он утверждал, что все возникает из огня согласно необходимости, которая была им названа "ЛОГОС" /закон мироздания/.

 

Следует отметить, что ранние философы искали рациональное объяснение происхождения и сущности мира. Постепенно они переходят от знаний, обретенных чувственными образами, к знанию интеллектуальному, которое оперирует понятиями. Впервые такой переход был осуществлен Пифагором. Он считал, что началом всего сущего является число. Элеаты (VI-V вв до нэ) /Ксенофан, Парменид, Зенон/ создали учение о неизменной сущности бытия, которое постигается разумом. Бытие у элеатов - это то, что постигается только разумом, а не с помощью чувств. Мышление и бытие - это одно и то же.

 

При изучении древнегреческой философии важно отметить значимость атомистической трактовки бытия, которая связана с такими именами, как Эмпедокл, Левкипп и Демокрит. (5-4 в. до н.э). Эмпедокл сводил все многообразие вещей к 4 «корням»: земля, вода, воздух, огонь. Соединение и разделение элементов объяснял действием 2х противоборствующих сил: притяжение и оттталкивание. Основные положения Левкиппа: абсолютная пустота, атомы, движущиеся в этой пустоте, понятие механической необходимости. Демокрит создал атомистическую теорию, кт заключается в том, что он считал первоосновой всего единство двух начал: атом и пустота. Атом - это источник всего /неделимые частицы материи, они неизменны, вечны, находятся в постоянном движении/. С точки зрения Демокрита совокупность особых атомов составляют душу человека.

 

Платон(427-347гг.до н.э.)под бытием понимал нечто вечное и неизменяемое,что может быть познано толькоразумом, а в результате свел бытие к бестелесному созданию - идее. Платон противопоставил чувственное бытие (мир реальных вещей) чистым идеям - бытию идей.

 

Аристотель(384-322гг.до н.э.)преодолел платоновское противопоставление чувственного бытия и действительногобытия (бытия идей). Он отверг учение об идеях как сверхъестественных и самостоятельных сущностях, которые не связаны с бытием отдельных вещей (чувственное бытие), и предложил различать разные уровни бытия (от чувственно-конкретного до всеобщего).

 

Взгляды древнегреческих философов на проблему бытия выявили два разных подхода: в первом случае проблема бытия ограничивалась самой природой (земной мир и космос), в другом подходе в определении содержания и сущности бытия выявилась абсолютизация знаний об объективно-чувственном мире - вечных, бестелесных идеях. Но было и общее в этих взглядах - это разграничение бытия и небытия.


7.СОКРАТ КАК ОСНОВАТЕЛЬ АНТИЧНОЙ АНТРОПОЛОГИИ

 

Мысли Сократа (470-399 гг. до н.э.) изложены его учеником Платоном. В центре внимания С. – человек, но человек рассматривается как нравственное существо. Самое главное в человеке его душа, поэтому можно сказать, что Ф-фия С. – этическая антропология. Под душой понимается разум, как мыслительная нравственно ориентированная активность. Она позволяет человеку жить по законам морали. Коль скоро самое главное в человеке – душа, надо заботиться о душе, самая главная задача воспитания – формирование человека. Чтобы познать человека необходимо познать его душу, «познай самого себя».

 

Основные положения сократовской этики нашли широкое отображение в этическом рационализме (знание есть основа добродетели). Сократом открыто понятие свободы как власти разумного начала, показана роль познания как главной цели и способности человека. Структура сократического диалога (как процесса постановки вопросов и правильного нахождения ответов) позволяла познать истинность знания (“в споре рождается истина”).

 

Основной вопрос философии Сократ решает как идеалист: природа - это нечто, не стоящее внимания философа, важнейшим для него является дух, сознание. Истинная справедливость, по Сократу, это знание того, что хорошо и прекрасно, вместе с тем и полезно человеку, способствует его блаженству, жизненному счастью. Добродетель, т.е. познание того, что есть благо, могут достичь лишь “благородные люди”. Основными добродетелями Сократ считает:

• Сдержанность - как укрощать страсти

• Мужество - как преодолеть опасность

 

• Справедливость - как соблюдать божественные и человеческие законы. Все это человек приобретает путем познания и самопознания.

 

В своих изысканиях Сократ, в отличие от философов физиса, концентрируется на проблематике человека, понимая при этом человека не как природное существо, обладающее автономией существования, а имея в виду человека познающего, находящегося в состоянии познания. Сократ изменяет саму направленность интеллектуальных поисков. Он ставит и решает вопрос: "В чем природа и последняя реальность человека, что есть сущность человека?" При этом, Сократ приходит к ответу: человек - это его душа, но с того момента, как душа становится действительно человеческой, зрелой, способной быть отличием человека от других существ. "Душа" - это разум, мыслящая активность, нравственное поведение. Душа в данном понимании - философское открытие Сократа.


8.КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА У ПЛАТОНА

 

Платон (427-347 гг до нэ) является создателем системы объективного идеализма. Идеалистической основой его философии является понятие идеи /эйдос/ Идея - это сущность, которую нельзя увидеть, но можно понять только умом. Впервые в истории поставил вопрос об отношении духа и материи, разграничив таким образом мир на видимый(иллюзорный,так как воспринимается органами чувств)иреальный(действительный,истинный,ибопостигается разумом). Поэтому бытие приобретает 2 уровня: феноменальный и идеальный. Он считал, что «Душа правит всем, что есть на небе, земле, на море с помощью своих собственных движений». Важное место в философии Платона занимает теория познания, суть которой заключается в том, что душа содержит знания об идеях, поскольку до вселения в тело она жила в мире идей и "общалась" с ними, поэтому познание идей осуществляется не через чувства, а благодаря "припоминанию". Природа человека у Платона представлена дуализмом души и тела. Человек – вместилище души, пока душа в теле, она находится в темнице. Душа начинается только тогда, когда выходит из тела, т.е. после физической смерти. Тот, кто хочет праведной жизни, должен бежать от тела, занятия фил позволят душе очиститься. Рассуждения о душе включают в себя очищение души - как созерцание идей; бессмертие души - как странствование души из одного тела в другое; метемпсихоз - как перевоплощение души.

 

Задача человека в том, чтобы возвыситься над беспорядком (несовершенным чувственным миром) и всеми силами души стремиться к уподоблению богу, который не соприкасается ни с чем злым. В том, чтобы освободить душу от всего телесного, сосредоточить её на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинным и вечным. Платон считал, что души животных и растений смертны, а разумные души людей бессмертны, поскольку они сотворены богом из того же состава, что и бессмертная мировая душа. Именно бессмертие и восприимчивость к знаниюотличает человека от животного.


9.АРИСТОТЕЛЬ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ

 

Аристотель (384-322 гг до нэ), будучи учеником Платона, подверг переосмыслению многие его идеи, сконцентрировав свою критику вокруг теории идей. Он считал, что мир один, духовно-материальный, реально существующий, вещи и процессы реального мира необходимо познавать из него самого, т.е. изучать существующую действительность.

 

Для Аристотеля человек — это прежде всего общественное или политическое существо, одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть обладающее нравственными качествами.

 

В «Никомаховой этике» Аристотель отмечал, что «человек по природе существо общественное», а в «Политике» — существо политическое. Он также выдвинул положение, что человек рождается политическим существом и несёт в себе инстинктивное стремление к совместной жизни. Врождённое неравенство способностей — причина объединения людей в группы, отсюда же различие функций и места людей в обществе.

 

В человеке есть два начала: биологическое и общественное. Уже с момента своего рождения человек не остаётся наедине с самим собой; он приобщается ко всем свершениям прошлого и настоящего, к мыслям и чувствам всего человечества. Жизнь человека вне общества невозможна.


10.ЭПИКУР И ЕГО ИДЕАЛЫ

 

Школа эпохи эллинизма – «Сад», основатель – Эпикур (341-270 гг до нэ). Философия имеет цель, кт определяется как счастье человека, понимаемое как удовольствие. Главное удовольствие – жить разумно, нравственно и справедливо, в полном отказе от социального активизма. Цель счастливой жизни – безмятежность духа и здоровье тела, а главное – избежать страдания.А чрезмерные телесные удовольствие ведут к болезням и страданиям.Истинное удовольствие:апония(отсутствие страданий и наказаний),атораксия(невозмутимость души,ее спокойствие).Эпикурейцы-материалисты,когда человек умирает-душа распадается на атомы,загробной жизни нет,смерть – отсутствие ощущений.

 

Главную опасность для человеческого счастья представляет страх. Эпикур утверждает, что два величайших источника страха - религия и боязнь смерти - связаны между собой, поскольку религия поддерживает взгляд на мертвых, как на несчастных (напомним, что дело происходит в дохристианскую эпоху). Религия, таким образом, не утешение, а то, что мешает утешению. Сверхъестественное вмешательство в дела природы казалось Эпикуру источником ужаса, а бессмертие - разрушением надежды навсегда избавиться от страданий и боли. Взамен религии он предлагает философскую теорию, которая может утешить человека.

 

Эпикур был сенсуалистом, то есть полагал, что все, ощущаемое нами истинно. Ошибки возникают из-за неправильной оценки ощущений. Главной же деятельностью логического мышления он считал индукцию, обобщение.


11.СТОИЦИЗМ, КАК ФИЛОСОФСКОЕ ТЕЧЕНИЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ.

 

Учение Стои — стоицизм — охватывает почти шесть столетий. В его столь долгой истории различают три основные части:

 

Древнюю Стою(конецIVв.до н.э.-серединаIIв.до н.э.)-Зенон Китийский(не путать с автором апорий ЗенономЭлейским), Клеанф (331-232 гг. до н.э.) и Хрисипп (280 — 207 гг. до н.э.), Среднюю(IIвв.до н.э.)-Панетий(Панеций)и Посидоний(Посейдоний)

 

Новую(Iв.до н.э. — IIIв.н.э.)-Сенека,Эпиктет и Марк Аврелий

 

Основателем считается Зенон из Китион с острова Кипр (336 — 264 гг. до н.э.) В трактате «О человеческой природе» он первым провозгласил, что «жить согласно с Природой — это то же самое, что жить согласно с добродетелью» и что это — основная цель человека. Этим он ориентировал стоическую философию на этику. Зенону принадлежит идея соединить три части философии (логику, физику и этику) в единую систему.

Его последователями были Клеанф (331-232 гг. до н.э.) и Хрисипп (280 — 207 гг. до н.э.).

 

Наиболее яркими представителями Средней Стои являются Панетий (Панеций) и Посидоний (Посейдоний). Благодаря Панетию (ок. 185 — ок. 110 гг. до н.э.) учение стоиков перешло из Греции в Рим.

 

Наиболее видными представителями римского стоицизма (Новой Стои) были Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. Они жили в разное время, различным было и их социальное положение. Но каждый последующий из них был знаком

с трудами предшественника. Сенека (ок. 4 г. до н.э. — 65 г. н.э.) — крупный римский сановник и богач, Эпиктет (50

 

— 138 гг. н.э.) — сперва раб, а потом нищий вольноотпущенник, Марк Аврелий (121 — 180 гг. н.э.) — римский император. Сенека известен как автор многих произведений, посвященных этическим проблемам: «Письма к Луцилию», «О стойкости философа».

 

Каково же учение стоиков? Это была эклектическая школа (Эклектика, также эклектизм — смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов), которая объединяла разные философские направления. Место и роль наук в учении стоиков определялись ими следующим сравнением:

 

- логика — это ограда,

 

- физика — плодоносная почва, - этика — ее плоды.

 

Главная задача философии—в этике;знание—лишь средство для приобретения мудрости,умения жить сообразноПрироде. Таков идеал истинного мудреца. Счастье же состоит в свободе от страстей и в спокойствии духа. Физика стоиков занималась изучением законов и явлений микро- и макрокосмоса. Логика была своего рода психологией, изучала скрытые механизмы человеческого мышления, что давало возможность познавать и понимать видимые и невидимые явления в Природе и в Космосе.

 

Этика являлась философией жизни, или практической мудростью, то есть учением о морали. Стоики признают четыре основных добродетели:разумность,умеренность,справедливость и доблесть.Главной добродетелью встоической этике является умение жить в согласии с разумом.

 

В основе стоической этики лежит утверждение, что не следует искать причины человеческих проблем во внешнем мире, поскольку это — лишь внешнее проявление происходящего в человеческой душе. Человек — часть великой Вселенной,он связан со всем существующим в ней и живет по ее законам.Поэтому проблемы и неудачи человекавозникают из-за того, что он отрывается от Природы, от Божественного мира.

 

Следует помнить, что многие вещи в мире не зависят от человека, однако он может изменить свое отношение к ним. Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии), автаркии (самодостаточности).



12.ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛ И МЕДИЦИНЫ В ЕВРОПЕ

 

Начало средневековой философии было ознаменовано союзом философии и христианской теологии во II в, ее завершение – распадом этого союза в XIV в.

 

1. Философия играла служебную роль по отношению к религии. «Философия есть служанка теологии» (Климент Александрийский)

 

2. Фил была теоцентричной

 

3. Библия являлась отправной точкой рассуждений и критерием истинности всех философских теорий. Считалось, что истина уже содержится в Священном Писании, фил же помогает ее понять и четко выразить

4. Особое значение имеет экзегетика (искусство правильного толкования и разъяснения положений Священного Писания). В своих рассуждения философы в первую очередь отталкивались от текста (а не от мира, как в античности или в Новое время)

 

5. Фил Средневековья была присуща тенденция к назидательности, учительству. Философы были одновременно и учителями церкви

 

Христианское понимание Бога, мира и человека основывается на Священном Писании (Библии) и Священном Предании (трудах отцов Церкви – средневековых мыслителей, философски интерпретировавших Св. Писание). В основе христианского миропонимания, сформировавшегося в Средние века, лежат следующие положения:

 

1. Монотеизм–вера в единого Бога.В монотеистической картине мира,Бог не является частью мира и качественнопревышает все, что есть в мире. Бог трансцендентен по отношению к миру. В отличие от политеистических представлений Бог не имеет определенного образа, он нематериален – это абсолютная мысль, но в то же время, он – не абстрактная сущность, как это представляли себе греческие философы, а личность, предполагающая возможность общения.

 

2. Креационизм–доктрина,согласно которой Бог является творцом мира.Бог творит мир«из ничего».Из идеитворения вытекает также, что Бог, несмотря на свою трансцендентность, не является абсолютно оторванным от мира, он связан со своим творением, присутствует в нем. Весь мир пронизан божественными замыслами, идеями. Бог, согласно христианским представлениям, не только трансцендентен, но и имманентен (внутренне присущ) миру. С философской точки зрения, христианская идея творения снимает вопрос, который был одним из основных в древнегреческой философии: что есть бытие? Бог и есть истинное бытие, все остальное (сотворенный мир) обладает бытием только в силу причастности к этому вечному источнику.

 

3. Идея откровения.Бог в христианстве есть не только абсолютное Бытие,но и абсолютная Истина.В немсодержатся смыслы всего существующего, сотворенного им. Подлинное знание возможно для человека только тогда, когда Бог сам открывает себя, делая Истину доступной. Все, что люди знают о мире, о себе и о Боге – все это является результатом божественного откровения. Прежде всего, Бог открывает себя людям через Священное Писание, оно является главным источником и критерием подлинного знания. Истина может быть достигнута и через познание окружающего мира, сотворенного Богом, но удостоверится в его безошибочности, человек может, только сверившись с Откровением (т.е. с Библией).

 

4. Идея грехопадения и спасения.С христианской точки зрения человечество изначально греховно.Смысл

 

«первородного греха» в неповиновении, непослушании, нарушении установленных Богом законов. Бог создал людей для вечного счастья, но они сразу же нарушили божественную волю, вкусив от древа познания добра и зла. Греховность первых людей была распространена на все их потомство, грех вошел в человеческую историю и через грех – смерть, как наказание за него. Вина человека, восставшего против Бога, была настолько велика, что он не мог искупить вину и спастись (обрести вечную жизнь) самостоятельно. Спасение стало возможным лишь благодаря смерти и воскресению Богочеловека – Христа, который одержал победу над смертью, искупив грехи человечества.

 

5. Провиденциализм–представления о том,что всеми мировыми событиями–от мировой истории в целом доволевых актов отдельных людей – управляет божественное провидение.

 

6. Эсхатологизм–представления о неизбежности конца существующего мира и о конечных судьбах мира и человека.

 

7. Учение о воскрешении.В отличие от греческой философии,христианская мысль представляла себе вечную жизнькак бессмертие не только души, но и тела, то есть как бессмертие целостного человека, идентичного и подлинного в своей личности. Воскрешение мыслилось как соединение бессмертных душ с восстановленными телами.

8. Учение о богочеловеческой природе Христа.Классическая формула христологии,явившаяся результатом долгихбогословских споров, гласит, что две природы (божественная и человеческая) соединены в единой личности (ипостаси) Христа «неизменно, неразлучно, неслитно, нераздельно». Иными словами в личности Иисуса божественное и человеческое соединяются «не в ущерб» друг другу – божественное не растворяется в человеческом, человеческое не умаляет божественного. Вопрос о «статусе» Христа был принципиально важен – ведь возможность Спасения (воскрешения, т. е. восстановления не только души, но и тела, преображенного, не отягощенного грехом) открывалась для человека только в том случае, если Христос был в равной степени и Богом и человеком. Если бы Христос не был Богом, то его жертвы было бы недостаточно, для искупления первородного греха. С другой стороны, если бы плоть Христа не была действительно человеческой, то ни страдания плоти, ни жертвенная смерть, ни телесное воскресение были бы недействительными, и их последствия не распространялись бы на человека.

 

9. Учение о троичности Бога.Христианские мыслители отстаивали мысль о том,что Бог един в трех лицах:Отец,Сын и Св. Дух. Все три лица (ипостаси) обладают одной и той же божественной сущностью, но по-разному проявляют себя. Признание троичности Бога, означает, что его можно познавать тремя способами, или в трех аспектах: как Отца

– создателя мира; как Сына – Спасителя в облике Иисуса Христа; как Святого Духа – вечно пребывающего Духа, преображающего уже здесь и теперь тех, кто становится христианами.


10. Антропоцентризм.Теоцентризм общей христианской картины мира дополняется антропоцентризмомсотворенного мира, главной фигурой которого является человек, венец творения, ради которого «запущен ход» времени и истории. В отличие от христианской, греческая философская мысль была определенно космоцентричной. Человек и космос никогда радикально не противопоставлялись, напротив всегда соотносились друг с другом, космос понимался как живой, одушевленный, подобный человеку.

 

11. Этическое учение.Моральные ценности,принимаемые христианством можно рассматривать как следствиеценностей религиозных: любовь к Богу, смирение пред Богом, самоотречение во имя Бога предстают образцом для отношения человека к человеку, являющемуся подобием Бога. Главными в христианской шкале моральных ценностей становятся любовь к ближнему, сострадание, милосердие, смирение, терпимость. Можно с уверенностью сказать, что христианство произвело самую большую переоценку ценностей в истории человечества.

 

Средневековая философия с самого начала развивалась в двух направления: патристика и схоластика. Патристика–это самое раннее направление.Сторонники патристики,главным образом,занимались критикойеретических учений христианской церкви и ее апологетикой (защитой от искажений учения). Идеологи этого направления получили определение "отцов церкви", а потому и само направление стало называться патристикой. К этому направлению относили многих мыслителей, среди них наиболее влиятельные – Оригена и А.Августин. Схоластика–более позднее направление средневековой философии,оно сформировалось в ХП-ХШ вв.Главной еепроблемой была проблема соотношения веры и разума. Основными ее представителями были П.Абеляр, Ф.Аквинский, Ф. Ассизский.

 

В период средневековья считалось, что знание имеет 2 уровня: сверхъестественное знание, содержащееся в текстах Библии, и естественное знание, получаемое человеком посредством изучения окружающего мира и представленное в текстах философов Платона, Аристотеля и других античных мыслителей, признанных и канонизированных христианством. Средневековые схоласты отредактировали труды Гиппократа, Ибн Сины и Галена, у последнего устранили экспериментальные достижения в области строения и функций живого организма, но его представления о целенаправленности всех жизненных процессов в организме человека, о пневме и сверхъестественных силах были возведены в ранг религиозной догмы и теории схоластической медицины Средневековья.


13.ПАТРИСТИКА. УЧЕНИЕ АВГУСТИНА О ЧЕЛОВЕКЕ И ЕГО ДУШЕ



2018-07-06 431 Обсуждений (0)
Н.э.), Марк Аврелий Антоний (121-180 гг. н.э.). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Н.э.), Марк Аврелий Антоний (121-180 гг. н.э.).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (431)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)