Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности протестантизма.



2018-07-06 358 Обсуждений (0)
Особенности протестантизма. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1) Протестантизм признает только Священное Писание (Библию), все созданное людьми (Священное Предание - учение отцов Церкви) является истинным только в той мере, в которой соответствует Писанию. Отсюда вытекает возможность критики и изменения основных христианских догматов.

 

2) Каждый человек имеет право по-своему понимать Священное Писание.

3) Спасение достигается не с помощью молитв, обрядов, не посредством Церкви, а только личной верой в Бога.

 

4) Между Богом и людьми не может быть никаких посредников. Посредническая роль Церкви отрицается. Нет веры в святых и богородицу.

 

5) Поскольку каждый имеет право толковать Библию по своему, протестантизм оказывается расколотым на множество течений и сект.

 

6) Богослужение упрощено, храмы в большинстве случаев лишены каких бы то ни было изображений. Вера, чисто духовное общение человека с Богом противопоставляется внешним формам религии.

 

Реформация, в результате которой возник протестантизм, означала обновление, возрождение религиозной жизни, и повлекла за собой переворот во всей духовной культуре. Причем главная роль здесь, также как и в Гуманизме, отводилась личности, личной связи человека с Богом. Спасение представлялось зависящим именно от внутренних усилий личности, а не от исполнения обрядов. В связи с этим Реформацию и Гуманизм можно рассматривать как два пути западноевропейского возрождения. При этом нельзя забывать, что Реформация содержала и много противоположного Гуманизму. По сути дела, она была протестом не только против католической церкви, но и против вольнодумства гуманистов. Реформаторы были солидарны с гуманистическим признанием индивидуального человеческого «я», но категорически отвергали родовое возвышение человека и его обожествление. Признавалось, что человеческая деятельность, человеческий опыт очень важны, но все равно это лишь опыт существа, способности которого принципиально ограничены, несравнимы со способностями Бога. Возражая гуманистам, Реформация подчеркивала, что Бог трансцендентен по отношению к миру и несоразмерен конечному греховному человеку.

 

Утверждавшееся новое мировоззрение породило контрреформацию – идеологическое и политическое контрнаступление католической церкви. В 1542 г. папа Павел III благословил святую службу – суд инквизиции, которая стала рассматривать все дела, связанные с вопросами веры. Гонениям стали подвергаться не только выдающиеся мыслители возрождения (Д. Бруно, Т. Компанелла), но и многие простые люди – в Европе развернулась охота на ведьм.

 

Такова эпоха возрождения, прославившаяся своими культурными достижениями, и в то же время полная суеверий; эпоха свободомыслия и в то же время эпоха реакции, гонений, насилия над личностью.


16.ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ: ЭМПИРИЗМ И РАЦИОНАЛИЗМ

 

Новое Время – принципиально новый период в истории не только Западной Европы, но и всего человечества. Важным фактором духовной атмосферы Нового Времени является развитие научных исследований: научные взгляды Коперника, Кеплера, Галилея, Ньютона. Становление опытного знания потребовало замены схоластического метода мышления новым методом, непосредственно обращенным к реальному миру и являющимся методом истинного знания для всех наук. Это вызвало к жизни новую ориентацию философии. Если в средние века философия выступала в союзе с богословием, то теперь она опиралась на науку.

 

При поисках нового, истинного, метода науки философия Нового Времени разделилась на два направления: эмпирическое и рационалистическое.Эмпиризм–это философское направление,считающее чувственный опытединственным источником знаний. Рационализм – это философское направление, признающее достоверным то знание, которое достигнуто посредством интеллекта. Великие философы-эмпирики — Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, великие философы-рационалисты — Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.

 

Родоначальником эмпирического направления в философии Нового Времени является английский мыслитель Френсис Бэкон (1561-1626).Основными предметами его философских исследований стали Бог,природа,человек.Онсчитал, что новая задача философии заключается в открытии ранее неизвестных истин, которые стали бы действительным основанием практической философии и усилили власть человека над природой. Ф.Бэконом был разработан метод познания объективных истин – учение об идолах (призраках) и об очищении от них человеческого интеллекта – и метод опытно-индуктивного исследования природы.

 

Будучи эмпириком, ученый считал, что разум должен перерабатывать данные опыта и находить причинные связи явлений. Использование исследователем разных путей познания он иллюстрировал на примере муравья, паука и пчелы. (Путь паука» - получение знания из «чистого разума», то есть рационалистическим путем.

 

«Путь муравья» - такой способ получения знания, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический эмпиризм. «Путь пчелы», по Бэкону, - идеальный способ познания. Используя его, философ-исследователь берет все достоинства «пути паука» и «пути муравья» и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по «пути пчелы», необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему «снаружи») и, используя возможности разума, заглянуть «вовнутрь» проблемы, понять ее сущность.) В работе «Новый органон» философ утверждал, что единственным предметом наук может быть природа; соединяя науку с практикой, он считал, что наука должна реализовывать себя в технике; понимание им социального значения науки выразилось в его известной фразе «знание – сила».

 

Так как метод, по Бэкону, требует освобождения разума от предвзятых идей (принимающих образы «призраков» или «идолов»), как специально и осознанно совершаемой процедуры, он часть своего учения посвящает разъяснению необходимости этой процедуры и анализу самих ложных установок разума, каковых четыре: неискоренимые и присущие каждому человеку призраки рода (связанные с особенностями человека как конечной части природы); призраки пещеры (индивидуальные предрассудки и заблуждения, связанные с индивидуальным восприятием явлений

 

в соответствии с собственными способностями и возможностями); призраки рынка/площади (стереотипы, обусловленные социальной общностью людей; ими по ситуации автоматически пользуется человек, не задумываясь об их истинности или ложности); призраки театра (ложные идеи и учения, принятые в данной среде образованных людей как достоверные). Единственный способ избавления от призраков – опыт, понимаемый как эксперимент, в основе которого находится не только чувственное представление. Эксперимент предполагает целенаправленный контроль разумом на каждой стадии его проведения, включая анализ условий проведения эксперимента. Бэкон был уверен в том, что дорога к истинному знанию и к царству человека над окружающей средой, лежит через научное знание.

 

Одним из основоположников европейской и мировой философии Нового Времени является Рене Декарт (1596-1650) Вместе с Ф.Бэконом Декарт видел конечную задачу знания в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании причин и действий, в усовершенствовании природы человека. Для достижения этих задач Декарт считал необходимым предварительно усомниться во всем наличном существовании. Это сомнение – не убеждение в непознаваемости всего сущего, но лишь прием для нахождения безусловно достоверного начала знания. Таким началом Декарт считал положение "мыслю, следовательно, существую". Исходя из этого тезиса, он пытался вывести существование Бога, а затем убеждение в реальности внешнего мира.

 

В его философии можно наблюдать пересмотр существовавших принципов миропонимания и обращение к разуму и самосознанию. В работе «Рассуждение о методе», написанной в 1637 г., он ставит задачу сделать доказательным путь к знанию. При этом признаки достоверности он ищет в самом знании. По Декарту, первичное знание достигается посредством мышления; исходным положением его метода является усмотрение в основе мышления принципа очевидности; в качестве исходной стадии научного исследования предлагается метод сомнения, необходимый для того, чтобы найти то положение, которое несомненно.

 

Учение Декарта о методе обобщено в четырёх правилах: не принимать на веру то, что не очевидно; делить проблему на части; рассматривать мысли в определённом порядке от простого к сложному; делать максимально полные перечни относящихся к рассматриваемому вопросу сведений. Декарт назвал свой метод рационалистическим, т.е. опирающимся на разум. Знание мыслитель понимал как систему истин, ставя перед собой задачу оправдания разума и выстраивания аргументов в пользу доверия к нему. Бог, по Декарту, дал природе законы движения; создание учения о Боге и душе – это задача метафизики.

 

Духовные субстанции, в отличие от материальных, неделимы. Практически, под духовными субстанциями Декарт понимал мышление, или разум. Мышление хранит врожденные идеи (Бог, число, фигура); у вещи есть причина, из


ничего ничто не происходит. Далее в рассуждениях мыслителя по поводу человека (как машины, связанной с разумом по принципам механики) и мира (представленного как машина, в которой находится божественный дух) обнаруживается третья субстанция – Бог, который творит мир согласно принципу, названному Декартом деизмом, в противоположность принципу теизма, по которому Бог может вмешаться в любой процесс. Искусство, по Декарту, должно способствовать разуму человека, поэтому форма должна быть строго регламентирована; в качестве принципов такой регламентации предлагаются: четкость, логика, ясность, убедительность.

 

Исходя из предпосылок своей философии и вооруженный основательным знакомством с достижениями естествознания, Декарт пришел к убеждению, что биология – не больше, как усложненная физика, а организмы – в такой же мере сложные механизмы: растения – великолепно сконструированные машины; а животные – блестяще сооруженные и эффективно действующие автоматы. И те, и другие оживотворены, но не одушевлены. Душа или разум (одно и то же по Декарту) является исключительным достоянием человека.

 

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677гг.)в работе«Этика»противопоставил рационалистическому дуализмуДекарта монистическую систему бытия. По его мнению, природа не может быть вне Бога; все многообразие, наблюдаемое нами в мире, обеспечивается единой субстанцией – материей или духом. Бог есть бесконечное существо, и Бог есть природа; единая субстанция, она вне знания, является причиной самой себя. Бог как совершенная субстанция обладает множеством атрибутов, два из которых доступны конечному человеку – мышление и протяженность. Атрибуты имеют неограниченное количество проявлений – модусов. Своей задачей Спиноза считал понимание природы и Бога и выработку на основе рационального знания любви к Богу (как к философскому понятию).

 

Заслугой Спинозы является преодоление механистического материализма: философ наряду с протяженностью называет в качестве атрибута материи мышление, всеобщность которого составляет основание познаваемости и саморазвития материи. Отсюда исследователями делается также вывод о диалектичности представлений Спинозы о материи и мышлении (о бытии и сознании). Принято считать, что философ создал самую непротиворечивую и последовательную теорию пантеизма.

 

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716гг., «Монадология», «Теодицея», «Новые опыты о человеческомразумении») был ученым, философом, юристом, историком, математиком, физиком, изобретателем, исследовал вопросы, связанные с оптикой, горным делом.

 

Сущность бытия Лейбниц раскрывает в гипотезе о множественности субстанций. Развивая рационалистическое направление в философии Нового времени, он утверждает, что модусы, о которых пишет Спиноза, индивидуальны, понимая индивидуальность как свойство характера человека и всех вещей. Все вещи индивидуальны, следовательно, каждая из них может быть субстанцией. Особого рода субстанцией является самостоятельно существующая – монада («единица»), которую философ понимает как атом мироздания, первоэлемент бытия, простую и неделимую субстанцию, имеющую духовную природу. Она существует вечно и не может распадаться на части, проявляя постоянную активность. Сущностью монады является деятельность (восприятие, представление, или стремление). Монады образуют иерархию согласно объему духовного содержания в них. Также монады характеризуются Лейбницем как образы Вселенной, имеющие некоторую аналогию с человеком. Единая субстанция имеет свои атрибуты – протяженность и мышление. Человеческое мышление, по Лейбницу, есть часть мышления вообще (т.е. мыслят не только люди), мышление, по Лейбницу, есть самосознание природы.

 

Классификация монад Лейбница напоминает учение Аристотеля о трех уровнях души: низшие монады представляют неорганический мир; монады следующего уровня обладают ощущениями; монады высшего класса представляют души людей: монада называется душой, когда в ней есть чувство, духом – когда есть разум. Бог упорядочивает и обеспечивает целостность уровней монад, осуществляет полноту всех связей деятельности, будучи абсолютно сознательной монадой. В мире, по Лейбницу, царит предустановленная гармония.

 

Основные работы Томаса Гоббса (1588-1679): «О человеке», «О теле», «О гражданине», «Левиафан». По Гоббсу, объяснить устройство мира, значит показать характер связи его элементов. Его считают отцом семиотики, основателем логики и философии Нового времени; ему принадлежит новое прочтение Нового завета, в той части, что касается человека и его телесности. Исходным понятием его соц учения было «естественное право», т.е. право человека защищать любыми средствами свою жизнь и благосостояние. Согласно Т.Гоббсу, господство «естественного права» с наибольшей силой проявляется в естественном состоянии человеческого общества, когда в нем нет ни государственности, ни морали. Человек эгоист и враг другому человеку, из этого обстоятельства вытекает его стремление к личной выгоде, сопряженное с правом покушаться на чужое, включая жизнь другого человека. Чувство страха перед силой служит причиной возникновения рационального мышления; вследствие его развития происходит возникновение решения перейти из описанного выше естественного состояния в гражданское или общественное состояние. Это стремление имеет своим результатом заключение «общественного договора»; для того, чтобы каждый человек мог существовать в обществе, нужны правила, которые гарантируют ему жизнь и возможность заниматься определенной деятельностью. Основываясь на разуме, люди выдвигают из своей среды представителей, которым делегируют часть своих естественных прав, отрывая их от себя. Эти выделенные из общей среды люди наделены правом осуществлять руководство всем обществом; они продумывают и формируют правила, по которым все обязаны жить; предусматривают возможность решения спорных и конфликтных ситуаций и т.п.

 

Идеи Бэкона систематизировал Джон Локк (1632-1704) в работе «Опыты о человеческом разумении». Он критиковал рационалистов за теорию врожденных идей, утверждая, что идеи приобретены на основе опыта, что человек при рождении представляет собой чистую доску, tabula rasa, и познает мир благодаря активной деятельности органов чувств. По мнению мыслителя, чувства и опыт являются источником знания, а разум – только систематизирует


чувственные данные; все идеи, которые может сформулировать человек, выведены из простых идей, возникающих в ощущениях: абстрактные идеи из менее абстрактных идей полезности, достоверности, сотрудничества, эти, в свою очередь, из еще более конкретных и т.д. Согласно Локку, идеи возникают на основе двух разновидностей опыта: идей внешнего опыта, которые человек получает при помощи органов чувств; и идей о своей деятельности – как идей внутреннего опыта, или рефлексии, неотделимых от эмоциональных и волевых процессов. Учение о двух видах опыта привело далее к разработке проблемы первичных (неотъемлемых свойств всех тел: протяженность, движение, покой, число, плотность, непроницаемость) и вторичных качеств (которые изменчивы и доводятся до сознания при помощи органов чувств: цвет, звук, вкус, запах). Далее Локк проанализировал характер знания и пришел к выводу о существовании интуитивного (основанного на внутреннем чувстве) и демонстративного (выводного, доказательного), видов знания, вместе названных им умозрительным знанием, и сенситивного вида знания, касающегося внешних предметов, и получаемого посредством ощущений.

 

К неотчуждаемым правам человека, согласно Локку, принадлежат 3 основных права: на жизнь, свободу и ответственность. Право на собственность тесно связано с оценкой человеческого труда. Он считал, что правовое равенство индивидов является необходимым следствием принятия 3 неотчуждаемых прав.

 

Оппонентом Локка в теории познания был Джордж Беркли. Дж.Беркли (1685-1753гг.) и Д.Юм в истории философии отмечены как философы, не признающие материалистическую теорию познания и сомневающиеся в возможности познания человеком окружающего мира. Философию Беркли и Юма, в центре внимания которых оказались вопросы сенсуализма и номинализма, рассматривают как ответ на односторонность предшествующего материализма. Скептицизм и агностицизм были обоснованы в критике первичных и вторичных качеств Дж.Локка и понятия субстанции.

 

Дж.Беркли сформулировал учение субъективного идеализма; в «Трактате о началах человеческого знания» мыслителем поставлена проблема статуса внешнего мира, который человек воспринимает на основе своих субъективных ощущений. Беркли известен своей критикой материалистического основания тел и теории Ньютона о пространстве как вместилище физических тел. По Беркли, ощущения являются отражением вещей, существующих вне сознания человека, быть – значит быть в восприятии (Бог воспринимает всегда). В противоположность реализму, полагавшему, что мир существует независимо от сознания субъекта и его содержание не может определяться сознанием человека или Бога, Беркли доказывает, что человеку не дано знать больше того, что есть в его ощущениях. Утверждая, что познающий человек схватывает только свойства вещей, и не может схватить сути вещей, философ проявляет себя в теории познания как агностик; а высказыванием о том, что единственной реальностью является «Я»

 

– как солипсист; его философия характеризуется исследователями его философского наследия как крайняя форма идеализма.

 

Д.Юм(1711-177_гг.,историк,экономист,юрист,философ),предлагал называть ощущения не«идеями»,а болеешироким понятием «впечатления», включающим аффекты и эмоции. Юм также обратил внимание на индивидуальные аспекты и динамику познавательной деятельности человека и считал, что можно вести речь только о впечатлениях или идеях отдельного человека в конкретной ситуации. Анализ соотношения гносеологических и психологических аспектов, касающихся опыта познающего субъекта привел Юма к скептицизму: человек, согласно мыслителю, не может доказать свои утверждения, так как всегда есть момент недостаточной изученности объекта. Постоянно повторяющаяся практика – это всего лишь привычка; наука, разоблачая одни привычки, порождает другие. Мыслитель также утверждал, что человек не может выйти за рамки своих ощущений, что его знания ограничены их границами. Достоверное знание, по Юму, может быть только логическим. Опыт – поток впечатлений, причина которых непостижима. Таким образом, отрицая объективную причинность, Юм признавал субъективную причинность. Источником уверенности человека выступает, как считает философ, вера, а не знания.

 

Человек, считал Юм, - существо слабое, подверженное ошибкам, мыслящее нестрого, внимающее не столько разуму, сколько чувствам. Моральные оценки также проистекают из чувств. В этой связи в этике он развил теорию утилитаризма, объявив критерием нравственности полезность.


17 ФИЛОСОФСКАЯ И МЕДИЦИНСКАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

XV—XVI веков

Культура и наука постепенно приобретают светский характер. Основными чертами стали: борьба со схоластикой, утверждение опытного метода в науке, развитие математики и механики, метафизическое мышление. Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. Философия Возрождения оказала существенное влияние на развитие медицинских знаний, активизировалось изучение строения и функций человеческого организма (Везалий, Гарей), создана первая научно обоснованная концепция распространения заразных болезней. Борьба со схоластикой отразилась в проникновении опытного метода в обучение медицине. Особого внимания заслуживает магико-алхимическое понимание мира и человека в учении Парацельса (15-16 вв) (ятрохимик). Парацельс подверг критическому пересмотру идеи древней медицины. Он протестовал против распространения схоластического коментаторства в медицине, недооценки клинического опыта, отстаивал ценности хр. мировоззрения. Провозглашал, что высшей степенью врачевания является любовь. Философские и естественнонаучные взгляды Кардано оказали существенное воздействие на медицину. Противоречивость его взглядов способствовала выработки различных подходов к решению ряда естественнонаучных и медицинских проблем. Большой вклад в развитие анатомии и физиологии внес естествоиспытатель Везалий. Он один из первых стад изучать организм путем вскрытия. В своей работе "О строении человечес­кого тела" Везалий(16в) дал научное описание строения всех органов и систем, указав на многие ошибки своих предшественников, том числе Галена.



17 ПАСКАЛЬ О ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕКА

Фр.17в.

Человек имеет определенные знания только о конечных предметах. ? о познаваемости мира в целом рассматривается в ракурсе соотношений конечного и бесконечного. Человеку многое еще не ведомо, он знает, что многое не знает Человек - сочетание 2-х взаимоисключающих субстанций. Материя сама по себе это абсурд, т.к. человек самое непостижимое для себя творение природы. Ему трудно понять что такое дух, материя, а как они соединены вообще невозможно. Что он есть на самом деле? Человек – величайшая тайна и для себя и в условиях окружающей его действительности, человек – ничтожное создание. «Мыслящий тростник» чел. Самое слабое создание природы, достаточно дуновения ветра или капли воды, но в этом ничтожестве и заключается его величие. Величие человека огромно, т.к. он осознает свое ничтожество. Чел. стремится или уничтожить свое ничтожество, или познать свое безликое начало. Чел. – химера, хаос, чудовище, диковина, сгусток противоречий. Самое главное – постоянная междоусобица мд страстью и разумом. Чел в его изысканиях может помочь вера в Бога, для Паскаля Характерно поставить чел жизнь в максимальную зависимость от единого бога. Бог у Паскаля –«живой Бог», т.е. тот Бог, кот. может быть в христианской религии.

 

18ОСНОВНЫЕПРОБЛЕМЫ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

Немецкая классическая философия развивалась в той духовно-интеллектуальной атмосфере, которая началась в 80 х годах 18 века и продолжалась почти столетие. Основные представители немецкой классической философии: Кант, Гегель, Фейербах, Фихте, Шеллинг. Важную роль в формировании немецкой классической философии сыграли достижения естествознания и общественных наук. Главные особенности немецкой классической Философии выражают специфику одного из направлений философской мысли новейшего времени и могут быть определены как: сходное понимание роли философии, как основы научного осмысления картины природы, общества, человека; выдвижение на первый план идеи развития как теории и метода познания действительности / разработка диалектической концепции развития/; создание концептуальных основ, изложенных в абстрактно-логических формах; разработка философии как широкой специальной системы дисциплин, идей и понятий; формулирование общих принципов и подходов к проблеме исторического развития; видение в философии "критической совести эпохи"; рассмотрение антропологической проблематики с позиций общечеловеческих ценностей; отстаивание принципа свободы и других гуманистических принципов. Кант(18-19вв) считал, что прежде чем исследовать проблемы философии, бытия, морали, необходимо изучить возможности человеческого познания и установить его границы, отмечал, что условия познания заложены в разуме и составляют основу знания. Тем самым Кантосуществил своего рода переворот в философии, рассматривая познание как деятельность, которая протекает по своим законам. Кант различал, воспринимаемые человеком, явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе. Он говорил, что мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей /феномены/. В результате воздействия "вещей самих по себе" на органы чувств возникает хаос ощущений. И только силы разума приводят этот хаос в единство и порядок» То, что мы считаем законами природы, на самом деле есть связь, которую вносит разум в мир явлений, то есть наш разум предписывает природе законы. У Канта миру явлений соответствует независимая от человеческого сознания сущность вещей - "вещи сами по себе". Их абсолютное познание невозможно. Отвергнув притязание науки на познание "вещей самих по себе", он указал человеческому рассудку его пределы. Кант, по его словам, ограничил знание, чтобы дать место ВЕРЕ. Вера в бессмертие души, свободу и Бога является основанием того, что человек призван быть нравственным существом. Таким образом, у Канта сфера нравственного действия оказалась отделенной от научного познания и поставленной выше него. Основным законом нравственности провозгласил «категорический императив». Поступок морален только тогда, когда совершен из уважения к нравственным законам. Его учение о долгедеонтология – концентрируется вокруг понятия личнности как высшей ценности. Всякая личность самоцель и не может быль средством. Счита, что моральные требования несводимы к удовольствию, пользе, выгоде. Утверждал, что долг содержит в себе измерение независимости.

Гегель (18-19вв)является автором концепции "абсолютного идеализма", основой всего существующего выступает "мировой дух", а все природные и социальные формы рассматриваются как его проявление. Воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах, объективный дух в виде искусства, науки, нравственности, религии осуществляет процесс самопознания. Развитие отдельного человека в целом производит ту же схему. Иными словами, человек в философии Гегеля - это действительность мирового духа. Совершенно противоположная трактовка человека представлена в философской системе Фейербаха (19в). Человек, у Фейербаха- это единство души и тела, понимаемое как психофизическое единство. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает гегелевскую идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается прежде всего как духовное существо» Человеческая природа, по Фейербаху, - это биологически отдельный индивид, звено в развитии человеческого рода. Фейербах, давая определение человеку, упускает из виду роль практики, как в ходе исторической жизни человека, так и в процессе познания.

 

18.ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ЭТИКА КАНТА

 

Иммануил Кант (22 апреля 1724 -12 февраля 1804) - немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии.

 

ГносеологияКанта–преодоление недостатков предыдущих установок эмпиризма и рационализма,попытка уяснитьзначимость как опыта, так и деятельности человеческого разума. Кант полагал, что вне опыта не существует чувственного контакта субъекта с объектом, и значит, нет реальной предпосылки обогащения знания. Вся философия Канта подразделяется на два периода:

 

1) докритический: интерес к естественнонаучным проблемам;

 

2) критический: создание системы трансцендентального идеализма, анализ процесса познания, возможностей человеческого разума и его границ. Трансцендентальный идеализм рассматривает человека не как эмпирический субъект (с его индивидуально-психологическими особенностями), а как субъект трансцендентальный. Кант полагает, что такой очищенный от конкретных эмпирических характеристик познающий субъект определяет способ познания и конструирует предмет знания. Процесс познания человеком мира сложен и противоречив. Его нельзя свести к однозначному непосредственному восприятию субъектом осваиваемого объекта. На каждом витке, на каждом уровне познания человек использует особые познавательные средства. Действуя ими как орудиями, человек «обрабатывает предмет познания» и, тем самым конструирует его идеальный «двойник». Другими словами,

 

мир открывается субъекту только постольку, поскольку субъект осваивает его формами своей активности (идеально-теоретическими и предметно-практическими) и, значит, в итоге незнание согласуется с предметом, а предмет со знанием, точнее с его формой. Процесс познания сводится к трем способностям человека, которые можно рассматривать как три этапа познания:

 

• Этап чувственного опыта: познание начинается с восприятия мира через ощущения (получаемые при помощи

органов чувств). Открытие Канта: на этом этапе весь опыт не просто отпечатывается в

сознании человека, как на чистой доске, а начинает упорядочиваться с помощью априорных (т.е. доопытных) форм

 

созерцания - пространства и времени. Пространство Кант характеризует как внешнее, время — как внутреннее

априорное созерцание. Человек как бы смотрит на мир через «пространственно-временные очки», которые сами не

предметны.

 

ПРИМЕР: клинический осмотр больного. Зрение и слух медика всегда профессионально ориентированы на соответствующие симптомы болезни. И значит, они априорны по отношению к ним. Другими словами, чувственный опыт любого профессионала всегда целенаправлен. Человек видит и слышит то, как и что понимает. Пространство и время, по Канту, не свойства мира, а изначально присущие сознанию человека способы упорядочивания опыта. Априорное знание рассматривается как условие необходимости, всеобщности и организованности опытного знания.

 

• Этап рассудка: деятельность по суждению о чувственном опыте, основанная на подведении опыта под категории рассудка (чистые понятия рассудка).

 

ПРИМЕР: клинический опыт и диагностика. На основе клинического осмотра больного врач определяет: к какому заболеванию относится данный недуг. Диагноз — это всегда система суждений относительно данных опыта. Категории –это строительные леса мышления, которые оно применяет при производстве понятий чувственно воспринимаемых нами предметов. До Канта считалось, что это Бог вкладывает в сознание человека при рождении некоторый круг «ясных» понятий (Рене Декарт) или, наоборот, полагалось, что все понятия приходят в мышление исключительно из наблюдения и опыта (Давид Юм). Кант посчитал обе эти точки зрения неприемлемыми, поскольку обе они лишают разум свободы. В ходе взросления, становления мышления человека в нем пробуждается некая «природная» спонтанная способность к логическим функциям - суждениям.

 

Виды категорий (чистых понятий), под которые подводится чувственный опыт: а) количество: единство, множественность, целокупность; б) качество: реальность, отрицание, ограничение;

 

в) отношение: субстанция и акциденция, причина и действие, взаимодействие;

 

г) модальность: возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность. Сами по себе категории пусты. Знание о мире (суждения) –синтетическая деятельность рассудка по подведению предмета под понятие.

 

Открытие Канта: сознание человека – не пассивная доска, на которой отпечатываются впечатления, а активное, творческое начало, придающее форму чувственным впечатлениям. Рассудок - сфера науки (здесь осуществляется познавательный синтез).

 

3) Этап теоретического разума (есть еще практический разум, который реализует себя в поступках, а не в сфере познания): если рассудок пользуется уже выработанными категориями, под которые подводит чувственный опыт, то разум создает сами правила, принципы познания. Чистый, теоретический разум выходит за пределы чувственного созерцания и оперирует чистыми идеями, т.е. идеями сверхчувственной реальности (души, бога, космоса), относительно которых невозможен опыт и достоверное знание.

 

Кант критикует такой «чистый разум», который приводит к диалектическим антиномиям – противоречиям между двумя умозаключениями, каждое из которых признается правильным и необходимым.

 

ПРИМЕР АНТИНОМИИ: Тезис: мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве — Антитезис: мир не имеет начала во времени и пространство его бесконечно (проходит ряд конечных состояний, синтезировать которые невозможно, т.к. нужно выйти за пределы самого мира). Оба этих положения невозможно проверить опытным путем. Итак, человеческий разум создает чистые априорные понятия – трансцендентальные идеи. Вывод: критикуя познавательные возможности человека, Кант обнаруживает следующие ограничения:


1) Невозможно познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего («вещей в себе»).

2) Можно познать лишь явления вещей, т.е. их субъективное видение.

3) Кант выступает с позиции агностицизма, т.е. признания принципиальной непознаваемости мира самого по себе.

 

4) Заслуга Канта в том, что он показал творческую деятельность субъекта познания (именно субъект творит, конструирует, синтезирует мир), обозначил пределы разума.

 

Этика Канта:строится на идее практического разума,который,в отличие от теоретического,чистого разума связаннепосредственно с поступками человека и, по Канту, первостепенен. В центре этического учения Канта находится человек. Он выступает в двух сущностях:

 

1) Как животное: как чувственное, несвободное существо, определяемое законами природы.

 

2) Как разумное существо: как личность, обладающая свободой и возможностью самоопределения. В отличие от классических теорий морали Кант разрабатывает такую теорию поведения человека, которая органически совмещает всеобщее и индивидуальное, мораль и свободу. Человек, если хочет быть человеком, личностью добровольно должен принять всеобщий моральный закон - категорический императив нравственного сознания. Этот закон «категоричен», т.е. относится ко всем случаям одинаково, а «императив», т.е. он повелевает, он обязателен для исполнения. Категорический императив гласит: "Поступай согласно такой максиме, которая... сама может стать всеобщим законом" (максима - субъективный принцип поведения). Иначе – относись к другому как к цели, и никогда – лишь как к средству! Это значит, что человек должен вести себя так, чтобы его поведение было:

 

1) одобрено всеми людьми;

 

2) воспроизведено всеми людьми;

 

3) другой человек не может быть средством для удовлетворения корыстных потребностей.

 

Высшей целью морального поведения Кант считал благо всего человечества. Кант придавал большое значение доброй воле человека, его стремлению воплотить в жизнь категорический императив. Бл



2018-07-06 358 Обсуждений (0)
Особенности протестантизма. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности протестантизма.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (358)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)