Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЭВОЛЮЦИЯ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. КЛАССИЧЕСКИЙ И НЕКЛАССИЧЕСКИЙ ТИПЫ ФИЛОСОФСТВОАНИЯ.



2018-07-06 477 Обсуждений (0)
ЭВОЛЮЦИЯ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. КЛАССИЧЕСКИЙ И НЕКЛАССИЧЕСКИЙ ТИПЫ ФИЛОСОФСТВОАНИЯ. 0.00 из 5.00 0 оценок




Л. Философия - общая ориентация, суммарная тенденция, стилистика мышления, свойственная 300 лет периоду западноевропейской мысли. Классич линия персонализируется: Декарт, Кант, как начало и апогей ее развития. Гегель – опорный элемент всей классики, важен для понимания смысла всей Ф-ии, его учение содержит все необходимое для кардинального преобразования всей классики. Без Гегеля невозможно понять все типы переходов от кл к некл Ф-ии. Кл Ф-ия пронизана оптимистическим чувством естественного порядка, гармонии в мире. Такой мир рационально постижим в познании. Современные школы и направления набрали некоторые элементы классики, но резко отличались предметами изысканий, мировоззрением, т.е. преемственность фил традиции, связь современности с классикой. Кл – пропедевтика для современной Ф-ии; новаторство Ф-ии 20 в., многочисленные попытки отойти от кл темы и форм философствования. Почему возникла новая Ф-ия? Изменился мир вокруг нас, условия существования в этом мире чел, мироощущение чел в 20 в. Оно проникнуто ощущением пессимизма и трагичности. Ф-ии необходимо было понять и объяснить массу новых явлений в 20 в.: появление массового общества, идеологизирование всех процессов в государстве, разрушение старых отношений и сословных перегородок, внедрение машинного производства, появление СМИ, развитие науки и техники. Кл Ф не отвечает на эти ?, ответы на них необходимы современному человеку. Исторические и социальные корни Некл ф.обусловлены развитием капитализма, войнами, катастрофами, гносеологические – недостатками кл Ф.: абсолютизацией разума, ущемлением чувств и иррац элементов познания; созерцательность – оторванность от жизни; оторванность от чел. Существенные черты некл Ф.: экзистенциальность(сартр,бердяев,хайдеггер)– поворот к чел, проблемам его индивидуального существования, духовной жизни.; иррациональность-(шопенгауэр,ницше) в центре исследования поставлено бессознательное и неразумное; антисциентизм – антинаучность, неверие в могущество разума, в гуманистические потенции науки; антиметодологизмумолчание методологической проблематике, подчеркнуто невмешательство чел в науку; прокламизм в мировом смысле старается приобрести прикладной характер; антисистемность ни одна из школ не претендует на статус системообразующей, не стремятся к созданию универсальной системы; плюрализмобилие школ и направлений; более свободная форма изложения, часто художественная.

№39. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПОЗИТИВИЗМА.

философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук.

Позитивизм – фил доктрина + знаний, кот. пытается выдвинуть подлинное знание из псевдоподлинного. + знание отождествляется с знаниями естественных наук.

4 стадии: I-собственно позитивизм, II-эмпириокритицизм, III-неопозитивизм, IV-постпозитивизм. Система позитивизма создана Контом. I Конт, Миль, Спенсер. Сложилась в 30 – 40 г 19 . Эра метафизики закончилась, началась эра позитивизма. Законы: - трех стадий определяет этапы, кот. проходит чел-во на протяжении всего своего развития: 1-теологическая: чел стремиться все явления жизни объяснить вмешательством свехчеловуческих сил; 2 – метафизическая – стремление достичь полного, абсолютного знания о мире, обращение к выдуманным первосущностям, кот. якобы скрыты за миром видимых явлений; 3 – позитивная: чел оставляет попытки познать первые и конечные причины, абсолютную сущность вещей или их природу, отказывается от теологических и метафизических притязаний и идет по пути накопления знаний. Закон подчинения воображения наблюдению. Универсальный метод приобретения знания это наблюдение. По Конту познание не идет дальше чувственного восприятия. Функция науки – предвидение. II разработаны на рубеже 19 – 20 в. Махом и Авенариусом. Сохранил главную установку: действительным знанием является содержание наук. Далее- усиление этого тезиса и поставка задачи выработать критерии, способные отсеять то, что включено в состав истинного знания по недосмотру. Эмпириокритицизм – критика опыта, кот. предполагает очищение опыта от тех положений, кот. имеют метафизическую природу. Сводит фил-ю к теории познания, т.е. исключительно методология науки. III имел 2 формы: логический позит-м и лингвист ф-ия. Основы логического поз- ма были заложены Расселом и Витгенгитейном. Ф-ия -не теория, а деятельность, содержание этой деятельности- анализ. Предметом ф-ии является деятельность по анализу понятий и положений конкретных наук с целью прояснить их свойства. Обычный язык создал массу заблуждений и недоразумений, мнимых проблем. Чтобы избежать ошибок, необходимо сформулировать идеальный язык и таким языком является язык математической логики, т.к. он поддается опытной фактической проверке. Задачи философии: очищать научное знание от предложений, к. не имеют смысла (путем анализа языка). В 50-60 годы логический позитивизм эволюционизировал в лингвистическую философию. Задача- не логический анализ языка науки, а в детальном анализе естественного разговорного языка. Осмысление тесной связи чел опыта с речевой коммуникацией, со схемами языка. С 60 г. появился IV Поппер, Лакатос, Тулман. Гл. проблема: развитие, динамика научного знания: ? социокультурной детерминации научного знания,. Для установления фактов требуется теория, т.о. факты в определенной мере зависят от теории или определяются ею. Особенности: опора на историю и науки; отказ от кумулятивизма, постепенного накопления и приращения знаний; разграничение науки и не науки, задача IV устранение метафизики из науки.

 

28.ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

 

Экзистенциализм, или философия существования, сформировался в 20-е годы ХХ столетия, в то время, когда центр внимания в философии перемещается из теории познания и логики на проблемы человека, общества, истории. Вплоть до 60-х годов эта философия была наиболее популярной, оставаясь самой распространённой формой иррационализма.

 

В экзистенциализме выразился кризис романтического оптимизма, веры в необратимый прогресс, вызванный потерей европейскими народами свободы и торжеством тоталитаризма.

 

Основоположником экзистенциализма является немецкий философ Мартин Хайдеггер, который в 1927 г. издал книгу «Бытие и время», ознаменовавшую появление нового философского направления. В этой книге он изложил программу экзистенциализма, после чего это течение стало завоёвывать огромную популярность в среде интеллектуалов.

 

Одним из истоков экзистенциализма является философия датского философа Сёрена Кьеркегора. Кьеркегор, указав на бесконечное качественное различие между временем и вечностью, выступил с осмыслением трагизма экзистенции. Другим источником экзистенциализма стала феноменология Эдмунда Гуссерля и его метод, на основе которого психологическое рассмотрение личности стало превращаться в онтологию, т.е. в «экзистенциальную аналитику бытия человека».

 

Экзистенциализм явился реакцией на кризис гегельянства, который до этого проявился в антропологическом материализме Л. Фейербаха, пессимизме А. Шопенгауэра, в сочинениях Достоевского и Ницше, Кафки и Рильке. Сами экзистенциалисты нередко ссылаются на русских религиозных философов Николая Бердяева (1874-1948) и Льва Шестова (1886-1938) как на своих предшественников, разрабатывающих тематику личности и подлинного христианства.

 

Обычно различают атеистический экзистенциализм: Мартин Хайдеггер, Жан Поль Сартр, Альбер Камю; и

религиозныйэкзистенциализм:Карл Ясперс,Габриэль Марсель и др.

 

Экзистенциализм в центр внимания поставил вопросы смысла жизни. Философы-экзистенциалисты считают, что наука не имеет ценности для мировоззрения и отыскания «смысла жизни», она приобретает «отчужденный» характер, поскольку учёный в существующем обществе относится к продукту своего труда, как к чуждому. Техника обретает сегодня самостоятельность и покоряет себе человека, меняет человеческий мир: превращает человека-творца в «техника». Этот процесс сопровождается кризисом в области искусства, литературы, философии. Люди утрачивают свои корни, а техника обожествляется, становясь чудовищем, которое может поглотить всё человечество. Между техникой и человеческим существованием возникает стойкий антагонизм. В результате в современном обществе растёт преступность, углубляется духовный кризис, усиливается власть бюрократии.

 

Представители экзистенциализма поставили в центр внимания проблемы существования человека, отношения человека к смерти, смысла жизни, ответственности, выбора, бытия как такового, проблемы, трогающие душу любого человека, задумывающегося о смысле своего бытия. В этом коренится столь большая живучесть и популярность экзистенциализма. Ни в одном из современных направлений не выражен так резко конфликт между обществом и личностью, как в экзистенциализме.

 

Экзистенциализм заимствовал у С. Кьеркегора категорию «экзистенция» - существование, исходным моментом которого является субъективность человека. Экзистенциализм рассматривает вопросы самого факта существования каждого человека и переживания своего способа существования. Существование не поддаётся рациональному постижению, единственная возможность познать его заключается в том, чтобы его пережить.

 

Экзистенциалисты провозглашают приоритет человеческого существования по отношению ко всему прочему, т.е. всё сущее, данное нам, определяется способом человеческого бытия. Экзистенциализм анализирует сознание не с гносеологических позиций, а с точки зрения страдания, переживания, озабоченности и т.д. Никто из них не сомневается в бытии вещей вне нас, т.е. в объективности существования мира. Вопрос заключается в том, чтобы воспринять мир в экзистенциальном напряжении.

 

Экзистенциалисты обратили внимание на то, что катастрофические события новейшей европейской истории обнажили неустойчивость и хрупкость всякого человеческого существования, как индивидуального, так и родового, исторического. Поэтому они самым глубоким знанием о природе человека считают сознание его собственной смертности и несовершенства. Этим качеством обладает каждый человек независимо от степени своей образованности или социальной принадлежности. М. Хайдеггер определяет человеческое бытие как «бытие-к-смерти». Мысль смерти занимает в экзистенциализме такое же место, как и в религии. Экзистенциализм считает, что человек не должен убегать от сознания своей смертности. Этот мотив прозвучал в учении о «пограничных ситуациях» - безвыходных, предельных жизненных обстоятельствах, когда человек оказывается перед лицом смерти или тяжёлой неизлечимой болезни. Постигнуть мир, т.е. выяснить смысл мироощущения личности и её настроениями, эмоциями, аффектами, можно только, находясь в «пограничной ситуации».

 

Важная тема всех экзистенциалистов – историческое бытие личности.

Они дали новую характеристику современной эпохи, обратив внимание на следующие черты:

 

1) Господство науки. Наука существовала и в прошлом, но современная наука ориентирована на исследовании и производстве. Философы-экзистенциалисты отрицают всесилие науки, считая, что она не в силах определить сущность эпохи. Это доступно только метафизике, которая обосновывает и сущность самой науки.

 

2) Невиданное развитие машинной техники, подменяющей собой практику и бытие человека.

3) Возрастание роли искусства, как отражения человеческой жизни.

4) Объединение человеческой деятельности под знаком культуры.


5) Обезбоженность, равнозначная победе атеизма. Но обезбоженность не исключает религиозности, а осуществляется именно через неё.

 

В экзистенциализме историческая ситуация породила ориентацию на стоическое отношение к жизни, чтобы не впасть в отчаяние и не стать законченным циником в самые трагические дни истории.

 

Экзистенциализм создаёт свою концепцию личности, в которой человек – это существо приносящее свою жизнь в жертву своему предназначению. «Готовность» к самопожертвованию» есть начальное определение личности.

 

В традиционных обществах человек удовлетворял свою тоску по вере благодаря истине откровения. Но постепенно человек оказался без Бога. Такое отсутствие сущего обладает притягательностью подлинного бытия, безусловное же открывается человеку в его экзистенции. Если человек в состоянии ощутить то единое, что объединяет его настроения, то это означает, что он осознал свою «фундаментальную настроенность».

 

Мартин Хайдеггер(1889-1976)создаёт философиювопрошания,касающуюся различных способов бытия.Егоглавное стремление – это погрузиться в конкретное переживание бытия, предшествующее любому объяснению и обобщению в понятиях. Философа глубоко волнует вопрос о сущности человека, смысле его существования. Он описывает заброшенность человека, относящегося озабоченно ко всему миру и самому себе с тревогой. Человек – это конечное, греховное создание, чьё бытие есть «бытие для смерти», т.е. временно-конечное бытие. На всём его существовании лежит печать страха, и только пограничные ситуации помогают человеку постичь существование в его подлинности. Хайдеггер обращается к проблеме языка и герменевтики с целью найти путь «к истине языка». Анализом языка должна заниматься герменевтика, которая «прислушивается» к тому, что «говорит» язык. Поэзия и искусство – это «хранители бытия» и собеседники философии.

 

Ж.П. Сартр (1905-1980)–французский философ,писатель,является представителем атеистическогоэкзистенциализма. Как убеждённый атеист, он пишет, что в XVIII в. атеизм философов ликвидировал понятие бога, но не идею о том, что сущность предшествует существование. В действительности человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и только потом он определяется. Человеком он становится впоследствии, и таким он делает себя сам. это первый принцип экзистенциализма. Человек – это проект, который переживается субъективно. Второй принцип экзистенциализма заключается в том, что человек не может выйти за пределы своей субъективности. Выбрать себя – значит утверждать ценность того, что мы выбираем, так как мы не можем выбрать зло. То, что мы выбираем – всегда благо. Но ничто не может быть благом для нас, не являясь благом для всех. Следовательно, наша ответственность распространяется на всё человечество. Выбирая себя, я выбираю человека вообще.

 

Этическая концепция Сартра содержит элементы духовного стоицизма, выступает в целом как учение о неподвластности человеческой нравственности какой бы то ни было системе принуждения. Экзистенциалист говорит, что человек – это тревога, она объясняется ответственностью за других людей, это часть действия. Если бога нет, то человек не может ссылаться ни на какие ценности или заповеди, узаконивающие наше поведение. Таким образом, в обширной сфере ценностей мы не находим никаких оправданий позади нас и никаких воздаяний впереди нас. Мы остаёмся одиноки. Человек – единственный источник, критерий и цель нравственности, он заброшен, поскольку бога нет. Но с исчезновением бога исчезает и всякая возможность найти какие-либо ценности в умопостигаемом мире. Нигде не записано, что есть благо, честность, что нельзя лгать. Человек заброшен, ему не на что опереться ни в себе, ни вовне. И, прежде всего – у него нет оправданий. Иначе говоря, человек свободен. Неудовлетворенность, тревога, беспокойство – таковы черты человеческой свободы, человеческого существования. Поэтому Сартр говорит: «Человек осуждён быть свободным». Заброшенность предполагает, что человек сам выбирает своё бытие, она приходит вместе с тревогой, рождает отчаяние. Отчаяние означает, что мы будем принимать во внимание лишь то, что зависит от нашей воли. Ведь действительность будет такой, какой её определит сам человек. Но экзистенциализм не говорит, что человек при этом должен бездействовать. Человек должен проявлять свою активность в действии, поскольку реальность – в действии. Но чтобы получить какую-либо истину о себе, я должен пройти через другого, который необходим для моего существования, как и для моего самопознания.

 

Гуманизм экзистенциального человека никогда не замкнут в себе, а всегда присутствует в человеческом мире. Чтобы реализовать себя по-человечески, недостаточно погрузиться в себя, необходимо искать цели вовне, поэтому для Сартра экзистенциализм проникнут оптимизмом и является учением о действии.

 

Карл Ясперс(1883–1969)–представитель религиозного экзистенциализма.Ввел в философию понятие

 

«пограничной ситуации» человека: смерть, страдание, сражение, ошибка, вина, болезнь – множество ситуаций создает жизнь каждому, не давая возможности ни обойти их, ни изменить. Пограничная ситуация – это ситуация между жизнью и смертью, когда человек обнаруживает свою конечность, но одновременно открывает трансцендентность (область потустороннего, вне возможного опыта), или божественное. Эта фундаментальная двойственность существования определяет существование как свободу, т.к. в результате пограничной ситуации человек осознает себя и становится самим собой.

 

Альбер Камю(1913–1960)–эссеист и романист,развивает тему абсурдности существования: «Миф о Сизифе»(1942), «Чума» (1947), «Бунтующий человек» (1951). «Стоит ли жизнь труда быть прожитой?» - вопрошает Камю в «Мифе о Сизифе». К таким мыслям, по его мнению, подталкивает бесчеловечность природного и общественного мира, абсурдность жизни. Камю приводит доказательства абсурдности жизни. Это соприкосновение со смертью, когда ранее важное теряет актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия. Человек беспомощен при соприкосновении с окружающим миром, природой, существующей уже многие миллионы лет. Тем не менее, жизнь должна быть прожита. Ее оправдание и смысл Камю находит в свободе, мерилом которой, да и других ценностей, является сам человек. В итоге смысл жизни в самом существовании человека.


29.КАТЕГОРИИ БЫТИЯ. ФОРМЫ БЫТИЯ И ИХ ДИАЛЕКТИКА

Исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира, является категория бытия.

 

Один из ключевых разделов философии, изучающих проблему бытия - онтология (от греч. ontos - сущее, logos - слово, учение, т.е. учение о сущем). Онтология - учение о фундаментальных принципах существования природы, общества, человека.

 

Становление философии начиналось именно с изучения проблем бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь разрабатывала проблемы онтологии, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологическую, логическую, аксиологическую, этическую, эстетическую проблематику. Однако, все они, так или иначе, имеют своим основанием онтологию.

 

Парменид(представитель элейской школы древнегреческой философии,существовавшей вVI-Vвв.до н.э.)былпервым из философов, кто выделил категорию бытия и сделал ее предметом специального философского анализа. Категория бытия является отглагольным понятием, т.е. образовано от глагола «быть». Что значит быть? Быть - значит существовать. Синонимами понятия бытия могут выступать такие понятия как реальность, мир, действительность. Бытие охватывает все реально существующее в природа обществе, мышлении. Таким образом, категория бытия - есть самое общее понятие, предельно общая абстракция, которая объединяет самые различные предметы, явления, состояния, процессы по общему признаку существования. В бытии выделяют две разновидности реальностей: объективную и субъективную. Объективная реальность — все то, что существует вне и независимо от сознания человека. Субъективная - все то, что принадлежит человеку и вне его существовать не может (это мир психических состояний, мир сознания, духовный мир человека).

 

Таким образом, бытие - это объективная и субъективная реальности в своей совокупности.

Бытие как совокупная реальность существует в основных четырех формах: 1. Бытие природы. При этом различают:

 

- Первую природу. Это бытие вещей, тел, процессов, нетронутых человеком, все то, что существовало до появления человека: биосфера, гидросфера, атмосфера и др.

 

- Вторую природу. Это бытие вещей и процессов, созданных человеком (преобразованная человеком природа). Сюда относят орудия труда различной сложности промышленность, энергетика, города, мебель, одежда выведенные сорта и виды растений и животных и т.д.

 

2. Бытие человека. В этой форме выделяется:

 

- Бытие человека в мире вещей. Здесь человек рассматривается как вещь среди вещей, как тело среди тел, как объект среди объектов, который подчиняется законам конечных, преходящих тел (т.е. биологическим законам, циклам развития и гибели организмов и т.д.).

 

- Собственное человеческое бытие. Здесь человек рассматривается уже не как объект, а как субъект, который подчиняется не только законам природы, но и существует как социальное, духовно-нравственное существо.

3. Бытие духовного (это сфера идеального, сознания и бессознательного), в котором можно выделить:

 

- Индивидуализированное духовное. Это личностное сознание, сугубо индивидуальные процессы сознания и бессознательного каждого человека.

 

- Объективированное духовное. Это надындивидуальное духовное. Это все то, что является достоянием не только отдельного человека, но и общества, т.е. это «социальная память культуры», которая хранится в языке, книгах, картинах, скульптуре и т.д. Сюда относят и различные формы общественного сознания (философия, религия, искусство, мораль, наука и т.д.).

 

4. Бытие социального, которое подразделяется на:

 

- Бытие отдельного человека в обществе и в прогрессе истории, как социального субъекта, носителя социальных отношений и качеств.

 

- Бытие самого общества. Охватывает всю совокупность жизнедеятельности общества как целостного организма, включая материально-производственную и духовную сферу, многообразие культурно-цивилизационных процессов.


30. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ И ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ ЕЕ РЕШЕНИЯ.

 

Особенность философии яснее всего проявляется на материале сугубо философской проблемы – проблемы бытия. Сложность проблемы бытия состоит в том, что для понятия "бытие" недопустим классический способ определения через род и видовое отличие : для понятия бытия невозможно подобрать более широкое по объему понятие.

 

Выделение признаков бытия традиционно устанавливалось через выявление отношения с небытием, где бытие и небытие понимались как относительные понятия.

 

Древнегреческая философия прославилась постановкой таких вопросов, на которые человечество ищет ответы по сей день. Еще Парменид утверждал, что бытие есть, а небытия нет.

 

Уже в древности сложились два варианта ответа на этот вопрос: а) бытие возникает из небытия , б) бытие возникает из первоначал (первоначал бытия).

 

В независимости от избрания того или иного варианта ответа, возникает новая проблема: если бытие текуче и изменчиво, то каков механизм становления бытия, как из первоначал (или небытия) возникает бытие и как существующее превращается ничто? Где те ступеньки, по которым осуществляется переход небытия в бытие и обратно?

 

Проблема бытия является фундаментальной для философии: тот или иной вариант ее решения можно применить к проблеме космогенеза, антропогенеза, социогенеза, генезиса сознания, генезиса культуры и отдельных ее составляющих и многих других структурных элементов системы "человек-мир", для познания которых существенной стороной является проблема возникновения.


В Новое времялюди перестали признавать свою тотальную зависимость от Бога,присвоили себе право творить мир,самонадеянно уверовали в то, что человек сам создает и творит себя и свои способности. Они стали воспринимать свое сознание, свою жизнь, свои потребности как единственное и, несомненно, подлинное бытие. Приписав деятельностную энергию и способность разумного постижения только самому себе, человек оправдал свое право переделывать природу и преобразовывать мир. Философия бытия уступила место философии свободы, центральной проблемой которой стал человек как начало и причина всего, что случается с ним и миром.

Гегельтрактовал бытие как«исчезающее бытие»,подчеркивая,что все в мире находится в состоянии становления.У Ж.-П.Сартрабытие является чистым,логическим тождеством с самим собой;по отношению к человеку этотождество выступает как бытие-в-себе, как подавленная, отвратительная умеренность и самодовольство. В качестве существования бытие теряет значительность, и переносить его можно лишь благодаря тому, что оно включает в себя ничто. Существует метафизическое отвращение к каждой вещи: вещи так отвратительно самоуверенны, так самостоятельны, так полны, так совершенны.

Русская религиозная философияутверждала первичность Абсолютного бытия,которое раскрывается человеку вмистическом переживании. Постижение такого Бытия невозможно с помощью логического познания, разум не может доказать его существование. Можно только исходить из Абсолютного бытия, приняв его изначально до всякого познания. Знание не есть отражение бытия. Знание – это самораскрытие бытия, его самооформление и самоявленность.

Философы-постмодернистыпринимают идею бытия как постоянного становления,вечного изменения,отказываясьот понимания бытия как неизменного, абсолютного, субстанциального. В связи с этим перед ними встают две задачи: во-первых, обосновать идею бытия как становления, доказать ее право на доминирование в культуре; во-вторых, отыскать соответствующую терминологическую и понятийно-мыслительную форму ее выражения в тексте и устном говорении. Главной онтологической характеристикой природы и общества объявляется неопределенность как процесс взаимодействия противоречивых тенденций: хаоса и порядка, организации и дезорганизации, устойчивости и неустойчивости. Отвергнув способ философствования, нацеленный на отработку самотождественности через отношение к надчеловеческому, Абсолютному бытию, постмодернисты пытаются показать людям, что обрести смысл жизни и нравственную идентичность можно только в общении с другими людьми. Если нет Бога, Истины, Разума, то остаются только люди, нуждающиеся в стратегии совместного общежития, в солидарности.


31.СПЕЦИФИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

 

Особенность человеческого существования состоит в возникновении специфической, уникальной для живой природы, “нежесткой” и неуниверсальной детерминации бытия человека со стороны его тела. Нежесткость проявляется в таких, например, фактах, как способность человека регулировать, контролировать свои фундаментальные потребности, удовлетворяя их не в простом соответствии с повелениями природы, а в пределах и формах, определяемых обществом, историей, собственной волей и самосознанием индивида. Неуниверсальность же состоит в том, что многие действия человека, которые могли бы определяться (и иногда определяются) своего рода эгоизмом телесных потребностей, очень часто регулируются другими мотивами - духовно-нравственными, социальными. Наиболее ярко это проявляется в жертвенных поступках, но не только в них.

 

Специфика существования человека:в соединении пересечении взаимодействия трех относительно разныхизмерений бытия. Человек это: данная мыслящая и чувствующая «вещь» (тело); индивидуальная особь, эволюционировавшая к виду homo sapiens и взятая на данном витке его развития, существующего мира; социально – историческое существо. Все 3 измерения, взятые в единстве – исходные характеристики бытия человека. Жизнь человека связана с жизнью рода, следовательно, для каждого из индивида есть место на едином

 

“генеалогическом” древе человечества; каждое переходящее существование включено в необратимую историческую цепь человеческого бытия и цель бытия природы в эволюции социального мира и образует одно из звеньев социально-исторического бытия.

 

Человеческое бытие–реальность,объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений.Людисуществуют до, вне и независимо от сознания каждого отдельного человека. Каждый из нас – реальность для самого себя: мы существуем, а вместе с нами реально существует наше сознание. Каково же место и значение бытия человека в целостном единстве бытия?

 

Было немало философских идей и концепций, общий смысл которых: человек не более чем песчинка в необозримом мире. Даже бытие человеческого рода – «краткий» эпизод в безграничной длительности мира.

 

Сейчас актуализируются другие идеи: миллионы лет, столетия и даже десятилетия жизни человечества – важные

 

«мгновения», ибо они включены в уникальный «человеческий эксперимент», люди не только существуют в мире, но способны и влиять на мир и на самих себя. Они способны познавать собственное бытие и бытие как таковое. Человек должен осознавать свою противоречивую роль в единой системе бытия и исполнять ее с большой ответственностью. Природа, человек, мысли, идеи, общество равно существуют. Различные по формам своего существования, они образуют целостное единство бесконечного, непреходящего мира.

 

Особенно тревожно стоит вопрос об ответственности каждого человека за судьбы человечества, за бытие человеческого рода и за планету земля.

 

Итак, особенность человеческого бытия определяется:

1) возможностью регулировать свои потребности в пределах и формах, определяемых обществом;

2) человек – пересечение относительно разных бытийных измерений

а) реально существует отдельный человек (мыслящая и чувствующая вещь);

 

б) человек – существо разумное, находящееся на определенном витке развития; в) человек – социально-историческое существо.

 

Человеческое бытие – реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных поколений и людей. Элементы философского пространства, в частности, такие основные измерения человеческого бытия как история, общественная жизнь, политика, выступающие в качестве взаимосвязанных предметных секторов


31. РЕЛИГИОЗ, ФИЛ И НАУЧНАЯ ИДЕИ О ПРИРОДЕ И НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА?

Природа в силу своей непреходящей значимости всегда являлась предметом философского анализа. Античная

философия строится на примере природного. Выдающиеся древнегреческие мыслители воспринимали природу как

 

полноту бытия, эстетически прекрасное, результат целесообразной упорядочивающей деятельности демиурга

(Платон). По своей мощи природа неизмеримо превосходит человека, выступает идеалом совершенства. Благая жизнь

мыслится не иначе, как в согласии и гармонии с природой. Средневековая христианская философия развивает

 

концепцию ущербности природы как результата грехопадения человека. Неизмеримо высоко над природой стоит Бог.

Человек, развивая свои духовные силы, стремится к возвышению над природой. Свои намерения по возвышению над

 

природой человек может осуществлять разве что по отношению к собственному телу, ибо в глобальном масштабе он в

 

средневековье подчинен природным ритмам. Возрождение, вроде бы возвращаясь к античным идеалам понимания

природы, дает им иное толкование. Выступая против средневекового резкого противопоставления Бога и природы,

возрожденческие философы их сближают и довольно часто доходят до пантеизма, до отождествления Бога и мира,

 

Бога и природы. У Дж. Бруно Бог стал просто-напросто природой. Античные философы в силу указанных выше

оснований не могли быть пантеистами. Впрочем, они часто выступали с позиций гилозоизма, считая Космос живым

(гиле – жизнь) целым. Возрожденческая философия фактически реализовала лозунг «Назад к природе». Она это

сделала в силу культивирования чувственно-эстетического идеала философии. В Новое время природа становится

объектом тщательного научного изучения и вместе с там поприщем активной практической деятельности человека,

масштабы которой постоянно нарастают. Относительно низкий уровень развития науки и вместе с тем овладение

 

человеком мощными силовыми агентами природы не могли не привести к хищническому отношению к природе,

 

преодоление которого растянулось на века, вплоть до наших дней. Необходимость такой организации взаимодействия

общества и природы, которая отвечала бы нынешним и будущим потребностям развивающегося человечества, была

выражена в концепции ноосферы французских философов Т. де Шардена и Е. Ле-Руа и русского мыслителя В.И.

Вернадского. Ноосфера – это область господства разума. Все вышеуказанное говорит о том, что человек всегда

 

находился в определенном соотношении с природой, которое он определенным образом интерпретирует.


33.ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СУЩНОСТИ ЧЕЛ В ИСТОРИИ ФИЛ МЫСЛИ

 

В философской системе Древнего Востока,в частности Китая,человек рассматривается в неразрывной связи собществом. Важнейшим смыслом его жизни является следование законам взаимоотношений между людьми, в семье, в обществе, государстве. Свою личную жизнь человек всегда должен соизмерять с общественным благом - через собственное самосовершенствование пытаться совершенствовать семью и государство.

Для древнеиндийской философии характерно смещение акцента в сторону внутреннего мира человека. Например, в буддизме целью человеческой жизни было достижение нирваны (угасания, невозвращения в этот мир, избавления от страданий). В этом состоянии человек приобретает внутреннюю гармонию, наступает ощущение абсолютной свободы и независимости от внешнего мира. Для достижения нирваны человек должен пройти по определенному пути, пути постепенной трансформации сознания и психики, который предполагает правильные взгляды, правильное стремление, правильную речь, правильное поведение и образ жизни, правильное созерцание и помыслы и т д.

В европейской философии в античный период проблеме человека уделялось большое внимание: человек был выделен из природы и представлен как самостоятельное существо, которое находится в определенных отношениях с миром. Человек - это микрокосм, частица мирового космоса. Такой поворот к человеку осуществили софисты и Сократ, провозгласившие уникальность человека, его способность познавать мир и самого себя. Впоследствии Платон и Аристотель развили проблематику человека.

 

На смену этим взглядам приходит христианская концепция теоцентризма (Бог в центре мироздания), важным догматом данной концепции был принцип креационизма - Бог создал мир и человека из ничего. Согласно данной концепции сущность человека постигается не посредством рационального мышления, а с помощью откровений Священного писания. Познать сами откровения можно только с помощью веры в библейские догматы (недоказуемые утверждения). В этот период человек с одной стороны рассматривался как существо греховное, а с другой как образ Бога, созданный им по своему подобию. Человек уже не являлся частью природы и оценивался не со стороны разума, а со стороны сердца. Внимание к внутреннему, духовному миру человека привело к открытию самопоз



2018-07-06 477 Обсуждений (0)
ЭВОЛЮЦИЯ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. КЛАССИЧЕСКИЙ И НЕКЛАССИЧЕСКИЙ ТИПЫ ФИЛОСОФСТВОАНИЯ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЭВОЛЮЦИЯ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. КЛАССИЧЕСКИЙ И НЕКЛАССИЧЕСКИЙ ТИПЫ ФИЛОСОФСТВОАНИЯ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (477)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)