Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Международное и национальное регулирование международного гражданского процесса. Международный коммерческий арбитраж: особенности рассмотрения гражданских дел.





*** Международный гражданский процесс - это понятие собирательное, которое включает комплекс вопросов, связанных с порядком и особенностями рассмотрения в судах споров, вытекающих из гражданско-правовых отношений, осложненных иностранным элементом.

В круг подобных вопросов включаются:

· процессуальные права и обязанности иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц;

· определение международной подсудности и порядок заключения пророгационных и дерогационных соглашений;

· порядок и способы исполнения судебных поручений;

· признание и основания исполнения решений судов на территории иностранных государств.

В настоящее время основные проблемы, возникающие в судебной практике при рассмотрении процессуальных вопросов, решаются в большинстве своем путем заключения договоров о правовой помощи. Основными положениями, включаемыми в такие договоры, являются правила, определяющие компетенцию судов, рассматривающих споры между гражданами государств-участников, и нормы, закрепляющие принцип национального режима.

Важнейшим понятием в процессе международного гражданского процесса является международная подсудность, которая означает компетенцию судов определенного государства рассматривать гражданско-правовые споры, имеющие международный характер. В правовых системах предусматриваются три основных способа определения международной подсудности:

· по признаку гражданства сторон (Франция, Италия);

· по закону места жительства (нахождения) ответчика (Германия, Швейцария);

· по признаку фактического "присутствия" ответчика (Англия, США).

Помимо перечисленных способов, в законодательствах многих государств закрепляется возможность установления договорной подсудности.

Существует достаточно большое количество международных соглашений, заключенных в области урегулирования специальных видов отношений, которые можно разделить на две группы: международные договора по вопросам правовой помощи, посвященные отдельным вопросам гражданского процесса и международные соглашения, направленные на регулирование широкого спектра отношений. К первой группе можно отнести Конвенцию об унификации некоторых правил, относящихся к гражданской юрисдикции по делам о столкновении судов от 10 мая 1952 г., Монреальская конвенция для унификации некоторых правил международной воздушной перевозки от 28 мая 1999 г., Конвенция о компетентных органах и праве, применяемом по делам о защите несовершеннолетних от 5 октября 1961 г. и другие. Во вторую группу входят Брюссельская конвенция стран-членов ЕС о подсудности, признании и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам от 27 сентября 1968 г., Луганская конвенция о юрисдикции, признании и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам от 16 сентября 1988 г. во многом повторяющая положения Брюссельской, Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, стран СНГ от 20 марта 1992 г., Минская конвенция стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., Соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территории государств-участников Содружества от 6 марта 1998 г. и другие.



 

Основным признаком разграничения компетенции национальных судов, закрепленным в подавляющем большинстве конвенций, является место жительства сторон и, прежде всего, ответчика.

Вопросы, касающиеся процесса рассмотрения и разрешения дел в суде с участием иностранного элемента, в рамках национально-правового регулирования представлены в основном двумя нормативно-правовыми актами Гражданским процессуальным кодексом РФ 2002 г. (ГПК РФ) и Арбитражным процессуальным кодексом РФ 2002 г. (АПК РФ). Основным принципом, действующим при реализации иностранными лицами права на судебную защиту, является принцип национального режима, т.е. иностранцы (как физические, так и юридические лица) имеют право обращаться в суды Российской Федерации и пользуются гражданскими процессуальными правами наравне с отечественными лицами.

В российском гражданско-процессуальном и арбитражно-процессуальном законодательстве не содержится каких-либо специальных норм, регулирующих участие иностранных лиц в судебном разбирательстве. На иностранных граждан распространяются общие нормы ГПК РФ: иностранцы могут так же, как и российские граждане, выступать в процессе в качестве истца, ответчика или третьего лица, они могут на общих основаниях представлять доказательства, изменять основания или предмет иска. Аналогичное положение предусмотрено и в отношении иностранных юридических лиц. Изъятия из принципа национального режима могут устанавливаться в виде ответных ограничений на ограничения, установленные в иностранных государствах по отношению к российским гражданам, предприятиям и организациям (реторсии).

В РФ международная подсудность преимущественно определяется на основании территориального критерия места нахождения ответчика (гл. 44 ГПК РФ "Подсудность дел с участием иностранных лиц судам в Российской Федерации"), но не исключается и критерий гражданства (например, ч. 2 ст. 160 СК РФ), а также ряд других дополнительных критериев. Также необходимо учитывать наличие в законодательстве РФ исключительной подсудности.

Вопрос о процессуальной дееспособности иностранцев в различных государствах решается по-разному. В большинстве правовых систем гражданско-процессуальная дееспособность определяется личным законом. В российском законодательстве гражданская дееспособность иностранцев определяется по праву страны, гражданами которой они являются, а гражданская дееспособность лиц без гражданства - по праву страны их постоянного места жительства.

В отношении возможности российских граждан и юридических лиц иметь судебную защиту на территории иностранного государства, следует иметь в виду, что в законодательстве некоторых государств содержаться специальные нормы, отличные от норм, закрепляющих процессуальные права для собственных граждан и юридических лиц.

Одним из важных вопросов, закрепленным в законодательстве России и ряде международных договоров, является вопрос исполнения судебных поручений иностранных судов, а также признания и исполнения решений судов иностранных государств.

Развитие международного предпринимательства и неизбежно возникающие споры между участниками коммерческой деятельности подтолкнули к формированию особого механизма рассмотрения международных коммерческих споров, который заключается в изъятии такого рода споров из компетенции национальных судов и передачу их независимым арбитрам, избранным сторонами на основании профессиональных качеств, для окончательного и обязательного для сторон решения.

 

Международный коммерческий арбитраж - это механизм рассмотрения гражданско-правовых споров, осложненных "иностранным элементом", которые возникают преимущественно при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Аналогом в нашей судебной системе международному коммерческому арбитражу является третейский суд, который подчеркивает его негосударственную природу. Таким образом, рассмотрение коммерческих споров международного характера может осуществляться судами, входящими в систему государственных арбитражных судов (если не содержится ограничений в национальном законодательстве), так и национальными третейскими и международными коммерческими арбитражными судами, последние из которых создаются исключительно для международных коммерческих споров.

 

Арбитражный порядок рассмотрения международных коммерческих споров имеет существенные преимущества, что можно подтвердить его чрезвычайно демократическим характером. Процедура арбитражного разбирательства достаточно проста и не зарегламентирована большим количеством норм. Однако подобный порядок рассмотрения споров связан с национальной государственной судебной системой по ряду процессуальных действий: осуществление принудительных мер по предварительному обеспечению иска, исполнение решений арбитражного суда и полномочиями по отмене арбитражного решения в определенных случаях.

 

В практике различают два вида арбитража - арбитраж ad hoc (к случаю) и постоянно действующий. Постоянно действующий арбитраж создается при торгово-промышленных палатах, биржах, союзах и других организациях, тогда как арбитраж ad hoc образуется сторонами для рассмотрения конкретного спора. Существует более 100 международных коммерческих арбитражей и наиболее известными из них являются Лондонский международный третейский суд, Американская арбитражная ассоциация (Нью-Йорк), Арбитражный суд Международной Торговой палаты (Париж) и др. В России данную процедуру рассмотрения споров осуществляют Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) и Морская арбитражная комиссия (МАК) при Торгово-промышленной палате РФ.

 

*** Повсеместное признание международного коммерческого арбитража в качестве лучшей альтернативы для разрешения споров, способствовало тому, что в течение, как минимум, восьмидесяти последних лет в области международных отношений осуществляется различного рода деятельность, имеющая целью создать благоприятные условия для использования арбитражного способа разрешения споров. Начало этому процессу было положено созданием и функционированием Международной торговой палаты в Париже в начале ХХ в. Термином «международный коммерческий арбитраж» обозначаются три взаимосвязанных понятия, отражающих различные аспекты единого социального явления.
Во-первых, под международным коммерческим арбитражем понимается определенный механизм разрешения споров между коммерсантами различных государств, совокупность средств и способов, посредством которых устраняется коллизия в материальноправовых отношениях.
Во-вторых, данный термин означает учреждение, которое создается для рассмотрения и разрешения споров, вытекающих из международных коммерческих отношений. В данном случае речь идет о конкретных арбитражных учреждениях, создаваемых при национальных торгово-промышленных палатах, ассоциациях, биржах и т. п.
В-третьих, международный коммерческий арбитраж – это состав третейского суда, определенный состав арбитров, рассматривающих конкретный гражданско-правовой спор.
Ценность международного коммерческого арбитража как метода урегулирования споров, возникающих в контексте международных коммерческих отношений, была подтверждена в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 4 декабря 2006 г. № 61/33.
Такая оценка является следствием признания того, что международный арбитраж представляет собой правовой механизм, позволяющий равноправно участвовать в международном экономическом сотрудничестве всем участникам этого процесса независимо от уровня их экономического развития и политического влияния в мире.
Согласно законодательству о судебной системе международный коммерческий арбитраж не является элементом государственной системы, т. е. это наднациональный орган, обособленный от правовых норм и контроля со стороны государства. Фактически это означает, что государство разрешает осуществлять иностранным субъектам на своей территории арбитражное разбирательство, причем полностью огражденное от какого-либо вмешательства со стороны национальных органов, осуществляющих правосудие.
Тем не менее, он представляет собой своеобразный юрисдикционный институт, который приобретает самобытность в результате особенностей формирования правил и специфики разрешения споров, осуществляемых негосударственными органами.
Международный коммерческий арбитраж необходимо отличать от межгосударственного (публичного) арбитража, который является одним из средств мирного разрешения межгосударственных споров согласно ст. 33 Устава ООН. Органы межгосударственного арбитража разрешают споры, возникающие из международных публично-правовых отношений, т. е. их субъектами, как правило, являются государства. Такие споры, в частности, могут рассматриваться Постоянным третейским судом, находящимся в Гааге.
Кроме того, международный коммерческий арбитраж следует отличать от «внутреннего» арбитража, разрешающего споры между лицами, происходящими из одного и того же государства, в отношении «внутренних» сделок.
В Российской Федерации, например, это представляет дополнительную трудность в силу существования системы государственных арбитражных судов, рассматривающих экономические споры, в том числе с участием иностранных физических и юридических лиц. Для российских и особенно для иностранных предпринимателей термин «арбитражный суд» (arbitration court) имеет только одно значение – «арбитражный (третейский) суд», и никак не «государственный арбитражный суд». Как указывает А.П. Белов, «это не просто терминологический вопрос, ибо смешение понятий в терминологии приводит к негативным последствиям для спорящих сторон: задерживается защита их прав и они несут излишние материальные потери».
О международном коммерческом арбитраже можно говорить лишь в том случае, когда разбирательство касается международных договоров, заключенных между частными лицами, а именно когда затронуты интернациональные коммерческие интересы, т. е., речь идет, прежде всего, о внешнеторговых сделках. К ним согласно российской правовой доктрине относятся сделки, в которых хотя бы одна из сторон представлена иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом. Под внешнеторговой сделкой следует понимать действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданско-правовых отношений в сфере купли-продажи между участниками внешнеэкономической деятельности, предприятия которых находятся в различных странах. Внешнеторговый договор представляет собой соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении имущественных прав и обязанностей в рамках международного торгового (предпринимательского, коммерческого) оборота.

Таким образом, международный коммерческий арбитраж создается для разрешения особой категории споров, а именно споров, носящих коммерческий характер, т. е. вытекающих из гражданско-правовых сделок, включающих в себя «иностранный элемент», в частности отношения по купле-продаже (поставке) товаров, выполнению работ, оказанию услуг, обмену товарами и (или) услугами, перевозке грузов и пассажиров, торговому представительству и посредничеству, аренде (лизингу), научно-техническому обмену, обмену другими результатами творческой деятельности, сооружению промышленных и иных объектов, лицензионным операциям, инвестициям, кредитно-расчетным операциям, страхованию, совместному предпринимательству и другим формам промышленной и предпринимательской кооперации.
В силу п. 2 ст. 1 Закона РФ от 7 июля 1993 г. № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» (далее – Закон об арбитраже) специфика споров, передаваемых в МКАС, связана, во-первых, с их правовой природой; во-вторых, с основаниями их возникновения; в-третьих, с субъектным составом, а именно МКАС компетентен рассматривать следующие споры.
1. Споры, возникающие при осуществлении международных экономических связей, при условии, что коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за пределами территории Российской Федерации.
В данном случае речь идет о следующих субъектах:
а) обе спорящие стороны являются иностранными лицами по отношению как друг к другу, так и к государству, где расположен рассматривающий их спор международный коммерческий арбитраж. б) спорящие стороны являются иностранными лицами по отношению друг к другу, но арбитраж расположен на территории государства, к которому принадлежит одна из сторон.
2. Споры, возникающие между сторонами, одной из которых является предприятие с иностранными инвестициями или международная организация, созданная на территории Российской Федерации, независимо от характера спора.
Здесь имеются в виду споры между:
а) коммерческими организациями с иностранными инвестициями;
б) коммерческой организацией с иностранными инвестициями и российским юридическим лицом без иностранного участия (либо российским индивидуальным предпринимателем), включая споры с российским участником данной организации;
в) российскими участниками коммерческой организации с иностранными инвестициями (если спор возник из учредительного договора или в связи с ним);
г) международными объединениями (организациями), созданными на российской территории;
д) упомянутыми объединением (организацией) и чисто российским юридическим лицом (в том числе участником) либо российским индивидуальным предпринимателем;
е) российскими участниками международного объединения (организации), если спор возник из учредительного договора или в связи с ним.
Говоря о перспективах международного коммерческого арбитража, как справедливо отмечает М.М. Богуславский, в первую очередь следует обратить внимание на то, что успешное развитие международного коммерческого арбитража в Российской Федерации зависит от комплекса как объективных, так и субъективных факторов, имеющих как международный, так и внутренний характер и тесно соприкасающихся. Кроме того, нельзя недооценивать то обстоятельство, что МКАС существует не изолированно, поскольку его деятельность неразрывно связана с решением общих задач по совершенствованию российской правовой системы.

 




Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...

©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)