Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Соотношение понятий досуг и свободное время. Проблематика исследований в сфере досуга.



2018-07-06 1255 Обсуждений (0)
Соотношение понятий досуг и свободное время. Проблематика исследований в сфере досуга. 0.00 из 5.00 0 оценок




Выражение «свободное время» впервые появилось в начале XX века, когда начинает развиваться оригинальное научно-прикладное социо-лого-статистическое исследование бюджетов времени. В большинстве стран мира вместо термина «сво-бодное время» используется термин «досуг».

Свободное время является одной из форм социального времени, или, иначе говоря, единицей социального времени. С ним связаны такие виды деятельности, как саморазвитие личности, овладение ею достижениями культуры и создание культурных ценностей.

В связи с этим свободное время, представляет собой самоценный ресурс для восста-новления сил и развития личности человека. Досуг, в свою очередь, выступает структурным элементом свободного времени. Но мы считаем необходимым разграничивать понятия «свободное время» и «досуг».

Этимологически слово «досуг», на английском «liсеге», означает по-зволение, разрешение. От последнего берет начало английское слово licsense (разрешение) и французское loisir (свободное время). Таким образом, слово leisure означает свободу действий. Именно так определяется данный термин в Оксфордском словаре. Здесь приведены следующие значения: 1) свобода де-лать нечто специфическое или подразумеваемое, 2) возможности, откры-вающиеся вне сферы профессиональной деятельности, 3) возможность рас-поряжаться временем по своему усмотрению, 4) дискуссия, общение.

Слово «досуг» в русском языке употреблялось уже в XV веке. Древне-славянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть». Буквально оно означает возможность что-то совершить. «Досужесть» есть достижение чего-то, на что требуется определенный труд и время. Следова-тельно, досуг осмыслялся как время, когда можно чего-то достичь

Досуг как современное понятие сформировался в периоды ин-дустриального и постиндустриального развития общества. Дело в том, что для обеспечения досуга большинства занятого населения в самом обществе необходим ряд социально-экономических и культурных условий. В качестве наиболее существенных из них Т.Т. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают следующие.

Во-первых, общество перестает управлять организацией досуга посредством общих ритуальных обязанностей. По крайней мере, некоторые из видов досуговой деятельности должны не попадать под категорию коллек-тивного обязательного ритуала, а стать неотъемлемой заботой каждого инди-видуума даже тогда, когда выбор его в этом вопросе может детерминиро-ваться социальной необходимостью.

Во-вторых, деятельность, которой человек зарабатывает на жизнь, стоит в стороне от других ее видов. Она организуется таким образом, что ее легко можно отделить как теоретически, так и практически от свободного времени.

Причиной совмещения понятий досуг и свободное время заключается в том, что некоторые исследователи чрезмерно сужают понятие свободного времени, так как не включают в фонд свободного времени деятельность, на-правленную на поддержание жизни человека (время для личной гигиены, время для работы по дому и т.д.) и необходимые затраты времени, связанные с работой (время на дорогу до работы и обратно).

Сферы досуга и свободного времени в научном исследовании отлича-ются не только по содержательному наполнению, но и по функциональной нагрузке. Функциональная значимость досуговой деятельности выражается, прежде всего, в ее эффекте, который может предстать как в материально-предметной, так в ориентационной и коммуникативной формах. Главным качеством, характеризующим эффективность досуга, является уровень само-сознания и степень самореализации индивида. Эффект представляет собой не только качественную, но и количественную характеристику поведения инди-вида. Он обозначает эмоциональную, познавательную и теоретическую на-сыщенность деятельности.

Таким образом, анализ существующих подходов к определению понятий свободного времени и досуга позволяет сделать вывод о том, что свободное время является частью внерабочего времени остающееся у человека за вычетом непреложных затрат (проезд до работы и обратно, домашний труд, личная гигиена) направленное на восстановление сил и удовлетворение социокультурных потребностей.

Досуг - это часть свободного времени, совокупность занятий, ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине мате-риальной необходимости. В зависимости от выбора конкретных форм дея-тельности, досуг может заключать возможности самосовершенствования и развития.

В зарубежном досуговедении используются два основных понятия: «досуг» и «рекреация». Чаще эти понятия объединяются в единое; досугово-рскреационная сфера. При этом в понятие «досуг» вкладывается больше коммерческо-развлекательный смысл, а в понятие «рекреация» - социальный, т.е. имеются в виду ее некоммерческий характер и направленность на социально-значимые цели.

В реальной практике часто трудно отделить одно понятие от другого. Тем более и чисто развлекательное мероприятие может иметь социальную направленность.

Говоря об организации различных форм отдыха на Западе, было бы удобнее пользоваться таким термином, как «досугово-рекреационная деятельность» или «культурно-досуговая деятельность». Как в первом, так и во втором случае просматривается «комплексность» решаемых задач, в том числе, и социальная направленность указанной деятельности. «Досугово-рекреационная деятельность» - восстановление физического и психического здоровья личности. «Культурно-досуговая» - подчеркивается социально значимая цель: не только отдых, но и повышение культурного уровня.

Как уже отмечалось, большое внимание на Западе уделяется теоретической и практической сторонам проблемы досуга. Можно сказать, что на сегодняшний день выработана концепция досуга западной цивилизации, апробированы ее основные модели,

В соответствии с современной концепцией досуга, на Западе под досугом понимается совокупность занятий, которым личность может предаваться по доброй воле, чтобы отдыхать, развлекаться, развивать свою информированность или образованность, свое добровольное участие в социально-культурном творчестве, будучи свободной от выполнения своих гражданских, профессиональных или семейных обязанностей.

 

По сути дела, все западные модели досуга выполняют следующие функции: физиологическую, психологическую, познавательную, эстетическую, коммуникативную, компенсаторно-творческую. При этом обычно выделяют три важнейшие функции: рекреации, развлечения, физического и духовного развития личности.

в американской модели обращает на себя внимание перекос в сторону функции развлечения. В европейской модели более сбалансированное соотношение функций и большее внимание уделяется духовному развитию личности.

Заслуживает внимания попытка западного досуговедения дать определенную градацию досуговым явлениям: серьезный и обычный досуг (серьезный - как заменитель работы), качество свободного времени, оптимальный стиль досуга.

Рекреа́ция (лат. recreatio — восстановление) — комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления нормального самочувствия и работоспособности здорового, но утомленного человека



2018-07-06 1255 Обсуждений (0)
Соотношение понятий досуг и свободное время. Проблематика исследований в сфере досуга. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Соотношение понятий досуг и свободное время. Проблематика исследований в сфере досуга.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1255)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)