Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Преобразования Сперанского



2018-07-06 430 Обсуждений (0)
Преобразования Сперанского 0.00 из 5.00 0 оценок




Александр I, вступивший на престол в результате убийства Павла I, в начале своего царствования обещал управлять народом "по законам и по сердцу своей премудрой бабки". Основной заботой правительства провозглашалась подготовка коренных (основных) законов для уничтожения "произвола правления". В обсуждение проектов реформ были вовлечены придворные вельможи. Обсуж­дались относительно мелкие вопросы и разрозненные реформы не­которых государственных учреждений, пока в окружение импера­тора не попал талантливый мыслитель и государственный деятель Михаил Михайлович Сперанский (1772—1839).

 

По заданию Александра I Сперанский подготовил ряд проектов усовершенствования государственного строя империи, по существу, проектов российской конституции. Часть проектов написана в 1802— 1804 гг.; в 1809 г. подготовлены обширные "Введение к уложению государственных законов", "Проект уложения государственных за­конов Российской империи" и связанные с ними записки и проекты. Проекты Сперанского опираются на глубокое теоретическое обо­снование

 

В его записках и проектах (1802—1803 гг.) подчеркивается, что любое государство основано на общей воле народа и передаче им правительству известного количества сил. Из физических сил на­ рода составляется войско, из народных богатств — деньги, из ува­жения — почести. Если правительство распорядится этими силами неправильно, то чрезмерное войско создаст лишь минутный при­знак вооружения, но обессилит и расслабит государство, выпуск денег в большем количестве, чем позволяет народный труд, создаст мнимую монету (т. е. породит инфляцию), обильное расточение по­честей — неуважаемые чины и ложные отличия. "Таким образом, могут быть в государстве войска без силы, деньги без богатства и почести без уважения".

 

Целью любого государства, писал Сперанский, является обес­печение безопасности личности, собственности и чести каждого. По­началу существовали лишь деспотические правительства, воле и усмотрению которых народ предоставил правила достижения этой цели. Затем предпринимались попытки народа принять коренные законы, ставящие пределы самодержавной воле. Собрание этих ко­ренных законов называется "конституция". Однако конституция останется пустой теорией, если у законодательной власти не будет сил заставить исполнительную власть подчиняться конституции. Суть дела в том, полагал Сперанский, что любое правительство стремится к самовластию и для достижения этой цели ослабляет народ, делит его на борющиеся между собой классы по принципу "разделяй и властвуй". В этих условиях тщетно писать конституции, не обеспечив их выполнение действительной государственной силой.

 

Сперанский различает "внешний образ правления" (постанов­ления, грамоты, учреждения, уставы об устройстве государства) и "внутренний образ правления", который определяется им как "рас­ положение государственных сил".

 

Дело не в том, писал мыслитель, как государство называется, какие законы и постановления провозглашает — все это относится к "внешнему образу правления". Главное, утверждал Сперанский, в том, ограничено ли самовластие правительства или, наоборот, правительство является деспотическим: "Сила правительства ог­раничивается равновесием сил народных. В сем состоит внутрен­ний образ правления".

 

Рассуждение, что сила правительства может быть ограничена волей народа, Сперанский отвергает: "Это бы значило хотеть про­странство измерить весом".

 

Действительная конституция страны существует не на бумаге ("внешний образ правления"), а в реальном ("вещественном") распре­делении сил государства на все состояния народа, подчеркивал он.

 

Исходя из изложенного Сперанский дает очень резкую харак­теристику современному ему общественному и государственному строю России. Этот строй основан на зависимости крестьян от по­мещиков, а дворян — от государя. "Я нахожу в России два состоя­ния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только в отношении ко вторым, действительно же сво­бодных людей в России нет, кроме нищих и философов", — писал Сперанский.

 

Из радикальных теоретических предпосылок Сперанский де­ лал относительно умеренные практические выводы. Он пишет о трудности основания "монархического правления" в стране, где половина населения находится в рабстве, а это рабство связано и с политическим устройством, и с воинской системой страны.

 

В России много земель и малочислен народ— быстрое осво­бождение крестьян может побудить их "обратиться к роду кочевой жизни", что пагубно и для них, и для государственной экономики, считал Сперанский. Поэтому отмену крепостничества он предлагал провести в две эпохи. В первую эпоху намечалось определить законом крестьянские повинности, урегулировать отно­шения крестьян и помещиков так, что крестьяне "из личной крепости помещиков перейдут в крепость земле". "Во второй эпохе, которая, конечно, не может быть близка и должна быть приготовлена многи­ми частными распоряжениями, возвратится крестьянам и древнее их право свободного перехода от одного помещика к другому..."

 

Проекты реформ и записки Сперанского не лишены предосте­ регающих (угрожающих) рассуждений: "Никакое правительство, с духом времени не сообразное, против всемогущего его действия устоять не может", "Нет в истории примера, чтобы народ просвещен­ный и коммерческий мог долго в рабстве оставаться". Эти суждения (в записках и проектах, адресованных императору) носят, разуме­ется, не революционный, а либерально-реформистский характер в духе И. Канта , возлагавшего вину за кровавые революции на ту­пость правительств, медлящих с проведением назревших реформ.

 

Если проведение общественных реформ (особенно уничтожение рабства в России) представлялось Сперанскому процессом про­должительным, длящимся немало лет, то преобразование государ­ственного строя по воле императора он считал делом близким, ско­рым. Сперанский (в 1809 г.) предлагал назначить выбор депутатов из всех состояний под предлогом введения Гражданского уложе­ния. Это собрание депутатов предлагалось назвать Государствен­ной думой. "1-й день сентября, в новый год по старому русскому стилю, открыть Государственную Думу со всеми приличными обрядами". После обсуждения Гражданского уложения Думе предло­жить Государственное уложение. В результате, писал Сперанский, "к 1811-му году, к концу десятилетия настоящего царствования, Россия воспримет новое бытие и совершенно во всех частях преоб­разуется".

 

Весной 1812 г. интриги придворных привели к отставке и ссыл­ке Сперанского. Немалую роль в этом сыграла "Записка о древней и новой России" писателя и историка Н. М. Карамзина.

 



2018-07-06 430 Обсуждений (0)
Преобразования Сперанского 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Преобразования Сперанского

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (430)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)