Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теория семейного воспитания от Макаренко до наших дней



2018-07-06 508 Обсуждений (0)
Теория семейного воспитания от Макаренко до наших дней 0.00 из 5.00 0 оценок




Проблема семейного воспитания – одна из вечных проблем человечества. Именно в семье рождается не только человек, но и гражданин. Следовательно, если мы хотим жить в здоровом обществе, нам необходимо уделять должное внимание семье и семейному воспитанию.

В современной науке нет единого определения семьи. По мнению А.В. Мудрика, «семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой» [7, с. 91]. Л.В. Мардахаев определяет семью как социокультурный феномен, играющий особую роль в социальной подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе [6, с. 149].

Мы же будем опираться на формулировку Т.А. Куликовой, которая характеризует семью как малую социально-психологической группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [2, с. 22].

Что такое «семейное воспитание»? Это воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими (родственниками, опекунами) [3, с. 392].

По определению А.В. Мудрика, семейное воспитание – это более или менее осознаваемые усилия по взращиванию ребёнка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребёнок, подросток, юноша [7, с. 94].

О.Л. Зверева и А.Н. Ганичева определяют семейное воспитание как одну из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающую целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи [1, с. 31].

Семейная педагогика стала выделяться из общей педагогики со второй половине ХIХ в. и лишь к началу ХХ столетия начала оформляться теоретически. Одним из ведущих учёных, ставших основоположником этой науки в России, был П.Ф. Каптерев. По его инициативе в Петрограде зимой 1912 – 1913 гг. прошёл I Съезд по семейному воспитанию. Главной темой Съезда было обсуждение вопроса о соотношении семейного и общественного воспитания, а также путей просвещения родителей.

Основной акцент в исследовательских работах разных времен делался не столько на разработке теории семейного воспитания, сколько на изучении семьи (Т.А. Маркова), родительства (И. Кон), отдельных видов деятельности детей в семье (Г.Н. Гришина, Д.О. Дзинтаре), формировании силами родителей разных качеств личности ребёнка (В.П. Дуброва, Л.В. Загик). Некоторые исследователи (А.Ю. Гранки, И.В. Гребенников, И.В. Филин, и др.) обращались к осмыслению взглядов педагогов советского и постсоветского периода на семейное воспитание: Ш. Амонашвили, П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.

Однако целостной, системной и методологически проработанной теории семейного воспитания, способной дать ответы на многочисленные вопросы родителей и педагогов, пока не создано.

Рассмотрим подробнее теорию семейного воспитания А.С. Макаренко, по которой «Семья – важнейшая область, где человек проходит свой первый общественный путь!» [5, с. 11]. Эту теорию педагог строит в соответствии со стержневой идеей своего педагогического мировоззрения о воспитательной роли коллектива. Каждая семья составляет коллектив, в котором ребёнок с малых лет приобретает опыт взаимной связи, взаимопомощи. Если в семье есть старшие и младшие дети, между ними устанавливается опыт любви и дружбы в самых разнообразных формах. Жизнь в такой семье позволяет ребёнку упражняться в различных видах человеческих отношений. В этом коллективе не должно быть места произволу родителей, особенно отца, как это имело место быть в старые времена [2, с. 17].

Отрицая авторитарность семейного воспитания, А.С. Макаренко обосновывает значение истинного авторитета родителей, характеризует его ложные разновидности [2, с. 17]. По его мнению, смысл родительского авторитета в том, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая детским глазом [1, с. 35]. Макаренко говорит о разных видах ложного авторитета: авторитете подкупа, чванства, расстояния, подавления, любви. Он считал, что главным основанием родительского авторитета могут быть работа родителей, их гражданское лицо, поведение, знание интересов, склонностей своего ребёнка, его отношения к людям [1, с. 35].

В работах Макаренко говорится и о цели семейного воспитания. Он утверждал, что в некоторых семьях наблюдается полное бездумье в этом вопросе: просто живут рядом родители и дети и надеются, что всё само собой получится. У родителей нет ни ясной цели, ни определённой программы. В таком случае и результаты всегда будут случайными, так как никакое дело нельзя сделать хорошо, если неизвестно, чего хочешь достигнуть [4, с. 114].

А.С. Макаренко – педагог социалистической формации, и он строил свою теорию в соответствии с её идеологией, когда не так остро стоял вопрос выживания, и семья могла позволить себе переложить часть воспитательных функций на государство. Ребёнок постоянно находился в зоне чьей-то ответственности, и его жизненная траектория в зависимости от исходного положения семьи была более-менее предсказуема. От ребёнка требовалось лишь быть послушным, хорошо учиться и приносить пользу Отечеству. Взамен на это государство гарантировало социальную стабильность, предсказуемость и безопасность.

Однако современная ситуация поставила родителей перед необходимостью готовить ребёнка к нестабильному миру, вариативному образованию, альтернативным политическим идеям и посягательствам на его внутренний мир со стороны средств массовой информации, сект и продавцов наркотиков. Мир стал разнообразным и небезопасным, а попытки эвакуировать ребёнка от социальной действительности – тщетными. Иными словами, современным родителям приходится готовить ребёнка к той жизни, к которой они вряд ли хорошо готовы сами.

В настоящее время общество вновь стало обращаться к идеям А.С. Макаренко, пропагандирующего коллективизм, родительский авторитет, целенаправленность семейного воспитания.

Таким образом, можно сделать вывод о развитии и преемственности педагогических идей и в теории семейного воспитания.

 

Педагогический процесс, с точки зрения Кап-терева, есть процесс творческого характера, процесс самобытный. Дан известный организм, дана известная среда. При этих данных сейчас же начнется процесс саморазвития, определяемый свойствами организма и среды. Процесс будет совершаться с необхо-

димостью: организм по присущим ему законам будет оживлять и перерабатывать впечатления, под их влиянием действовать. Весь процесс будет носить самобытный творческий характер, совершаться по органической необходимости, а не по указаниям со стороны [7].

В педагогических сочинениях много говорится о развитии самодеятельности, причем необходимость ее развития оправдывается ценностью этого свойства в жизни. Но самодеятельность важна, прежде всего, не по ее приложимости в жизни, а потому, что она отвечает сущности педагогического процесса — творческому саморазвитию. Иным путем, помимо самодеятельности, человек и развиваться не может: такова его природа. По мнению Каптерева, воспитание и образование нередко представляют ожесточенную борьбу против естественного творческого саморазвития человека и стремятся втиснуть его в наперед заготовленные рамки, вести по шаблону, по проторенной дорожке, причем при общей насильственно-сти постановки воспитания говорится о самодеятельности. Настоящий, неискаженный педагогический процесс в одно и то же время и свободен, и необходим, потому что это есть процесс саморазвития. В нем самодеятельность — неизбежное явление. Если же воспитание и образование бывают принудительными, то нечего и говорить о самодеятельности — это значит «петь мотив из другой оперы», это значит соединять несоединимое [8].

Если рассматривать педагогический процесс с точки зрения педагогической антропологии, то можно сказать, что его антропологической основой является саморазвитие индивидуума, что по своей сущности сохраняет общественную направленность, задаваемую педагогом [9]. Мировоззрение П.Ф.Каптерева развивалось на единой антропологической основе в самом важном и непоколебимом его убеждении о необходимости полного раскрепощения личности человека в условиях рационально организованного общественного воспитания [10].

Следует заметить, что Петр Федорович неоднократно выражал мысль о том, что именно школа и семья влияют на развитие личности. Для воспитанника, стремящегося стать хорошим человеком, «неорганизованный педагогический процесс» станет «организованным», так как он от окружающей среды получит только положительное влияние, а на отрицательное у него будет иммунитет [11]. Исходя из этого, общеобразовательный курс школы, по его замыслу, был призван обеспечить правильное соотношение между образованием и воспитанием в целях всестороннего совершенствования личности гражданина.

 

КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/p-f-kapterev-o-suschnosti-pedagogicheskogo-protsessa

 

Педагог говорил о том, что нужно опираться на интерес учащихся, предоставлять возможности самостоятельного решения задач. Это позволяет активировать познавательную деятельность учащихся и установить субъект-субъектные отношения, что служило бы основой личностно-ориетированного обучения [5].

В своей книге «Предметный метод обучения» он высказывал требование использования наглядного обучения. Он выступал за проведения предметных уроков и экскурсий, пропагандировал всеобщее начальное обучение.

На предметных уроках дети под руководством учителя изучают натуральные объекты природы. Учитель проводит беседу с учениками, так, чтобы учащиеся могли самостоятельно дать ответы, опираясь на свои наблюдения [6]. Основная часть предметных уроков проводилась после экскурсий, на которых учащиеся имеют возможность ознакомиться с изучаемым объектом в среде и пронаблюдать связи между предметами и явлениями.

Вахтеров активно участвовал в организации школ для рабочих и в создании ряда внешкольных учреждений, способствовал открытию школьных библиотек во многих уголках России. Он предложил открыть передвижные библиотеки. Педагог оказывал помощь в устройстве читальных изб в уездах, содействовал увеличению числа учебных заведений.

Стадии работы над проектом

Название Характеристика
постановка цели обсуждение предмета исследования с преподавателем, получение необходимой информации, установление цели
планирование выработка плана действия, распределение обязанностей
исследование накапливание материала, выполнение исследования
обобщение и выводы анализ информации
представление отчета отчет о проделанной работе, представление результатов в виде отчета, реферата, доклада, статьи
анализ результатов процесса участие в оценке работы в ходе коллективного обсуждения и самооценки

 

Проектная технология- это один из путей формирования нового качества образования учащихся, формирования их компетентности, залог успешности и востребованности в жизни. Проектный метод предполагает использование окружающей среды как лаборатории, в которой происходит процесс познания под лозунгом: «Всё из жизни, Всё для жизни» Что помогает людям делать открытия? « Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и кто умеет добывать эти знания» В. П. Вахтеров. «Мы учимся творить, искать. Исследовать, что неизвестно, В конечном счёте получать Ответ на то, что интересно». Почему знакомые растения мы можем назвать незнакомцами? Приветствуем всех любителей растений. Цвет зелени успокаивающе действует на нервную систему человека, что сказывается на настроении и работоспособности. Мы начинаем работать над проектом «Очевидное – невероятное». Приглашаем Вас принять участие в работе и найти ответы на вопросы: В чём загадка папорот

 



2018-07-06 508 Обсуждений (0)
Теория семейного воспитания от Макаренко до наших дней 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теория семейного воспитания от Макаренко до наших дней

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (508)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)