Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принцип народности воспитания



2018-07-06 1497 Обсуждений (0)
Принцип народности воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Эта идея является центральной в педагогической системе Ушинского. Она характерна также для взглядов таких выдающихся украинских педагогов как О.Духнович из Закарпатья, Ю.Федькович из Буковины и др. Но эту проблему на подлинно научной основе впервые разработал Ушинский.

Термин "народность" Ушинский объясняет как своеобразие каждого народа, которая обусловлена его историческим развитием, географическими, экономическими, политическими и другими условиями его жизни. Народность - это национальная самобытность народа и основывается она, по мнению выдающегося педагога, прежде всего, в характере народа.

Ушинский выступил против попыток российского правительства провести школьные реформы путем заимствования в иностранной системы воспитания. Он считал, что общественное воспитание является продуктом длительного исторического развития нации, его невозможно придумать в кабинете или заимствовать у других народов. Цель воспитания, по его мнению, определяется особой идеей о человеке, свойственной для каждого народа: "Каждый народ имеет свой особый идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях." "Воспитание берет человека всей со всеми ее народными и частичными особенностями, - ее тело, душу, разум, - и, прежде всего, обращается к характера, а характер и есть именно тот грунт, в котором основывается народность..."

Ушинский доказывает, что не только на практике, но и в теории не существует общей воспитательной системы для всех народов. У каждого народа своя особая система воспитания, и как нельзя жить по образцу другого народа, так же нельзя воспитываться за чужой заимствованной педагогической системой.

В методологическом плане принцип народности воспитания выступает как коренная закономерность развития системы образования и воспитания в любой стране. Эта система должна строиться в полном соответствии с особенностями и потребностями своей страны. При условии соблюдения данного принципа воспитания осуществляется в духе народных обычаев, традиций, черт национального характера и психологии своего народа.

Составной частью идеи народности в Ушинского стоял вопрос о женском образовании, без чего он не представлял общественной системы воспитания.

Ушинский пытается творчески использовать традиции народной педагогики в своей педагогической системе. Это особенно хорошо просматривается в его учебниках "Детский мир" и "Родное слово", где он знакомит детей с народной жизнью, широко использует народный фольклор: поговорки, загадки, пословицы, сказки, стихи.

Выдающийся педагог не отрицал использование педагогического опыта других народов, но требовал, чтобы его усвоения было критическим. Указывая на недопустимость механического переноса воспитательных систем из одной страны в другую, он говорил о целесообразности использования лучших элементов воспитательного опыта народов, но полностью построить воспитание в своей стране на этих элементах также невозможно.

Важнейшим признаком и лучшим выразителем народности Ушинский называет родной язык. В статье "Родное слово" раскрыл роль языка в жизни народа. В ней сконцентрирован весь исторический опыт народа, его культура: "Пока живая народная речь в устах народа, к тому времени жив и народ".

Поскольку воспитание должно быть народным, то, как указывает Ушинский, родная речь должна занимать центральное место в воспитании человека. Он критиковал политику российского царизма в украинских школах и подчеркивал, что обучение в них должно происходить на родном языке.

Ушинский вклад в педагогику Константин Дмитриевич Ушинский – известный педагог и основоположник научной педагогики в России. Основной вклад Ушинского в педагогику в следующем: Сформулировал принципы обучения – принцип научности обучения, воспитывающего обучения, систематичности и последовательности в обучении, сочетание наглядных, практических и словесных методов обучения, наглядности. Ушинский рассматривал образование как один из наиболее сильных воспитательных средств и источник общего нравственного и умственного развития. Правильно организованное обучение умственно развивает учеников и нравственно воспитывает. Он развивал идею народности в обучении. Педагог делал упор на том, что образование и воспитание должны учитывать особенности каждого народа – его географию, традиции, исторические особенности. Педагог понимал воспитание, как осознанный процесс развития гармоничной личности. Воспитание нравственности играет в педагогике важную роль. В человеке нужно развивать дисциплинированность, честность, гуманность, скромность и трудолюбие. Разработал учение дидактике с двумя уровнями: частной и общей. Общая дидактика занималась базовыми методами и принципами обучения, а вот частная дидактика использует их для изучения отдельных учебных дисциплин. Ушинский сочетал теоретико-методические принципы двухуровневой дидактики в концепции обучения родному языку. Он поддерживал общемировую классно-урочную систему, считая ее при организации школьных занятий наиболее целесообразной. Педагогический вклад Ушинского направлен на отказ от педагогики «страха» и поддержания школьной дисциплины наградами и наказаниями. Педагог предложил воспитывать школьников в атмосфере гуманности и здравомыслия. Он считал, что учитель должен стать примером и опорой для ребенка. Главные труды Ушинского – «О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании» «Три элемента школы», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Родное слово, хрестоматия «Детский мир», «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

Источник: http://kratkoe.com/ushinskiy-vklad-v-pedagogiku/ Кратко обо всем © kratkoe.com

 

Педагогическую деятельность К.Д. Ушинский начал учителем словесности Гатчинского сиротского института, затем работал инспектором Смольного института благородных девиц. При его непосредственном участии был изменен учебный план института, куда вошли родной язык и литература, предметы естественно-научного цикла. К.Д. Ушинскому удалось осмыслить в целостном единстве педагогические явления в неразрывном единстве теории и практики. «Пустая, ни на чем не основанная, теория оказывается такой же никуда не годной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя вывести никакой мысли, которому не предшествует и за которым не следует идея. Теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли», – писал он. В своем масштабном труде «Человек как предмет воспитания» (1868–1869) Ушинский, рассматривая важнейшие методологические проблемы педагогики, предложил новый антропологический подход к воспитанию человека. По его мнению, предметом педагогики является человек во всей совокупности его проявлений, следовательно, чтобы выстроить процесс воспитания с учетом всех его физиологических, психологических, социальных и других особенностей, необходимо некое целостное знание о человеке. Такое целостное антропологическое знание дает возможность определить содержание обучения и воспитания, эффективные методы и формы его организации, что обусловливает оптимальное развитие ребенка. «Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его великими духовными требованиями. Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях. Тогда только будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния», – писал Ушинский.

Признавая единство процессов обучения и воспитания, К.Д. Ушинский приоритет отдавал последнему, поскольку считал его главной силой формирования и развития совершенного человека. Воспитание должно ориентироваться на духовное развитие личности, которое является неотъемлемой частью культурно-исторических традиций народа, особенностей его национального характера и миропонимания. Ушинский предложил концепцию народности в воспитании как основу построения всей педагогической системы. Эту идею он развивал в статье «О народности в общественном воспитании» и других педагогических сочинениях. Понимая православную духовность как неотъемлемую часть русской народной культуры, педагог выделял три константы, специфичные для русского национального воспитания, – народность, христианскую духовность и науку. Каждый народ создает уникальную, самобытную систему воспитания, которая находит отражение в реальном педагогическом процессе. Исходя из этого К.Д. Ушинский призывал уделять большое внимание изучению родного языка в школе и создал учебные пособия, отвечающие этому принципу, – «Родное слово» и «Детский мир», которые используются в практике обучения начальной школы до настоящего времени. В трактовке принципа народности педагог признавал творческую силу народа в историческом процессе и его право на полноценное образование и считал, что земская школа наиболее соответствует духу, характеру и потребностям народа. В нравственном воспитании педагог придавал особое значение формированию у ребенка склонности и любви к труду, поскольку он является высшей формой человеческой деятельности. В работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» Ушинский отмечал, что трудовое воспитание позволит подготовить личность к жизни в обществе и занять там достойное место, умственный и физический труд учащихся – залог формирования активной и творческой личности. Педагог тщательно разработал систему факторов и средств нравственного воспитания, среди которых он выделял личный пример и личность учителя, предупреждение, поощрение, педагогический такт, убеждение; высказывал мысли о необходимости взаимодействия школы и семьи в воспитании ребенка.

Особое место в теории К.Д. Ушинского занимает дидактика, которую он делил на общую (для всех предметов) и частную (методику конкретного предмета). Обучение он трактовал как движение ученика от незнания к знанию. Ушинский детально разработал основные принципы дидактики в русской педагогике и предложил ясные и четкие правила их реализации на практике. Успешность обучения педагог напрямую связывал с его доступностью, которая является залогом осознанного освоения знаний. Знания должны выстраиваться в определенной системе и последовательности, поскольку «только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями». Разрабатывая принцип прочности знаний, педагог описал методику повторения знаний, отдавая предпочтение активному повторению и упражнениям. В трактовке принципа наглядности Ушинский призывал учитывать специфику предмета и возраст учащихся: чем моложе ребенок, тем больше наглядности должен использовать учитель на уроке.

В организации процесса обучения, по мнению педагога, стоит придерживаться классно-урочной системы. Опираясь на дидактику Я.А. Коменского и И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинский выявил четкие условия организации обучения, описал организационную структуру урока и выделил его виды. Ушинскому удалось выразить теоретические положения в методике начального образования. Так, он разработал новый метод овладения грамотой, призывал использовать на начальном этапе обучения все виды урока, слитые в единстве, методику формирования общих представлений и одновременного развития мышления и речи детей.

К.Д. Ушинский требовал от учителей творчества в повседневной деятельности, напоминая, что «педагогика – это не наука, а искусство». Исследуя воспитание и образование западно-европейских стран, он одним из первых в русской науке предпринял сравнительно-педагогическое исследование. Таким образом, в педагогическом наследии Ушинского отражены почти все аспекты педагогической теории и практики.

 

Проблемы нравственного воспитания представлены у Ушинского как общественно-исторические. В нравственном воспитании он отводил одно из главных мест патриотизму, который исключает шовинизм, требует воспитания гражданского долга "высказать смелое слово истины" против гнета и насилия. Его система нравственного воспитания ребенка исключала авторитарность, она строилась на силе положительного примера, на разумной деятельности ребенка. Он требовал от учителя развития активной любви к человеку, создания атмосферы товарищества. (Вот где корни педагогики сотрудничества.)

Новой педагогической идеей Ушинского была постановка перед учителем задачи научить учеников учиться: "...следует передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания".

Ушинский утвердил принцип воспитывающего обучения, который представляет собой единство обучения и воспитания: "Воспитание должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека". Таким образом, К.Д. Ушинский по праву считается основоположником научной педагогики в России.

Педагогические принципы К.Д. Ушинского

1. Обучение должно строиться с учетом возрастных и психологических особенностей развития ребенка. Оно должно быть посильным и последовательным.

2. Обучение должно строиться на основе принципа наглядности

3. Ход обучения от конкретного к абстрактному, отвлеченному, от представлений к мысли – естественен и основывается на ясных психологических законах человеческой природы.

4. Обучение должно развивать умственные силы и способности учеников, а также давать необходимые в жизни знания.

 



2018-07-06 1497 Обсуждений (0)
Принцип народности воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принцип народности воспитания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1497)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)