Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


По каким признакам классифицируют группы в социальной работе?



2018-07-06 308 Обсуждений (0)
По каким признакам классифицируют группы в социальной работе? 0.00 из 5.00 0 оценок




Большое количество и разнообразие социальных групп вызывает необходимость их классификации, которую осуществляют по различным признакам.
По размеру различают микрогруппы (диады, триады) малые группы (немногочисленная, до 20 человек, совокупность объединенных совместной деятельностью людей, которые непосредственно связаны между собой), большие группы (характеризуются опосредованным, в основном анонимным общением, что обусловлено значительным размером группы и невозможностью прямых контактов их участников).
По составу выделяют гомогенные (однородные), гетерогенные (разнородные) группы; по времени действия - долговременные, краткосрочные; по возможности обновления - открытые, закрытые.


36. В чем заключается суть групповой динамики?

Гупповая динамика - изменения структуры группы, распределения власти в ней, позиций, ролей, групповых норм, моделей поведения, общения, межличностных отношений, обусловленные влиянием ее участников и внешними условиями.
Групповую динамику характеризуют цели и задачи, нормы (правила), структура группы, групповые роли и проблема лидерства, групповая сплоченность, напряжение в группе, формирование подгрупп, актуализация предыдущего эмоционального опыта и тому подобное.
Предложенная Брайсом Такмена двумерная (двухфакторная) модель сосредотачивается на взаимодействии, описывает динамику группового процесса с учетом условий формирования группы; наличии деловой (решение групповой задачи) и личностной (развитие групповой структуры) сфер групповой активности, места группы в гипотетической последовательности (на соответствующей стадии) развития.
Знание фаз группового развития позволяет учитывать его особенности, видеть последствия. Хорошо знакомы с этой проблематикой социальные работники берут на себя ответственность за развитие групповой динамики, обсуждения критических моментов, реализацию согласованной программы деятельности.


37. Охарактеризуйте основные этапы развития группы.

Первая стадия - формирование группы (forming) или формального объединения индивидов. Еще недавно незнакомые или мало знакомые люди в силу различных обстоятельств (по необходимости или в соответствии с чьим-либо решением) объединяются или оказываются объединенными в формальную группу.
Стадия брожения (storming) - это одна из форм внутригруппового конфликта. Индивиды соглашаются с существованием группы, но они сопротивляются контролю, который группа накладывает на своих членов. Происходит выяснение и распределение форм деятельности.
Третья стадия - это стадия нормирования (norming), т.е. формирования в группе близких взаимосвязей и общности норм и ценностных ориентаций. На этой стадии можно говорить об упрочении группы. Здесь группа выступает именно как группа. Члены группы уже имеют четкое впечатление друг о друге, о способах работы коллег и их личностных особенностях.
Последняя стадия - стадия деятельности (performing). На этой стадии завершается становление группы в качестве психологической общности, групповая структура принята всеми членами и предельно функциональна. Члены группы активны, нацелены на достижение групповой цели, стремятся к саморазвитию и согласны работать на благо всей группы.


38. Благодаря которым факторам можно предотвратить появление
дисфункциональных ролей и проявлениям дискриминации в группе?

До сих пор мы употребляли понятие «дискриминация» в самом общем его значении (английское слово «discrimination» переводится как различение, выделение, неодинаковое отношение). Теперь же мы будем использовать его в более специфическом смысле, а именно: дискриминация - это обусловленные предубеждениями (негативными стереотипами), несправедливые действия в отношении членов определенных социальных групп. О том, что дискриминационное поведение является несправедливым, может свидетельствовать тот факт, что оскорбительные, жестокие или обидные действия совершаются в отношении членов лишь каких-то конкретных групп и не совершаются в отношении других групп. Если, например, человек, здороваясь, обычно пожимает протянутую ему руку, но отказывается это сделать, когда руку протягивает представитель другой расы, то это расовая дискриминация. Если при приеме на работу предпочтение отдается только женщинам или только мужчинам, то это гендерная дискриминация. Если человека отказываются принимать всерьез только из-за того, что он или «слишком молод» или «слишком стар», то это возрастная дискриминация.
Но дискриминация может выражаться и в более жестоких формах, когда совершаются уже «преступления ненависти». К ним относятся убийства, избиения, изгнание. Раньше мы уже говорили о таком специфическом американском преступлении, как суд Линча, жертвами которого становились в основном чернокожие граждане США. Но избиения и убийства, вызванные национальной и расовой ненавистью, к сожалению, распространены по всему миру. Наша страна в этом отношении не является исключением. Дореволюционная Россия позорно прославилась еврейскими погромами, преследованием и притеснением «иноверцев», в Советском Союзе происходило изгнание и переселение целых этнических групп из мест их постоянного проживания, существовал негласный государственный национализм. Период распада СССР ознаменовался всплеском межэтнической вражды и националистического насилия - в Сумгаите, Фергане, Оше.
Жестокость и нетерпимость проявляются в отношении не только этнических, но и других социальных групп. Так, по данным Грегори Герека, в США 92 % гомосексуалистов - мужчин и лесбиянок, сообщали о том, что становились жертвами угроз и словесных оскорблений, почти каждый четвертый из них подвергался избиению (Herek H., 1989).
Дискриминация, таким образом, может осуществляться в различных формах - от скрытого, замаскированного психологического террора до откровенного насилия и убийств.


39. Терапевтические эффекты группы играют важнейшую роль на различных этапах группового процесса?
В групповой социальной работе для специалиста прежде всего важно правильно организовать, направить групповые процессы, подчинить их основной цели группы, благодаря чему удается максимально раскрыть, использовать для блага участников ее терапевтические эффекты.
Одним из ведущих терапевтических эффектов является групповая сплоченность.
Сплоченность является сложным феноменом для изучения. Группы отличаются друг от друга количеством имеющейся у них «групности» - чувство солидарности, чувство «мы».
Не менее ощутимыми терапевтическими факторами являются инсайт (мгновенное целостное понимание проблемы) и обучение на межличностных взаимодействиях.
Актуализация в процессе групповой социальной работы эффекта положительного настроения внушает клиенту надежду на позитивные последствия своих и групповых усилий. Важной при Дема вера тренера (терапевта, ведущего) в себя, в эффективность группы, с которой он работает. Эта вера передается и ее участникам.
В процессе групповой социальной работы необходимо постоянно заботиться об обеспечении информации участников группы (учебное инструктирование).
Значительный терапевтический эффект имеет ориентация на альтруизм.
Положительные процессы стимулирует также корректирующая рекапитуляция (воспроизведение признаков) первичной семейной группы, благодаря которой удается повлиять на опыт, полученный в семье.
Групповая социальная работа положительно влияет и на развитие навыков социализации (базовых социальных умений через непосредственное обучение или в процессе обратной связи), межличностное научение (осознание участниками группы и поведения, своих сил, ограничений, которые обусловливают нежелательную реакцию со стороны окружающих).



2018-07-06 308 Обсуждений (0)
По каким признакам классифицируют группы в социальной работе? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: По каким признакам классифицируют группы в социальной работе?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (308)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)