Охарактеризуйте важнейшие этапы подготовки к работе группы.
Направленность тренинговых занятий в целом, но не каждого в отдельности, очень широка. Поэтому от ведущего или тренера требуется выполнения разнообразных функций. Обязательными являются: определение назначения и тематики тренинга; разработка программы тренинга; подбор и формирование группы участников; выработка вместе с участниками правил и норм поведения в группе; создание и поддержание в группе атмосферы доверия, творчества и экспериментирования, поддержки и взаимопомощи; организация и проведение тренинговых процедур и упражнений; организация и проведение рефлексии полученного опыта; оперативный анализ эффективности использованных методов, процессов групповой и индивидуальной динамики с целью корректировки программы тренинга, определения ее частных подзадач
42. Какие техники и средства целесообразно использовать при проведении групповой работы? Тренинг и традиционные формы обучения имеют существенные различия. Традиционное обучение более ориентировано на правильный ответ, и по своей сути является формой передачи информации и усвоения знаний. Зато тренинг, прежде всего, ориентирован на вопросы и поиск. В отличие от традиционных тренинговые формы обучения полностью охватывают весь потенциал человека: уровень и объем ее компетентности (социальной, эмоциональной и интеллектуальной), самостоятельность, способность к принятию решений, к взаимодействию и тому подобное. Конечно, традиционная форма передачи знаний не является сама по себе чем-то негативным, однако в мире быстрых изменений и непрерывного старения знаний традиционная форма обучения имеет суженные рамки застосування.Тренингова группа - это специально созданная группа, участники которой при содействии ведущего (тренера) включаются в интенсивное общение, направленное на достижение определенной цели и решение поставленных задач. Тренинговая группа обычно включает 15-20 человек. Такое количество людей позволяет оптимально использовать время и эффективно обучать людей.Тренингови занятия могут быть разной продолжительности: от 1,5-3-х часов (2-4 академических часа продолжительностью 45 минут каждая) до нескольких дней подряд. По продолжительности наиболее удачной формой групповой работы является марафон, то есть проведение занятий продолжительностью 6-8 часов ежедневно в течение нескольких дней. В тренинге широко используются методы, направленные на стимуляцию взаимодействия участников. Все они объединяются под названием «интерактивные техники» и обеспечивают взаимодействие и собственную активность участников во время динамического учебного процесса.
«Обратная связь должна быть: неотсроченной; специфической, то есть относится к отдельным конкретным проявлениям участника; релевантной потребности и это коммуникатора, и реципиента; представленной в терминах чувств, а не оценок. Открытость в выражении чувств - ключевой аспект поведения в такой группе. Обычно подчеркивается вторичная в данном случае роль когнитивных аспектов обучения, их зависимость от эмоциональных ». Обучение происходит, главным образом, из-за переживаний многогранного группового опыта. При этом указанные характеристики обратной связи должны способствовать созданию климата доверия, «психологической безопасности» - решающей предпосылки достижения группой поставленных целей. Важна и роль правильно построенной обратной связи преодоления барьеров общения, связанных с действием механизмов психологической защиты, которые активно участвуют в построении и образа себя, и образа другого. Барьеры возникают из за неосознанного стремления охранять привычное мнение, отторгая или искажая информацию, расцениваемую как неблагоприятную, разрушающую первоначальное представление. Таким образом, обратная связь оказывается определенным видом социального знания - знанием о человеке, который возвращается этому человеку партнером (партнерами) по общению. Функции обратной связи в общении разнообразны. Обратная связь выступает важнейшей образующей процесса обретения человеком собственного Я. Как отмечает, например, А.А. Бодалев, «благодаря действию механизма обратной связи человек на основе достигается в ходе взаимодействия с другими людьми результата может корректировать свое дальнейшее поведение, заменяя использованы способы воздействия новыми, которые кажутся более эффективными» .Кроме того, «получая в той или иной форме обратный связь и перерабатывая ее в соответствии со своими внутренними диспозициями, человек обычно вносит вклад не только в представление о себе, но и о другом, прежде всего коммуникаторе обратной связи ». Таким образом, обратная связь проявляется и важным звеном диалектически единого процесса познания себя и других людей и одновременно сложной техникой, использовать которую необходимо очень аккуратно и тщательно обрабатывать методики ее организации.
помощь участникам группы увидеть связь между негативными чувствами, которые вызывает у них близкое завершение групповой работы, и их прошлыми проблемами (личными потерями, социальной изоляцией) акцентирование на положительных эмоциях, связанных иззавершенням программы, подготовка ее участников к прекращению встреч; воспоминания о работе группы, анализ личных успехов ее участников; рекомендации участникам группы, их семьям по дальнейшей работе над личностным развитием. Хорошо продуманные, психологически грамотно выстроенные последние встречи способны усилить достигнутый в течение всей работы группы положительный эффект, внушить клиентам чувство социального оптимизма, уверенности в себе. Невнимание к их важности способна разрушить все, чего удалось достичь в течение всей предыдущей работы. Для того чтобы как можно меньше возникало проблем в связи с завершением групповой работы, фасилитаторы еще на этапе формирования групп, особенно с неопределенным сроком работы, обсуждают процедуру прощания и отделения участников группы. На этапе оценки определяют соответствие достигнутых результатов поставленным целям. С этой целью часто восстанавливают в памяти условия контракта, а затем фасилитаторы и участники группы выражают свое мнение, соответствуют ли им достигнутые результаты. Нередко в такие минуты звучат слова благодарности. Иногда от социального работника ожидают формального отчета о проведенной групповую работу и профессиональной оценки ее последствий. Как и в других разновидностях социальной работы, здесь тоже важна саморефлексия (самоанализ) социального работника, позволяет проанализировать собственный положительный и отрицательный опыт. Оценивания групповой работы является сложным процессом, результаты часто удалении во времени и о них можно сделать вывод только после того, как участники группы начнут (или не начнут) использовать в своей жизни полученные во время работы в группе навыки и знания.
Используют различные направления и методы социально-психологического воздействия с целью развития у индивидов способностей к эффективному социального функционирования, а также повышение их психологической культуры и социально-психологической компетентности субъектов общения. Социвльно-психологический тренинг направлен на развитие личности, формирование коммуникативных умений и навыков, усвоение межличностного взаимодействия. Именно СПТ является перспективным методом психолого-педагогической подготовки специалистов различных отраслей, особенно тех, которые связаны с различными человеческими контактами. Результаты тренинга нельзя сводить только к развитию когнитивного компонента (обучение), благодаря ему у каждого участника формируется адекватное понимание самого себя и коррекция самооценки, происходит изучение индивидуализированных приемов межличностного взаимодействия для повышения ее эффективности и тому подобное. Мы исходим из того, что СПТ - это активное обучение с помощью приобретения жизненного опыта, приобретаемого в специально созданных безопасных условиях, благодаря моделированию жизненных ситуаций, которые реализованы в интерактивные методы. Последние реализуются в соответствующей программе тренинга. К тому же, здесь тренинг - в наиболее общем смысле - рассматривается как способ, вернее, совокупность различных приемов и способов, направленных на развитие в личности тех или иных навыков и умений. 46. Какие факторы влияют на развитие группы самопомощи? Группы самопомощи-это группы, участники которых, разделяя определенные личные интересы, имея подобный опыт, объединяются для сотрудничества с целью реализации собственных нужд или нужд сообщества благодаря обмену информацией, взаимоподдержки, иногда - представництва.Групы самопомощи • Это добровольное объединение людей (примерно 6-20 членов), которые имеют схожие интересы, проблемы, опыт. • Самостоятельно определяют направление деятельности, то есть тематика и методы работы группы разрабатываются самими членами группы. • В центре внимания таких групп психотерапевтический процесс - стремление помочь участникам в преодолении кризисной ситуации или предоставить им моральные силы для борьбы за свое здоровье и благополучие; • Требуют от своих членов активного и непрерывного сотрудничества. • Как правило, их руководством занимаются фасилитаторы из участников группы. • организуют систематические встречи в определенные сроки (например, раз в неделю, каждые 2 недели или раз в месяц). Помогая другим, помогаешь себе. Как правило, сначала группы самопомощи посещают для того, чтобы найти ответы на свои вопросы, которые волнуют. Однако со временем участники понимают, что их собственный опыт очень ценен и может сыграть значительную роль в жизни другого человека, который столкнулась с такой же проблемой. Возможность помогать другим становится для многих участников не менее важным, чем получение помощи для себя. Группы помогают людям с ВИЧ пережить ощущение изоляции, одиночества и непонимания и неприятия другими. Участников групп объединяет желание изменить свою жизнь или отношение к нему, найти свое место в обществе, создать полноценную семью, помочь другим. 47. Обязательно нужна помощь профессионалов на этапе становления группы самопомощи?
Фаза развития работы в общине: 1) организация групп и служб в обществе; 2) развитие профессионализма и компетентности у членов общины - сотрудников и волонтеров; 3) борьба за изменения, в частности за изменения в социальной политике. Процесс развития работы в общине подобен процессу индивидуальной социальной работы. Речь идет о контактах, анализ, планирование, работа с группами в обществе, выход за ее пределы, привлечение средств массовой информации. Уровни работы в общине: 1) базовая или работа по месту жительства с отдельными людьми, семьями и группами, а также самостоятельная деятельность местных жителей; 2) работа местных агентств или между агентствами, то есть деятельность, возглавляемая органами власти и / или организованная другими структурами; 3) региональная и национальная работа по планированию общин.
50. Какие методологические подходы используют для работы в общине?
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (478)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |