Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Охарактеризуйте важнейшие этапы подготовки к работе группы.



2018-07-06 478 Обсуждений (0)
Охарактеризуйте важнейшие этапы подготовки к работе группы. 0.00 из 5.00 0 оценок





41. Какой, по Вашему мнению, может быть роль фасилитатора (ведущего) группы?

Направленность тренинговых занятий в целом, но не каждого в отдельности, очень широка. Поэтому от ведущего или тренера требуется выполнения разнообразных функций. Обязательными являются: определение назначения и тематики тренинга; разработка программы тренинга; подбор и формирование группы участников; выработка вместе с участниками правил и норм поведения в группе; создание и поддержание в группе атмосферы доверия, творчества и экспериментирования, поддержки и взаимопомощи; организация и проведение тренинговых процедур и упражнений; организация и проведение рефлексии полученного опыта; оперативный анализ эффективности использованных методов, процессов групповой и индивидуальной динамики с целью корректировки программы тренинга, определения ее частных подзадач
оказание участникам оперативной психологической помощи (консультативной, терапевтической и т.п.).
Если тренер работает по готовой программе, то это не означает, что он не меняет его направленности или назначения. Каждая тренинговоя группа обладает уникальным составом и оспытом участников. Отсюда возникает задача доопределения его целей и задач, исходной корректировки содержания. Ниже будет сказано об общих принципах отбора в тренинговую группу, но для каждого тренинга они могут быть и специфическими, поэтому ведущий обязательно знакомится с участниками до начала работы. На этапе подбора могут использоваться известные в психологии диагностические методы и процедуры или просто осуществляться зондирование исходных установок потенциальных участников, их ротация, разбивка потока на группы и т.п.
Ведущий или тренер может по своему усмотрению и, исходя из ситуации, принимать или не принимать участие в процедурах и упражнениях, предлагаемых им участникам. В этом заключается один из аспектов исключительности позиции тренера. Но, даже оставаясь наблюдателем, ведущих продолжает активно работать. Он отслеживает динамику мотивационных, эмоциональных и функциональных состояний членов тренинговой группы, контролирует их отношения между собой, оценивает степень продвижения группы в целом в направлении, заданном процедурой, этапом работы или тематикой ее в целом. Эта аналитическая направленность сохраняется и по завершении определенного этапа работы, поскольку нельзя предусмотреть заранее все тонкости и моменты, возникающие по ходу группового взаимодействия. Поэтому любая программа тренинга не является догмой, она дорабатывается и ``подгоняется'' под параметры группы и характеристики отдельных участников. Здесь можно говорить о специфическом принципе работы тренера, который заключается в постоянной рефлексии всего того, что происходит в группе. Эта рефлексия предполагает, что тренер все время — приступая к проведению тренинга, планируя работу на день, непосредственно в процессе работы — задает себе три вопроса: 1. Какой цели я хочу достичь? 2. Почему я хочу достичь этой цели? 3. Какими средствами я собираюсь ее достичь, оптимальны ли они? Объектами диагностики и анализа здесь выступают содержательный план работы, уровень развития и сплоченности группы, характер отношений, складывающихся между ее участниками, состояние каждого участника группы, его отношение к себе, к другим, к тренингу. Выбор тренером того или иного методического приема, а также конкретного средства в рамках этого приема определяется следующими факторами: содержанием тренинга, особенностями группы, особенностями складывающейся по ходу реализации тренинга ситуации, возможностями тренера.

 

42. Какие техники и средства целесообразно использовать при проведении групповой работы?
Во время тренинга создается неформальное, непринужденное общение, которое открывает перед группой множество вариантов развития и решения проблемы, ради которой она собралась. Как правило, участники в восторге от тренинговых методов, так как эти методы делают процесс обучения интересным, не обременительно.

Тренинг и традиционные формы обучения имеют существенные различия. Традиционное обучение более ориентировано на правильный ответ, и по своей сути является формой передачи информации и усвоения знаний. Зато тренинг, прежде всего, ориентирован на вопросы и поиск. В отличие от традиционных тренинговые формы обучения полностью охватывают весь потенциал человека: уровень и объем ее компетентности (социальной, эмоциональной и интеллектуальной), самостоятельность, способность к принятию решений, к взаимодействию и тому подобное. Конечно, традиционная форма передачи знаний не является сама по себе чем-то негативным, однако в мире быстрых изменений и непрерывного старения знаний традиционная форма обучения имеет суженные рамки застосування.Тренингова группа - это специально созданная группа, участники которой при содействии ведущего (тренера) включаются в интенсивное общение, направленное на достижение определенной цели и решение поставленных задач. Тренинговая группа обычно включает 15-20 человек. Такое количество людей позволяет оптимально использовать время и эффективно обучать людей.Тренингови занятия могут быть разной продолжительности: от 1,5-3-х часов (2-4 академических часа продолжительностью 45 минут каждая) до нескольких дней подряд. По продолжительности наиболее удачной формой групповой работы является марафон, то есть проведение занятий продолжительностью 6-8 часов ежедневно в течение нескольких дней. В тренинге широко используются методы, направленные на стимуляцию взаимодействия участников. Все они объединяются под названием «интерактивные техники» и обеспечивают взаимодействие и собственную активность участников во время динамического учебного процесса.


43. От каких факторов зависит обратную связь во время групповой работы?
Как показывает опыт повседневного общения, знания, полученные о другом человеке, обычно не остаются достоянием лишь познает - вольно или невольно, в той или иной форме он доводит их до сведения других. Этими другими могут быть сам узнаваемый или некоторые третьи лица. Нас интересуют ситуации, когда именно субъект восприятия получает от партнера по общению сведения относительно того, каким он воспринят. В этом случае воспринимает выступает как коммуникатор межличностной обратной связи, а воспринимается - как ее реципиент.

«Обратная связь должна быть: неотсроченной; специфической, то есть относится к отдельным конкретным проявлениям участника; релевантной потребности и это коммуникатора, и реципиента; представленной в терминах чувств, а не оценок. Открытость в выражении чувств - ключевой аспект поведения в такой группе. Обычно подчеркивается вторичная в данном случае роль когнитивных аспектов обучения, их зависимость от эмоциональных ».

Обучение происходит, главным образом, из-за переживаний многогранного группового опыта. При этом указанные характеристики обратной связи должны способствовать созданию климата доверия, «психологической безопасности» - решающей предпосылки достижения группой поставленных целей.

Важна и роль правильно построенной обратной связи преодоления барьеров общения, связанных с действием механизмов психологической защиты, которые активно участвуют в построении и образа себя, и образа другого. Барьеры возникают из за неосознанного стремления охранять привычное мнение, отторгая или искажая информацию, расцениваемую как неблагоприятную, разрушающую первоначальное представление. Таким образом, обратная связь оказывается определенным видом социального знания - знанием о человеке, который возвращается этому человеку партнером (партнерами) по общению.

Функции обратной связи в общении разнообразны. Обратная связь выступает важнейшей образующей процесса обретения человеком собственного Я. Как отмечает, например, А.А. Бодалев, «благодаря действию механизма обратной связи человек на основе достигается в ходе взаимодействия с другими людьми результата может корректировать свое дальнейшее поведение, заменяя использованы способы воздействия новыми, которые кажутся более эффективными» .Кроме того, «получая в той или иной форме обратный связь и перерабатывая ее в соответствии со своими внутренними диспозициями, человек обычно вносит вклад не только в представление о себе, но и о другом, прежде всего коммуникаторе обратной связи ». Таким образом, обратная связь проявляется и важным звеном диалектически единого процесса познания себя и других людей и одновременно сложной техникой, использовать которую необходимо очень аккуратно и тщательно обрабатывать методики ее организации.


44. Что дает для участников группы и фасилитатора оценки результатов групповой социальной работы?
Как правило, завершение групповой работы (терминация) связано с уровнем развития группы; типом завершения (прощание участников, отделения участника от группы); психическими процессами, которые переживают участники; психическими процессами ведущего (фасилитатора) группы. В любом случае фасилитатор должен помочь участникам группы осознать, что его работа завершается. В этом деле могут быть эффективными такие техники:

помощь участникам группы увидеть связь между негативными чувствами, которые вызывает у них близкое завершение групповой работы, и их прошлыми проблемами (личными потерями, социальной изоляцией)

акцентирование на положительных эмоциях, связанных иззавершенням программы, подготовка ее участников к прекращению встреч;

воспоминания о работе группы, анализ личных успехов ее участников;

рекомендации участникам группы, их семьям по дальнейшей работе над личностным развитием.

Хорошо продуманные, психологически грамотно выстроенные последние встречи способны усилить достигнутый в течение всей работы группы положительный эффект, внушить клиентам чувство социального оптимизма, уверенности в себе. Невнимание к их важности способна разрушить все, чего удалось достичь в течение всей предыдущей работы.

Для того чтобы как можно меньше возникало проблем в связи с завершением групповой работы, фасилитаторы еще на этапе формирования групп, особенно с неопределенным сроком работы, обсуждают процедуру прощания и отделения участников группы.

На этапе оценки определяют соответствие достигнутых результатов поставленным целям. С этой целью часто восстанавливают в памяти условия контракта, а затем фасилитаторы и участники группы выражают свое мнение, соответствуют ли им достигнутые результаты. Нередко в такие минуты звучат слова благодарности.

Иногда от социального работника ожидают формального отчета о проведенной групповую работу и профессиональной оценки ее последствий. Как и в других разновидностях социальной работы, здесь тоже важна саморефлексия (самоанализ) социального работника, позволяет проанализировать собственный положительный и отрицательный опыт.

Оценивания групповой работы является сложным процессом, результаты часто удалении во времени и о них можно сделать вывод только после того, как участники группы начнут (или не начнут) использовать в своей жизни полученные во время работы в группе навыки и знания.


45. В чем заключаются сущностные особенности социально-психологического тренинга?

Используют различные направления и методы социально-психологического воздействия с целью развития у индивидов способностей к эффективному социального функционирования, а также повышение их психологической культуры и социально-психологической компетентности субъектов общения.

Социвльно-психологический тренинг направлен на развитие личности, формирование коммуникативных умений и навыков, усвоение межличностного взаимодействия. Именно СПТ является перспективным методом психолого-педагогической подготовки специалистов различных отраслей, особенно тех, которые связаны с различными человеческими контактами. Результаты тренинга нельзя сводить только к развитию когнитивного компонента (обучение), благодаря ему у каждого участника формируется адекватное понимание самого себя и коррекция самооценки, происходит изучение индивидуализированных приемов межличностного взаимодействия для повышения ее эффективности и тому подобное.

Мы исходим из того, что СПТ - это активное обучение с помощью приобретения жизненного опыта, приобретаемого в специально созданных безопасных условиях, благодаря моделированию жизненных ситуаций, которые реализованы в интерактивные методы. Последние реализуются в соответствующей программе тренинга.

К тому же, здесь тренинг - в наиболее общем смысле - рассматривается как способ, вернее, совокупность различных приемов и способов, направленных на развитие в личности тех или иных навыков и умений.

46. Какие факторы влияют на развитие группы самопомощи?

Группы самопомощи-это группы, участники которых, разделяя определенные личные интересы, имея подобный опыт, объединяются для сотрудничества с целью реализации собственных нужд или нужд сообщества благодаря обмену информацией, взаимоподдержки, иногда - представництва.Групы самопомощи

• Это добровольное объединение людей (примерно 6-20 членов), которые имеют схожие

интересы, проблемы, опыт.

• Самостоятельно определяют направление деятельности, то есть тематика и методы

работы группы разрабатываются самими членами группы.

• В центре внимания таких групп психотерапевтический процесс - стремление помочь

участникам в преодолении кризисной ситуации или предоставить им моральные силы для

борьбы за свое здоровье и благополучие;

• Требуют от своих членов активного и непрерывного сотрудничества.

• Как правило, их руководством занимаются фасилитаторы из участников группы.

• организуют систематические встречи в определенные сроки (например, раз в

неделю, каждые 2 недели или раз в месяц).

Помогая другим, помогаешь себе. Как правило, сначала группы самопомощи посещают для того, чтобы найти ответы на свои вопросы, которые волнуют. Однако со временем участники понимают, что их собственный опыт очень ценен и может сыграть значительную роль в жизни другого человека, который столкнулась с такой же проблемой. Возможность помогать другим становится для многих участников не менее важным, чем получение помощи для себя. Группы помогают людям с ВИЧ пережить ощущение изоляции, одиночества и непонимания и неприятия другими. Участников групп объединяет желание изменить свою жизнь или отношение к нему, найти свое место в обществе, создать полноценную семью, помочь другим.

47. Обязательно нужна помощь профессионалов на этапе становления группы самопомощи?
Координатор дискуссионного кружка должен заботиться о непринужденную дружелюбную, доверительную атмосферу в нем. Обычно для установления эмоционального контакта хватает 10-15 минут в начале собрания кружка. Однако иногда поведение отдельных участников группы может нарушать гармонию (например, когда кто-то слишком много выступает, руководит всеми, не умеет слушать, критикует и т.д.). Такие ситуации необходимо пытаться сразу распознавать и решать. Иногда демонстративное поведение может свидетельствовать, что лицо переживает безнадежность, недовольство, обиду. Положительно влияют на такие процессы концентрация группы на главной теме встречи, предоставление возможности высказаться всем бажаюцим. Благодаря личным и коллективным усилиям участники группы начинают лучше понимать свои проблемы, находят оптимальные способы их преодоления.


48. В чем заключается отличие работы в общине от других методов социальной работы?
Работа в общине - это процесс помощи в самосовершенствовании общин путем организации коллективных действий, направленных на уравновешивание условий жизни нуждающихся или дискриминируемых членов общины. Практическая социальная работа в общине выходит из нескольких предположений. Во-первых, граждане имеют право принимать непосредственное участие в выработке решений, влияющих на их жизнь. Во-вторых, если граждан обеспечить надлежащей информацией, они примут участие в этом процессе. В-третьих, если голоса граждан не слышно, это означает, что вши не знакомы с процессом выработки решений, или что этот процесс несправедлив. Для достижения справедливости требуется вмешательство человека или группы лиц, которые имеют соответствующие навыки работы в общине.

Фаза развития работы в общине: 1) организация групп и служб в обществе; 2) развитие профессионализма и компетентности у членов общины - сотрудников и волонтеров; 3) борьба за изменения, в частности за изменения в социальной политике.

Процесс развития работы в общине подобен процессу индивидуальной социальной работы. Речь идет о контактах, анализ, планирование, работа с группами в обществе, выход за ее пределы, привлечение средств массовой информации.

Уровни работы в общине: 1) базовая или работа по месту жительства с отдельными людьми, семьями и группами, а также самостоятельная деятельность местных жителей; 2) работа местных агентств или между агентствами, то есть деятельность, возглавляемая органами власти и / или организованная другими структурами; 3) региональная и национальная работа по планированию общин.


49. В чем заключаются различия между организацией и обществом?
Если говорить о широком смысле термина «общество», то он соответствует форме объединения жителей государства, имеющих некие общие интересы, культуру, ценности, цели развития. Факторы объединения общества могут быть самыми разными: например, национальная, культурная принадлежность. Однако есть и те, что способствуют снижению его консолидации — например, разделение на классы. Общество, опять же, если говорить о широком смысле рассматриваемого термина, — явление политическое. То есть изучается в контексте какого-либо государства как крупнейшая, представленная фактически в национальном масштабе социальная группа. Члены общества способны устанавливать общепринятые правила поведения, закрепляемые на уровне законов государства. Отклонение от них может рассматриваться как антиобщественная деятельность человека. В зависимости от структуры политической системы государства взаимоотношения между властными институтами и обществом бывают разными. В демократических режимах именно общество влияет на принятие ключевых политических решений органами власти. В авторитарных — ситуация обратная (хотя общество может изначально установить соответствующий режим, если он будет лучше подходить для организации управления государством).

50. Какие методологические подходы используют для работы в общине?


51. Какая модель работы в общине является наиболее неоднозначным?

 

 



2018-07-06 478 Обсуждений (0)
Охарактеризуйте важнейшие этапы подготовки к работе группы. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Охарактеризуйте важнейшие этапы подготовки к работе группы.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (478)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.024 сек.)