Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВЕЛИКОЕОСВОБОЖДЕНИЕПОСРЕДСТВОМСЛУШАНИЯВБАРДО 2 страница



2018-07-06 178 Обсуждений (0)
ВЕЛИКОЕОСВОБОЖДЕНИЕПОСРЕДСТВОМСЛУШАНИЯВБАРДО 2 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Такогородапереживаниямыиспытываемивповседневнойжизни.Кодапривычное,осязаемое,рациональноприемлемоесостояниесознаниярастворяется,насохватываютсомнения:толимыобретаемпросветление,толитеряемрассудок.Ивсякийразподобноепереживаниепроходитвсвоемразвитиичетыреилипятьпоследовательныхстадий.Сначаларазмываетсяиисчезаетфизическиосязаемая,живаялогикапроисходящего;инымисловами,вытеряетеконтактсокружающиммиром.Врезультатевыавтоматически«убегаете»вболееприемлемуюситуацию,соответствующуюэлементуводы:выпытаетесьубедитьсявтом,чтовашумвсеещефункционирует.Наследующейстадииумуженеуверен,правильнолионработает,ибочто-товегодеятельностиначинаетразлаживаться.Единственныйспособудержатьконтактспривычныммиром-прибегнутькпомощиэмоций:выпытаетесьдуматьлибоотех,коголюбитеилиненавидите,либоочем-тооченьживомиярком,ибоводасосвоимкачествомтекучестиуженедействуетинапервыйпланвыступаетогоньлюбвииненависти.Затем,когдаогоньрастворяетсяввоздухе,выиспытываетесостояниелегкостииоткрытости,всилучегоконцентрацияналюбвиинапопыткахвспомнитьтех,коговылюбите,ослабляется:внутривсеоказываетсяпустым.

Следующеепереживание-лучезарность.Выготовысдаться,ибоуженеможетебороться,ивэтотмоментвасохватываеткакая-тоудивительнаябеспечность.Выодновременноиспытываетебольинаслаждение;высловностоитеподдушеминавасмощнымипотокамиодновременнольютсяструиледянойикипящейводы.Двойственноестремлениебытьчем-нибудьзаходитвтупик,столкнувшисьодновременносдвумякрайностями-надеждойнапросветлениеистрахомбезумия.Двеэтикрайностидоходятдотакойстепенинапряжения,чтоневольнозаставляютрасслабиться,икактольковыперестаетебороться,естественнымобразомпроявляетсялучезарность.

Следующаястадия-опытпереживаниялучезарностисточкизренияповседневнойжизни.Лучезарность-этонейтральнаяосноваилифон,пауза,котораянаступает,когдаослабляетсянапряженностьпереживаний.Затемнекаячастьнашегомыслящегоразуманачинаетсвязыватьпереживаниелучезарностиспробужденнымсостояниемума,всилучегопроисходитвнезапнаявспышкамедитативногопереживанияилиприродыбудды,которуюможнотакженазватьдхармакайей.Ноеслиунаснетсредствсвязисфундаментальнымпониманием,апомраченнаяэнергиявсеещедоминируетиподавляетпроцесснашегомышления,тоона,этаэнергия,слепоибездумнонакапливаетсяи,наконец,падает-фигуральновыражаясь-свысотыабсолютнойэнергиилучезарностинатотилиинойуровеньвыхолощеннойэнергии.Всамомсостояниилучезарностиначинаетразвиватьсяфундаментальнаятенденцияприсвоения,аотсюда,взависимостиотсилыинапряженностиэтойтенденции,развертываетсяопытпереживанияоднойизшестисферсуществования.Нотакаянапряженностьнеможетподдерживатьсясамапосебе,безнекоегоактиватораэнергии;иначеговоря,энергиярасходуетсянаприсвоение.Теперьмыможемвзглянутьнашестьсферсуществованиясточкизренияразличныхтиповинстинкта.

 

Сфераада

Мыначнемсопытапереживаниясферыада,ибооно-самоеострое.Энергиянакапливается,эмоциибезудержнонарастают,ивконцеконцовмыперестаемпонимать:толиэнергииуправляютнами,толимы-ими.Внезапномытеряемнитьвстремительномпотокеэтогопереживания,инашумпогружаетсявпустоеичистоесостояние-влучезарность.Внейиизнееначинаетразвиватьсясильноеискушениесражаться,иэтопаранойяльноечувство,всвоюочередь,внушаетужас.Ссамогоначалапонятно,чтопаранойяиужасвтянутнасвкакое-тосражение,хотьмыиневполнепонимаем,скемименносражаемся;когдажеэтопереживаниедостигаетпикавсвоемразвитии,ужасобращаетсяпротивсебясамого.Мыпытаемсянанестиудар,ноударэтот,вместотогочтобыпоразитьпроекциюнашегоума,обращаетсявовнутрь.

Этонапоминаетпритчуободномотшельнике,которыйвовремямедитацииувиделпередсобойногуягненкаизахотелвзятьее,чтобыприготовитьсебепищу.Ноучительпосоветовалемуначертитькрестнаэтойноге,послечегоотшельникобнаружил,чтопометилкрестомсобственнуюгрудь.Такжеиздесь:выдумаете,чтосуществуетнечтовневасихотитенапастьнанего,сражатьсяснимипобедить.Вбольшинствеслучаевненавистьразвиваетсяименнотак.Васчто-торазгневалоивыпытаетесьэтоуничтожить-ивтожевремяпроцессэтотоказываетсясаморазрушительным,обращаетсявовнутрь.Вамхочетсяубежатьотнего,нослишкомпоздно:ведьвысамииестьэтотгнев,поэтомубежатьвамнекуда.Врезультатевынеотступнопреследуетесамисебя,аэтоиестьразвертываниесферыада.

ОченьяркиеописанияадаможнонайтивсочиненииГампопы«Драгоценноеукрашениеосвобождения»,гдевсеадскиемукислужатсимволамидлясозданиянашегопсихологическогопортрета.Всфереадавынеподвергаетесьнаказаниювстрогомсмыслеслова,ноподавленыокружающимвасужасом(поляигорыизраскаленногодокраснажелеза,пространство,наполненноеогненнымиискрамиипр.).Дажеесливырешитесьбежать,вампридетсяидтипораскаленномуметаллу;еслижевыпредпочитаетеостатьсянаместе,топревращаетесьвгрудуугля.Увасначинаетсяинтенсивнаяклаустрофобия,совсехсторонпышетжаром,всяземляцеликомпревратиласьвгорячийметалл,реки-словнопотокирасплавленногожелеза,анебопронизанопламенем.

Другаяформаада-прямаяпротивоположностьвышеописанному:обледеневший,вымороженныймир,вкоторомцарятхолодиснег.Этоинойтипагрессии-негодующеепрезрение,выражающеесявполномотказеотобщения.Обычноонопроистекаетизчрезвычайнойгордыни,котораяипревращаетсявледянуюсреду,абудучиусиленасамодовольством,начинаетскладыватьсявопределеннуюсистему.Тот,ктопогрузилсявсостояниеледяногоада,неможетбольшенитанцевать,ниулыбаться,нислушатьмузыку.

 

Сфераголодныхдухов

 

Следующаяобластьума-сферапрет,илиголодныхдухов.Внеемыпопадаемтогда,когдаприпогружениивлучезарностьвнасначинаетнарастатьнеагрессия,асильнаяалчность.Мыощущаемсебябедными,новтожевремя-богатыми.Иэтипротивоположныесостоянияпроявляютсяодновременно.

Всфереголодныхдуховвозникаетпотрясающеечувствоизобилия,обладаниямножествомвещей.Чегобывынизахотели,вамненадоискатьпредметсвоихвожделений:оказывается,чтоонужеувасесть.Ноиз-заэтоговылишьчувствуетесебяещеболееголоднымиобездоленным:ведьудовлетворениемыполучаемнетолькоотобладания,ноиотпоиска.Акогдаунасвсеужеесть,мынеможемотправитьсянапоискикакой-тожеланнойвещи.Этокрайнемучительныйголод,восновесвоейнеутолимый.

Выкакбудтопереполненыедойдоотказаибольшенеможетеесть;новамтакприятнопоглощатьпищу,чтовыначинаетегаллюцинировать.Выощущаетезапахеды,испытываетенаслаждениеоттого,чтопробуетееенавкус,пережевываете,проглатываетеиперевариваете.Ивсеэтиощущениястольупоительны,чтовыострозавидуетелюдям,которыемогутреальноиспытыватьголодипоедатьпищу.

Символомтакогосостоянияслужитсуществосогромнымживотом,оченьтонкойшеейикрошечнымртом.Взависимостиотинтенсивностиголодаразличаютнесколькостадийэтогосостояния.Так,например,некоторыелюдимогутвзятьпищу,ноонаилирастворяетсяпрямоунихвруках,илиониникакнемогутсъестьее;другиеберутпищу,подносяткортуиоткусывают,нонемогутпроглотить;акому-тоэтоудается,нопроглоченнаяпища,попадаявжелудок,начинаетгоретьогнем.Сголодомтакогородавовсевозможныхстепеняхиформахмыпостоянносталкиваемсявповседневнойжизни.

Когдамыужеобладаемчем-либо,торадостьобладаниябольшенеприноситнамудовольствияимыпостоянновысматриваем,чтобыещеприобрести,новсякийразпроисходитодноитоже.Отсюданепрекращающийсяизнурительныйголод,восновекоторого-небедностькактаковая,аневозможностьполучитьудовольствиеотобладания,посколькуунасужевсеесть.Ведьудовольствиеобладаниянасамомделеопределяетсяэнергией,заключеннойвактеобмена-ввозможностисобирать,складывать,держатьвруках,надеватьилипоглощать.Этотвидэнергиислужитстимулом,ноприсущееемукачествоприсвоенияделаетвесьпроцесскрайненелепым.Когдато,чемвыхотелиобладать,ужеувасвруках,актдержанияэтойвещинеприноситникакогоудовольствия,ноприэтомвынехотитевыпуститьееизрук.Здесьпереднамиодинизвидовотношениялюбви-ненавистикпроекциям.Точнотакженамподчаскажется,чтоусоседасадзеленеенашего.Нокогдаэтотсадстановитсянашейсобственностью,мыобнаруживаем,чтонаснискольконерадуеткрасота,котороймынекогдалюбовались;романтикалюбовногоувлеченияначинаетблекнуть.

 

Сфераживотных

 

Длясферыживотныххарактернополноеотсутствиечувстваюмора.Какжемытудапопадаем?Пребываявсостояниилучезарности,мызамечаем,чтонеможемоставатьсявнембезучастнымиибеспристрастными,ивот,мыначинаемпритворятьсяглухимиинемыми,тонкоразыгрываяневежество.Инымисловами,мыполностьюскрываемотсебяцелуюобластьреакций-областьчувстваюмора.Символомтакогоповеденияслужатживотные,которыенемогутулыбатьсяисмеяться;онизнаютрадостьиболь,ночувствоюмораииронияимневедомы.

Обычномывпадаемвтакоесостояние,когдаслеповеримвдогматыкакой-либорелигии,либобезоговорочнопринимаемкакие-тотеологическиеилифилософскиеумозаключения,либожепростоостаемсяспокойными,увереннымивсебе,практичнымиинадежными,несмотряниначто.Человектакоготипаможетбытьоченьдеятельнымиполезнымдляокружающих,онхорошийиаккуратныйработник,онвсегдадоволенжизнью.Например,деревенскийфермер,которыйметодично,толковоиактивнозанимаетсяхозяйством;илибизнесмен;илиотецсемейства,чьяжизньпротекаетсчастливо,предсказуемоиспокойно,неоставляяникакогопространствадлятайны.Еслионпокупает,кпримеру,новыйпылесос,ктомувсегдаприлагаетсяинструкциядляпользования.Есливозникаеткакая-топроблема,онобращаетсякадвокату,иликсвященнику,иликполицейскому,однимсловом,клюдям,которыепрофессиональноокажутемупомощьикоторые-какионсам-чувствуютсебяврамкахсвоейпрофессиивполнеуверенно,спокойноиуютно.Всеэтоввысшейстепениразумноипредсказуемо,ивтожевремяввысшейстепенимашинально.

Чегожездесьнехватает?Еслипроисходитчто-тонеясноеинепредсказуемое,товозникаетпаранойя,смутноеощущениекакой-тоугрозы.Еслирядоместьлюди,которыенеработают,непривычноодеваютсяиживутявноневсоответствиисобщепринятымистандартами,тосамфактихсуществованияужестановитсяугрожающим.Всенепредсказуемоерадикальнымобразомугрожаетобщепризнанномуобразцу.Поэтомулюбаяситуация,повсейвидимостиразумнаяивнушающаядоверие,нолишеннаячувстваюморапринадлежитксфереживотных.

 

Сфералюдей

 

Вэтойсферепроявляетсяинаяситуация,несколькоотличнаяоттой,чтохарактернадлясферыживотных,гдеживут,просточтобывыжить.Сфералюдейосновананастрасти,настремлениикисследованиюиполучениюудовольствия.Этопространствопоискаиразвития,неизменнонаправленногонаобогащение.Можносказать,чтосфералюдейпсихологическиближексфереголодныхдухов,ибоздесьтакжеприсутствуетненасытноежелание,ноестьещеэлемент,присущийсфереживотных,аименно:вполнепредсказуемымобразомвсеобращатьвдействие.Крометого,естьинечтоособое,присущееисключительночеловеческойсфере:страннаяподозрительность,котораясопутствуетстрастииделаетлюдейболеехитрыми,изворотливымиискользкими.Людиумеютизобретатьвсевозможныеприспособленияинаходитьимвсевозможныеизощренныеприменения,чтобыхотькак-топойматьдругихлюдей,стольжескользких,какионисами.Ате,всвоюочередь,придумываютанти-приспособления.Такмыивыстраиваемсвоймирголовокружительныхуспеховифантастическихдостижений,адеятельностьпосозданиюприспособленийианти-приспособленийбезостановочноразвиваетсяивсевремятребуетновыхисточниковстрастииинтриги.Но,побольшомусчету,довестистольграндиозноепредприятиедоконцамынеможем.Мыподверженырождениюисмерти.Всякоепереживаниерождаетсяиумирает;всенашиоткрытияидостижениянедолговечныипреходящи.

 

Сферазавистливыхбогов

 

Сфераасуров,илизавистливыхбогов,-наивысшаявсмыслевозможностейкоммуникации.Всевнейустроенооченьразумно.Внезапнообособившисьотлучезарности,выиспытываетезамешательство,словнокто-тобросилваспосредипустыни.Вастянетоглянутьсявокругиусомнитьсядажевсобственнойтени.Действительнолиэто-моятень?Иликто-топодстроилмнехитруюловушку?Паранойя-этосвоеобразнаясистемарадаров,самаяэффективнаяизвсех,какиеимеютсяунашегоэго.Онаскрупулезноулавливаетвсемельчайшиеобъекты,изучаеткаждыйизнихспристрастиемилюбойжизненныйопытвоспринимаеткакугрозусвоейбезопасности.

Этусферуназываютсферойзавистиилиревности,ноневобщепринятомсмысле.Здесьзавистьиревность-глубокоукоренившиесякачества,основанныенастремлениивыживатьипобеждать.Цельэтойсферы(вотличиеотсферживотныхилюдей)-исключительновтом,чтобыдействоватьврамкахинтриги,неболеетого;здесьинтрига-идело,иразвлечение.Этокакеслибынектородилсядипломатом,былвоспитанкакдипломатиумердипломатом.Стильегожизнивцелом,атакжезаработокиспособсуществования-интрига,связииотношения.Аинтригаможетбытьосновананавзаимоотношенияхлюбоготипа-илюбовных,идружеских,иотношенияхмеждуучителемиучеником.

 

Сферабогов

 

Последняястадия-сферабогов,дэва-лока.Пробуждаясьотсостояниялучезарности,выходяизнего,вынеожиданноиспытываетесвоегороданаслаждение,ивамхочетсяегопродлить.Вместотого,чтобыполностьюрастворитьсявнейтральнойоснове,вывнезапноначинаетеосознаватьсвоюиндивидуальность,аонавызываетувасчувствоответственностипередсобой,желаниесамосохраненияисамоутверждения.Самоутверждение,прикоторомчеловекполностьюпоглощенсамимсобойиживетвмиреипокое,естьсостояниесамадхи;этосферабогов,ноеетакженазываютсферойгордыни.Гордыни-всмыслепостроениясвоегоцентрализованноготела,сохранениясвоегоздоровья;иначеговоря,здесьимеетместоопьяненностьсуществованиемэго.Выначинаетеощущатьблагодарность,получаяподтверждениетого,чтовы-нечто,анепростолучезарность,непринадлежащаяникому,словноничейнаяземля.Ипосколькувы-нечто,выдолжныутверждатьсебя,аэтовызываетестественноесостояниекомфортаиудовольствия,полнойпоглощенностисобой.

 

***

 

Этишестьсфер-источниквсейпроблематикижизнивсансаре,новтожевремяиврата,ведущиевсферудхармакайи.Сознаваяэто,намбудетлегчепонятьсмыслвидений,описанныхвэтойкниге-книгебардостановления,котороепредставляетсобоймириногосвойства.Дваэтимира-опытпереживанияшестисферсточкизренияэгоисточкизрениявыходазапределыэго-противостоятдругдругу.Видениябардоможновосприниматьикаквыражениянейтральнойэнергии,анетак,чтобогиякобыспасаютвасотсансары,адемоны-преследуют.


Бардодхарматы

 

Нарядусобщимпредставлениемошестисферах,необходимотакжесоставитьпредставлениеотом,чтотакоебардо.«Бар»означает«между»,а«до»-«остров»или«метку»,нечтовродепограничнойвехи,межиилиостровкапосредиозера.Понятиебардохарактеризуетпромежутокмеждуздравомыслиемибезумием-илимеждупомрачениемкактаковымипомрачением,котороевот-вотпреобразитсявмудрость.Средипрочего,оно,разумеется,обозначаетивесьопытпереживаний,которыемыиспытываемвпериодмеждусмертьюирождением.Прошлаяситуацияужеминовала,абудущаяещенепроявилась,поэтомумеждунимиестьинтервал.Таков,посутисвоей,опытпереживаниябардо.

Бардодхарматыестьопытпереживаниялучезарности.Дхармата-этосущностьвещейкаковыонисуть.Поэтомубардодхарматы-этофундаментальная,открытая,нейтральнаяоснова,авосприятиеэтойосновыестьдхармакайя-телоистины,илителозакона.

Когдавоспринимающий,илиактиватор,начинаетрастворятьсявэтомосновополагающемпространстве,тооносодержитдхарму,истину,ноистинаэтавыраженавкатегорияхсансары.Поэтомупронизанноедхармойпространствомеждусансаройиистинойобеспечиваетфундаментальнуюосновудлявсехсоставляющихпятитатхагат,атакжедлявидениймирныхигневныхбожеств.

Этивыражениядхарматыпроявляютсяневфизическомсмысле,т.е.невизуально,апосредствомэнергии,котораяобладаеткачествамипятиэлементов-земли,воды,огня,воздухаипространства.(Говоряобэлементах,мыимеемввидунесубстанциивобщепринятомсмысле,атонкиеэлементы.)Состоронывоспринимающего,илиактиватора,восприятиепятитатхагатввиденияхнеестьихвИдениеинеестьвосприятие;этонеопытноепереживаниевобычномсмысле.ЗдесьнетвИдения,ибовпротивномслучаебылобынеобходимоначто-тосмотреть,асмотрениесамопосебе-этоужеспособэкстравертногоотделениясебяотвидения.Восприниматьвэтомсостоянииневозможно,ибо,начаввоспринимать,вытотчасвключаетепереживаниевсвоюсистему,что,опять-таки,подразумеваетдвойственныйстильвзаимоотношений.Невозможнодажезнать,ибопокаестьнаблюдатель,которыйподсказываетвам,чтоэто-вашиопытныепереживания,вывсеещеотделяетеотсебятеэнергии,посредствомкоторых,какбылосказановыше,проявляютсявыражениядхарматы.Крайневажнопонятьэтотосновополагающийпринцип,ибонасамомделеонслужитключомковсейсимволическойиконографиитантрическогоискусства.Согласнопопулярномуобъяснению,традиционныеизображенияразличныхбожеств-психологическиепортреты.Ноэтоещедалеконевсе.

Одинизнаиболеевысокихиопасныхприемовпрактики-такназываемое«отступлениевбардо»,когдамедитациядлитсясемьнедельвполнойтемноте.Здесьследуетвыполнятьоченьпростыевизуализации,основанные,главнымобразом,напринципепятитатхагат,которыевидятсякакглазаразноготипа.Центральнаяточкавобразахмирныхтатхагат-сердце,поэтомупривизуализациимирныхбожествпрактикующийсозерцаетразличныетипыглазвсвоемсердце.Принципгневныхбожествлокализованвголовноммозге,поэтомуименнотамприработесгневнымитатхагатамипрактикующийвидитразногородаглаза,пристальноглядящиедругнадруга.Этонеобычныевизуализации:онивозникаютизсамойвозможностибезумияиполнойутратывсякойпочвыподногамивпользупринципадхарматы.

Затемразвиваетсяопытабсолютногоиопределенногопереживаниялучезарности.Светтовспыхивает,тосновагаснет;практикующийтопереживаетэтотопыт,тонет,нопребываетвнем,аследовательно,переходитотдхармакайиклучезарности.Какправило,примернокпятойнеделеонобретаетфундаментальноепониманиепятитатхагат.Ивсеэтивидениядействительноимеютместо:этонепростообразытибетскогоискусства.Нельзясказать,чтопрактикующийвполноймереосознаетихприсутствие,новполеегоопытаначинаетразвиватьсянекоеабстрактноекачество,основанноеисключительнонаэнергии.Когдаэнергиястановитсянезависимой,целостнойисовершенной,онаначинаетсмотретьнасебяивосприниматьсебя,атакиефеноменыужевыходятзапределыобычногопредставленияовосприятии.Этоможносравнитьстем,какмыобычноходим:мыидем,посколькузнаем,чтоненуждаемсянивкакойподдержке,простоидем,несознаваяэтогопроцесса.Этанезависимаяэнергиябезсамосознания-вовсенефантазия;хотя,опять-таки,всансарическомсостояниимынеможемничегознатьнаверняка.


Природавидений

Видения,которыепроявляютсявсостояниибардо,атакжесопровождающиеихослепительнояркиецветаизвуки,несозданыизкакой-либосубстанции,котораянуждаласьбывподтверждениисосторонывоспринимающегоикак-тоотнегозависела.Этивиденияпростопроисходяткаквыражениябезмолвияипустоты.Чтобывосприниматьихнадлежащимобразом,воспринимающийдолженбытьлишенфундаментальногоцентрализованногоэго.Ибоименнофундаментальноеэгопобуждаетнаснаблюдатьиливосприниматьвсекакнечтовнешнее.

Еслибытакая«особаяинстанция»,каквоспринимающий,реальносуществовала,можнобылобыполучитьоткровениекакого-либобожества,т.е.внешней-поотношениюквоспринимающему-духовнойсущности,итакоевосприятиемоглобыстатьскольугодноширокимивсеобъемлющим,таксказать,почтине-двойственным.Такоевосприятиевызываетощущениеблаженства,ибоздесьвовнесмотритнетольконаблюдатель,нотакженечтоболеетонкоеинеуловимое,тончайшеепредставлениеилиимпульс,основополагающаядуховнаясущность.Она,этатончайшаяинеуловимаядуховнаясущность,начинаетвосприниматьпрекраснуюидеюобширности,открытостииблаженства,аэтовлечетзасобойпредставлениеоединствесовселенной.Ощущениеоткрытостииобширностикосмосаможетстатьоченьлегким,естественнымиприятным,внегозахочетсяпогрузиться.Этосостояниесвязаносощущениемнадежностиизащищенностиипохоженавозвращениевматеринскуюутробу.Воодушевленныйтакимединениемчеловекестественнымобразомстановитсялюбящимимилосердным,оноченькрасивоговорит.Втакомсостоянииможновоспринятьбожественноевидение,иливспышкисвета,илизвукипрекрасноймузыки,илиприближениечего-точудесного,илинекоебожественноеприсутствие.

Вполневероятно,чточеловек,которыйпривыкобщатьсяссамимсобойисвоимипроекциямитакимспособом,впосмертномсостояниибардобудеткрайнераздражен,когдаузритвидениятатхагат,никакнезависящиеотеговосприятия.Видениятатхагатненапрашиваютсянинакакоеединение-напротив,ониустрашающевраждебны;онипростоздесь,иприсутствиеихмучительно,ибоонинереагируютнинакакиепопыткиналадитьснимиконтакт.

Первоевидение-этовидениемирныхбожеств;ноумиротвореныониневсмыслетогопереживаниялюбвиилегкости,окотороммытолькочтоговорили.Ихумиротворенностьвсеохватна,незыблемаинеуязвима,этомусостояниюневозможноброситьвызов,унегонетвозраста,нетконца,нетначала.Символихумиротворенностипредставленформойкруга;внегонетвхода,онвечен.

Подобныепереживаниябываютнетольковпосмертномсостояниибардо:онипостоянносопутствуютнашейповседневнойжизни.Когдабымынипогрузилисьвсостояниеединствасмирозданием-состояние,вкоторомвсепрекрасно,спокойноиполнолюбви,-всегдаестьвозможностьвторжениякакого-либоиногоэлемента,посуществутождественноговидениюпятимирныхбожеств.Выобнаруживаете,чтоможетеполностьюутратитьвсякуюпочвуподногами,лишитьсяэтогочувстваединенияидажечувствасобственнойличностиирастворитьсявпредельноивсецелогармоничнойситуации,аименно-вопытепереживаниялучезарности.Этосостояниеабсолютнойумиротворенностикрайнепугающе,ивполнеможетслучитьсятак,чтостольвнезапныйпроблескиногоизмерения,ккоторомунеприменимодажепонятиеединения,поколеблетвашупрежнююверу.

Теперьрассмотримопытвстречисгневнымибожествами.Гневныебожества-этодругоевыражениевсейтойжеумиротворенности.Ониолицетворяюткачествобезжалостностиинеумолимости,недопускающееникакихобходныхпутей.Есливыприблизитеськнимипопытаетесьизменитьситуацию,ониотбросятвасназад.Такоепостояннослучаетсясэмоциямивнашейобычнойжизни.Почему-тоощущениеединства,гдевсемирно,спокойноигармонично,неспособновместитьвсебяиудержатьокончательнуюистину,ибопривсякомнеожиданномпрорывеэнергийвформестрасти,агрессии,иликакого-либоконфликта,вывнезапнопробуждаетесь.Этоиестьгневнаясторонаумиротворенности.Дажеесливыцеликомвовлеченывкакую-либоспокойнуюиуютнуюдлявасситуацию,сфабрикованнуювашимэго,актуальнаяреальностьнаготыумаикрасочныепроявленияэмоцийнепременновасразбудят,ибытьможет,весьмабесцеремонно,вторгшисьввашужизнькаквнезапноенесчастье.

Разумеется,всегдаостаетсявозможностьпренебречьэтиминапоминаниямиипо-прежнемуверитьвнекогдавоспринятуювамипрекраснуюидеюединствасовселенной.Поэтомупредставлениеотом,чтовыоставляететело,вступаетевлучезарность,затемпробуждаетесь,выходитеизлучезарностиивоспринимаетеэтивидениявтретьембардо,можнопониматьсимволически:выоказалисьвтакомоткрытомпространстве,гденетдажетела,скоторымможнобылобысебясоотнести;вэтомпространствеуваснеможетдажевозникнутьпредставленияоединстве,ибонетнитого,ктообъединяется,нитого,счемобъединяются,нитого,посредствомчеготакоеобъединениемоглобыпроизойти.Новэтомоткрытомпространствевозникаютвспышкиэнергии,которуюможнолибонаправить,либодатьейкуда-тоуйти;именнотакздесьопределяетсяум-какнаивнаяидоверчиваяэнергия,котораяможетбытьлибоувлеченавинуюситуацию,либонаправленавнужноерусло.Возможностьосвобождениявсамбхогакайе-вмирахпятитатхагат-зависитоттого,имеютлиместопопыткипостояннопродолжатьтужесамуюигру.

Одновременносэтимиживымиикрасочнымипереживаниямипроигрываютсятакжесостоянияшестисферопытабардо.Восприятиешестисферивосприятиепятитатхагат-этоодносостояние,новыражающееся,таксказать,вразличныхстилях.Воспринимающийвиденияпятитатхагат(точнее,такойум,вкоторомонивозникают)обладаетпотрясающейспособностьюсохранятьсвязьмеждуфизическимтеломиумом,причемделаетэтосовершенноспонтанно.Междудуховностьюумаидуховностьютеланетразделения:онисутьодноинепротивостоятдругдругу.

Втексте«БардоТхедол»говоритсяследующее:когдаумершийвпервыйразпробуждаетсяотбессознательнойпогруженностивтело,имеетместоопытвизуальногопереживания,ясного,детальногоиточного,нотакжеослепительногоипоражающегосвоимблеском,словномиражнавесеннейравнине.Крометого,усопшийслышитсильныйгрохот,подобныйтысячегромовыхраскатов.Ментальноеегосостояниехарактеризуетсярасслабленностьюиотстраненностью,новтожевремяощущениеминтеллектуальнойперегруженности,словносуществуеттолькоголовабезтела,огромнаяголова,парящаявпространстве.Поэтомуактуальныйопытвизуальногопереживанияэтогосостояниябардо(опыт,которыйподготавливаетумершегоквосприятиювиденийпятитатхагат)ясен,внятениярок,ноприэтомнеосязаеминематериален,причемусопшийещенепонимает,гдеон,собственно,находится.Тожесамоеотмечаетсяивобластислуховоговосприятия:оглушительныегрохочущиезвуки,будтосотрясаетсясамаземля,ноприэтомсотрясатьсяявнонечему.Нечтоподобноеслучаетсяивобычнойжизни,хотявбардоиз-заотсутствияфизическоготелаопытэтихпереживанийотличаетсягаллюцинаторнойясностью.Вситуацияхнашейповседневнойжизнистольяркихиживыхмиражейнебывает.Однаконамхорошознакомоощущениеполнойзаброшенностииодиночества,когдамыначинаемосознавать,чтоотсутствуетпривычныйфон,которыймыпривыкливосприниматькакэго.Внезапныйпроблесктакогопониманиявызываетглубокоепотрясение.

 

Первыйдень

Втексте«БардоТхедол»говоритсяследующее:попрошествиичетырехднейбессознательногосостоянияипробуждениявлучезарностиумершийвнезапнопонимает,чтооннаходитсявбардо.Ивэтотсамыймоментсансарическийопыткакбывыворачиваетсянаизнанку:вместотелаиформыумершийвоспринимаетсветиразличныеобразы,авместоосязаемойситуацииформы-неосязаемоесостояниекачества.

Затемвспыхиваетослепительныйсвет-связующеезвеномеждутеломимыслящимразумом.Хотячеловекпогруженвсостояниелучезарности,какая-точастьразумавсеещедействует,причемисключительночеткоиточно.Такпсихофизическоетелоимыслящийразумпреображаютсявпространство.

Впервыйденьвсевокругокрашеновцветпространства-синий,авидение,являющеесяумершему,-буддаВайрочана.Согласноописаниям,унегонетнипередней,низаднейстороны:этовсеохватноепанорамноевидение,неимеющеецентральнойточкиотсчета.ПоэтомунатрадиционныхизображенияхВайрочана,сидящийвпоземедитации,имеетчетырелица,обращенныенавсечетыресторонысвета.Егоцвет-белый,ибовосприятиетакогороданенуждаетсянивкакихдругихоттенках,кромеизначальногобелогоцвета.Вайрочанадержитколесосвосемьюспицами,символизирующеевыходзапределыпонятийнаправленияивремени.СимволикаВайрочанывцеломпередаетидеюдецентрализованногопанорамноговидения:какцентр,такиперифериянаходятсявсюду.Этоозначаетцелостнуюоткрытостьсознания-выходзапределыскандхисознания.

Вместесобразомэтоготатхагатывозникаеттакжевидениесферыбогов.Глубинасинегосветаужасает,ибовнейнетцентра,которыймогбыудержатьвниманиеумершего.Абелыйсветсферыбоговподобенгорящейвотьмелампе,иэтотсветпривлекает.

Переживания,присущиесферебогов,случаютсяивнашейповседневнойжизни.Всякийраз,когдамыпогруженывкакое-либодуховноесостояниеилипереживаемвысшеенаслаждение,когдамыпоглощенысвоим«я»иегопроекциями,когданаспереполняетрадость,существуеттакжевозможностьпрямопротивоположногопереживания,аименно:децентрализованного,всеохватногокачестваВайрочаны.Последнеевызываеткрайнеераздражениеиничутьнепривлекает,ибоздесьнетместадляпотаканиясебе,нетникакойосновыдляполученияудовольствия.Обладатьпанорамнымвидением-оченьдаженеплохо,ноесливосприниматьегонекому,то,сточкизренияэго,этопростоужасно.КонфликтмеждусферойбоговиВайрочанойпостояннопроявляетсявнашейобычнойжизни,изачастуювыборостаетсязанами.Либомыстанемцеплятьсязацентрализованныйисточникдуховногонаслаждения,либодадимсебевойтивчистуюоткрытость,лишеннуюцентра.

Источникэтогопереживания-агрессия,ибоименноонаудерживаетнасинедаетувидетьВайрочану.Агрессия-этонечтовполнеопределенноеиосновательное;когдамыцеликомвовластигнева,мыощетиниваемся,какдикобраз,стараясьзащититьсялюбойценой.Втакомсостояниинетместапанорамномувидению;унаснетнималейшегожеланияиметьчетырелица-намиодин-единственныйглазнеочень-тонужен.Этоввысшейстепеницентрализованноеиполностьюинтровертированноесостояние.ВотпочемугневпобуждаетнасбежатьотВайрочаны-откачестванеограниченногорасширения.

 

Второйдень

 

Какзнаквыходазапределыэлементаводыначинаетпроявлятьсябелыйсвет,анавостоке,всфереСовершеннойРадости,возникаеттатхагатаВаджрасаттва,илиАкшобхья.

Имя«Акшобхья»означает«непоколебимый»,аВаджрасаттва-«алмазноебытие»или«существоваджры».Этиименауказываютнасилу,стойкостьиосновательность.Вмифологиииндуизмаваджра-этовеличайшаядрагоценность,молния,сокрушающаявсепрочиевидыоружияидрагоценности,способнаяразрезатьдажеалмаз.Существуетпреданиеоботшельнике,которыйвтечениенесколькихстолетийзанималсямедитациейнагореМеру.Когдаонумер,костиегопревратилисьвваджру,ацарьбоговИндраузналобэтомисделалсебеизнихоружие-перуностазубцах.Уваджрытрисвойства:еенельзяиспользоватьбезнадобности;онавсегдавыполняетсвоюфункцию-уничтожаетврагов;онавсегдавозвращаетсяврукисвоеговладельца.Самужеееуничтожитьневозможно,ибоонапрочнеевсегонасвете.

ВрукеутатхагатыВадржасаттвы-Акшобхьи-несокрушимаяпятиконечнаяваджра,атронегопокоитсянаслоне(чтоможетбытьнадежнееипрочнее?).ЕгосупруганоситимяБудда-Лочана-«ОкоБудды».Буддийскаятрадицияразличаетпятьвидовглаз:телесноеоко,окобудды,окомудрости,небесноеокоиокодхармы.ЗдесьОкоБуддысимволизируетпробуждение.Жизненнаяситуация,вкоторойвынаходитесь,можетбытьвесьмастабильнойинадежной,ноесливашаэнергияненаходитвыхода,тоначинаетсязастой.Аженскийпринципавтоматическиразмыкаетситуацию,оживляетпроцессобщения,позволяетвашейэнергиивыйтиизстабильностиинепоколебимостивтекучуюживуюситуацию.

ВаджрасаттвусопровождаетбодхисаттваКшитигарбха-«СущностьЗемли».Онолицетворяетрост,плодовитостьиизобилие,атакжеслужитвыражениемкачествбуддыВаджрасаттвы.Второйбодхисаттва,сопровождающийэтогобудду,носитимяМайтрейя-«Любящий».Одновременноепроявлениестабильности,непоколебимостииплодовитостинуждаетсявэмоции,способнойвдохнутьжизньвэтикачества.ПоэтомуМайтрейяолицетворяетэмоциональноеисочувственноекачестволюбви,анебесстрастноеибезличноесострадание.

Женскиебодхисаттвы,сопровождающиеВаджрасаттву,-ЛасьяиПушпа.Ласья,бодхисаттватанцаилимудры,-нестолькотанцовщица,сколькоисполнительницавширокомсмысле.Этобогиня-дарительница,являющаякрасотуидостоинствотела;онаолицетворяетвеличиеиобольстительностьженскогоначала.Пушпа-божествоцветов,бодхисаттваспособностивИдения,зрения,красотыприродноголандшафта.

ИзсердцаВаджрасаттвыиегосупругиисходятбелыеисверкающие,ясныеипрозрачные,зерцалоподобныелучи,преодолевающиескандхуформы.Одновременноснимивозникаетмутныйсерыйсветада.Когдаумершийвоспринимаетсияющийсветкачестваваджры,емукажется,чтоснимслишкомсложновзаимодействовать.Поэтомусуществуетопасностьупрощенияеговмутныйсерыйсвет,которыйассоциируетсясадомилифундаментальнойпаранойей,всегдасвязаннойсинтеллектуальнымкачествомваджры.Чтобыобрестиинтеллектуальноепонимание,необходимоувидетьто,чтововсехвещахнеправильноинеудовлетворительно,ането,чтовнихправильноиудовлетворительно.Это-естественноеинтеллектуальноекачествоваджры,критическаяустановкалогическогомышления,обеспечивающаятакженадежностьиосновательность.Есливашепониманиекакого-либопредметаоснованоналогикекритическойустановки,томудростьвашапокоитсянапрочномосновании,апотомунепоколебима.Нооборотнаясторонаподобногоподхода-сфераада,вкоторойкритическаяустановканесоотноситсясостабильностьюилиздравомыслием,а,таксказать,заводитбудильникпаранойи,запускаяеецепнуюреакцию.



2018-07-06 178 Обсуждений (0)
ВЕЛИКОЕОСВОБОЖДЕНИЕПОСРЕДСТВОМСЛУШАНИЯВБАРДО 2 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВЕЛИКОЕОСВОБОЖДЕНИЕПОСРЕДСТВОМСЛУШАНИЯВБАРДО 2 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (178)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)