Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВЕЛИКОЕОСВОБОЖДЕНИЕПОСРЕДСТВОМСЛУШАНИЯВБАРДО 3 страница



2018-07-06 174 Обсуждений (0)
ВЕЛИКОЕОСВОБОЖДЕНИЕПОСРЕДСТВОМСЛУШАНИЯВБАРДО 3 страница 0.00 из 5.00 0 оценок





Третийдень

 

Вэтомпроцессе,которыйдлитсянесколькодней,качестводхармадхатуВайрочаныобеспечиваетпространством,акачествоВаджрасаттвы-Акшобхьи-основательностьюинадежностью.ДалееследуетвидениеРатнасамбхавы.ЭтоцентральнаяфигурародаРатна,отличительныечертыкоторого-богатствоидостоинство.Онораспространяетсвоеблагосостояниеинадругиесферы,неизменнопребываявсостояниинепоколебимойтвердости.НегативныйаспекткачестваРатнызаключаетсявследующем:богатствоиспользуетсядлявторженияначужуютерриториюидлябезудержногорасширениясферывлияния,ачрезмерноевеликодушиеибезмернаящедростьсоздаютпрепятствиядляобщения.

ЦветРатнасамбхавы-желтый,символизирующийэлементземлииплодовитостьвширокомсмысле,какблагосостояние,изобилиеибогатство.Ратнасамбхавадержитдрагоценнуюжемчужину,исполняющуюжелания,-символзащитыотбедности.Егосупруга,Мамаки,олицетворяетводу,ибодлятого,чтобыпочвабылаплодороднойидавалабогатство,необходимавода.

РатнасамбхавуссупругойсопровождаетбодхисаттваАкашагарбха-«СущностьПространства».Действительно,обладаятакойбогатойиплодороднойземлей,необходимотакжеиметьпространство,чтобысоздатьперспективу.ВместеснимипоявляетсябодхисаттваСамантабхадра,«ВсеобщееБлаго»,олицетворяющийфундаментальнуюсилу-неотъемлемоекачествовсеймандалыродаРатна.Согласнометодике,воспринятой,повсейвероятности,отдревнейтибетскойтрадицииБон,местодлястроительствадомаилимонастыря,дляраспашкиземлиподновоеполевыбираетсявТибетепоопределеннымправилам.Домникогданестроятнаслучайновыбранномместе,нопринимаютвовниманиеразличныефакторы,втомчислеипсихологические.Так,например,восточнаясторонадолжнавызыватьощущениеоткрытости,южная-ощущениесладостииаромата,тамдолжныпротекатьрекииручьи;западнаясторонадолжнавызыватьощущениемощииукрепленности,тамдолжныбытьскалыилибольшиекамни;севернаясторонадолжнабытьзащищенацепьюгорилихолмов.Известнытакжеспособынахожденияводывсоответствиисразличнымипризнакамииособенностямиландшафта;авблизиисточникаобычноимеетсянезаболоченныйучастоккаменистойземли,пригоднойдлязакладкифундамента.Эту-тоособую,прочнуюгорнуюсубстанциювокружениигармоничноголандшафтаиназываютСамантабхадрой,землейСамантабхадры.Крометого,этотбодхисаттваассоциируетсясвдохновениемипозитивныммышлением,довериемиоптимистическимвзглядомнабудущее.

Ратнасамбхавусопровождаютдвеженскиебодхисаттвы-МалаиДупа.Малаизображаетсяприносящейвдарвсевозможныеукрашения,гирлянды,ожерельяибраслеты;темсамымонадемонстрируетпреимуществаземногокачестваРатны.Дупадержитврукахблаговония.Онаолицетворяетразличныеприятныезапахииароматы,атмосферу,которуюсозидаетземля,-чистыйсвежийвоздухисвободноеместодляпроизрастаниярастенийипротеканиярекиручьев.

РодуРатнаприсущжелтыйсветспокойствияиневозмутимости,свет,которыйуравнивает,анеоцениваетинесудит.Темнеменее,богатствомандалыэтогородапривсемсвоемизобилииможетпоказатьсяслишкомизощренным,слишкомвеличественным.Поэтомуостаетсявозможностьбегства:можнопредпочестьвсемуэтомучто-нибудьоченьпростоеисамодовольнозабитьсявкрошечныйуголок.Этаничтожнаявсвоеймалостисфера-гордыня,тусклыйсветчеловеческогомира.

 

Четвертыйдень

 

Начетвертыйденьпроявляетсяполностьюочищенныйэлементогня,которыйолицетворяетвладыкародаПадма-буддаАмитабха,«БезграничныйСвет».ОсновноекачествородаПадма-обаяние,обольстительноеиманящее,соблазнительнотеплое,открытоеисострадательное.Егосветбезграничен,ибоонестественносветитсамсобой,неиспрашиваяникакойнаграды.Егоогненнаяприродалишенаагрессивности:онпростопоглощаетлюбуюсубстанцию,ничегонеотвергаяинепринимая.

Амитабхадержитлотос.Этотцветокраскрываетсянавстречусвету,когдасветитсолнцеилилуна.Этоозначаетпринятиелюбойприходящейизвнеситуации.Крометого,лотособладаеткачествомабсолютнойчистоты;такоесостраданиеможетпроизрастатьвтинеиливгрязи,ноприэтомцветок-самачистотаисовершенство.Амитабхавосседаетнапавлине,что,опять-таки,означаетоткрытостьиприятие.(Согласнонекоторымлегендам,своимкрасочнымопереньемпавлинобязантому,чтопитаетсяядовитымивеществами.)Этаоткрытостьраспростираетсястольшироко,чтосправляетсяслюбыминегативнымиситуациямии,болеетого,черпаетизнихсилу.ИмяегосупругиПандаравасини(«ОблаченнойвБелое»)связаносиндийскойлегендойободеяниях,сотканныхизкамня,очиститькоторыеможнотолькоогнем.Пандаравасиниолицетворяетсущностьвсепожирающегоогня,атакжерезультатэтогопроцессапоглощения-очищениеисовершенноесострадание.

ВместеснимипоявляетсябодхисаттваАвалокитешвара-«СущностьМилосердияиСострадания».Онвидитодновременнововсехнаправленияхиолицетворяетбеспредельноеразумениесострадания.Когданалицосильнаяпотребностьвсострадании,оноприходитестественно,ибообладаеткачествомточностииостротыипроявляетсяавтоматически.Оночуждовсякойтупостиислепоты,ибоэто-разумноесострадание,котороевсегдауспешновыполняетсвоюфункцию.Манджушритакжеолицетворяетавтоматическийаспектсострадания,новслучаеАвалокитешварыэто,скорее,разумное,нежеличистоимпульсивноекачество.Крометого,Авалокитешварасчитаетсясоздателемзвука,посредствомкоторогопередаетсясострадание.Онолицетворяетзвучаниепустоты,источниквсехслов.

ТакжебуддуАмитабхусопровождаютдвеженскиебодхисаттвы-ГитаиАлока.Гита-бодхисаттвапенияимузыки-поетподмузыку,которуюиграетМанджушри.Алокадержитврукахсветильникилифакел.Оказаниесострадания-этоцелостныйпроцесс,сосвоимритмомисветом,сглубинойразуменияисостротойдействия.ОнобладаеточистительнойприродойбуддывбеломодеянииибесконечнымвсепроницающимкачествомАмитабхи.

ТаковродПадма,преодолевающийскандхувосприятияисияющийкраснымсветоммудростиосознанногоразличения.Состраданиедолжнобытьстрогимиточным,поэтомуобладатьмудростьюосознанногоразличениянеобходимо.Норазличениездесьпроявляетсянекакпринятиеилиотвержение,апростокаквИдениевещейтакими,каковыонисуть.

В«БардоТхедол»состраданиеассоциируетсясосферойголодныхдухов;здесьналицонекотороепротиворечие,ибострастьобычносвязываетсясчеловеческойсферой.Всекачества,присущиеродуПадма-острота,точность,глубинаивеличие,-могутпоказатьсячересчурграндиозными.Потому-тоусопшийнередкопредпочитаетпритворитьсяглухиминемымиускользнутьотстольвеличественнойивсеобъемлющейкартинынаобходныепутизаурядныхстрастей.

 

Пятыйдень

 

НапятыйденьвозникаетродКарма-чистоекачествоэлементавоздуха,иливетра.Сияетзеленыйсвет-цветзавистиилиревности.ИзОбластиНакопленныхДеянийпоявляетсятатхагатаАмогхасиддхи-Всемогущий,ИсполняющийВсеДеяния.РодКармаассоциируетсясдействием,осуществлениемипродуктивностью.Онмогуществен,ничтонеможетемупротивостоять,ипоэтомуегосчитаютразрушительным.

Амогхасиддхидержитврукечетырехконечную(двойную)ваджру.Ваджра-символосуществлениявсехдеяний,ееневозможноуничтожить.Двескрещенныеваджрысимволизируютобластьвсехактивныхпроявлений,полностьювоспринятыхвовсехнаправлениях,панорамноеосуществление;частоееназываюттакжемногоцветнойваджрой.

Амогхасиддхивосседаетнатроне,покоящемсянаптицешанг-шанг(онсроднигаруде).Шанг-шанг-музыкант,ударяющийвдвакимвала.Птицашанг-шанг,трансцендентальноесущество,способноевсвоемполетепронизыватьвсесферы,охватываявсепространство-этоисключительнояркийобразисимволосуществления.

Амогхасиддхисопровождаетегосупруга,Самайя-Тара-ИзбавительницаСвященногоСлова,илиСамайи.Вученияхтантрыпонятиесамайитрактуетсяпо-разному,ноздесьэтоозначаетактуальноеосуществлениеживойситуациивтекущиймомент.

БуддуАмогхасиддхисопровождаютбодхисаттвыВаджрапанииСарваниваранавишкамбхин.ИмяВаджрапаниозначает«ДержательВаджры»исимволизируетколоссальнуюэнергию.Он-бодхисаттваэнергии.ИмяСарваниваранавишкамбхинозначает«УстранительвсехПрепятствий».Есливпроцессесовершениякармическогодействиявозникаеткакое-либопрепятствие,тоонообусловленолибонепониманием,либонеспособностьюнаходитьсявконтактесактуальнойживойситуацией,поэтомубодхисаттваочищаетнашпутьотэтихпрепятствий.Инымисловами,родКармаолицетворяетотсутствиелюбыхпрепятствий,атакжемогуществоосуществления.

ТакжеэтогобуддусопровождаютженскиебодхисаттвыГандхаиНаиведья.Гандха-бодхисаттва,распространяющаяблаговония.Онадержитврукеароматнуюэссенцию,вкоторуювходятвсевидыпахучихтрав,чтосимволизируетчувственноевосприятиеиличувства.Дляискуснойипродуктивнойдеятельностинеобходиморазвитоечувственноевосприятие.Наиведьядаруетпищу-пищумедитации,котораяпитаетвсякоеискусноедействие.

РодКармавыводитпределыскандхипонятия(санскары)исвязансосферойзавистливыхбогов.Опять-таки,какивовсякомопытепереживаниямудростипротивопоставленнойпомрачению,ито,идругоеобладаютоднимитемжекачеством.Здесьобщимкачествоммудростиипомрачениявыступаетзанятость,ноеслимудростьполностьюохватываетосновувсехвозможностей(усматриваявсевозможныеспособыобращениясситуациейсточкизрениясубъектаиобъекта,энергии,фактуры,темперамента,скорости,пространстваивсегопрочего),тоупомрачениявозможностиобращениястемиилиинымиситуациямикрайнеограничены,ибопомрачениевообщеникогданерасширяетсяинеразвивается.Помрачение-этонедоразвитаяипримитивнаямудрость,тогдакакмудростьвсегдаразвитавовсейполноте.

 

Шестойдень

 

Послеэтогонаступаеткульминационныймоментдлявсехсорокадвухмирныхбожеств.Одновременнопоявляютсяпятьтатхагат,четырестражаворот,четыребогиниишестьсфермира.Мывнезапнооказываемсявполномзамешательстве:пятьтатхагат,проявляясьвовсехнаправлениях,заполняютвсепространствоиохватываютвсеразновидностиэмоциональныхситуаций,неоставляяникакойлазейки,никакихобходныхпутей.Бежатьнекуда,ибовсевратаохраняютсячетырьмястражами-херукамичетырехвидов.

Стражвосточныхврат-Виджая,«Победоносный».Онассоциируетсясумиротворением,нопроявляетсявгневнойформе,чтобысоздатьуворотатмосферу,внушающуюблагоговение,ичтобыумершийдаженепомышляловозможностивыхода.Онолицетворяетнеуничтожимоенеуязвимоекачествоумиротворенности:именнопоэтомуон-Победоносный.

Стражюжныхврат-Ямантака,«ВрагЯмы»(ВладыкиСмерти).Онассоциируетсяскармическойактивностьювозрастающегобогатства.Врамкахпространстваивременибогатствокрайнеограниченоинормировано,поэтомутот,ктовыходитзапределыэтогоограничения,-ВладыканадВладыкойСмерти.

Стражвосточныхврат-Хаягрива,«ОбладающийКонскойГоловой».Онвыполняетфункциюбудильника,подобнотому,какржаниелошадиможетразбудить,еслислучитсячто-либонеожиданное.Хаягриваолицетворяетвлечениеиобаяние,своегородаразумнуюстрасть;непозволяявовлечьсявобычнуюстрасть,оннаспробуждает.

Стражсеверныхврат-Амритакундали,«ВитокАмриты»(напитка,отвращающегосмерть).Онособеннотесносвязансосмертью.Есливытеряетевсякуюнадеждуивозникаетпорывксамоубийству,товасоживитотвращающеесмертьснадобье;самоубийство-отнюдьнеответнасоздавшуюсяситуацию.

Итак,этичетырестражаолицетворяютсобойумиротворяющееприсутствиепобеды;принципвозрастания,преодолевающейлюбое,дажесамоедерзновенноепредставлениеопространствеивремени;пробуждающийпринципвлеченияиобаяния;и,наконец,принцип,отрицающийсамоубийство.Аэтоозначает,чтовызапертыосновательноибезвыходно.

Крометого,появляютсяженскиеипостасистражей.Первая-стражницаскрюком,накоторыйонапоймаетвас,какрыбу,есливыпопытаетесьубежать.Еслижевыпытаетесьускользнутьпутемгордости,расширяясь,заполняясобоювсепространствоинедаваяпроявлятьсяникакимдругимвозможностям,тобогинясверевочнойпетлейсвяжетвассголовыдоног,так,чтоуваснеостанетсянималейшейвозможностирасширятьсядальше.Ещеоднувозможность,аименно,убежатьспомощьюстрасти,основакоторой-скорость,пресекаетбогинясцепью:онаприковываетвас,ивынеможетедажешевельнуться.Еслижевыпроявитеагрессиюипопытаетесьприпугнутьстражей,чтобыпроложитьсебедорогуквыходу,товашигромкиевоплиивашразгневанныйголосзаглушитбогинясоглушительнозвонкимколоколом.

Послеэтоговампридетсяпредстатьпередвладыкамишестисфермира:буддойбогов,буддойзавистливыхбогов,буддойлюдей,буддойживотных,буддойголодныхдуховибуддойобитателейада.Всеэтивиденияисходятизвашегосердечногоцентра,которыйассоциируетсясэмоциями,страстьюинаслаждением.

 

Седьмойдень

 

Послеэтогоизвашегогорловогоцентра(связанногоссущностьюпринципаобщения)начинаютсяркимсияниемвозникатьвидьядхары.Мирныебожествасвязаныссердцем,агневные-смозгом.Речьже-связующеезвено,способствующеесообщениюмеждусердцемимозгом.Этоиестьвидьядхары.Слововидьядхараозначает«хранительзнания»или«хранительпрозрения».Этибожеств-несовсеммирныеинесовсемгневные,нонечтосреднее;собоюонивнушительныивеличественны.Обладаявластьюнадмагическимиаспектамимироздания,ониолицетворяютбожественнуюформутантрическогогуру.

Одновременносэтимвозникаетзеленыйсветживотнойсферы.Онасимволизируетневежество,котороедляпросветлениянуждаетсявнаставленияхгуру.

 

Гневныебожества

 

Итак,принципыпятитатхагатпреобразовалисьвхеруксихсупругами.Основныекачествапятиродовунихостались,ноотнынеонипроявляютсякрайнедраматичноидаженапыщенно.ЗдесьпередумершимпредстаютнестолькоосновныекачестваВаджры,Падмыипрочихродов,сколькоихэнергии.Ухерукпотриголовыипошестьрук.Смысл,скрывающийсязаэтимисимволами,-могуществопреображения,отраженноевмифеобусмиренииРудры.

Рудра-этотот,ктополностьюсосредоточилсянасвоемэго.Мифповествуетодвухдрузьях,которыеучилисьуодногоучителя.Тотповедалим,чтосутьегоучения-спонтаннаямудрость:дажееслипуститьсявовсетяжкиеиделатьвсе,чтоугодно,любыепоступкиуподобятсяоблакамвнебеибудутсвободныотпоследствийблагодаряизначальнойспонтанности.Дваученикапонялисказанноеучителемкаждыйпо-своему.Одинушелисталработатьнадтем,чтобыспонтанноустановитьсвязьсосвойствамисвоегохарактера,какпозитивными,такинегативными,иобрестиспособностьихспонтанногоосвобождениябезовсякогопринуждения,непоощряяихинеподавляя.Другойученикпостроилпубличныйдомисобралшайкуразбойников,которыеначалидействоватьвполнеспонтанно:онинападалинаблизлежащиедеревни,убивалимужчиниуводилиссобойженщин.

Какое-товремяспустядваученикавстретились,икаждогопотряслатаформаспонтанности,которуюразвивалдругой.Поэтомуонирешилиповидатьсясосвоимучителем.Когдаобаподелилисьснимнакопленнымопытом,учительпризналпутьпервоговерным,апутьвторого-неверным.Раздосадованныйтем,чтоучительосудилвсеегоусилия,второйучениквыхватилмечиубилучителянаместе.Когдажеисамонумер,емупришлосьпройтичерезмногиеперерождения:пятьсотлетонбылскорпионом,пятьсотлет-шакаломитакдалее,послечего,наконец,родилсявсферебоговРудрой.

Онродилсястремяголовамиишестьюруками,сполностьюотросшимизубамииногтями.Послеродовегоматьумерла,абогипришливтакойужаспривидемладенца,чтоотнеслиегонакладбищевместестеломумершейматерииположиливмогилу.Однакоребеноквыжил,питаяськровьюиплотьюматериисталчудовищносильнымиужасным.Онбродилпокладбищу,подчинялсебеместныхдуховибожеств,основалсвоецарство,какнекогдавземнойжизни,изавоевалвсювселеннуюнавсехтрехееуровнях.

КтомувремениегопрежнийучительвместесдругимученикомужеобрелипросветлениеирешилиусмиритьРудру.ДляэтогоВаджрапанипроявилсебявобликеХаягривы-гневногобожестваогненно-красногоцветасконскойголовой-триждыиздалгромкоержание,дабыобъявитьосвоемприсутствиивцарствеРудры.ПослеэтогоонвошелвтелоРудрычерезанус,иРудрабылпосрамлен;онпризналсебяподчиненнымипредложилсвоетеловкачествесиденияилисредствапередвижения.ВсеатрибутыРудрыидеталиегоцарскогоодеяния-коронаичаша,сделанныеизчерепа,украшенияизкостей,плащизтигровойшкуры,шарфыизчеловеческойислоновьейкожи,оружие,паракрыльев,полумесяцвволосах,атакжепрочиевещи,-былипревращеныводеяниехеруки.

ПервымпоявляетсяВеликийХерука.Оннесвязаннисоднимизпятисемейств,ноолицетворяетпространствомеждуними.Онсоздаетосновнуюэнергиювсехгневныххерук.ЗатемпоявляютсяБудда-Херука,Ваджра-Херука,Ратна-Херука,Падма-ХерукаиКарма-Херука,каждыйсосвоейсупругой.Ониолицетворяютнеистовое,буйноекачествоэнергии,противостоятькоторойневозможно.Восновесвоейкачествопятиродов-умиротворенноесостояние,открытоеипассивное,ибоонополностьюстабильноиничтонеможетегопоколебать;ноколоссальноемогуществоэтогоумиротворенногосостоянияпроявляетсякакгневное.Егочастоописываюткаксострадательныйгневилигневбезненависти.

Затемпоявляютсягаури,которыеолицетворяютдругойтипгневнойэнергии.Еслипятьхеруквыражаютсуществованиеэнергиикаконаесть,тогауриактивизируютэтуэнергию.Белаягауританцуетнатрупе,ееактивностьпризванапогаситьмыслительныйпроцесс,поэтомуврукеунее-жезл,сделанныйизтрупамладенца.Обычнотрупсимволизируетфундаментальноенейтральноесостояниебытия;безжизненноетело-этосостояниебезовсякоймыслительнойактивности,внемнетнихорошихмыслей,ниплохих,этонедвойственноесостояниеума.Затемпоявляетсяжелтаябогиняслукомистрелой,объединившаяискусныесредствасознанием;еефункциявтомизаключается,чтобыобъединятьтоидругое.Затемпоявляетсякраснаягаурисознаменемпобеды,сделаннымизшкурыморскогочудовища.Последнеесимволизируетпринципсансары,которойневозможноизбежать.Богиня,котораядержитшкуручудовищакакзнамя,выступаетсимволомтого,чтосансаранеотвергается,нопринимаетсятакой,каковаонаесть.Наконец,насевернойсторонепоявляетсябогиняВетали.Оначерногоцвета,аврукахунееваджраичашаизчеловеческогочерепа,ибоонасимволизируетнеизменноекачестводхарматы.Ваджру,какмыужезнаем,невозможноуничтожить,ачашаизчерепа-этоещеодинсимволискусныхсредств.Здесьнетнеобходимостиподробнорассматриватьвсехгаурииихатрибуты.Нашазадача-датьосновноепредставлениеогауриидругихвестниках,связанныхсгневноймандалой;носледуетпомнить,чтокаждаяфигураимеетопределеннуюфункциювосуществленииособогородаэнергии.

Гневныебожестваолицетворяютнадежду,амирные-страх,причемстрахвформераздражения,ибоэгоникакимспособомнеможетманипулироватьэтимибожествами;они-абсолютнонеуязвимы,ониникогданесопротивляются.Качествонадежды,присущеегневнойэнергии,-этонадеждакакнепрекращающаясятворческаяситуация,которуювидяттакой,каковаонанасамомделе,аименно,какосновополагающуюнейтральнуюэнергию,котораяпребываетпостоянно,оставаясьнепричастнойнидобру,низлу.Можетвозникнутьощущение,чтоэтаситуацияслишкомподавляетисовершенновамнеподвластна,нонасамомделездесьнетивопросаотом,чтобыподчинятьилиподчиняться.Всегдаестьсклонностьподдатьсяпаникеирешить,будтовыможетеудержатьситуациюподконтролем.Ноесливы,внезапноосознав,чтоедетенаоченьбольшойскорости,резкозатормозите,тослучитсяавария.Функциягаури-посредничествомеждутеломиумом.Здесьум-этоинтеллектуальноеразумение,атело-импульсивноекачество,подобноепанике,котораяявляетсяфизическимдействием.Гаурипребываютмеждуразумениемидействием,онирассекаютдлящуюсянеразрывностьсамосохраненияэго.Вэтомивыражаетсяихгневноекачество.Онипревращаютразрушительнуюэнергиювтворческую.Подобнотому,кактелоРудрыбылопреображеновхеруку,преображаетсяисила,стоящаязаимпульсивнымкачествомпаникиилидействия.

 

Умирающий

 

Втибетскойкультурелюдинесчитаютсмертькакой-тоосободосаднойилитруднойситуацией,ноздесь,наЗападе,иметьснейделозачастуюоказываетсяоченьтрудно.Никтонесообщитнамокончательную,решающуюистину.Ужасно,чтолюдямотказываютвтакойважнойвещи;ужасно,когданедостаетлюбвипомочьчеловекувтомсостояниисознания,котороепроявляетсянасмертномодре.

Еслиумирающийневкомеиещеспособенкобщению,емунеобходимосказать,чтоонумирает.Бытьможет,наделеэтоокажетсянелегко;ноеслиумираетвашдруг,илижена,илимуж,тоэто-величайшаявозможностьпроявитьивоспринятьистинноедоверие.Этаситуацияпрекрасна.Наконец-токто-тозаботитсяоваснасамомделеибезовсякоголицемерия,непотчуявасприятнойложью,какпроисходилонапротяжениивсейвашейжизни.Выподошликокончательной,решающейистине.Это-основополагающеедоверие,иононевыразимопрекрасно.

Крайневажноустановитьподлинныйконтактсумирающимисообщитьему,чтотеперьсмертьдлянего-немиф,ното,чтопроисходитснимвдействительности.«Этопроисходитнасамомделе,номы-твоидрузья,поэтомумыбудемнаблюдатьтвоюсмерть.Мызнаем,чтотыумираешь,итызнаешь,чтоумираешь.Ивэтотмоментмывместестобой,дляэтогомыздесь».Это-наилучшеесвидетельстводружбыивзаимногообщения,оновселяетвумирающегопоистинеколоссальноевдохновение.

Выдолжнывнимательноследитьзателеснымсостояниемумирающего,чтобыраспознатьтонкиепризнакиугасанияеговнешнихоргановчувств,способностикобщению,слуховомувосприятию,мимикиитакдалее.Ноестьлюдисогромнойсилойволи,которыедопоследнейминутыбудутулыбаться,пытаясьпоборотьдряхлостьипреодолетьнеотвратимыепризнакиумирания.Иэтоследуетприниматьвовнимание.

Обычноечтениевслух«БардоТхедол»даетнетак-томного:умирающийпростосознает,чтовыисполняетедлянегоопределенныйритуал.Поэтомувысамидолжныпониматьто,чтовыделаете,инепросточитатьумирающемувслух,нопревратитьчтениевсвоегородабеседу:«Тыумираешь,оставляешьсемьюидрузей,стобойнебудетпривычноготебеокружения,тыскоронаспокинешь.Новтожевремяестьнечто,чтонепрервется,естьнепрерывностьподлиннойсвязисдрузьямииучением,поэтомуработайнадэтойфундаментальнойнепрерывностью,котораянеимеетничегообщегосэго.Когдатыумрешь,утебябудетопытвсевозможныхтравмирующихпереживаний,тыоставишьтело,атвоистарыевоспоминаниявернутсяктебевформегаллюцинаций.Какимибынибылитвоивиденияигаллюцинации,простоустановисвязьсовсемпроисходящим,непытайсяубежать.Оставайсятамипростовходисовсемэтимвконтакт».

Покавыведететакуюбеседу,разумисознаниеумирающегонеуклоннослабеют,новтожевремявнемразвиваетсясознаниеболеевысокогопорядка:онначинаетчувствоватьновуюситуацию.Поэтомукрайневажно,чтобыонпрониксяквамтепломидоверием,поверил,чтовыпередаетеемуистину,анепростопересказываетето,чемуваснекогданаучили.

Повозможностидайтеемупростоеобъяснениепроцессапостепенногоухудшенияегосостояния(земляпереходитвводу,водавогоньитакдалее),котороезавершитсяпроявлениемпринципалучезарности.Чтобыввестиумирающеговсостояниелучезарности,вамнеобходимоустановитьсвязьсфундаментальнойосновой,аэто-егоцельность.«Твоидрузьязнают,чтомыумираешь,ноихэтонепугает,ониздесь,ониговоряттебе,чтотыумираешь,будьуверен,чтоничегосомнительногонеделаетсязатвоейспиной».Когдачеловекумирает,крайневажновсецелоприсутствоватьрядом.Установлениесвязистем,чтопроисходитздесьитеперь,самопосебеобладаетпотрясающейсилой,ибовэтотмоментвотношенияхмеждутеломиумомнаступаетполнаянеопределенность.Телоимозгнеуклоннослабеют,новыустанавливаетесвязьсэтойситуацией,обеспечиваяейнадежнуюоснову.

Чтокасаетсявидениймирныхигневныхбожеств,тооченьмногоезависитотумирающего,которомупредстоитустановитьснимисвязьсамостоятельно.Впрочем,вкнигесказано,чтоследуетпопытатьсявызватьдухумершегоирассказатьемуотехобразах,скоторымиемупредстоитвстретиться.Увенчаютсялиуспехомвашипопытки?Остаетсятолькогадать.Возможно,вамэтоиудастся,еслиситуацияещесохраняетцелостностьинепрерывность.Ноникакихреальныхдоказательствтого,чтоконтактсумершимнепрервался,вынеполучите.Вседеловотвчем:даваясоветыумирающему,реальновыобращаетеськсебе.Вашастабильность-частьумирающего.Есливыстабильны,тоумирающий,которыйпребываетвсостояниибардо,будетавтоматическипритягиватьсяквам.Инымисловами,вэтойситуациивашисоветыумирающемудолжныотличатьсяздравомыслиемиосновательностью.Простоустановитеснимсвязь,одновременнооткройтесьдругпереддругомипоследовательноосуществляйтевстречудвухумов.


ВЕЛИКОЕОСВОБОЖДЕНИЕПОСРЕДСТВОМСЛУШАНИЯВБАРДО

 

ПредГуру,тремяКайями,склоняюсьвпочтении:

ПредАмитабхой,БезграничнымСветом,Дхармакайей;

ПредМирнымииГневнымиЛотосовымиБожествами,Самбхогакайей;

ПредПадмасамбхавой,Защитникомживыхсуществ,Нирманакайей.*/Этаметкасодержитсявовсехтекстахтерм(см.«Предисловие»),символическискрепляяихизащищая.Ееиспользуютнапротяжениивсеготекставместообычноготибетскогознакапрепинания-короткойвертикальнойчерты.Ванглийскомязыкепунктуацияболеесложная,вследствиечеговпереводеметкитермыставятсялишьвконцеабзацевистихотворений/

 

Это«Великоеосвобождениепосредствомслушания»открываетсредстваосвобождениявбардодляйогиновсреднейступениисостоитизтрехчастей:введения,основнойчастиизаключения.

Во-первых-введение,способыосвобождения,пригодныедлялюдей.Преждевсегоследуетизучитьнаставления,посредствомчегонепременноосвободятсяйогины,достигшиенаивысшихступеней;прочимжеследуетосуществитьвбардопредсмертногомигаисторжениесознания*/«Исторжениесознания»(тиб.'pho-ba)-приемизпрактики«чистойземли»иоднаиз«шестийог»Наропы.Йогинобучаетсятолчкомвыводитьсвоесознаниечерезтемяиперемещатьеговвизуализированныйобраз,благодарячемувмоментсмертионсможетперенестисвоесознаниевдхармакайю.Подробнообэтомметодесм.:ГербертВ.Гентер.«ЖизньиучениеНаропы»(HerbertV.Guenther.TheLifeandTeachingofNaropa.Oxford);ГармаЧанг.«Эзотерическиеучениятибетскойтантры»(GarmaC.C.Chang.EsotericTeachingsofTibetanTantra.AuroraPress)/-практику,котораяосвобождаетспонтанно,кактолькоонейподумаешь.Темсамымйогины,достигшиесреднихступеней,освободятсянепременно;ноеслиэтогонеслучится,тоследуетусердствоватьвэтом«Великомосвобождениипосредствомслушания»вбардодхарматы.

Такимобразом,йогиндолженсначалаизучитьпоследовательностьпризнаковсмертисогласно«Спонтанномуосвобождениюпризнаковсмерти»,икогдаоназавершитсясовсейопределенностью,осуществитьисторжениесознания-практику,котораяосвобождаетспонтанновтотжемиг,каконейподумаешь.Еслиисторжениеудалось,тонетнуждычитатьэто«Освобождениепосредствомслушания»,ноеслинет-следуетчитатьеговнятноиточно,пребываяпоблизостиоттелаумершего.

Еслителоотсутствует,топустьчтецсядетнапостельилисиденьеумершегоипровозгласитмогуществоистины;затемпустьвоззоветксознаниюпокойногоичитаетвслух,воображая,чтототсидитпередним,внимаянаставлениям.Вэтовремяумершемувреднызвукиплачаирыданий,поэтомуродственниковнеследуетдопускатькнему.Еслителоналичествует,товпериодмеждуостановкойдыханияиостановкойпульсавартерияхгуруумирающегоилибратподхарме*/Братьяподхарме-ученикиодногогуру/,которомутотдоверял,долженчитатьунегонадухомэто«Великоеосвобождениепосредствомслушания».

Учение«Освобожденияпосредствомслушания».Еслиимеютсясоответствующиепринадлежности,следуетпринестиизысканныежертвыТремСокровищам*/ТриСокровища-этоБудда(принциппросветления),Дхарма(учениеодостижениипросветления)иСангха(община,практикующаядхарму)/;еслиженет,тоследуетподнестито,чтоимеется,остальноежепредставитьмысленновбезграничномизобилии.Следуетсемьразилитриждыпрочесть«Молитвенноечаяниеобизбавленииотопасногопутичерезбардо»и«Стихиосущностибардо».Затемсемиждыилитриждыпрочти«Великоеосвобождениепосредствомслушания».

Оносостоитизтрехчастей:указаниелучезарностьвбардопредсмертногомига,великоенапоминаниеолучезарностивбардодхарматыинаставленияозатворениивратчревавбардостановления.

Во-первых,указаниеналучезарностьвбардопредсмертногомига.Всеобычныелюди,которыевоспринялиучение,но,невзираянапонятливость,непризналиего,либожепризнали,нопрактиковалислишкоммало,благодаряэтомучтениюраспознаютэтупервозданнуюлучезарностьидостигнутбезначальнойдхармакайи,избегнувбардо.

Методнаставления:лучшевсего,чтобыприсутствовалглавныйгуру,откоторогоумирающийвоспринялучение,аеслиэтоневозможно-тобратподхарме,вместескоторымумирающийпринялобетсамайи,илидуховныйдруг,принадлежащийктойжелиниипреемственности.Еслиженельзянайтитаковых,топустьэтинаставлениянесколькоразпрочтетчеловек,способныйчитатьгромко,внятноиточно.Темсамымумирающийвспомнит,чтопоказывалемугуру,инемедленнораспознаетэтуизначальнуюлучезарность,идостигнетосвобождениянепременно.

Времядлячтениянаставлений:когдапрекратитсяпотоотделение,пранавпитаетсявдхутимудростииничемнезамутненнаялучезарностьозаритсознаниеяснымсветом.Еслипранаобратитсявспятьиускользнетчерезправыйилилевыйнади,тосостояниебардонаступитвнезапно,поэтомучтениеследуетначатьпрежде,чемпранаускользнетвправыйилилевыйнади.Междупрекращениемпотоотделенияиостановкойвнутреннейпульсациипроходитпримерностольковремени,сколькотребуетсядляприемапищи.

Методнаставления:исторжениесознаниялучшевсегоосуществитьсразупередтем,какпрекратитсяпотоотделение,ноеслиэтонеудалось,следуетпроизнеститакиеслова:

«Осынблагородногорода(имя),ныненасталодлятебявремяискатьпуть.Кактолькотвоедыханиеостановится,передтобойзабрезжитизначальнаялучезарностьпервогобардо,накоторуюужеуказалтебетвойгуру.Этодхармата,пустаяиоткрытая,какпространство;этолучезарнаяпустота;эточистыйобнаженныйум,неимеющийницентра,ниграниц.Распознайжеееиостаньсявэтомсостоянии,ияукажутебенанеевтожевремя».

Этонаставлениеследуетпрочноутвердитьвсознанииумирающего,повторяяегомногораземунаухо,покадыханиенеостановится.Затем,услышав,чтодыханиеостановилось,следуетположитьумирающегонаправыйбок,впозульва*/Вэтойпозе-лежанаправомбоку,вытянувшисьвполныйростиподложивправуюрукуподголову-умерГаутамаБудда/,и,крепкоприжавдвесонныеартерии,держать,покапульсациявнихнепрекратится.Тогдапрана,вошедшаявдхутимудрости,несможетвернутьсяобратноинепременновыйдетчерезбрахмарандхру.

Затемследуетпрочестьуказаниеналучезарность.Вэтовремявсознаниивсехсуществвозникаетпервоебардо,именуемоелучезарностьюдхарматы-неискаженногосознаниядхармакайи.Этотпромежутоквремениотостановкидыханияидопрекращениявнутреннейпульсации,втечениекоторогопранарастворяетсявавадхути,обычныелюдиназываютобмороком.Продолжительностьегозависитотдуховногосостоянияиотступени,достигнутойвйогическойпрактике.Те,ктомногопрактиковал,достиглиустойчивыхуспеховвмедитативнойпрактикебезмятежностииобладаютвысокойчувствительностью,пребываютвэтомсостояниидолго.Стараясьуказатьтакомучеловекуналучезарность,наставлениеследуетповторятьдотехпор,покаизотверстийтеланеначнетсочитьсягной.Людипорочныеибесчувственныеостаютсявэтомсостояниинедольше,чемтребуетсядлящелчкапальцами,ноунекоторыхпериодэтотпродолжаетсястольковремени,сколькотребуетсядляпринятияпищи.Посколькувбольшинствесутритантрсказано,чтообморочноесостояниедлитсячетыресполовинойдня,топытатьсяуказатьумирающемуналучезарностьследуетвтечениевсегоэтоговремени.

Методнаставления:Еслиумирающийнаэтоспособен,тоонсамбудетработатьсужеполученныминаставлениями.Еслиженет,тоегогуру,ученикегогуруилибратумирающегоподхарме,бывшийегоблизкимдругом,стоитрядомивнятночитаетвслухпоследовательностьпризнаковсмерти:«Сейчасналицопризнакрастворенияземливводе,воды-вогне,огня-ввоздухе,воздуха-всознании...».Когдарядэтотподойдеткконцу,умирающемунужновнушитьследующееумонастроение:«Осынблагородногорода(или«Огосподин»,-еслионбылгуру),непозволяйсвоиммыслямблуждать».Этоследуетсказатьшепотомемунаухо.Будьтобратподхармеиликто-либоиной,чтецдолженназватьумирающегопоимениипроизнеститакиеслова:

«Осынблагородногорода,нынедостигтытого,чтоназываютсмертью,апосемуследуеттебепринятьтакойнастрой:"Нынедостигячасасмерти.Иныне,посредствомэтойсмерти,примуянастройнапросветленноесостояниеума,дружелюбноеиисполненноесострадания,идостигнусовершенногопросветлениярадиблагавсехразумныхсуществ,числокоихбеспредельно,какпространство.Сэтимнастроем,всейжемиг,радивсехживыхсуществ,яраспознаювлучезарностисмертидхармакайю.ИдостигнуввэтомсостояниинаивысшегосвершенияВеликогоСимвола*/ВеликийСимвол(тиб.phyag-rgya-chen-po,санскр.махамудра)-этотантрическаямедитация,вкоторойвсясовокупностьопытапреображаетсявопределенноебожествоимандалу;вэтомсостояниипрактикующийдостигаетвеликогоблаженства(махасукха),соединяямужскойиженскийаспектыпрактики-искусныесредстваилисостраданиесознаниемилипустотой(упайюспраджней).Этонепосредственноевосприятиесвятостиияркостибытия/,ябудудействоватьвоблаговсехживыхсуществ.Еслижеянепреуспеювэтом,тораспознаюсостояниебардо,когдавступлювнего,и,обретянеделимуюформуВеликогоСимволавбардо,будудействоватьрадивсехживыхсуществ,числокоихбеспредельно,какпространство,являясьвтомвиде,вкакомкаждомуизнихэтопойдетвоблаго".Неотступаяотэтогонастроя,вспоминайипрактикуймедитацию,кактебяучиливпрошлом».



2018-07-06 174 Обсуждений (0)
ВЕЛИКОЕОСВОБОЖДЕНИЕПОСРЕДСТВОМСЛУШАНИЯВБАРДО 3 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВЕЛИКОЕОСВОБОЖДЕНИЕПОСРЕДСТВОМСЛУШАНИЯВБАРДО 3 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)