Рекомендации по психолого-педагогическому изучению детей раннего и дошкольного возраста.
ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста Часть 1 Учебно-методическое пособиООО «Ривайвел», 2000 ВВЕДЕНИЕ В настоящее время происходит постоянное увеличение числа заболеваний у детей. Во многом это связано с социально-экономическим кризисом, который порождает ухудшение состояния экологии и снижает возможность получения необходимой дородовой и послеродовой медицинской помощи ребенку и матери, недостаточное соблюдение охранительного режима в семье и детском саду. Естественно, что здоровье ребенка во многом связано с соматическим и психическим состоянием родителей, а так же их родственников. Поэтому исследование проблемы детской инвалидности необходимо начинать именно с изучения здоровья и психического состояния матери и отца, а так же выявления наследственной отягощенное™ различными заболеваниями или отклонениями в области соматики, нервной системы, психики или психологии. Об этом написано уже достаточно много работ отечественных и зарубежных ученых. Целью же данной работы было проанализировать накопленный за последнее время научный материал и практический опыт по проблеме психолого-медико-педагогического обследования и коррекции развития детей-инвалидов и создать практический, наглядный материал для использования специалистами и родителями. Любой учитель, воспитатель, психолог, врач, логопед, дефектолог, социальный педагог или родитель может найти все необходимое для первичного определения нормы и отклонений от нее и оказания своевременной коррекционной помощи.. Выявление первичных, вторичных, третичных и т.п. изменений, а так же их причинно-следственной взаимосвязи и построение оптимальной системы психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка дошкольного возраста основная цель ПМПК(консультаций), ПМПК(комиссий), ПМПк(консилиумов). Рекомендации по психолого-педагогическому изучению детей раннего и дошкольного возраста. Психолого-педагогическое изучение детей раннего и дошкольного возраста имеет ряд особенностей. Прежде всего необходимо отметить, что дети с нарушениями психического развития, не всегда легко и охотно вступают в контакт с экспериментатором и включаются в деятельность по выполнению заданий. Поэтому следует воздерживаться от отрицательной оценки психических возможностей ребенка в тех случаях, когда нет достаточной уверенности в том, что удалось наладить оптимальный контакт с ребенком, добиться его посильного участия в эксперименте и обеспечить необходимую мотивацию деятельности по выполнению заданий. Причинами целого ряда отказов ребенка от выполнения задания могут быть не столько его интеллектуальная несостоятельность, сколько степень невротизации, наличие страхов, депрессивных настроений или определенных характерологических особенностей. Включение ребенка первого года в ситуацию обследования достигается привлечением его внимания к ярким новым звучащим объектам, интенсивным эмоционально-речевым воздействием и устранением всех отвлекающих внимание ребенка объектов. До начала обследования необходимо дать ребенку привыкнуть к исследователю, иначе он может дать негативную реакцию на незнакомое лицо, что существенно осложнит возможность дальнейшего контакта. Включение в ситуацию обследования более старших детей легче всего достигается применением сюжетного объединения различных заданий в одну общую «игру». Для этого в обследование вводится персонаж или ряд персонажей и все дальнейшие задания выполняются как бы для этих персонажей; для них строятся «домики, елочки, паровозики» и т.д. При этом персонажи используются для оценки действий ребенка, она радуются или плачут, приближаются при одобрении или прячутся при неверном действии, а иногда что-то говорят, советуют, просят. Детей в возрасте от 1 года до 2 лет рекомендуется обследовать в непосредственной близости от матери, желательно, чтобы ребенок сидел у нее на коленях. Иначе тревога, возникающая у детей этого возраста в незнакомой ситуации, может сильно осложнить обследование. Дети старше двух лет значительно быстрее адаптируются в экспериментальной ситуации, легче вступают в контакт с исследователем и охотно увлекаются деятельностью с новыми для них игрушками. При этом присутствие мамы часто бывает необязательным, а порой и нежелательным. Начинать исследование следует с легких заданий, которые с наибольшей вероятностью могут отказаться интересными для ребенка (типа вкладывания разных по размеру объектов один в другой). Затем ему можно предложить ряд сложных и более скучных заданий на запоминание, внимание, идентификацию, узнавание, а также на обобщение. Как только появятся первые признаки утомления, стоит переключить внимание ребенка на выполнение более легкого задания или даже дать ему отдохнуть. Если с течением времени ребенок все более растормаживается, можно попытаться ограничить свободу его движений или, наоборот, отвлечь его и переключить на выполнение несложных физических упражнение, успокаивающих нервную систему. Не должно быть правила в порядке предъявления ребенку заданий. Важно удержание заинтересованности ребенка и быстрое проведение каждого задания. Следует заменять одно задание на другое, если проявляются признаки пресыщения. В специальных целях, например, для определения состояния произвольной регуляции поведения или подчиняемости ребенка требованиям взрослого, а также для расширения представлений об особенностях эмоционального реагирования можно требовать доведения ребенком неинтересного задания до конца. В случаях отказа ребенка от выполнения заданий надо попытаться привлечь его к деятельности с помощью тактильного контакта, шепотной речи или же продемонстрировать задание наглядно, а также избегать употребления императивных высказываний типа «сделай», «скажи» и др. в собственной речи. Для выяснения реакции ребенка на неудачи и трудности можно искусственно создать ситуацию неуспеха, однако делать это следует с особенной осторожностью, чтобы не спровоцировать выраженной аффективной реакции. Исследование следует вести так, чтобы ребенок расставался с исследователем в хорошем настроении и стремился к продолжению занятий в следующий раз.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1583)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |