Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рекомендации по психолого-педагогическому изучению детей раннего и дошкольного возраста.



2018-07-06 1583 Обсуждений (0)
Рекомендации по психолого-педагогическому изучению детей раннего и дошкольного возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок




ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ

Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста

Часть 1

Учебно-методическое пособиООО «Ривайвел», 2000

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время происходит постоянное увеличение числа заболеваний у детей. Во многом это связано с социально-экономическим кризисом, который порождает ухудшение состояния экологии и снижает возможность получения необходимой дородовой и послеродовой медицинской помощи ребенку и матери, недостаточное соблюдение охранительного режима в семье и детском саду.

Естественно, что здоровье ребенка во многом связано с соматическим и психическим состоянием родителей, а так же их родственников. Поэтому исследование проблемы детской инвалидности необходимо начинать именно с изучения здоровья и психического состояния матери и отца, а так же выявления наследственной отягощенное™ различными заболеваниями или отклонениями в области соматики, нервной системы, психики или психологии.

Об этом написано уже достаточно много работ отечественных и зарубежных ученых. Целью же данной работы было проанализировать накопленный за последнее время научный материал и практический опыт по проблеме психолого-медико-педагогического обследования и коррекции развития детей-инвалидов и создать практический, наглядный материал для использования специалистами и родителями.

Любой учитель, воспитатель, психолог, врач, логопед, дефектолог, социальный педагог или родитель может найти все необходимое для первичного определения нормы и отклонений от нее и оказания своевременной коррекционной помощи..

Выявление первичных, вторичных, третичных и т.п. изменений, а так же их причинно-следственной взаимосвязи и построение оптимальной системы психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка дошкольного возраста основная цель ПМПК(консультаций), ПМПК(комиссий), ПМПк(консилиумов).

Рекомендации по психолого-педагогическому изучению детей раннего и дошкольного возраста.

Психолого-педагогическое изучение детей раннего и дошкольного возраста имеет ряд особенностей. Прежде всего необходимо отметить, что дети с нарушениями психи­ческого развития, не всегда легко и охотно вступают в контакт с экспериментатором и включаются в деятельность по выполнению заданий. Поэтому следует воздерживаться от отрицательной оценки психических возможностей ребенка в тех случаях, когда нет достаточной уверенности в том, что удалось наладить оптимальный контакт с ребенком, добиться его посильного участия в эксперименте и обеспечить необходимую мотивацию деятельности по выполнению заданий. Причинами целого ряда отказов ребенка от выполнения задания могут быть не столько его интеллектуальная несостоятельность, сколь­ко степень невротизации, наличие страхов, депрессивных настроений или определенных характерологических особенностей.

Включение ребенка первого года в ситуацию обследования достигается при­влечением его внимания к ярким новым звучащим объектам, интенсивным эмоционально-речевым воздействием и устранением всех отвлекающих внимание ребенка объектов. До начала обследования необходимо дать ребенку привыкнуть к исследователю, иначе он может дать негативную реакцию на незнакомое лицо, что существенно осложнит возможность дальнейшего контакта.

Включение в ситуацию обследования более старших детей легче всего достигается применением сюжетного объединения различных заданий в одну общую «игру». Для этого в обследование вводится персонаж или ряд персонажей и все дальнейшие задания выполняются как бы для этих персонажей; для них строятся «домики, елочки, паровозики» и т.д. При этом персонажи используются для оценки действий ребенка, она радуются или плачут, приближаются при одобрении или прячутся при неверном действии, а иногда что-то говорят, советуют, просят.

Детей в возрасте от 1 года до 2 лет рекомендуется обследовать в непосредственной близости от матери, желательно, чтобы ребенок сидел у нее на коленях. Иначе тревога, возникающая у детей этого возраста в незнакомой ситуации, может сильно осложнить обследование.

Дети старше двух лет значительно быстрее адаптируются в экспериментальной ситуации, легче вступают в контакт с исследователем и охотно увлекаются деятельностью с новыми для них игрушками. При этом присутствие мамы часто бывает необязательным, а порой и нежелательным.

Начинать исследование следует с легких заданий, которые с наибольшей вероятностью могут отказаться интересными для ребенка (типа вкладывания разных по размеру объектов один в другой). Затем ему можно предложить ряд сложных и более скучных заданий на запоминание, внимание, идентификацию, узнавание, а также на обобщение. Как только появятся первые признаки утомления, стоит переключить внимание ребенка на выполнение более легкого задания или даже дать ему отдохнуть. Если с течением времени ребенок все более растормаживается, можно попытаться ограничить свободу его движений или, наоборот, отвлечь его и переключить на выполнение несложных физических упражнение, успокаивающих нервную систему.

Не должно быть правила в порядке предъявления ребенку заданий. Важно удержание заинтересованности ребенка и быстрое проведение каждого задания. Следует заменять одно задание на другое, если проявляются признаки пресыщения. В специальных целях, например, для определения состояния произвольной регуляции поведения или подчиняемости ребенка требованиям взрослого, а также для расширения представлений об особенностях эмоционального реагирования можно требовать доведения ребенком неинтересного задания до конца. В случаях отказа ребенка от выполнения заданий надо по­пытаться привлечь его к деятельности с помощью тактильного контакта, шепотной речи или же продемонстрировать задание наглядно, а также избегать употребления императивных высказываний типа «сделай», «скажи» и др. в собственной речи.

Для выяснения реакции ребенка на неудачи и трудности можно искусственно создать ситуацию неуспеха, однако делать это следует с особенной осторожностью, чтобы не спровоцировать выраженной аффективной реакции.

Исследование следует вести так, чтобы ребенок расставался с исследователем в хорошем настроении и стремился к продолжению занятий в следующий раз.



2018-07-06 1583 Обсуждений (0)
Рекомендации по психолого-педагогическому изучению детей раннего и дошкольного возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рекомендации по психолого-педагогическому изучению детей раннего и дошкольного возраста.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1583)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)