Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Те, кто не попал в эту книгу



2018-07-06 388 Обсуждений (0)
Те, кто не попал в эту книгу 0.00 из 5.00 0 оценок




 

А где же Менделеев? А как же без Огнеслава Костовича? Почему нет Шильдера? Куда подевался Джевецкий? Практический каждый читатель может задать такой вопрос. У каждого свое восприятие, свое знание истории, свои кумиры. Сейчас я попытаюсь кратко объяснить, почему оставил без внимания немало талантливых людей.

 

Тому есть две основных причины. Одни не попали в эту книгу, поскольку они в большей степени были учеными, а не изобретателями, они открывали новое, а не создавали его. Вторые остались в стороне, поскольку, будучи известны на родине как талантливые инженеры, в рамках мирового технического прогресса все-таки играли второстепенную роль. Задача этой главы — не обрисовать их краткие биографии и не перечислить всех «забытых», а именно что пояснить, почему я уместил в заданный объем не всех.

 

Великие ученые

 

Как я уже писал давным-давно, во вступлении, между ученым и изобретателем есть очень четкая разница. Ученый не придумывает что-то новое, а открывает доселе неизвестный человечеству, но существовавший во все времена закон природы или явление. Потому, воздавая должное гению множества русских ученых, я все-таки настаиваю на том, что им должна быть посвящена другая книга.

В эту категорию попадают и основатель неевклидовой геометрии Николай Иванович Лобачевский, и реформатор теории чисел Пафнутий Львович Чебышёв, и крупнейший физиолог Иван Петрович Павлов и т. д.

Сложнее классифицировать «универсалов», которые работали в самых разных отраслях и, помимо научной деятельности, занимались изобретательством и конструированием, получали привилегии и т. д. Здесь, скорее, отбор идет по принципу весов. На одной чаше — белые шарики научной деятельности, на другой — черные изобретательские. Если перевешивает белая половина, в книгу герой не попадает.

Например, Дмитрий Иванович Менделеев в первую очередь известен как великий химик. Но при этом он работал в таком количестве научно-технических направлений, что страшно представить. Например, если говорить о механике и изобретательстве, можно вспомнить, что он разработал ряд усовершенствований для ледокольных кораблей и спроектировал арктический экспедиционный ледокол, получил пироколлодийный бездымный порох и т. д.

То же можно сказать и о его более раннем коллеге — Михаиле Васильевиче Ломоносове. Химик, физик, естествоиспытатель, он разработал целый ряд лабораторных и астрономических приборов, занимался стеклодувным делом и металлургией — в общем, не чурался прикладных дисциплин. В эту же когорту можно поместить и Константина Эдуардовича Циолковского, не только написавшего известные работы по аэродинамике, но и спроектировавшего цельнометаллический дирижабль.

Так или иначе, все перечисленные — и еще десятки других — в первую очередь прославили себя и свою страну как ученые, представители научного сообщества. Инженерное дело было для них побочным эффектом, следствием и необходимостью (в частности, исследователи того времени чаще всего самостоятельно проектировали устройства и приборы для своей области интересов).

Отдельная категория — это доктора. Врачебное дело стоит на стыке теории и практики, и один характерный пример медицинского изобретения — метод определения артериального давления Короткова — я даже описал в отдельной главе. Николай Иванович Пирогов, Давид Ильич Выводцев, Николай Васильевич Склифосовский и другие внесли огромный вклад в развитие медицины, ее путей и методов — с двумя «но». Во-первых, врачебное дело требует, с моей точки зрения, отдельной книги. А во-вторых, написать ее я не смогу, поскольку разбираюсь в теме недостаточно хорошо.

 

Выдающиеся механики

 

Здесь разделение более тонкое. Кого считать прорывным механиком, автором технологии мирового уровня, а кого нет? Понятно, что Михаил Бритнев изобрел ледокол — здесь нет никаких сомнений, это характерная история, она на все 100 % попадает в книгу. Также хорошо известно, что братья Черепановы не изобретали паровоза, а просто построили с тридцатилетним опозданием относительно Европы первую русскую машину такого плана. Это достижение было выдающимся для России, но не значащим вообще ничего с точки зрения мирового прогресса. Так что о братьях Черепановых я писать не стал.

Но есть множество спорных фамилий, и в книгу я старался включать лишь тех, чьи изобретения и разработки были первыми в мире, даже если они в итоге не «выстрелили» и остались локальными. А тех, кто занимался совершенствованием уже сделанных другими прорывных изобретений, я все-таки обходил стороной, несмотря на все их достижения. Здесь и выдающиеся разработчики подводных лодок — Карл Андреевич Шильдер и более поздний Степан Карлович Джевецкий, и блестящие металлурги Василий Степанович Пятов и Михаил Константинович Курако, и знаменитый фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский (вопреки заблуждениям, он не изобрел цветную фотографию), и конструктор паровых двигателей Василий Иванович Калашников, и т. д. Еще можно вспомнить создателя первого российского комбайна Андрея Романовича Власенко (в США такие машины на момент его разработки уже производились серийно), блестящего конструктора электромобилей Ипполита Владимировича Романова и других.

Есть еще одна категория — это инженеры, которые действительно оказались первыми, но их разработки… скажем так, были слишком узконаправленны и специфичны, чтобы посвящать им целую главу. Таких инженеров десятки, если не сотни. Характерный пример: первый директор Санкт-Петербургского политехнического института князь Андрей Григорьевич Гагарин. В 1884–1885 годах Гагарин спроектировал и построил специальный крешерный пресс для испытания металлов на сжатие и растяжение. «Пресс Гагарина» получил золотую медаль Всероссийской промышленной выставки в Нижнем Новгороде, был внедрен, использовался не только в России, но и за рубежом. Позже, на Всемирной выставке в Париже в 1900 году золотую медаль получила другая разработка — «круговая линейка Гагарина», устройство для измерения радиусов кругов, чем-то напоминающая современный транспортир. И то и другое изобретение — в принципе, круто, и князь Гагарин был очень талантливым инженером, но все-таки на фоне сварочных технологий или электрического телеграфа это, как бы сказать… мелковато.

В числе «стихийных», безымянных изобретений тоже встречаются интересные вещи, оставшиеся за пределами книги. Например, знаменитые беляны — гигантские речные плоскодонки, на которых в XIX — начале XX века сплавляли лес по Волге и Каме. Аналогов белян, достигавших порой длины 100 метров, за рубежом не было, но все-таки их нельзя назвать изобретением прорывного характера, скорее это местное ноу-хау, обусловленное техническими требованиями конкретного времени и географии.

 

Завершая тему

 

Я надеюсь, что читать эту книгу было хоть в какой-нибудь мере интересно и вы почерпнули из нее новые знания, извлекли пользу и получили удовольствие. Я специально писал таким образом, чтобы вы могли читать главы как подряд, так и в случайном порядке, обращая внимание в первую очередь на важные для вас лично эпизоды развития русской конструкторской школы.

После февральских и октябрьских событий 1917 года изменилось — или, лучше сказать, сломалось — все. Советский период, с одной стороны, дал толчок изобретательской мысли, предложил ей новые направления, а с другой — начисто обрезал ряд старых. Поэтому русская конструкторская школа с начала советского периода и до наших дней будет описана во втором томе.

Не переключайте канал.

 

Благодарности

 

В первую очередь за появление этой книги я хотел бы поблагодарить бывшего жильца снимаемой мной квартиры, установившего чудовищные китайские гибкие шланги, из-за которых я залил соседей на третьем, втором и первом этажах. Узнав, какую компенсацию мне предстоит выплатить, я взялся за все давно откладываемые проекты, в том числе и за книгу, которую задумал полутора годами ранее.

 

Также хочу выразить признательность генеральному директору издательства «Альпина нон-фикшн» Павлу Подкосову, пресс-секретарю Федеральной службы по интеллектуальной собственности «Роспатент» Игорю Лиснику, а также моему другу и коллеге, журналисту Дмитрию Мамонтову, и всем-всем-всем, кто чем-то мне помогал.

 

Избранная библиография

 

Конечно, здесь не упоминаются более чем 2500 различных сайтов — от сайта Международной федерации городошного спорта до моего любимого тафофильского сервиса www.findagrave.com, всемирной энциклопедии кладбищ и надгробий, от архивов Министерства культуры Франции до каталога патентов Google (мой браузер пестрел закладками, ведущими в различные справочники и каталоги документов по авторскому праву). Здесь нет и около 1000 статей из всевозможных журналов и газет, потому что из многих я использовал буквально пару строк, тут же закрывал вкладку — и начисто забывал, где взял.

И кстати, далеко не все приведенные (и не приведенные) источники авторитетны. Многие я использовал как пример лжесведений, которым доверять не стоит никоим образом.

 

1. Новиков, Н. И. Опыт исторического словаря о российских писателях. — СПб.: [Тип. Акад. наук], 1772.

2. Кулибин И. П. Описание представленнаго на чертеже моста, простирающагося из одной дуги на 140 саженях. — СПб.: И. К. Шнорль, 1799.

3. Петров В. В. Известие о гальвани-вольтовских опытах посредством огромной батареи, состоявшей иногда из 4200 медных и цинковых кружков. — СПб, 1803.

4. Stuart, Robert. A Descriptive History of the Steam Engine. — London: J. Knight and H. Lacey, 1824.

5. Пекарский П. П. Наука и литература при Петре Великом. — 1862.

6. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. — СПб., 1863–1866.

7. Ходнев А. И. История Императорского Вольно-Экономического Общества. — СПб., 1865.

8. Пекарский П. П. История Императорской Академии наук в Петербурге. — СПб., 1870, 1873.

9. Thurston, Robert Henry. A History of the Growth of the Steam-Engine. — London: Keegan Paul and Trench, 1883.

10. Шустов А. С. Альбом участников Всероссийской Промышленной и Художественной Выставки в Нижнем Новгороде 1896 г. — СПб., 1896.

11. Бобынин В. В. Очерки истории развития физико-математических знаний в России // Физико-математические науки в их настоящем и прошедшем. — М.: 1888–1889.

12. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. — СПб., 1890–1907.

13. Русский биографический словарь: в 25 томах. — СПб. — М., 1896–1918.

14. Орлов И. И. Новый способ многокрасочного печатания с одного клише. — СПб., 1897.

15. Walter B. Snow. Mechanical draught for steam boilers, — Cassier’s Magazine, 15 (1) ’1898

16. Цвет М. С. Труды Варшавского общества естествоиспытателей, Отд. Биологии, — 1903, т. 14

17. Сан-Галли Ф. К. Curriculum vitae заводчика и фабриканта Франца Карловича Сан-Галли. — СПб., 1903.

18. Коротков Н. С. К вопросу о методах исследования кровяного давления // Известия Императорской Военно-медицинской академии: Журнал. — СПб., 1905.

19. Военная энциклопедия: [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого [и др.]. — СПб.; [М.]: Тип. т-ва И. В. Сытина, 1911–1915.

20. Галанин Д. Д. Магницкий и его арифметика. — М.: Тип. О. Л. Сомовой, 1914.

21. Регель, Р. Князь Борис Борисович Голицын // Тр. Бюро по прикл. ботанике. — 1917. — Т. 10, № 1.

22. Hunziker, Otto Frederick. Condensed milk and milk powder. — La Grange, Illinous, 1920.

23. Аршинов П. А. История Махновского движения (1918–1921 гг.) — Берлин: Издание группы русских анархистов в Германии, 1923

24. P. P. Shilovski. The gyroscope: its practical construction and application, treating of the physics and experimental mechanics of the gyroscope, and explaining the methods of its application to the stabilization of monorailways, ships, aeroplanes, marine guns, etc.. — London, New York: E. & F. N. Spon, ltd.;Spon & Chamberlain, 1924.

25. Sir Wilfred Stokes — Inventor of a famous trench mortar. Obituaries. — The Times (44500). London. 8 February 1927.

26. Triefus E. Zum 50-jährigen Jubiläum der elektrischen Bahnen. — In: Verkehrstechnik, Jahrgang 1929

27. Appleyard, R. — Pioneers of Electrical Communication. — Macmillan, 1930.

28. Jenkins, Rhys. Savery, Newcomen and the Early History of the Steam Engine in The Collected Papers of Rhys Jenkins. — Cambridge: Newcomen Society, 1936.

29. Ювенальев И. Н. Аэросани — М., Л.: Государственное транспортно-техническое издательство, 1937.

30. Ханжонков А. А. Первые годы русской кинематографии. — М., Л.: Искусство, 1937.

31. Котельников Г. Е. История одного изобретения: русский парашют. — М.-Л.: Детиздат, 2-е изд., испр. и доп., 1939.

32. Фёдоров В. Эволюция стрелкового оружия. — М.: Воениздат, 1939.

33. Дубинин М., Чмутов К. Физико-химические основы противогазного дела. — Военная академия химической защиты РККА им. Ворошилова. — Москва, 1939.

34. Пажитнов К. А. Очерки по истории бакинской нефтедобывающей промышленности. — М.; Л.: Гостоптехиздат, 1940.

35. Фигуровский Н. А. Очерк развития русского противогаза во время Империалистической войны 1914–1918 гг. — М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1942.

36. История воздухоплавания и авиации в СССР [под ред. В. А. Попова]. — М: Государственное издательство оборонной промышленности, 1944.

37. Козловский Д. Е. История материальной части артиллерии. — М., Артиллерийская ордена Ленина ордена Суворова академия Красной армии имени Дзержинского, 1946.

38. Артоболевский, И. И. Русский изобретатель и конструктор Кулибин. c М.: Воениздат МО СССР, 1947.

39. Данилевский В. В. Русская техника. — Л.: Ленинградское газетно-журнальное и книжное издательство. 1947.

40. Розов С. А. Петр Иванович Прокопович. — Журнал «Пчеловодство», № 11, ОГИЗ СЕЛЬХОЗГИЗ, Москва, 1947.

41. Доливо-Добровольский М. О. Избранные труды. — М., Л.: Государственное энергетическое издательство, 1948.

42. W. H. B, Smith and Joseph E. Smith. The Book of Rifles, — National Rifle Association, 1948.

43. Иванов М. Ф. Русская семиструнная гитара. — М.; Л.: Музгиз, 1948.

44. Эпштейн С. Л. Пионеры одновременного телефонирования и телеграфирования, в кн.: Сборник трудов Ленинградского электротехнического ин-та связи, вып. 4 — Л., 1949.

45. Давыдов Л. Россия — родина трактора: Стенограмма публичной лекции, прочит. в Центр. лектории О-ва в Москве — М: Всесоюз. о-во по распространению полит. и науч. знаний, 1949 (тип. им. Сталина).

46. Бриткин А., Видонов С. Выдающийся машиностроитель XVIII в. А. К. Нартов. — М.: Машгиз, 1950.

47. Ржонсницкий Б. Н. Фёдор Аполлонович Пироцкий. — М.-Л. Госэнергоиздат. 1951.

48. Огиевецкий А. С., Радунский Л. Д. Николай Николаевич Бенардос. — М.-Л.: Госэнергоиздат, 1952.

49. Фигуровский Н. А. Очерк возникновения и развития угольного противогаза Н. Д. Зелинского. — М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1952.

50. Чеканов А. А. Родоначальники электросварки. — М.: Учпедгиз, 1953.

51. Канунов Н. Д., В. А. Гассиев — создатель фотонаборной машины, — М., 1953.

52. Лисичкин С. М. Очерки по истории развития отечественной нефтяной промышленности. — М.: Гостоптехиздат, 1954.

53. Яроцкий А. В. П. М. Голубицкий — пионер отечественной телефонии. — М.: Знание, 1954.

54. Петряев Е. Д. Исследователи и литераторы старого Забайкалья: очерки из истории культуры края — Чита: Чит. кн. изд-во, 1954.

55. Аносов П. П. Собрание сочинений — М: Изд-во АН СССР, 1954.

56. Мателен М. А. Русские электротехники XIX века. — М.-Л.: Госэнергоиздат, 1955.

57. Белькинд Л. Д., Конфедератов И. Я., Шнейберг Я. А., История техники, — М., Л., 1956.

58. Дружинский Н., Федосеева Е. «Театрум махинарум» А. К. Нартова. — Л., 1956.

59. Капцов Н. А. Павел Николаевич Яблочков, 1847–1894: Его жизнь и деятельность. — М.: Гостехиздат, 1957.

60. Данилевский В. Нартов и «Ясное зрелище машин». — М.: Машгиз, 1958.

61. История русского искусства. — М.: Изд-во АН СССР, 1959.

62. Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. — М.: Государственное Научное издательство «Большая Советская энциклопедия», 1959.

63. Загорский Ф. Н. Очерки по истории металлорежущих станков до середины XIX века. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1960.

64. Derry, T. K.; Williams, Trevor. A Short History of Technology. — Oxford University Press, 1960.

65. Белкинд Л. Д., Веселовский О. Н., Конфедератов И. Я., Шнейберг Я. А. История энергетической техники. — 2-е, переаб. и доп. — М — Л: Госэнергоиздат, 1960.

66. Вольман Б. Л. Гитара в России. — Л.: Музгиз, 1961.

67. Яновская Ж. И. Кулибин. — Л.: Детская литература, 1961.

68. Немировский Е. Л. Выдающийся русский изобретатель И. И. Орлов — Журнал «Полиграфическое производство». — 1961. № 6.

69. Briggs Asa. The History of Broadcasting in the United Kingdom— Oxford University Press, 1961.

70. Яроцкий А. В. Павел Львович Шиллинг. — М.: Госэнергоиздат, 1963.

71. Rolt, Lionel Thomas Caswell. Thomas Newcomen. The Prehistory of the Steam Engine. — Cambridge: Newcomen Society (1 ed.), 1963.

72. Marland E. A.. Early Electrical Communication. — London: Abelard-Schuman Ltd, 1964.

73. Нилов Е. И. Зелинский. — М.: Молодая Гвардия, 1964.

74. Deane, Phyllis. The First Industrial Revolution. — Cambridge University Press, 1965.

75. Gerard Fairlie and Elizabeth Cayley. The Life of a Genius. — Hodder and Stoughton, 1965.

76. Быховский И. А. Рассказы о русских кораблестроителях. — Л.: Судостроение, 1966.

77. Мирек А. М. Из истории аккордеона и баяна. — М.: Музыка, 1967.

78. Daniel D. Musgrave; Thomas B. Nelson. The World’s Assault Rifles and Automatic Carbines. — T. B. N. Enterprises, 1967.

79. White, Lynn. The Invention of the Parachute. — Technology and Culture. 9 (3), 1968.

80. Гнеденко Б. В., Погребысский И. Б. Леонтий Магницкий и его «Арифметика» — Журнал «Математика в школе», 1969. № 6.

81. Фёдоров А. С. Творцы науки о металле: Очерки о творчестве отечественных учёных — металлургов и металловедов. — М.: Наука, 1969.

82. Nowak Z. Eliasz Kopiewski, polski autor, tłumacz, wydawca, drukarz świeckich książek dla Rosji w epoce wczesnego Oświecenia — Libri gedanensis, 1968/1969. № 2–3.

83. Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.

84. Landes, David. S. The Unbound Prometheus: Technological Change and Industrial Development in Western Europe from 1750 to the Present. — Cambridge, New York: Press Syndicate of the University of Cambridge, 1969.

85. Horst J. Obermayer: Taschenbuch Deutsche Elektrolokomotiven. — Franckh’sche Verlagshandlung, 1970.

86. Прокошкин Д. А. Павел Петрович Аносов. — М.: Наука, 1971.

87. Кочин, Н. И. Кулибин, [1735–1818]. — М.: Советская Россия, 1972.

88. Jolly, W. P., Marconi. — Constable, 1972.

89. Baker, William John. History Of The Marconi Company 1874–1965. — New York: St. Martin’s Press, 1972.

90. Мезенин Н. А. Занимательно о железе. — М.: Металлургия, 1972.

91. Розенфельд Н. Г., Иванов М. Д. Гармони, Баяны, Аккордеоны. Учебник для техникумов. — 2-е издание. — М.: Лёгкая индустрия, 1974.

92. Edwyn Gray. The Devil’s Device: The story of Robert Whitehead, Inventor of the Torpedo Seeley. — 1st UK ed. edition, 1975.

93. Tolf, Robert. The Russian Rockefellers: the saga of the Nobel family and the Russian oil industry. — Hoover Press, 1976.

94. Delear, Frank J. Igor Sikorsky: His Three Careers in Aviation. — New York: Dodd Mead, 1969, Revised edition, 1976.

95. Booth J. A short history of blood pressure measurement. — Proc R Soc Med. 1977 Nov; 70 (11).

96. François van Rysselberghe: Pioneer of Long-Distance Telephony D. Gordon Tucker Technology and Culture. — Vol. 19, No. 4 (Oct., 1978)

97. Елисеев А. А. Б. С. Якоби. — М.: Просвещение, 1978.

98. Ильин М., Моисеева Т. Памятники искусства Советского Союза. Москва и Подмосковье. Справочник-путеводитель. — М.: «Искусство», 1979.

99. Адасинский С. А. Городской транспорт будущего. — М., Наука, 1979.

100. Малевинский Ю. Н. Дороже всякого золота: Ист. повествование: Кулибин. — Молодая гвардия, 1980.

101. Дьяконова И. А. Нобелевская корпорация в России. — М.: Мысль. 1980.

102. Ильин М. А. Русское шатровое зодчество. Памятники середины XVI века: Проблемы и гипотезы, идеи и образы. — М.: Искусство, 1980.

103. Шахеров В. Паруса над Байкалом. — Журнал «Байкал», № 2, март-апрель 1980.

104. Физики: Биографический справочник / Под ред. А. И. Ахиезера. — Изд. 2-е, испр. и дополн. — М.: Наука, 1983.

105. Чеканов А. А. Николай Николаевич Бенардос. — М.: Наука, 1983.

106. Петропавловская И. А. В. Г. Шухов — выдающийся инженер и ученый: Труды Объединенной научной сессии Академии наук СССР, посвященной научному и инженерному творчеству почетного академика В. Г. Шухова. — М.: Наука, 1984.

107. Auman, Jim. Lombard log hauler. — Railroad Model Craftman, 1984.

108. Малинин Г. А. Изобретатель «русского света»: [О П. Н. Яблочкове]. — Саратов: Приволжское книжное издательство, 1984.

109. Иванов А. Б. Владимир Григорьевич Шухов. — М.: Молодая гвардия, 1985.

110. Речное судоходство в России [Текст] / М. Н. Чеботарев, М. Д. Амусин, Б. В. Богданов, В. А. Иваницкий, Е. И. Честнов; под ред. М. Н. Чеботарева. — М.: Транспорт, 1985.

111. Гармонов И. В., Пантелеев И. Я., Славянов В. Н. Николай Николаевич Славянов. 1878–1958. — М.: Наука, 1985.

112. Чеботарев М. Н., Амусин М. Д., Богданов Б. В., Иваницкий В. А., Честнов Е. И. Речное судоходство в России. — М.: Транспорт, 1985.

113. Stewart, Sandy. From Coast to Coast: a Personal History of Radio in Canada — Entreprises Radio-Canada, 1985.

114. Гуревич Ю. Г. Загадка булатного узора — М.: 3нание. 1985.

115. Бородкин П. А. Ползунов. — Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1985.

116. Штейберг Я. А. Василий Владимирович Петров, 1761–1834. — М.: Наука, 1985.

117. Пипуныров, В. Н., Раскин Н. М. Иван Петрович Кулибин, 1735–1818 — Л.: Наука, 1986.

118. Краснов Ю. Ранняя история сохи // Сов. археология: журнал. — 1986. № 1.

119. Шавров В. Б. История конструкций самолётов в СССР до 1938 года. — 3-е изд, исправл. — М.: Машиностроение, 1986.

120. Friedel, Robert, and Paul Israel. Edison’s electric light: biography of an invention. — New Brunswick, New Jersey: Rutgers University Press, 1986.

121. Корниенко А. Н. У истоков «электрогефеста». — М.: Машиностроение, 1987.

122. Cartmell Robert. The Incredible Scream Machine: A History of the Roller Coaster. — Popular Press, 1987.

123. Ажогин Ф. Ф. и гр. авторов. Гальванотехника. Спр. Издание. — Москва: Металлургия, 1987.

124. Заллесский Н. А. «Краб» — первый в мире подводный заградитель. — 2-е, испр. и доп. — Л., 1988.

125. Яроцкий А. В. Б. С. Якоби (1801–1874). — М.: Наука, 1988.

126. Harald Penrose. An Ancient Air: A Biography of John Stringfellow of Chard, The Victorian Aeronautical Pioneer — Shrewsberry, England: Airlife Publishing, Ltd., 1988.

127. Соболев Д. А. Рождение самолёта: Первые проекты и конструкции. — М.: Машиностроение, 1988.

128. Славянов Н. Г. Труды и изобретения. — Пермь: Кн. изд-во, 1988.

129. Катышев Г. И., Михеев В. Р. Авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский. 1889–1972. — М.: Наука, 1989.

130. Виргинский В. С. Иван Иванович Ползунов, 1729–1766. — М: Наука, 1989.

131. Пугачев В. Ф. Городки. — Физкультура и спорт, 1990.

132. Деревянченко А. А., Чулков А. Г. Волжский самородок: Страницы жизни Ф. А. Блинова. — Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1990.

133. Вишневецкий Л. М., Иванов Б. И., Левин Л. Г. Формула приоритета: Возникновение и развитие авторского и патентного права. — Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1990.

134. Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов. В 4-х частях. Репринтное воспроизведение издания 1840 года. Часть 1–2. — М.: Культура, 1991.

135. Lewis, Tom. Empire of the Air: The Men Who Made Radio, 1st ed. — New York: E. Burlingame Books, 1991.

136. Геворкян О. С. Отец фотонаборной техники. — Владикавказ: Алания, 1992.

137. Дыгало В. А. Флот государства Российского. Откуда и что на флоте пошло — Москва: Издательская группа «Прогресс», «Пангея», 1993.

138. Hills, Richard Leslie. Power from Steam: A History of the Stationary Steam Engine. — Cambridge University Press, 1993.

139. Мельник А. Г. Интерьер церкви Козьмы и Демьяна в Муроме. — Проблемы истории и культуры. — Ростов, 1993.

140. Donald Crafton; Before Mickey: The Animated Film, 1898–1928. — University of Chicago Press, 2nd edition, 1993.

141. Морской энциклопедический словарь. — СПб.: Судостроение, 1993.

142. Gardiner, Robert; Greenway, Ambrose. The golden age of shipping: the classic merchant ship, 1900–1960. — Conway Maritime, 1994.

143. Военная энциклопедия / Грачёв П. С. — Москва: Военное издательство, 1994.

144. Garratt, G. R. M. The early history of radio: from Faraday to Marconi. — London, Institution of Electrical Engineers in association with the Science Museum, 1994.

145. Мельник А. Г. Интерьеры храмов второй половины XVI века, созданные под влиянием внутреннего оформления московского собора Покрова на Рву // Памятники истории, культуры и природы Европейской России: Тезисы докладов VI конф. — Ниж. Новгород, 1995.

146. История отечественного судостроения. — СПб: Судостроение, 1995.

147. Болотин Д. Н. История советского стрелкового оружия и патронов. — М.: Полигон, 1995.

148. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997.

149. Петропавловская И. А. Металлические конструкции академика В. П. Шухова. — М.: Наука, 1997.

150. Кузнецова М. Александр Ханжонков. Жизнь за кадром // Профиль. — 1997. — № 29.

151. Терехова Н. Н., Розанова Л. С., Завьялов В. И., Толмачева М. М. Очерки по истории древней железообработки в Восточной Европе. — М.: Металлургия. 1997.

152. Мельников Р. М. Первые русские миноносцы. — СПб, 1997.

153. Александров А. О. Воздушные суда Российского императорского флота 1894–1917. Аппараты Щетинина и Григоровича. — СПб.: БСК, 1998.

154. Разин Е. А. История военного искусства, в 3-х т. — СПб.: ООО «Издательство Полигон»; 1999.

155. Сергеев А. Д. Слово об И. И. Ползунове: (Историко-краеведческая квартология). — Барнаул, 1999.

156. Hulse David K. (1999). The early development of the steam engine. — Leamington Spa, UK: TEE Publishing.

157. Калмыков Д. И., Калмыкова И. А. (составители). Торпедой — пли! История малых торпедных кораблей. — Минск: Харвест, 1999.

158. Коншин А. А. Защита полиграфической продукции от фальсификации. — М.: Синус, 2000.

159. Петров Г. Ф. Гидросамолёты и экранопланы России. 1910–1999. — М: РУСАВИА, 2000.

160. Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — М.: АСТ, 2000.

161. Широкорад А. Б. Отечественные минометы и реактивная артиллерия. — Минск, «Харвест»; Москва, АСТ, 2000.

162. Барятинский М. Б., Коломиец М. В. Бронеавтомобили русской армии 1906–1917 гг. — М.: Техника-молодёжи, 2000.

163. Carnegie, Andrew, James Watt. — University Press of the Pacific, 2001 (Reprinted from the 1913 ed.)

164. Вершинин Е. В. Дощаник и коч в Западной Сибири (XVII в.) // Проблемы истории России. — Екатеринбург: Волот, 2001.

165. Шаммазов А. М. и др. История нефтегазового дела России. — М.: Химия, 2001.

166. William H. K. Lee; Paul Jennings; Carl Kisslinger; Hiroo Kanamori. — International Handbook of Earthquake & Engineering Seismology. Academic Press, 2002.

167. John Cantrell and Gillian Cookson, eds. Henry Maudslay and the Pioneers of the Machine Age. — Tempus Publishing, Ltd, 2002.

168. Александров Ю. И. Отечественные подводные лодки до 1918 года (справочник). — Бастион, 2002.

169. Ackroyd, J. A. D. Sir George Cayley, the father of Aeronautics. — Notes and Records of the Royal Society of London, 2002.

170. Huurdeman, A. A. The worldwide history of telecommunications. — Wiley-IEEE, 2003.

171. Янгфельдт Б. Шведские пути в Санкт-Петербург — СПб.: Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», 2003.

172. Михеев В. Р., Катышев Г. И. Сикорский. — СПб.: Политехника, 2003.

173. Hallion, Richard P. Taking Flight: Inventing the Aerial Age, from Antiquity through the First World War. — New York: Oxford University Press, 2003.

174. Широкорад А. Б. Тайны русской артиллерии. — М: Яуза, 2003.

175. David Miller. The illustrated directory of twentieth century guns. — Zenith Imprint, 2003.

176. Кочина В. Кочи на Поморье — Журнал «Экспедиция», 2004.

177. Crouch, Tom. Wings: A History of Aviation from Kites to the Space Age. — New York: W. W. Norton & Co, 2004.

178. Большая российская энциклопедия: [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов, 2004–2016.

179. Константинов П. Первая ракетная подводная лодка — Журнал «Техника и вооружение», апрель 2004.

180. Мир-Бабаев М. Ф. Владимир Шухов и российское нефтяное дело. — «Территория Нефтегаз», М., 2004, № 10

181. Алехов А. В. Иван Иванович Орлов — изобретатель машины и способа печати бумажных денег. — Нумизматический альманах, № 1, 2004.

182. David V. Herlihy. Bicycle. The History. — Yale University Press, 2004

183. Попов С. Е. Лекарь Николай Коротков. — СПб.: Инкарт, 2005.

184. Главацкий М., Дашкевич Л. Павел Аносов — известный и неизвестный // Наука и жизнь: Ж. — М., 2005. — № 9.

185. Колесников А. П. История изобретательства и патентного дела: Важнейшие события и факты в истории отечественного изобретательства. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.:ИНИЦ Роспатента, 2005.

186. Поваров Г. Н. Истоки российской кибернетики. — М.: МИФИ, 2005.

187. Царьков А. Русско-японская война 1904–1905. Боевые действия на море. — Л.: Экспринт, 2005.

188. Elizabeth C. English. Invention of Hyperboloid Structures. — Metropolis & Beyond, 2005.

189. Романов C. Фальшивомонетчики. Как распознать фальшивые деньги. — М.: Эксмо, 2005.

190. Изволов Н. Владислав Старевич. — Интеррос, 2006.

191. Pascal Honegger. General information about Citroën Kegresse cars. — Krybebånds-Societetet, novembre 2006.

192. Ahern, Steve. Making Radio (2nd Edition). — Allen & Unwin, Sydney, 2006

193. Рогачков Н. Б. Несгораемый город. Исторические очерки из жизни столицы и ее огнеборцев (1147–1917). — М.: ПожКнига, 2006.

194. W. Chmielewski. World-Famous Polish Beekeeper Dr. Jan Dzierżon (1811–1906) and his work in the centenary year of his death. — Journal of Apicultural Research, Volume 45 (3), 2006.

195. Константинова С. «Электрогефест» Бенардоса. — Журнал «Изобретатель и рационализатор», 2006. — № 7.

196. Мир-Бабаев М. Ф. Краткая история азербайджанской нефти. — Баку: Азернешр, 2007.

197. Н. Н. Бенардос, изобретатель электросварки. — Лух: МУ Лухский КМ им. Н. Н. Бенардоса, 2007.

198. The ABC & XYZ of Bee Culture: An Encyclopedia Pertaining to the Scientific and Practical Culture of Honey Bees. — A I Root Co; 41 edition, 2007.

199. Деревенский Б. Г. История игры в городки. — Альманах «Русский міръ», (СПб.) № 1, 2008.

200. В. Я. Крестьянинов. Минные заградители типа «Амур» (1895–1941). — СПб.: Издатель 000 ИТД «ЛеКа», 2008.

201. Заграевский С. В. Первый каменный шатровый храм и происхождение шатрового зодчества. — Русарх, 2008.

202. Из истории изобретения и начального развития радиосвязи: Сб. док. и материалов / Сост. Л. И. Золотинкина, Ю. Е. Лавренко, В. М. Пестриков; под. ред. проф. В. Н. Ушакова. СПб.: изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина), 2008.

203. Смышляев. В. А. Сан-Галли — человек и завод. — СПб, 2008.

204. Рубец А. Д. История автомобильного транспорта в России. — М.: ЭКСМО, 2008.

205. Матвейчук А. А., Фукс И. Г. Технологическая сага: «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» на всемирных и российских выставках. — М.: Древлехранилище. 2009.

206. Коломна и Коломенская земля. История и культура: Сб. ст. / Сост. А. Г. Мельник, С. В. Сазонов. — Коломна: Лига, 2009.

207. Корсаков С. Н. Начертание нового способа исследования при помощи машин, сравнивающих идеи / Пер. с франц. под ред. А. С. Михайлова. — М.: МИФИ, 2009

208. Histoire de Paris, — L’Harmattan, 2009.

209. Долгоносов А. М. Методы колоночной аналитической хроматографии. Учебное пособие для студентов химических специальностей. — Дубна, 2009 г.

210. Сеидов В. Архивы бакинских нефтяных фирм: XIX — начало XX века. — М.: Модест Колеров, 2009.

211. Андриенко В. Г. Ледокольный флот России, 1860-е — 1918 гг. — М.: Европейские издания, 2009.

212. Гагарин Е. И. Леонтий Лукьянович Шамшуренков. — Киров: О-Краткое, 2009.

213. Шувалов П. И., Шувалов И. И. Избранные труды. М.: РОССПЭН, 2010.

214. Кочина В. Поморский коч идёт на Камчатку. — Журнал «Вокруг света», 2010.

215. Радовский М. И. Александр Попов. — М.: Молодая гвардия, 2010.

216. Ергин Д. Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть. — М.: Альпина Паблишер, 2011.

217. Delgado, James P. Silent Killers: Submarines and Underwater Warfare. — Osprey Publishing, 2011.

218. Супотницкий М. В. От «шлема Гипо» — к защите Зелинского. Как совершенствовались противогазы в годы Первой мировой войны. — Офицеры, 2011. — № 1 (51).

219. Reitherman, Robert. Earthquakes and Engineers: an International History. — Reston, VA: ASCE Press, 2011.

220. Guarnieri, M. The age of vacuum tubes: Early devices and the rise of radio communications. — IEEE Ind. Electron, 2012.

221. Пономарев, А. В., Сидорин А. Я. Основоположник современной сейсмологии Борис Борисович Голицын (1862–1916 гг.): к 150-летию со дня рождения. — Вестник ОНЗ РАН, 2012.

222. Richard Holmes, Falling Upwards. — London: Collins, 2013.

223. Матонин Е… Никола Тесла. — М.: Молодая гвардия, 2014.

224. Шунков В. Н., Мерников А. Г., Спектор А. А. Русская армия в Первой мировой войне 1914–1918. — М.: АСТ, 2014.

225. Ronalds, B. F. Sir Francis Ronalds and the Electric Telegraph. — Int. J. for the History of Engineering & Technology, 2015.

226. Михайлов А. С. Усиление возможностей разума — изобретения С. Н. Корсакова. — Искусственный интеллект и принятие решений, № 2, 2016.

 

Об авторе

 

Тим Скоренко — современный писатель, журналист и популяризатор науки. Родился в Минске в 1983 году, окончил Белорусский национальный технический университет, с 2009-го живёт в Москве и работает в сфере научной журналистики. Автор ряда художественных романов на стыке жанров фантастики и реализма, а также более чем 400 научно-популярных статей в различных журналах.

Лауреат ряда литературных и журналистских премий, в частности — премии имени Александра Беляева (2015) за цикл занимательных опытов и мастер-классов, опубликованный в журнале «Популярная механика». Читает открытые лекции на темы изобретательства, в том числе о методах изобретательского мышления и истории российской изобретательской школы.

 

 


[1]Основанная в 1687 году Славяно-греко-латинская академия была первым в стране высшим учебным заведением. Появилась она тоже при Петре, хотя он на тот момент был 15-летним юношей и вряд ли самостоятельно инициировал основание вуза. Тем не менее прорыв — с отставанием от Европы примерно на 400 лет — произошел.

 

[2]Суппорт — это элемент станка, в котором укрепляется собственно инструмент. До его изобретения существовали примитивные токарные станки, но инструмент мастера держали в руках, что требовало большого искусства, силы и не позволяло достигнуть высокой точности обработки.

 

[3]Она же «Путешествия Марко Поло», она же «Книга о разнообразии мира» — записанная со слов Поло хронология его азиатских путешествий, совершенных с 1276 по 1291 год.

 

[4]Если вкратце, то законцовки лопастей нарушают плавное течение потока жидкости или газа. Образуются турбулентные волны, действующие на сами лопасти и на окружающие их элементы. В частности, эти волны могут вызывать противодействие движению вентилятора, снижая его эффективность и долговечность.

 

[5]Ткацкий станок Жаккара, использующий систему перфокарт для формирования узора на ткани, был впервые представлен в 1801 году.

 

[6]Регалия — это документ, фиксирующий государственную монополию на некий вид деятельности и полный запрет на нее частным лицам и компаниям.

 

[7]В те времена таким словом называли прибор, фиксирующий колебания на бумаге, а не то, что сейчас.

 

[8]Кстати, самая первая опытная модель, построенная Докучаевым еще до образца с двигателем «Де Дион-Бутон», недалеко ушла от рамы Неждановского: за неимением руля как такового водитель подтормаживал то одной, то другой ногой, чтобы ей управлять.

 

[9]Бейсджампинг (англ. B. A. S. E. jumping) — прыжки с парашютом со стоящих на земле объектов: зданий, высотных конструкций, скал. Во многих странах мира, включая Россию, прямо запрещен или расценивается как хулиганство. Бейсджампинг опаснее традиционных видов парашютизма по причине экстремально малых высот и отсутствия какого-либо контроля, официального обучения, сертификации и пр., — бейсджамперы учатся друг у друга и прыгают на свой страх и риск, часто проникая на объекты («экзиты») нелегально. — Прим. ред.

 

[10]Сам создатель парашюта расшифровывал аббревиатуру как «Русский Котельникова», когда демонстрировал свое детище за границей, и как «Ранцевый Котельникова» — в России.

 

[11]Замечу, что первый в истории колесный паровой плуг запатентовал и построил в 1832 году англичанин Джон Хиткоат. В ходе единственных полевых испытаний его 30-тонная машина намертво завязла в пашне и была признана нефункциональной.

 



2018-07-06 388 Обсуждений (0)
Те, кто не попал в эту книгу 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Те, кто не попал в эту книгу

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (388)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)