Сущность и классификация педагогических технологий
Понятие «технология» трактуется дословно (исходя из этимологии и греческого происхождения слова «технэ») как учение об искусстве, ремесле. С введением понятия «технология» в педагогику актуализируется проблема соотношения науки и искусства в педагогике. К. Д. Ушинский: «Педагогика не наука, а искусство, самое обширное, сложное, самое высокое, самое необходимое их всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку». [31, C. 8] В. П. Беспалько: «Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология — на науке».[6, C. 12] В развитии понятия «педагогическая технология» выделяют 4 этапа: 1. 40-е - 50-е годы прошлого века. Первоначально под педагогической технологией понималась технизация учебного процесса. Такой подход связан с появлением различных технических (аудиовизуальных) средств обучения. 2. Середина 50-х - 60-е годы XX века. Идея программированного обучения, активного использования в обучении обратной связи, электронных классов, обучающих машин. 3. 70-е годы прошлого столетия. Разработка технологий на основе системного подхода. В этот период С. Сполдинг подчеркивает, что настоящая технология содержит: процесс постановки целей, постоянное обновление учебных планов и программ, тестирование других стратегий и учебных материалов, оценивание педагогических систем в целом и определение новых надежных целей при принятии информации об эффективности системы. М. Вулман называл технологией образования целенаправленное использование предметов, приемов, средств, событий или отношений для повышения эффективности учебного процесса. 4. 80-е годы XX века. Выявление интерактивных средств обучения, осмысление сущности понятия «технология». Комиссия по технологиям обучения США определяет технологию как систему действий по планированию, обеспечению и просчитыванию всего процесса усвоения знаний и коммуникаций, использования человеческих и материальных ресурсов для достижения более эффективного обучения. [31, C. 9] Н.В. Бордовская утверждает, что до сих пор нет единой точки зрения насчет определения технологии, но отражает её понятие в следующих аспектах: · процедурное воплощение частей организуемого педагогом процесса в виде системы действий; · круг или алгоритм действий субъектов образовательного процесса; · возможность построения педагогической системы на основе определенного набора приемов; · упрощение образовательных целей к целям деятельности конкретного педагога по реализации государственного образовательного стандарта на уровне конкретной учебной дисциплины или фрагмента образовательного процесса, организуемого для реализации образовательной программы и успешного ее освоения или для решения других, не менее важных образовательных задач; · путь реализации конкретного процесса в образовательной практике путем расчленения его на систему последовательных, взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются субъектами этого процесса однозначно; · конструирование и оценка образовательных процессов при учете человеческих, временных и других ресурсов в достижении эффективности образования и его целей. В конце своей работы про технологию в общем, Н. В. Бордовская под технологией предлагает понимать «поэтапное осуществление того или иного метода или принципа с помощью некоторых форм работы. При одном и том же принципе могут быть разные технологии его реализации». [41, C. 13-14] Известный своими работами по педагогическим технологиям Г. К. Селевко понятие «педагогические технологии» представляет как три аспекта: 1) научный: педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучении и проектирующая педагогические процессы; 2) процессуально-описательный: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения; 3) процессуально-действенный: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. [38, C. 15] Согласно ЮНЕСКО, педагогическая технология — системный метод создания, использования и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом всех ресурсов, включая технический и человеческий, и их взаимодействия, ставящий своей целью оптимизацию форм образования. [31, C. 9] После рассмотрения различных трактовок понятия «педагогическая технология» можно сказать, что педагогическая технология функционирует и в качестве науки, изучающая наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, используемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. Как и множество определений «педагогической технологии» существует несколько их классификаций. Самую большую работу по классификации педагогических технологий предложил Г. К. Селевко. Педагогические технологии Г. К. Селевко в своей книге «Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления» классифицирует 1) по уровню применения; 2) по философской основе; 3) по методологическому подходу; 4) по ведущему фактору развития личности; 5) по научной концепции освоения опыта; 6) по ориентации на сферы и структуры индивида; 7) по характеру содержания; 8) по виду педагогической деятельности; 9) по типу управления; 10) по методам и способам; 11) по организационным формам; 12) по средствам обучения и воспитания; 13) по подходу к ребенку; 14) по направлению модернизации; 15) по категориям педагогических объектов. По таким критериям распределены более 100 педагогических технологий. [30, C. 17-31] Л. Г. Семушина, заслуженный учитель Российской Федерации предлагает следующую классификацию педагогических технологий: 1) знаниевые, когнитивные технологии, ориентированные на формирование системы знаний; 2) проблемные, развивающие технологии, ориентированные на активизацию мыслительной деятельности; 3) деятельностные технологии, ориентированные на формирование системы учебно-познавательных навыков; 4) технологии, направленные на активности личности в процессе. [39, C. 214] современных технологий Ползикова Н. Б. в «Современные образовательные » выделяет приоритетные : 1. Информационно-коммуникационная . 2. Технология развития мышления. 3. Проектная . 4. Технология проблемного . 5. Здоровьесберегающие . 6. Игровые технологии. 7. мастерских. 8. Кейс-технология. 9. интегрированного обучения. 10. сотрудничества. 11. уровневой дифференциации. 12. технологии. 13. Традиционные (классно-урочная система). 14. технология [33, C. Рассмотрим некоторые из образовательных технологий. технология не является новым в мира. Технология своей целью - интереса учащихся к проблемам, щим владение определенными и через проектную , предполагающим решение проблем, использовать на практике знания. И. Трухин , что автором метода является педагог Е. Паркхаст. же авторов, например, . Полат, считают, что проектного стала развиваться 19 - начале 20 . По их мнению, метод зародился во половине 19 века венных школах США, путем были концепции « педагогики», основоположником был американский философ Джон Дьюи. технология систему трех учащихся при поддержке и функции учителя: замысел – реализация - пр. Работа по технологии дает расширять индивидуальные способности учащихся, осознанно к профессиональному и социальному . [12, C. 36] Технология проблемного основано на получении новых посредством решения и практических проблем, , создающихся для этого ситуациях. польский ученый В. в своей книге « проблемного обучения» , что чем больше стремятся в ходе работы попасть на тот , по которому идет , тем лучше результаты. Отечественные Т.В.Кудрявцев, А.М.Матюшкин, и другие разработали основы так проблемного обучения в его вариантах. Суть его тся в следующем. Перед ставится , познавательная задача, и (при прямом учителя или самостоятельно) пути и ее решения. Они строят , намечают и рассматривают проверки ее истинности, аргументируют, проводят рименты, наблюдения, их результаты, рассуждают, . Сюда принадлежат, например, на самостоятельное «» правил, законов, , теорем, самостоятельное закона физики, правописания, формулы и т.д. [50, C. 237] образовательные технологии – это все те технологии, программы, , которые целью ставят у учащихся культуры , личностных качеств, его сохранению и , развитие представления о как ценности, мотивацию на здорового образа . Вопросом здоровьесберегающих технологий такие ученые как М.М. , А.В. Левченко, Н.К. Смирнов и др. В изучений работ выявили, что технологии в учебном относятся к качественной любой технологии, показывающей, при реализации данной решается цель здоровья субъектов образо процесса: учеников, . [5, C. 9] Технология использования в игровых : ролевых, деловых и видов обучающих игр. В от игр вообще педагогическая отличается признаком – конкретно целью обучения и ей педагогическим результатом, могут доказаны, выделены в виде и характеризуются направленностью. Разработкой игры, ее положений, выяснением ее природы, значения для учащихся в отечественной занимались Л. С. , А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. [17, C. Игровая форма рождается на уроках при игровых и ситуаций, которые как средство мотивации, учащихся к учебной . Такие содействуют расширению , развитию когнитивной , формированию определенных и навыков, в практической деятельности, общеучебных умений и . [9, C. 193] Изучением уровневой занимались множество , среди них можно таких отечественных как А.В. Матвеев, В.И. За, И.П. Махова. В рассматриваемой ии у учителя появляется помогать слабому , уделять сильному, реализуется сильных учащихся и глубже продвигаться в . Сильные утверждаются в своих , слабые получают испытывать учебный , повышается мотивации ученья. ребенок обучается на своих возможностей и . [22, C. 10] Технология обучения характеризуется изучением теоретического ла укрупненными блоками, учебной , завершенностью и согласованностью познания и других деятельности, поуровневой учебной . Данная технология вает учащемуся развитие его сферы, интеллекта, , умение самоуправление учебно-познавательной в собственном комфортном . Этот темп определить для учащийся, понимающий с целью и для чего он работать самостоятельно. имеет оказания индивидуальной учащимся. Но в данном помощь учителя и оказывается в тех : · если учащийся, инструкцию, не знает, что дальше; · долго учебный , не умея работать с , картой, выполнить ; · не знает содержания, не домашнего и т.д. На всех этапах обучения учитель как организатор и руководитель обучения и учащихся. Учитель самостоятельную познавательную учащихся, планируя на выполнение с учетом психологических учащихся, темпов , учебных возможностей, работать . Технология модульного гарантирует каждому освоение выбранного им уровня и на более высокий обучения. [10, C. 112] В анализа литературы по образовательным для дальнейшего исследования технология модульного , обладающая рядом : · Технология обучения позволяет использовать весь арсенал – различные , приемы обучения. · Обеспечивается содержания обучения, автономности учебных . · Ученик максимум времени , учится самопланированию, , самоконтролю и самооценке.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1056)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |